Год памяти и славы
27 сентября 1942 года на Малгобекском направлении шли ожесточенные бои. Немецко-фашистские захватчики, еще пока убежденные в своем превосходстве над защитниками нефтяного Малгобека, продолжали наседать. Для поддержки наземных войск в небо в очередной раз поднялись асы люфтваффе, но тут им уже не в первый раз оказала горячий прием советская истребительная авиация, ярко проявившая себя на протяжении всей Малгобекской оборонительной операции.
В
тот памятный день Константин Новиков - старший летчик 217-й истребительной
авиационной дивизии, сражавшейся на Северо-Кавказском фронте в составе 4-й
Воздушной армии, возвращался на аэродром, успешно выполнив вместе со своими
товарищами боевую задачу. Фашистские «мессершмитты», рвавшиеся к Малгобеку, несмотря
на численный перевес, так и не достигли своей цели. Один из них был сбит
Новиковым в районе ингушских сел Кескем и Сагопши…
ИЗРАСХОДОВАВ в воздушном бою практически весь боезапас, Новиков и ведомый им Михайлов взяли курс на свою базу. Неожиданная встреча ждала их на подлете к небольшому ингушскому селению Аки-Юрт. Впереди показался немецкий самолет-разведчик «фокке-вульф», предвестник налета или артиллерийского удара по позициям наших войск. Короткая очередь краснозвездных истребителей не повредила бронь «рамы», но вражеский разведчик почел за лучшее не искушать судьбу и повернуть назад.
Боеприпасов у Константина Новикова больше не было.
Отпустить врага? Этого позволить себе он не мог и отправился вдогонку за «рамой»...
Его напарник Медведев сразу понял
опасный замысел товарища – Костя пойдет на таран! Происходившее на высоте две
тысячи метров казалось невыполнимым, но только не для мужественного воздушного
аса, которым был Новиков. Он сблизился с удирающим «фокке-вульфом» и ударил
винтом в его хвост. Несмотря на повреждение, немецкий разведчик продолжал
держаться в воздухе. Тогда Новиков пошел на второе опасное сближение. Твердо
держа в руках штурвал своего самолета, он нанес новый, на этот раз уже
гибельный, удар в хвостовое оперение врага.
Наши истребители благополучно вернулись на свой
аэродром. Техники быстро заменили винт на боевой машине Константина Новикова, и
через пару часов он уже был готов к вылету. Через несколько дней на груди
бесстрашного летчика сиял новенький орден Красной Знамени.
Мечта стать летчиком овладела сердцем Константина
еще в детстве. Он родился на Орловщине 6 августа 1919 года и большую часть
детства провел в родном селе Медвежьем. Будучи подростком, приехал к сестре в
Москву, где и окончил семилетку. В 1934 году парень пошел работать в
метрострой, а позже трудился на Московском автомобильном заводе. В земных делах
и заботах небо непреодолимо влекло к себе Константина. Он поступил в
центральный аэроклуб, с увлечением постигая в Тушино первые летные навыки.
Костя был отчаянным и до безрассудства смелым
парнем, и однажды это чуть не поставило крест на его летной карьере. Поспорив с
друзьями, что сумеет сделать мертвую петлю на своем учебном По-2, он едва не
погиб и после этого был отчислен из аэроклуба. Но расстаться со своей мечтой
Константин не мог и сумел убедить начальство аэроклуба, чтобы его взяли назад.
Помогли в этом парню поручившиеся за него заводчане, которым он полюбился, и друзья-одноклубники.
Осенью 1939 года Константин Новиков отправился на
военную службу. Выпускник центрального аэроклуба, он сначала проходил
подготовку в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков, а в сентябре
1940 года окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков. Навыками
высшего пилотажа и воздушного боя в 1941 году овладевал в Конотопской авиашколе.
Великая Отечественная война застала Константина в
столице Белоруссии. В июне 1941года он оказался в составе
163-го истребительного авиационного полка, немногим позже стал пилотом 423-го истребительного
авиаполка. Смертельный риск шел за ним по пятам. 18 августа 1941 года под
Ельней, сбив «мессершмитт», он получил тяжелые травмы лица и груди, совершая
вынужденную посадку, и на некоторое время выбыл из строя. После излечения в
Тамбовском госпитале, в ноябре 1941 года попал в состав формировавшегося в
Моршанске 805-го истребительного авиационного полка.
За годы войны Константин Афанасьевич Новиков прошел
все ступени роста, свидетельствующие о его настоящем летном мастерстве –
летчик, старший летчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи.
