воскресенье, 1 ноября 2020 г.

НАША ОБЩАЯ СКОРБЬ И ПЕЧАЛЬ

Ко дню депортации карачаевского народа


В городе Карачаевске, на одном из домов по улице Магометова, установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь жила отважная карачаевская партизанка Залихат Биболатовна Эркенова, погибшая от рук гестаповцев в ноябре 1942 года. Гитлеровцы долго пытали горянку, пытаясь узнать месторасположение штаба партизанского отряда, но она так и не выдала своих товарищей. Посмертно награжденная орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени, партизанка, до войны работавшая в народном суде, в редакции газеты «Кызыл Карачай» и в обкоме ВКП(б), не дрогнула даже в последнее мгновение своей жизни.

Залихат Эркенову расстреляли в горном каньоне близ Кисловодска. В это время ее муж Юнус Гюргокаевич Урусов, как и оба родных брата, сражались с фашистами на фронте. Незадолго до своей гибели этой молодой хрупкой женщине, прошедшей через жестокие, изощренные пытки в гестаповских застенках, удалось переправить на волю прощальное письмо: «Не плачьте, не доставляйте радость врагам. Любите Заремку и меня. Простите за причиненную боль. Простите и прощайте. Не забудьте меня! Мою дочь воспитает Советская власть…»

 

ЧЕРЕЗ ГОД, 2 ноября 1943 года, Советская власть объявит пятилетнюю Зарему, дочь партизанки, «врагом народа» . Маленькая карачаевская девочка, как и весь карачаевский народ, мужественные сыновья и дочери которого героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками на всех фронтах Великой Отечественной войны, и приближая Победу, день и ночь трудились в тылу, будут депортированы сталинщиной из родных мест.

Залихат Эркенова со своей семьей
Тогда седые вершины Кавказа впервые содрогнулись от жестокого произвола и беззакония, чинимого сталинской преступной кликой над целым кавказским народом. Смертельный стон священной Кавказской земли, чьи дети погибали в скрежете жерновов сталинского геноцида, и много десятилетий спустя возвращается к нам острой болью в сердце. Вслед за карачаевцами тотальной депортации и геноциду подверглись ингуши, чеченцы, балкарцы…

Тлеу Кульбаев, доктор исторических наук, профессор, академик АГН Республики Казахстан отмечает, что «численность депортированных карачаевцев, с учетом высланных в 20-30 годы, демобилизованных с фронта, вернувшихся из трудармии, составляла 78 827 человек (18068 семей). По переписи 1959 года численность карачаевцев составила 81 000 человек.

Карачаевская автономная область была упразднена и часть территории передана Грузии. Депортация проводилась тогда, когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте в рядах Советской Армии. Хрущев в своем докладе на ХХ съезде КПСС не без ехидства отметил, что депортация карачаевцев, якобы носившая военно-стратегический характер, на самом деле проводилась тогда, когда успех Советской Армии был уже предрешен.

Из доклада Берии Сталину: «...По состоянию на 1 февраля 1944 г. на территории Казахской ССР расселено 12 342 семьи спецпереселенцев-карачаевцев с наличием в них 45500 чел., из них в Южно-Казахстанской обл. - 6643 семьи в количестве 25216 чел., в Джамбулской обл. - 5699 семей - 20285 чел.

Для обслуживания спецпереселенцев организованы 24 спецкомендатуры, в т.ч. в Южно-Казахстанской области - 13 и в Джамбулской - 11.

Во всех районах расселения Казахской и Киргизской ССР поступает в райотделения и комендатуры НКВД много заявок в отношении розыска членов семей и соединения с ними. Только в Джамбулской области таких заявлений поступило свыше 2000. В некоторых населенных пунктах зарегистрированы факты со стороны отдельных лиц и местного населения сочувствия карачаевцам». (ЦГА РФ, ф. 5451, оп. 12, д. 212, л. 283).

Выпавшие на их долю испытания облегчили лишь доброе участие и помощь соседей - казахов, русских, представителей других национальностей, не утративших человечности вопреки тяготам войны. Процесс сближения карачаевского и казахского народов шел на почве взаимной доброжелательности и понимания. Да и не могли казахи, еще недавно пережившие «голощекинский геноцид», не понять карачаевцев, поголовно выселенных с обжитых земель».

