суббота, 26 сентября 2015 г.

ЯРКИЕ КРАСКИ БАЛКАРСКОЙ СВАДЬБЫ

КАВКАЗ БЕЗ ГРАНИЦ


Стремительно пролетевшее лето подарило каждому из нас  незабываемые впечатления, новые интересные открытия, приятные встречи и неожиданные знакомства. Наверное, потому мы уже сейчас, хоть и прошло совсем немного времени, с легкой грустью вспоминаем те солнечные дни, когда так сетовали на жару, когда нам очень хотелось порой покоя и прохлады… Для меня одним из ярких воспоминаний об ушедшем лете останется, пожалуй, старинная балкарская свадьба, уникальная возможность побывать на которой выпала на мою долю.

ПРИКОСНОВЕНИЕ к вековой старине, о которой помнят нынче разве что седобородые балкарские старцы да омытые нарзановой чистотой вечные камни Балкарии, стало возможным, благодаря Фонду по сохранению памятников истории и культуры «Сто шагов к Кайсыну». Этот фонд уже на протяжении нескольких лет действует в Кабардино-Балкарии, проводя огромную работу по возрождению национальной культуры балкарцев. Возглавляет фонд «Сто шагов к Кайсыну» Хадис Тетуев  - человек, бесконечно преданный своему народу и страстно влюбленный в отчий край, воспетый великим поэтом. Одним из первых грандиозных проектов, осуществленных фондом, стало возведение каменной стены из ста плит, на которых высечены бессмертные поэтические строки Кайсына Кулиева.
Другой проект фонда «Сто шагов к Кайсыну» - «Нартские игры», которые теперь ежегодно проходят в Кабардино-Балкарии. В нынешнем году они проводились уже в шестой раз, и их главным событием стала традиционная балкарская свадьба – таулу той. Необычное праздничное действо, проходившее в полном соответствии с древними традициями балкарского народа, собрало в селе Ташлы-Тала, что в Лескенском районе Кабардино-Балкарии, огромное количество людей. Гости на эту свадьбу приехали со всех концов республики. И стар, и млад спешили сюда, чтобы воочию увидеть свою ожившую историю. На их глазах соединялись брачными узами жители Ташлы-Тала Ильяс Гузиев и Индира Бичеккуева.
У ингушей и балкарцев много общего и одна трагическая судьба. Оба народа были подвергнуты сталинскому геноциду, понесли неисчислимые бедствия и вынуждены до сей поры по крупицам восстанавливать свою национальную историю и культуру. В этом, собственно, трагедия всех репрессированных сталинщиной народов. Их долгие годы пытались лишить национального самосознания и национальной идентичности. Но вопреки всему, пройдя многотрудный путь, полный суровых испытаний и невосполнимых потерь, эти народы не утратили своей верности заветам предков. Никому не удалось изжить в них тяги к собственным корням, стремления к истокам национального духа.Балкарская свадьба в селе Ташлы-Тала стала красочной иллюстрацией такого стремления. Представители старшего поколения словно передавали эстафету в руки молодых, тех, кому завтра предстоит жить на родной земле и украшать ее своим трудом. В этом единстве светлых надежд, казалось, в полную силу торжествовал древний этический кодекс карачаево-балкарского народа Ёзден Адет , указывающий путь веры, чести, добра, достоинства и свободы.Однако пока еще не все так хорошо, как нам того хотелось бы. И в балкарском, и в ингушском обществе с тревогой говорят о том, что в национальный обиход вторгаются новые веяния. Новомодные введения затронули и свадебный обряд. Свадьбы все чаще стали играть в ресторанах... Неужели национальный дух постепенно угасает?  - Наше старшее поколение уверено: в балкарской свадьбе происходят  недопустимые деформации, - говорит моя коллега из Кабардино-Балкарии, корреспондент газеты «Горянка» Марзият Байсиева. - Введены новые «современные»  правила, которые категорически не соответствуют духу национальной культуры.Горькая правда состоит в том, что многие балкарцы понятия не имеют о законах проведения  национальной свадьбы. Но виноваты ли они в этом  незнании? В советские годы  активно стирались национальные различия, были в моде «комсомольские» свадьбы. Сейчас - экономический кризис, лишь бы семью прокормить. Да и поколение, которое ещё что-то помнило о традициях и обычаях, уже уходит…Многие скажут, кому нужна сегодня национальная свадьба? Возражу им. Красивая свадьба остается мечтой многих молодых людей, которые считают её началом счастливой супружеской жизни. А что может быть красивее национальной свадьбы? В ней – видение мира наших предков. И, возрождая её, мы словно приглашаем в нашу жизнь ушедшие поколения, раздвигаем горизонты нашего бытия, встречаясь лицом к лицу с теми, чья кровь течет в наших венах. Перенося культуру из прошлого в настоящее, мы оберегаем её для будущего. Без этого духовные пустоты неизбежны.

