воскресенье, 2 августа 2020 г.

НЕБЕСНЫЙ АС КОНСТАНТИН НОВИКОВ

Год памяти и славы


27 сентября 1942 года на Малгобекском направлении шли ожесточенные бои. Немецко-фашистские захватчики, еще пока убежденные в своем превосходстве над защитниками нефтяного Малгобека, продолжали наседать. Для поддержки наземных войск в небо в очередной раз поднялись асы люфтваффе, но тут им уже не в первый раз оказала горячий прием советская истребительная авиация, ярко проявившая себя на протяжении всей Малгобекской оборонительной операции.

В тот памятный день Константин Новиков - старший летчик 217-й истребительной авиационной дивизии, сражавшейся на Северо-Кавказском фронте в составе 4-й Воздушной армии, возвращался на аэродром, успешно выполнив вместе со своими товарищами боевую задачу. Фашистские «мессершмитты», рвавшиеся к Малгобеку, несмотря на численный перевес, так и не достигли своей цели. Один из них был сбит Новиковым в районе ингушских сел Кескем и Сагопши…

 

ИЗРАСХОДОВАВ в воздушном бою практически весь боезапас, Новиков и ведомый им Михайлов взяли курс на свою базу. Неожиданная встреча ждала их на подлете к небольшому ингушскому селению Аки-Юрт. Впереди показался немецкий самолет-разведчик «фокке-вульф», предвестник налета или артиллерийского удара по позициям наших войск. Короткая очередь краснозвездных истребителей не повредила бронь «рамы», но вражеский разведчик почел за лучшее не искушать судьбу и повернуть назад.

Боеприпасов у Константина Новикова больше не было. Отпустить врага? Этого позволить себе он не мог и отправился вдогонку за «рамой»...  Его напарник Медведев сразу понял опасный замысел товарища – Костя пойдет на таран! Происходившее на высоте две тысячи метров казалось невыполнимым, но только не для мужественного воздушного аса, которым был Новиков. Он сблизился с удирающим «фокке-вульфом» и ударил винтом в его хвост. Несмотря на повреждение, немецкий разведчик продолжал держаться в воздухе. Тогда Новиков пошел на второе опасное сближение. Твердо держа в руках штурвал своего самолета, он нанес новый, на этот раз уже гибельный, удар в хвостовое оперение врага.

Наши истребители благополучно вернулись на свой аэродром. Техники быстро заменили винт на боевой машине Константина Новикова, и через пару часов он уже был готов к вылету. Через несколько дней на груди бесстрашного летчика сиял новенький орден Красной Знамени.

Мечта стать летчиком овладела сердцем Константина еще в детстве. Он родился на Орловщине 6 августа 1919 года и большую часть детства провел в родном селе Медвежьем. Будучи подростком, приехал к сестре в Москву, где и окончил семилетку. В 1934 году парень пошел работать в метрострой, а позже трудился на Московском автомобильном заводе. В земных делах и заботах небо непреодолимо влекло к себе Константина. Он поступил в центральный аэроклуб, с увлечением постигая в Тушино первые летные навыки.

Костя был отчаянным и до безрассудства смелым парнем, и однажды это чуть не поставило крест на его летной карьере. Поспорив с друзьями, что сумеет сделать мертвую петлю на своем учебном По-2, он едва не погиб и после этого был отчислен из аэроклуба. Но расстаться со своей мечтой Константин не мог и сумел убедить начальство аэроклуба, чтобы его взяли назад. Помогли в этом парню поручившиеся за него заводчане, которым он полюбился, и друзья-одноклубники.

Осенью 1939 года Константин Новиков отправился на военную службу. Выпускник центрального аэроклуба, он сначала проходил подготовку в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков, а в сентябре 1940 года окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков. Навыками высшего пилотажа и воздушного боя в 1941 году овладевал в Конотопской авиашколе.

Великая Отечественная война застала Константина в столице Белоруссии. В июне 1941года он оказался в составе 163-го истребительного авиационного полка, немногим позже стал пилотом 423-го истребительного авиаполка. Смертельный риск шел за ним по пятам. 18 августа 1941 года под Ельней, сбив «мессершмитт», он получил тяжелые травмы лица и груди, совершая вынужденную посадку, и на некоторое время выбыл из строя. После излечения в Тамбовском госпитале, в ноябре 1941 года попал в состав формировавшегося в Моршанске 805-го истребительного авиационного полка.