Он сражался с врагом на Западном, Северо-Кавказском, Закавказском, на
Воронежском и 1-м Украинском фронтах. С
одинаковым успехом управлял всеми советскими боевыми самолетами. На счету
Новикова около 500 успешных боевых вылетов и 41 сбитый самолет противника. 31
вражескую машину он уничтожил сам, а 10 - в группе со своими товарищами.
ЗА ОБРАЗЦОВОЕ выполнение боевых заданий, мужество и
отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 1 Мая 1943
года Указом Президиума Верховного Совета СССР Константин Афанасьевич Новиков
был удостоен звания Героя Советского Союза, ему были вручены орден Ленина и
медаль «Золотая Звезда». Родина высоко оценила героизм старшего пилота 40-го Гвардейского
истребительного авиационного полка.
«За период с 23 июня 1941 года по 30 сентября 1942
года тов. Новиков произвел 134 боевых вылета, - говорится в наградном листе
летчика-героя. – В воздушных боях лично сбил 4 самолета противника и в
групповом бою три самолета.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками тов.
Новиков показал себя бесстрашным, высококвалифицированным мастером воздушного
боя, проявляет при этом доблесть, мужество и отвагу.
27 сентября 1942 года в первом вылете на боевое
задание парой тов. Новиков и мл. лейтенант Михайлов вели воздушный бой с
истребителями противника, в котором тов. Новиков сбил один МЕ-109ф, остальные
истребители противника позорно бежали с поля боя.
При втором вылете на сопровождение штурмовиков,
после выполнения задания на обратном маршруте, парой встретили ФВ-189,
атаковали его сверху сзади, с дистанции от 100 до 10 метров вели огонь, самолет
противника задымил, но продолжал полет. Боекомплект был на исходе. Тов.
Новиков, не щадя своей жизни решил идти на таран, о чем предупредил товарища:
«Прикрой, иду на таран!». Находясь сзади справа, довернул свой самолет ЛА-5,
винтом и мотором обрубил врагу хвостовое оперение – «фокке-вульф» свалился в
штопор и врезался в землю, а тов. Новиков благополучно произвел посадку на своем
аэродроме. Через два часа его самолет снова был готов к бою.
За проявленное мужество и отвагу 30 сентября 1942
года младший лейтенант Новиков награжден орденом Красного Знамени.
После получения первой правительственной награды, с
30 сентября 1942 года тов. Новиков с еще большей энергией наносит
сокрушительные удары противнику в воздухе и на земле, проявляя при этом
доблесть, мужество и героизм.
С 30 сентября 1942 года по 30 января 1943 года тов.
Новиков провел 66 боевых вылетов на самолетах ЛАГГ-3 и ЛА-5. Участвовал в 31
воздушном бое, где лично сбил шесть самолетов противника и в группе сбил три
самолета.
Участвовал в семи штурмовых вылетах по войскам
противника, в которых уничтожил: автомашин – 10, подавил зенитных батарей
противника – 3, до 199 солдат и офицеров, паровоз – 1.
26 октября 1942 года, выполняя боевое задание по
прикрытию аэродрома Тулатово, на который производили посадку перелетающие
самолеты, один вел воздушный бой с двумя МЕ-109ф на высоте 100-150 метров. В
этом воздушном бою был тяжело ранен в плечо и шею. Превозмогая боль, герой тов.
Новиков не выходил из боя до тех пор, пока не потерял силы для ведения
воздушного боя и, и израсходовав все боеприпасы, только после этого произвел
посадку на своем аэродроме и после посадки самолета потерял сознание. Тов.
Новиков из части не уходил до полного выздоровления.
13 февраля 1942 года, выполняя боевое задание на
прикрытие своих войск и боевых действий 230-й ШАД, в паре на самолете ЛАГГ-3
вели воздушный бой с четырьмя МЕ-109ф. Много раз пытались фашисты разными
маневрами и обманом атаковать и отколоть двух советских летчиков. Но фашисты
просчитались. В результате боя бесстрашным пилотом Новиковым сбит один МЕ-109ф
и второй подбит, остальные два стервятника покинули поле боя.
26 января 1943 года при штурмовке железнодорожных
эшелонов в районе Кропоткино в составе четырех ЛА- 5 и трех ЛАГГ- 3 пилот тов.
Новиков проявил настойчивость и отвагу, несмотря на сильный зенитно-пулеметный
огонь противника, дерзко производил атаки эшелонов и складов. Но донесению
других экипажей тов. Новиковым уничтожено три автомашины с боеприпасами и
подожжен склад с горючим.
