вторник, 25 августа 2020 г.

МОЗАИКА ИЗ ВРЕМЕНИ

27 августа – День российского кино


Хорошее кино всегда чем-то сродни увлекательному путешествию, несущему с собой интересные открытия, яркие впечатления, свежие эмоции и новые знакомства. Когда события, разворачивающиеся на экране, захватывают полностью, и погружение в киноисторию заставляет нас сопереживать, мы поневоле чувствуем себя участниками происходящего, примеряя к нему свой собственный жизненный опыт. Запечатленная в кадре реальность обладает особыми свойствами и неоспоримым воздействием на зрителя, а потому в мире вряд ли найдется хоть один человек, совершенно равнодушный к кинематографу. У каждого из нас есть любимые фильмы, актеры и режиссеры...

 

НЕСКОЛЬКО лет назад один памятный августовский день подарил мне возможность пообщаться со звездами советского и российского кино - народной артисткой РСФСР Ларисой Анатольевной Лужиной и заслуженной артисткой РСФСР Натальей Владимировной Варлей. В их фильмографии – целая эпоха отечественного кинематографа. Роли, сыгранные в кино, принесли им любовь миллионов зрителей... Вместе с ними в Ингушетию тогда приехали заслуженные артисты России Инна Разумихина, Борис Галкин и Тимофей Федоров, а возглавлял эту звездную команду секретарь Союза кинематографистов России Сергей Новожилов. Впервые День российского кино они праздновали не в столице, а в самом маленьком субъекте страны…



Лариса Лужина читала стихи Владимира Высоцкого, с которым она снималась в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль» о приключениях альпинистов. Кстати, это именно Лариса Анатольевна стала потом прототипом стихотворения Владимира Семеновича «Она была в Париже». «В Ингушетии мужчины умеют дружить», – поделилась актриса своими наблюдениями. А любимая всеми «кавказская пленница» Наталья Владимировна Варлей призналась, что за время пребывания в нашей республике ей уже не раз предлагали стать ингушской пленницей.

 

ИЗ ДОСЬЕ «СЕРДАЛО»

27 августа 1919 года в России был издан Декрет Совнаркома о национализации кинодела в стране. С этого времени вся фото- и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, возглавлял который Анатолий Луначарский. В память об этом событии дата 27 августа и стала считаться Днем советского кино, а в настоящее время - Днем российского кино.

«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов.

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут. Одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала советская лента «Броненосец Потемкин». Этот знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна вышел на экраны в 1926 году.

 

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ нас в кинематографе? Мне кажется, лучшим ответом на этот вопрос могли бы стать слова, принадлежащие выдающемуся советскому кинорежиссеру и сценаристу Андрею Тарковскому: «Ни одно из искусств не может запечатлеть время, кроме кино. По существу, что такое фильм? Это мозаика из времени».

Накануне Дня российского кино я предлагаю читателю совершить небольшое путешествие в прошлое. Передвигая временные рамки, мы еще раз соприкоснемся с известными уже нам страницами истории отечественной киноиндустрии, к которым самое непосредственное отношение имеют представители ингушского народа.

Имена Шамиля Ахушкова и Берда Котиева сравнительно недавно вернулись к нам из забытья, благодаря поискам известного ингушского краеведа Берснако Газикова. Шамиль Заурбекович Ахушков - писатель, прозаик, кинопублицист, литературный критик, режиссер, кинокритик и сценарист – в 20-40 годы прошлого века плодотворно работал в Харькове (тогда столице Украины) и в Москве, сумев обратить на себя внимание великих современников. Первые литературные опыты юного Ахушкова высоко оценил Максим Горький, а кинематографическая судьба позже свела его с выдающимся мастером экрана Сергеем Эйзенштейном. Их переписку мы уже публиковали прежде.

Появление Шамиля Ахушкова в кинематографической среде совпало с «золотым веком» советского кино, когда еще не было гонений на индивидуальный подход к киноискусству, и социалистический реализм не ограничил столь резко возможности художника для свободного творчества.