За годы войны Константин Афанасьевич Новиков прошел все ступени роста, свидетельствующие о его настоящем летном мастерстве – летчик, старший летчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи. Он сражался с врагом на Западном, Северо-Кавказском, Закавказском, на Воронежском и 1-м Украинском  фронтах. С одинаковым успехом управлял всеми советскими боевыми самолетами. На счету Новикова около 500 успешных боевых вылетов и 41 сбитый самолет противника. 31 вражескую машину он уничтожил сам, а 10 - в группе со своими товарищами.

 


ЗА ОБРАЗЦОВОЕ выполнение боевых заданий, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 1 Мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Константин Афанасьевич Новиков был удостоен звания Героя Советского Союза, ему были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Родина высоко оценила героизм старшего пилота 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

«За период с 23 июня 1941 года по 30 сентября 1942 года тов. Новиков произвел 134 боевых вылета, - говорится в наградном листе летчика-героя. – В воздушных боях лично сбил 4 самолета противника и в групповом бою три самолета.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками тов. Новиков показал себя бесстрашным, высококвалифицированным мастером воздушного боя, проявляет при этом доблесть, мужество и отвагу.

27 сентября 1942 года в первом вылете на боевое задание парой тов. Новиков и мл. лейтенант Михайлов вели воздушный бой с истребителями противника, в котором тов. Новиков сбил один МЕ-109ф, остальные истребители противника позорно бежали с поля боя.

При втором вылете на сопровождение штурмовиков, после выполнения задания на обратном маршруте, парой встретили ФВ-189, атаковали его сверху сзади, с дистанции от 100 до 10 метров вели огонь, самолет противника задымил, но продолжал полет. Боекомплект был на исходе. Тов. Новиков, не щадя своей жизни решил идти на таран, о чем предупредил товарища: «Прикрой, иду на таран!». Находясь сзади справа, довернул свой самолет ЛА-5, винтом и мотором обрубил врагу хвостовое оперение – «фокке-вульф» свалился в штопор и врезался в землю, а тов. Новиков благополучно произвел посадку на своем аэродроме. Через два часа его самолет снова был готов к бою.

За проявленное мужество и отвагу 30 сентября 1942 года младший лейтенант Новиков награжден орденом Красного Знамени.

После получения первой правительственной награды, с 30 сентября 1942 года тов. Новиков с еще большей энергией наносит сокрушительные удары противнику в воздухе и на земле, проявляя при этом доблесть, мужество и героизм.

С 30 сентября 1942 года по 30 января 1943 года тов. Новиков провел 66 боевых вылетов на самолетах ЛАГГ-3 и ЛА-5. Участвовал в 31 воздушном бое, где лично сбил шесть самолетов противника и в группе сбил три самолета.

Участвовал в семи штурмовых вылетах по войскам противника, в которых уничтожил: автомашин – 10, подавил зенитных батарей противника – 3, до 199 солдат и офицеров, паровоз – 1.

26 октября 1942 года, выполняя боевое задание по прикрытию аэродрома Тулатово, на который производили посадку перелетающие самолеты, один вел воздушный бой с двумя МЕ-109ф на высоте 100-150 метров. В этом воздушном бою был тяжело ранен в плечо и шею. Превозмогая боль, герой тов. Новиков не выходил из боя до тех пор, пока не потерял силы для ведения воздушного боя и, и израсходовав все боеприпасы, только после этого произвел посадку на своем аэродроме и после посадки самолета потерял сознание. Тов. Новиков из части не уходил до полного выздоровления.

13 февраля 1942 года, выполняя боевое задание на прикрытие своих войск и боевых действий 230-й ШАД, в паре на самолете ЛАГГ-3 вели воздушный бой с четырьмя МЕ-109ф. Много раз пытались фашисты разными маневрами и обманом атаковать и отколоть двух советских летчиков. Но фашисты просчитались. В результате боя бесстрашным пилотом Новиковым сбит один МЕ-109ф и второй подбит, остальные два стервятника покинули поле боя.

26 января 1943 года при штурмовке железнодорожных эшелонов в районе Кропоткино в составе четырех ЛА- 5 и трех ЛАГГ- 3 пилот тов. Новиков проявил настойчивость и отвагу, несмотря на сильный зенитно-пулеметный огонь противника, дерзко производил атаки эшелонов и складов. Но донесению других экипажей тов. Новиковым уничтожено три автомашины с боеприпасами и подожжен склад с горючим.