30 января 1943 года при штурмовке при штурмовке
войск противника в районе Малороссийсская в составе двух ЛА-5 и одного ЛАГГ-3
вылетели в 17. 00. В указанном районе по дорогам было большое скопление
автомашин с боеприпасами и живой силой противника. Звено бесстрашных летчиков
набросилось на колонну врага. Новиков на бреющем полете, доходившем до 10
метров, всей своей мощью огня в упор расстреливал автомашины врага. Он заходил
спереди и сзади идущих колонн, уничтожая фашистов до полного расхода
боекомплекта. Вышел из атаки только тогда, когда не осталось ни одного патрона
и снаряда. Свыше десяти автомашин врага стояли неподвижно, нагроможденные одна
на другую, зажженные пилотом Новиковым.
С начала Отечественной войны в боях с немецким
фашизмом по 30 января 1943 года тов. Новиков уничтожил 10 самолетов противника и
в групповом бою – шесть…»
ЛЕТОМ 1943 года Константин Новиков в составе
Воронежского фронта участвовал в ожесточенных воздушных боях на Курской дуге.
Освобождая Северный Кавказ, участвуя в Курской
битве, в стратегических Белгородско-Харьковской, Сумско-Прилукской, Киевской,
Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской,
Сандомирско-Силезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях,
Константин Афанасьевич Новиков был несколько раз ранен. Но каждый раз,
возвращаясь в строй, он снова и снова демонстрировал свое высочайшее летное
мастерство и несгибаемое мужество. Фашисты стали узнавать Новикова по почерку
ведения воздушного боя и страшились его. Для немалого числа хваленных
гитлеровских асов встреча в небе с этим советским летчиком стала последней в
жизни.
О бесстрашном краснозвездном соколе постоянно писали
фронтовые газеты, «Известия», «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда». Многие
корреспонденты специально отправлялись в действующую армию, чтобы встретиться с
легендарным летчиком. За его ратными подвигами с гордостью и восхищением
следили на родном заводе, а он бил и бил врага, добравшись с боями до самого
его логова.
19 мая 1944 года военный корреспондент «Известий» В.
Полторацкий в своей статье «Жажда боя» привел такие слова Константина Новикова:
«Мне всего двадцать пять лет. В такую ночь хочется шептать на ухо любимой
девушке слова признания, танцевать на площадке парка, освещенной разноцветными
фонариками. А мои орлята из эскадрильи, мои ровесники, спят сейчас в землянке
полевого аэродрома… Завтра они ринутся в бой. И я хочу в бой. Мы будем воевать
до тех пор, пока окончательно победим врага, разобьем его во имя любви к
родине, во имя жизни… Недавно мне одному довелось драться с восьмеркой немецких
самолетов. И я дрался, не думая о том, что их восемь, и они могут подбить меня.
Я понимал, что обязан их истребить, и шел в атаку…»
Окончив войну в звании гвардии капитана, Герой
Советского Союза Константин Новиков вернулся домой с тремя
орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны
1-й степени. Среди его многочисленных медалей была и медаль «За оборону
Кавказа».
После Победы он некоторое время продолжал
командовать своей авиаэскадрильей, а в августе 1945 года ушел в запас. Бесконечно
влюбленный в небо, Константин Новиков не спешил расставаться с ним, пока ему
хватало на это подорванного ранениями здоровья. Вплоть до 1953 года он
оставался за штурвалом. Сначала был лётчиком-испытателем Жуковского лётно-исследовательского
института (тогда это был еще не город Жуков, а поселок Стаханово). Позже летал
в транспортном отряде Воронежского авиазавода №64, был лётчиком в Игарской
авиагруппе Полярной авиации и лётчиком Норильского комбината.
В последние годы своей жизни Константин Афанасьевич
трудился молотобойцем Колбинского леспромхоза в Красноярском крае, а вернувшись
в Москву, пошел в грузчики. Его не стало 9 января 1958 года.
Закончив свой жизненный путь, небесный ас Константин
Новиков навсегда остался в памяти благодарных потомков. Благодаря мужеству и
воле таких сынов нашей Родины, был повергнут фашистский зверь, страшный враг,
мечтавший о мировом господстве. Герои Великой
Отечественной войны, спасшие нашу землю от «коричневой чумы», навечно покрыли
себя славой.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
На
снимках: Константин Новиков в августе 1943 года в период стратегической
Малгобекской операции;
публикация
в газете «Комсомольская правда» (№ 284
(5995) от 1 декабря 1944 года)
Комментариев нет:
Отправить комментарий