В 1928 году Шамиль Ахушков приезжает из Украины в Москву на заседание правления кинотреста «Востоккино». Этот кинотрест, просуществовавший до 1935 года, был создан для того, чтобы «важнейшее из искусств» получило свое развитие в автономных республиках Советской России, не имевших собственной кинобазы. Наряду с выполнением других задач, он занимался кинопроизводством, связанным с тематикой малых народов России.

Выступление Ахушкова на заседании правления «Востоккино» характеризует его не только как знатока и профессионала в мире киноискусства. Он предстает человеком, имеющим собственное видение ситуации, и выдвигает конкретные предложения, способные эту ситуацию изменить: «Я считаю, что […] наметился один основной момент - это низкое качество продукции. Я не буду вдаваться в рассуждения о том, кто виноват в этом. Причин этому много. Они уходят корнями ещё «в тьму веков» нашей кинематографии. Поскольку здесь, на нашем сегодняшнем собрании, идёт вопрос о продукции «Востоккино», нужно отметить, что продукция «Востоккино» слаба идеологически и художественно и что уровень нашей продукции низок […]. Нам нужно […] попытаться наметить те мероприятия, которые могли бы устранить эти причины, помогли бы изжитию прошлых ошибок, провалов в работе, помогли бы в повышении качества нашей продукции. Проблема эта является на сегодняшний день основной, в области создания технической и сырьевой базы советской кинематографии достигнуты крупнейшие успехи.

Вопрос о качестве продукции упирается в один основной вопрос - в вопрос о кадрах. Говорить о кадрах «Востоккино» - значит иметь ввиду прежде всего нацкадры. Что делается нашим руководством в деле создания, подготовки своих нацкадров. Я работаю в «Востоккино» только 10 месяцев, но, насколько мне удаётся наблюдать, по существу почти не делается ничего. Нами были организованы на местах краткосрочные сценарные курсы. Могли ли они принести реальные, действительные результаты? Мне думается, что нет. И это надо было иметь в виду с самого начала. Ничего реального по существу они не дали. Эти курсы, организованные в отделениях с кинопроизводством, территориально не связанных, в лучшем случае дали только материал для сценария, который можно было бы передать потом сценаристу, т.е. давали только сырьё, а не готовый продукт - сценарий. Вопрос другой, что эти курсы могут явиться фильтрами, которые отсеяли бы на кинопроизводство наиболее способных, выявивших себя молодых курсантов. Но если сценарные курсы на местах делали в какой-то мере попытку разрешить проблему сценарных кадров, то в отношении подготовки работников творческого труда других областей кинематографии (режиссёров, операторов, актёров) нами не делается, в общем, ничего…»

Фигура Шамиля Заурбековича Ахушкова привлекает к себе внимание своей необычайной масштабностью. Анализируя архивные материалы, обнаруженные Б.Д. Газиковым, известный ученый Марьям Яндиева в своем исследовании  подчеркивает: «Ш. Ахушков является одним из духовных «пульсаров» до сих пор не выявленного архипелага ингушской интеллектуальной, художественно-творческой диаспоры XX века. Он «золотое зерно… духовности, рассеянное по всему миру жестокими ветрами эпохи», вброшенное историческим ураганом начала прошлого века в украинскую и русскую почву, культурный донор, питавший истоки украинского и тогдашнего советского киноискусства, фильмографии, кинокритики, а также академической истории мирового кино».

 

ДРУГОЙ представитель ингушского народа – Берд Асламбекович Котиев -  26 марта 1928 года был избран членом правления, а немногим позже стал и председателем правления «Востоккино». Одна из крупнейших кинофабрик СССР находилась под началом Берда Котиева до самого ее закрытия в 1934 году.

Несмотря на то, что киноорганизация «Востоккино», существовавшая в 1928-1934 годах, упоминается во всех справочниках, связанных с киноиндустрией СССР, имя ее руководителя нигде не отмечается. Трест «Востоккино» был создан на базе двух кинокомпаний - «Чувашкино» и «Немкино» - для обслуживания национальных республик и областей РСФСР. Фильмы, выпускаемые упомянутыми компаниями, были слишком низкого качества, и их существование было признано тогда нецелесообразным.