 

«НА РАССВЕТЕ 2 ноября 1943 года, в течение двух часов, безвинный и ничего не подозревающий карачаевский народ - 69267 человек, из которых 53,9 процента составляли дети, 28,1 процента - женщины и лишь 18 процентов - мужчины (главным образом старики и инвалиды войны) под дулами автоматов специально привлеченных для этого 60 тыс. солдат из войск НКВД, был в спешном порядке погружен в товарные вагоны и отправлен в неизвестность - на восток, - отмечает известный казахстанский ученый. - Переселенцам было разрешено взять с собой лишь сухой паек, рассчитанный на несколько дней, и одежду. В среднем в «теплушку» погружалось до 50 человек, всего было сформировано 36 эшелонов. Более 20 дней переселенцы задыхались от тесноты и антисанитарии, мерзли и голодали, умирали от болезней. На остановках приоткрывали двери телячьих вагонов, наспех выгружали трупы и продолжали путь. Всего за время следования погибло 653 человека. (ЦГА РФ, ф. 9479, оп. 1, д. 137, л. 206).

Переселенцы были расселены небольшими группами на огромной территории от Северного Казахстана до предгорий Памира, более чем в 480 населенных пунктах. Цель такого расселения очевидна - полная ассимиляция народа, его исчезновение как этноса.

С первых дней расселения был установлен специальный комендантский режим, по которому депортированным под страхом каторги запрещалось переезжать из одного населенного пункта в другой или же навещать родственников без специальных пропусков. Они должны были ежемесячно отмечаться в спецкомендатуре.

Питание переселенцев в общепринятом смысле, особенно в начале, было крайне ограничено. Люди ели коренья и листья трав, жмых, мерзлый картофель, макуху, люцерну, крапиву, кожу стертой обуви. Как указывается в докладной записке начальника ГУЛАГа наркому внутренних дел, более 70 процентов карачаевцев прибыло к местам расселения без продуктов питания.

Можно понять, когда в том же 1944 году советские люди в солдатских шинелях умирали за родину в ожесточенных боях с немецко-фашистскими захватчиками. Можно понять, хотя и с трудом, мученическую смерть советских людей в гитлеровских концлагерях. Но как понять смерть советских людей в глубоком тылу своей родной страны от голода?»

 

БЕСПРАВНОЕ существование мужественного карачаевского народа, который канул в смертельное безвременье тоталитаризма, продолжалось долгие 14 лет. Это были годы тяжелейших испытаний и лишений, выдержать которые довелось не всем. Оказавшиеся вдали от своей горной Родины, оторванные от своих корней, люди погибали с мыслью о родной земле, а оставшиеся в живых верили, что Милостью Всевышнего Аллаха когда-нибудь обязательно вернутся в любимый горный край. Только эта вера в Высшую справедливость и согревала израненное сердце народа, из которого ничто не могло вытравить верность священной земле древнего Карачая.

Братский карачаевский народ не только выжил в жерновах сталинского геноцида, но и сумел сохранить свою национальную идентичность, свой горский характер, достоинство и высокую честь. Ингуши, связанные с карачаевцами кровными узами подлинного братства, могут сполна оценить этот настоящий народный подвиг, вновь возродивший из пепла старинные карачаевские аулы, над которыми пронеслись целые столетия, и седой Кавказ снова услышал карачаевскую речь.

Карачаевцы, как и другие, депортированные сталинщиной кавказские народы, вернулись на свою землю, зажгли огонь в разоренных сталинщиной очагах и согрели теплом своих рук сиротливо стывшие камни Отечества. В эти ноябрьские дни мы вместе с братьями-карачаевцами низко склоняем головы перед светлой памятью безвинных жертв сталинщины и молим Всевышнего о том, чтобы ни один народ на земле не пережил трагедию карачаевцев, ингушей, чеченцев, балкарцев и других народов, подвергшихся в СССР тотальным репрессиям и геноциду.



О той страшной поре сегодня каждому из нас напоминают Мемориалы жертвам политических репрессий, возведенные в Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Чечне и Кабардино-Балкарии. Мемориал, посвященный трагическому и скорбному периоду в жизни карачаевского народа, открылся в городе Карачаевске 15 лет назад. Авторами этого пронзительного национального проекта стали архитектор Солтан Айбазов и художник Казбек Французов.

Мемориал в Карачаевске состоит из кургана и стелы, символизирующей Очаг возрождения. У подножия кургана установлена черная стена, перед которой в знак скорби по погибшим застыли гранитные надгробные камни. Два монументальных элемента при входе на мемориал повествуют о бесчисленных страданиях карачаевского народа в годы депортации и его счастливом возвращении в отчий край 3 мая 1957 года.

Пусть больше никогда не знает горя древняя земля братского Карачая и никакая беда не оборвет счастливый смех карачаевских детей.

 

Ахмет ГАЗДИЕВ

 

На снимке: место нашей общей скорби и печали - Мемориал жертвам политических репрессий и депортации карачаевцев в Среднюю Азию в 1943-1957 годах

Фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...