Год памяти и славы
В конце 30-х годов прошлого столетия многие советские парни и девушки мечтали о небе. Это было время массового увлечения авиацией, и аэроклубы страны не знали отбоя от желающих сесть за штурвал самолета. Романтика полета, заставлявшая учащенно биться юные сердца, непреодолимо влекла к себе тех, кто был готов пожертвовать покоем и приложить все усилия для того, чтобы воплотить в жизнь свою мечту. Оказалась среди них и Ирина Федоровна Себрова – будущий Герой Советского Союза, бесстрашная летчица, защищавшая наш край в период Великой Отечественной войны…
РОДИЛАСЬ Ирина Себрова в декабре 1914 года в
небольшом селе Тетяковка Тульской губернии. Впервые оказавшись в
Москве в 1930 году, она и не представляла, как сложится ее дальнейшая судьба,
ставшая образцом подлинного героизма. Окончив в 1933 году школу фабрично-заводского
ученичества, девушка пришла работать на Московскую картонажную фабрику простым
слесарем по ремонту и наладке оборудования. Правда, как оказалось, дело свое
она изучила хорошо и совсем скоро ни в чем не уступала куда более опытным
мастерам.
Совмещая работу с учебой на вечернем отделении Московского
мукомольного техникума, в конце 30-х годов Ирина Себрова по комсомольской
путевке попала в Бауманский аэроклуб. Окончив его в 1939 году, позже училась в Херсонской
лётной школе Осоавиахима. Затем девушку, прекрасно освоившую летное дело,
пригласили на работу во Фрунзенский аэроклуб города Москвы. В качестве лётчика-инструктора
она успела перед самой войной подготовить здесь несколько групп курсантов.
Военная биография Ирины Себровой берет свое начало с
октября 1941 года. После окончания курсов при Энгельсской авиационной школе
лётчиков, в феврале 1942 года ее зачисляют в состав женского ночного
бомбардировочного авиаполка, формировавшегося под Саратовом.
Впереди у летчиц полка был сначала Южный, а потом и Северо-Кавказский фронт.
Бесстрашных девушек 46-го гвардейского ночного
бомбардировочного авиационного полка 325-й авиационной дивизии 4-й воздушной
армии фашисты не случайно прозвали «ночными ведьмами». Сражаясь с врагом в
составе Северной группы войск Закавказского фронта, они быстро прославились
своими подвигами в ходе Малгобекской оборонительной операции.
Фотографии юных летчиц, о которых на фронте ходили
легенды, часто появлялись в центральных газетах. Одна из таких фотографий была
опубликована 6 июля 1943 года в газете «Комсомольская правда». На ней
корреспондент запечатлел фронтовых подруг - гвардии лейтенанта Наталию Меклин,
совершившую к тому времени 400 боевых вылетов, и гвардии младшего лейтенанта
Ирину Себрову, на счету которой было уже 352 вылета.
Свою фронтовую дружбу эти летчицы пронесли через всю
жизнь. «Ира отлично летала - уверенно, спокойно, в любую погоду и в любых
условиях, - писала в послевоенных воспоминаниях Наталья Федоровна Меклин-Кравцова.
- И всё же у неё, как и у многих других, была полоса невезения, которая
относится к периоду подготовки к фронту и самому началу боевых вылетов. Ира
пережила 2 серьёзные аварии. На её глазах насмерть разбились 4 наших девушки.
Чудом остались целыми сама Ира и её штурман - Руфина Гашева. Однако Ира сумела
мужественно перенести это трудное для неё время и не поддалась чувству
неуверенности, которое может заползти в душу лётчика в подобных случаях…
По-настоящему первое боевое крещение мы получили,
летая в предгорьях Кавказа. Здесь, в Сунженской долине, окружённой горными
хребтами, мы задержались на целых полгода. Полёты в районе Терека были трудными
не только из-за того, что противник организовал здесь довольно сильную
противовоздушную оборону. Большую роль играла быстро меняющаяся погода и туманы
в горах, что усложняло полёты.
Гвардии старший лейтенант Ирина Фёдоровна Себрова, 1945 год. |
Однажды Ира получила задание бомбить немецкие
зенитные средства, расположенные в районе города Моздока. В её задачу входило
отвлечь внимание зениток и прожекторов на себя, чтобы дать возможность в это
время другим нашим экипажам уничтожить боевую технику противника в этом же
районе. Когда мы вылетали, темное небо было усеяно крупными звёздами, и погода
казалась отличной. Но уже за хребтом увидели, что с востока наползал плотный
белый туман, грозя закрыть и аэродром, и нашу цель.
- Ира, видишь, туман, - сказала я.
Ира кивнула. И ответила:
- А цель открыта.
«Успеем ли вернуться прежде, чем закроет аэродром ?»
- подумала я, но ничего больше не сказала. Пока цель открыта, нужно лететь
вперёд.
Фашисты встретили нас зенитным огнём. Пошарив в
небе, скрестились лучи прожекторов, цепко схватив наш самолёт. К нему
потянулись красновато-жёлтые трассы. Стреляли крупнокалиберные пулемёты. Ира
маневрировала в огне, насколько это было возможно с нашим тихоходным У-2.
Секунды казались часами. Прицелившись, я сбросила бомбы на ближайший прожектор.
В это время один за другим отбомбились и 2 других экипажа, летевшие вслед за
нами. Теперь можно было уходить. Резко развернувшись, Ира со скольжением
попыталась выйти из лучей. Под крылом блеснул Терек. Один за другим прожекторы
отключились. Вот они заметались в поисках других самолётов. Но поздно: успешно отбомбившись,
оба самолёта уже летели вслед за нами домой.