30 января 1943 года при штурмовке при штурмовке войск противника в районе Малороссийсская в составе двух ЛА-5 и одного ЛАГГ-3 вылетели в 17. 00. В указанном районе по дорогам было большое скопление автомашин с боеприпасами и живой силой противника. Звено бесстрашных летчиков набросилось на колонну врага. Новиков на бреющем полете, доходившем до 10 метров, всей своей мощью огня в упор расстреливал автомашины врага. Он заходил спереди и сзади идущих колонн, уничтожая фашистов до полного расхода боекомплекта. Вышел из атаки только тогда, когда не осталось ни одного патрона и снаряда. Свыше десяти автомашин врага стояли неподвижно, нагроможденные одна на другую, зажженные пилотом Новиковым.

С начала Отечественной войны в боях с немецким фашизмом по 30 января 1943 года тов. Новиков уничтожил 10 самолетов противника и в групповом бою – шесть…»

 

ЛЕТОМ 1943 года Константин Новиков в составе Воронежского фронта участвовал в ожесточенных воздушных боях на Курской дуге.

Освобождая Северный Кавказ, участвуя в Курской битве, в стратегических Белгородско-Харьковской, Сумско-Прилукской, Киевской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях, Константин Афанасьевич Новиков был несколько раз ранен. Но каждый раз, возвращаясь в строй, он снова и снова демонстрировал свое высочайшее летное мастерство и несгибаемое мужество. Фашисты стали узнавать Новикова по почерку ведения воздушного боя и страшились его. Для немалого числа хваленных гитлеровских асов встреча в небе с этим советским летчиком стала последней в жизни.

О бесстрашном краснозвездном соколе постоянно писали фронтовые газеты, «Известия», «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда». Многие корреспонденты специально отправлялись в действующую армию, чтобы встретиться с легендарным летчиком. За его ратными подвигами с гордостью и восхищением следили на родном заводе, а он бил и бил врага, добравшись с боями до самого его логова.

19 мая 1944 года военный корреспондент «Известий» В. Полторацкий в своей статье «Жажда боя» привел такие слова Константина Новикова: «Мне всего двадцать пять лет. В такую ночь хочется шептать на ухо любимой девушке слова признания, танцевать на площадке парка, освещенной разноцветными фонариками. А мои орлята из эскадрильи, мои ровесники, спят сейчас в землянке полевого аэродрома… Завтра они ринутся в бой. И я хочу в бой. Мы будем воевать до тех пор, пока окончательно победим врага, разобьем его во имя любви к родине, во имя жизни… Недавно мне одному довелось драться с восьмеркой немецких самолетов. И я дрался, не думая о том, что их восемь, и они могут подбить меня. Я понимал, что обязан их истребить, и шел в атаку…»

Окончив войну в звании гвардии капитана, Герой Советского Союза Константин Новиков вернулся домой с тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени. Среди его многочисленных медалей была и медаль «За оборону Кавказа».

После Победы он некоторое время продолжал командовать своей авиаэскадрильей, а в августе 1945 года ушел в запас. Бесконечно влюбленный в небо, Константин Новиков не спешил расставаться с ним, пока ему хватало на это подорванного ранениями здоровья. Вплоть до 1953 года он оставался за штурвалом. Сначала был лётчиком-испытателем Жуковского лётно-исследовательского института (тогда это был еще не город Жуков, а поселок Стаханово). Позже летал в транспортном отряде Воронежского авиазавода №64, был лётчиком в Игарской авиагруппе Полярной авиации и лётчиком Норильского комбината.

В последние годы своей жизни Константин Афанасьевич трудился молотобойцем Колбинского леспромхоза в Красноярском крае, а вернувшись в Москву, пошел в грузчики. Его не стало 9 января 1958 года.

Закончив свой жизненный путь, небесный ас Константин Новиков навсегда остался в памяти благодарных потомков. Благодаря мужеству и воле таких сынов нашей Родины, был повергнут фашистский зверь, страшный враг, мечтавший о мировом господстве. Герои Великой Отечественной войны, спасшие нашу землю от «коричневой чумы», навечно покрыли себя славой.

 

Ахмет ГАЗДИЕВ

 

На снимках: Константин Новиков в августе 1943 года в период стратегической Малгобекской операции;

публикация в газете «Комсомольская правда»  (№ 284 (5995) от 1 декабря 1944 года)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...