НАСТОЯЩАЯ балкарская свадьба является увлекательным и ярким зрелищем. В этом убедились и мы, гости, приехавшие в Ташлы-Тала из Ингушетии. В строгом следовании древним народным традициям всегда кроется удивительная красота и гармония. А уж если дело касается свадьбы…Шестые «Нартские игры» в первозданной красе продемонстрировали присутствующим весь свадебный обряд балкарцев и предшествующее ему сватовство. На протяжении всего праздника не смолкали народные балкарские песни, продолжались танцы и игры. Словом, веселье било через край. А пока старшие были заняты своим делом, молодежь состязалась в силе и ловкости. Молодые джигиты взбирались высоко вверх по скользкому шесту, пытаясь завладеть призами в этой старинной народной забаве. За общим весельем бдительно следил неутомимый теке, облаченный в костюм тотемного животного. Этот сакральный герой и пары в танцевальный круг приглашал, показывая собственным примером, как нужно радоваться праздничному событию, и при необходимости мог пригрозить своей плеткой тем, кто отступал от правил.Свадебный поезд, отправившийся в дом невесты, представлял собой кавалькаду автомобилей. И это было единственным отступлением от стародавних времен – фаэтонов нынче днем с огнем не сыскать. Зато во главе этого поезда гарцевали на горячих скакунах джигиты в черкесках и с флагами в руках. На одном из этих флагов реяла фамильная символика. Везли с собой родственники жениха и «ореховую шапку». Предназначение маленьких зеркал на ней в том, чтобы отвратить дурной глаз, сладости пророчат молодым счастливую и благополучную жизнь, а вот разные безделицы, которыми тоже украшена «ореховая шапка», пойдут потом на подарки детворе.Еще один важный атрибут отправляющихся за невестой родственников жениха – свернутый войлок с приколотыми на него подарками. В доме невесты им вскоре предстоит произнести девять пожеланий. Эта ответственная миссия возлагается на самых уважаемых людей. Танцы начнутся уже после третьего такого пожелания и будут длиться столько, сколько будет длиться сама свадьба.Покинуть беспрепятственно дом вместе с невестой родственникам жениха не удастся. Им, как и на ингушской свадьбе, преградят путь дети, требующие своего выкупа. Вообще, в традиционной балкарской свадьбе присутствует множество увеселительных моментов. Ей свойственен целый комплекс различных брачных обрядов. Описать их все в одной газетной статье вряд ли удастся. Однако у каждого, кто интересуется этой стороной истории балкарского народа, всегда есть возможность обратиться к соответствующим исследованиям.

ПЕРЕД отъездом из Ташлы-Тала я взял интервью у Тамары Биттировой, доктора филологических наук, профессора, главного научного сотрудника отдела балкарской филологии Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Российской Академии наук. Тамара Шамсудиновна известный  культуролог и литературовед. Ее исследования посвящены карачаево-балкарской культуре и литературе.- В каждом малочисленном народе живет страх быть проглоченным глобализацией, - сказала Т.Ш.Биттирова. – Собственно, перед такой угрозой находятся сегодня и большие народы. Радует, что наша интеллигенция прониклась пониманием этой проблемы и предпринимает шаги, направленные на то, чтобы сохранить национальный язык и национальную культуру, возродить к новой жизни проверенные веками традиции и обычаи. Одним из таких неравнодушных людей является Хадис Тетуев. Юрист и историк по образованию, он стал инициатором многих национальных проектов. Возглавляемый им фонд объединил единомышленников, благодаря которым сегодня, к примеру, восстановлена сакля, в которой родился Кайсын Кулиев, и в мраморных плитах увековечены сто лучших стихотворений великого поэта.«Нартские игры» - это продолжение того большого дела, которое было начато нашей интеллигенцией несколько лет назад. По просьбам молодежи и представителей старшего поколения в нынешнем году они были посвящены традиционной балкарской свадьбе. Вы наверняка обратили внимание, что по ходу всего мероприятия ведущие подробно рассказывали о древних традициях, которыми пронизан свадебный обряд балкарцев. Молодежь внимала этим рассказам и имела возможность все увидеть своими глазами.Карачаево-балкарское общество всегда было очень демократичным и это нашло отражение в наших традициях и обычаях. При множестве сословий основной состав населения у нас представляли собой свободные крестьяне-уздени. Князей при этом было мало, а еще меньше было зависимых сословий. Демократичным оставалось и отношение к женщине. Иногда женщин приглашали даже на заседания Тёре – народного парламента (у ингушей это Мехк Кхел)Кстати, должна отметить, что я родилась в Хуламском ущелье, мой папа родом из Хулама. После нашего возвращения из депортации это общество, к сожалению, не восстановилось, и огромная территория осталась безлюдной. Людям не разрешили поселиться в местах прежнего проживания, и это было проявлением политики, направленной на ассимиляцию балкарцев. Интересно, что в топонимике Хуламского ущелья, которое выходит на Осетию, обнаруживается очень много ингушских слов. Даже само слово Хулам означает по-ингушски Лесистая гора. Есть у нас и местность, которая называется Ингушо – Ингушское урочище.Я изучила много исследований на эту тему и мне думается, что вайнахи действительно являются самыми древними жителями Кавказа. Вайнахский субстрат ощущается везде. Ингушское слово малх (солнце), возможно, присутствует и в самом названии балкарцев – малкъар (солнечные люди). По крайней мере, для меня это звучит убедительно, и я считаю, что новое прочтение нашей общей истории еще впереди…

Ахмет ГАЗДИЕВ

Фото автора




















  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...