А туман тем временем почти целиком закрыл аэродром.
Там тревожились — то и дело в воздух взлетали ракеты, пятнами расплываясь в
тумане. Ира, пробив туман, благополучно посадила самолёт. Следом за нами сели и
остальные самолёты.
В другой раз Ире пришлось лететь к цели прямо-таки в
нелётную погоду. На полпути от аэродрома до цели мы попали в снегопад. Вскоре
землю закрыла низкая облачность, в которой, однако, попадались «окна», то есть
просветы. Когда до цели оставалось несколько минут, Ира сказала:
- Будем ждать «окна». Приготовь САБ.
Цель обнаружили легко: при подходе зажглись
прожекторы. Лучи упирались в облака. К счастью, мы дождались просвета в
облаках. Я поспешила бросить осветительную бомбу.
- Ира, смотри, слева от дороги. Видишь, машины?
- Ну, давай ударим. Не задерживайся, а то закроет.
- Доверни чуть левее. Ещё. Стоп.
Бомбы угодили прямо в машины. Вспыхнул пожар,
окрасив облака и землю в багровый цвет. На обратном пути Ира вела самолёт в облаках.
Как я ни старалась, но земли разглядеть не могла. На нашем пути лежал горный
хребет. Вся Сунженская долина и наш аэродром были закрыты. Нужно было что-то
предпринимать.
- Что будем делать? - спросила Ира. - Скоро горы.
Где мы сейчас?
Я не могла сказать точно где. Но спуститься ниже
нужно было во что бы то ни стало. Решили бросить осветительную бомбу в один из
слабых просветов в облаках. Вслед за ней спустились немного ниже и уже потом,
когда она погасла, вдруг заметили внизу огонёк.
- Фара! Наташа, это фара на дороге!
Ира стала смело снижаться в её направлении. Вскоре
облака оказались выше нас, и мы выскочили на речку. Это была Сунжа. Ира вела
самолёт низко-низко вдоль русла реки. Так мы проскочили через ущелье между
хребтами и вышли к аэродрому. Нас ждали: самолёт наш сел последним.
На Северном Кавказе Ира Себрова совершила более 250
боевых вылетов. На её счету - повреждённые переправы и железнодорожный состав,
вражеские автомашины и боевая техника, склад с горючим под Малгобеком. В ноябре
1942 года Ира Себрова получила первую награду - орден Красного Знамени».
В представлении к ордену Красного Знамени
отмечается, что Ирина Себрова, будучи за штурвалом своего У-2, сбросила на
врага 14421 кг бомб. Перечисляются в наградном листе и ее наиболее эффективные
боевые вылеты:
«20 июня 1942 года, выполняя боевое задание по
уничтожению скопления живой силы противника в районе пункта Дороганов, прямым
попаданием вызвала большие очаги пожара.
26 июля 1942 года в результате бомбардировочных
ударов по скоплению мотомехчастей, живой силе и переправе в пункте Мелеховская
наблюдались сильные взрывы и три очага пожара.
6 августа 1942 года при выполнении боевого задания
по уничтожению живой силы и танков противника в пункте Ворошиловск в результате
точного бомбометания наблюдались сильные взрывы и очаги пожаров.
Точными бомбардировочными ударами по скоплениям
техники, зенитных и прожекторных установок в пункте Моздок прекращена работа
батареи противника и поражена одна прожекторная установка.
7 сентября 1942 года при выполнении боевого задания
по уничтожению переправы в пункте Кизляр наблюдались сильные взрывы с
образованием густых клубов черного дыма.
6 сентября 1942 года, обнаружив скопление живой силы
противника и мотомехчастей в пункте Нижний Курп, в результате точного
бомбометания вызвала два сильных очага пожаров.
Тов. Себрова отлично летает в сложных метеоусловиях.
Летное дело любит, в полетах внимательна, выдержана, требовательна к себе,
вежлива, тактична, дисциплинирована.
Пилот Себрова за отличное выполнение боевых заданий
и проявленные при этом смелость и отвагу в борьбе с немецким фашизмом достойна
к представлению к правительственной награде…»
После победоносного завершения Битвы за Кавказ Ирина
Федоровна Себрова освобождала Кубань, принимала участиев
Керченско-Эльтигенской, Крымской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой,
Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Ратный путь этой
девушки из крылатой гвардии был отмечен еще тремя орденами Красного Знамени, орденами
Отечественной войны первой и второй степени, многими медалями, в том числе
медалью « За оборону Кавказа».
23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых
заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные
при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру
звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, гвардии
старшему лейтенанту Себровой Ирине Фёдоровне было присвоено звание Героя
Советского Союза. Ей были вручены ордена Ленина и медаль «Золотая Звезда».
В книге «Нас называли ночными ведьмами», которую
написали после войны летчицы И.В. Ракобольская и Н.Ф. Кравцова, отмечается: «Ира
Себрова сделала в полку больше всех вылетов - 1004, даже произнести страшно. Я
думаю, что во всём мире не найти лётчика с таким количеством боевых вылетов. А
была она тихой, скромной, вроде бы и не яркой девушкой…»
После ухода в запас в 1948 году Ирина Федоровна
работала в Московском авиационном институте. До самых последних дней своей
жизни она оставалась таким же скромным человеком, каким заполнили ее
однополчанки.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
На
снимках: боевые подруги - гвардии лейтенант Наталия Фёдоровна Меклин (Кравцова)
и гвардии младший лейтенант Ирина Фёдоровна Себрова (справа), газета
«Комсомольская правда», 6 июля 1943 года;
Герой
Советского Союза И.Ф. Себрова, 1960-е годы (фото РИА Новости)
Комментариев нет:
Отправить комментарий