«В задачи «Востоккино» входила помощь республикам и областям в развитии киносети и проката, а также производство художественных картин и культурных фильмов на материале истории и современности малых народов России. В 1930 году в состав треста вошла также Ялтинская кинофабрика. Всего за время существования «Востоккино» здесь было произведено, частью самостоятельно, частью в содружестве с другими киноорганизациями, более двадцати пяти полнометражных фильмов. Эти фильмы в какой-то степени отражали жизнь, историю и быт народов, которым были посвящены, что способствовало лучшему пониманию друг друга различными народами СССР».

В 1928 году в прокат вышел один из лучших фильмов «Востоккино»  «Зелимхан», повествующий о борьбе горцев с царским самодержавием. Режиссером этого фильма, снятого по одноименной книге Д. Гатуева и восторженно принятого за рубежом, стал режиссер О. Фрелих.

Газета «Революция и горец» в 1929 году писала: «В Москве, в Ростове и в других городах Союза с большим успехом идет кинокартина о знаменитом чеченском абреке Зелимхане; в Ростове она идет уже два месяца... каждый вечер при громадном стечении зрителей... у театров толпа, и места берутся, что называется, с бою...» Актера Ладо Бестаева, снявшегося в роли чеченского абрека, американские кинокритики назвали кавказским Дугласом Фернбексом.

Кстати, с режиссером этого фильма Олегом Николаевичем Фрелихом Б.А. Котиева связывали достаточно теплые отношения. Об этом можно судить из его письма:

«…Читая Ваши письма, я искренне Вам сочувствовал. Надеюсь, что Вы теперь уже несколько акклиматизировались...

Частенько вспоминаем Вас и Ваше житьё-бытьё на чужбине.

Кинематографических новостей у нас куча...

Так или иначе, мы стоим, безусловно, перед будущим переворотом в советской кинематографии… мы организуем студию звук-фильма, которая даст нам возможность синхронизировать экспортные фильмы, а также знакомить наши кадры с новыми методами работы. Мало того, что все кадры нужно постепенно переучивать, но сейчас на сцену выступают новые работники: киноинженеры, композиторы, акустики-шумовики и т. д., т. е. названия должностей, которые немая кинематография никогда не знала…

Перехожу к вопросу о Вашей работе у нас, мы Вам дадим постановку казахской картины по сценарию Туркина «Путь женщины». Сценарий требует некоторой переделки… По получении этого письма вышлите к нам официальное предложение дать Вам постановку. Одновременно с ответом я Вам вышлю сценарий. Итак, жду, привет от всех наших.

Крепко жму руку и желаю успеха в Вашей работе.

Берд Котиев,

14.12.1929 года.

Москва»

К работе в «Востоккино» Берд Котиев старался привлекать лучших советских мастеров экрана того времени, а сценаристами этой кинофабрики нередко выступали знаменитые писатели. Среди последних можно назвать, к примеру, К. Паустовского, В. Шкловского, И. Бабеля и Вс. Иванова.

В 1934 году «Востоккино» перестало существовать, но Берд Котиев продолжил свою работу в кинематографической сфере – теперь уже в Государственном управлении кинофотопромышленности («Наркомкино») СССР. Управление возглавлял Борис Шумяцкий, позже ставший заместителем председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР.

Жизнь Берда Котиева окончилась трагически. В середине 30-х годов, на советскую киноиндустрию со всей своей сокрушительной жестокостью обрушился молох сталинских репрессий. Известный кинокритик и журналист Аркадий Бернштейн в своей статье «Сочли врагами народа», опубликованной в журнале «Искусство кино» в 1993 году, писал об этом так: «Наиболее смутным, жестоким временем в жизни советского кинематографа был период, когда во главе Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР стояли старый большевик, эрудированный Б. Шумяцкий и бывший чекист, малообразованный С. Дукельский. Б.Шумяцкому пришлось отдать на заклание своих заместителей, ряд ответственных работников и консультантов ГУКФа, в числе которых были Я. Чужин, К. Юков. В. Усиевич, Б. Котиев, В. Волощенко, В. Россоловская, Е. Гольцман и другие, а в конце 1937 года и сам он сгинул в подвалах Лубянки...»

 

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: автор статьи с народной артисткой РСФСР Ларисой Лужиной и заслуженной артисткой РСФСР Натальей Варлей. Назрань, 27 августа 2013 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...