Год памяти и славы
22 июня 1941 года большая часть советских самолетов, базировавшихся на приграничных аэродромах, была уничтожена массированным ударом немецкой авиации, не успев взлететь в воздух. Однако асы люфтваффе, получившие к тому времени большой боевой опыт в захваченной гитлеровцами Европе, уже в первый день Великой Отечественной войны поняли, что легкой прогулки в небе над нашей страной у них не будет. Бесстрашные советские летчики совершили в этот день около двух десятков таранов, заставив всерьез задуматься опешившего врага, а уже к осени уверенно взяли инициативу в свои руки. Подавляя огневую мощь противника в небе и на земле, советские авиаторы, среди которых мы с гордостью называем и имена представителей ингушского народа, отправлялись в полет на крыльях Победы. Они внесли неоценимый вклад в коренной перелом хода Великой Отечественной войны и, в частности, сыграли одну из ключевых ролей в беспримерной по своему накалу и драматизму Битве за Кавказ.
В СОСТАВЕ Закавказского фронта сражался с врагом
Султан Алхастович Костоев – помощник командира 167-го истребительного авиационного
полка Харьковского военного округа. Подчиненные майора Костоева стремительно
учились воевать в новых боевых порядках, и взяв на вооружение эффективные
тактические схемы, успешно выполняли боевые задания командования. Вместе со
своими товарищами из других летных частей они превратили небо над Кавказом в
гибельный для противника театр военных действий. Советская авиация, не оставив
врагу никаких преимуществ в воздухе, громила наземные укрепления
немецко-фашистских захватчиков, расчищала путь нашей пехоте и механизированным
частям. Гордая и свободная кавказская земля обернулась для гитлеровцев
настоящим адом, в котором быстро улетучился их захватнический пыл.
Любой ценой уничтожить врага, посмевшего ступить на
священную землю Кавказа, для майора Костоева было делом чести. Уроженец
Ингушетии, впитавший в себя свободолюбивый дух предков, в суровую годину
испытаний он оказался на самом переднем крае и, помножив свою любовь к родной
земле на чувство ответственности за судьбу всей огромной Родины, геройски
сражался с врагом.
Султан Костоев родился 15 сентября 1912 года. В
конце 20-х годов, после окончания школы, молодой парень решил продолжить свою
учебу и отправился в Ростов-на-Дону. Успешно окончив Донской рабфак, он
приблизил свою давнюю мечту о небе. Уже в 1931 году Султан стал курсантом 7-й
военной школы летчиков им. Сталинградского Краснознаменного Пролетариата. После
окончания летной школы он остался в Сталинграде и теперь уже в качестве
летчика-инструктора сам занимался обучением и подготовкой летного состава. Так
продолжалось с 1933-го по 1936 год. Ценный опыт, приобретенный за этот период,
потом еще не раз пригодился Султану Костоеву.
В 1936 году молодой, подающий большие надежды летчик
был направлен в город Вольск. Здесь началась его служба в воинской части 1681
Приволжского военного округа.
Настойчивый и целеустремленный горец постоянно
совершенствовал свои навыки летного мастерства и обретал новые знания. За время
службы в Вольске Султан Костоев успел окончить курсы парашютно-десантной
подготовки Ленинградского военного округа, стал инструктором парашютной
подготовки.
В 1940 году будущий командир стал слушателем
Качинской Краснознаменной авиационной школы летчиков-истребителей. Успешно
окончив авиационную школу, Султан Костоев продолжил свою службу в161-м
истребительном авиационном полку Северо-Кавказского военного округа. Немногим
позже его направили на Украину, в город Лебедин, где в июле 1940 года стал
формироваться 167-й истребительный авиационный полк Харьковского военного
округа (в последующем этот полк был приписан к Среднеазиатскому военному
округу).
К МОМЕНТУ формирования
167-го авиаполка Султан Костоев был уже достаточно опытным летчиком. В условиях намечавшегося
перевооружения Военно-воздушных сил Советского Союза в полку его сразу
назначили помощником командира авиаэскадрильи. В составе этого полка его и
застала Великая Отечественная война.
В октябре 1941 года 167-й истребительный авиационный
полк был переброшен на Кавказ. Так начались полные опасности фронтовые будни
летчика Султана Костоева. С 1941-го по 1944 год он командовал авиаэскадрильей,
а потом стал помощником командира полка, демонстрируя в небе Кавказа образцы
мужества и бесстрашия.
Для выполнения поставленных перед ними боевых задач
летчикам нередко приходилось рисковать собой. Но без риска, как и без
взаимовыручки на войне не обойтись. Вот как в небольшой заметке «Военная
хитрость» описывает фронтовая газета один из эпизодов тех лет, в котором был
задействован Султан Алхастович Костоев:
«Наши летчики выполняли задание по сопровождению
бомбардировщиков. Группа тов. Костоева успешно выполнила задание. Посадка на
незнакомом аэродроме всеми летчиками произведена хорошо.
При встрече с истребителями противника нашими
летчиками проявлена военная хитрость. Четверка истребителей во главе с тов.
Костоевым отвлекла внимание шести истребителей противника, дав возможность
бомбардировщикам в сопровождении другой четверки «ястребков» благополучно
прибыть к цели.
Летчики подразделения тов. Сесюнина умело дрались в
воздушном бою, своевременно помогали другу…»
В этих по-военному скупых строчках Ф. Качанова
отражены каждодневные ратные подвиги советских летчиков. О
массовости героизма советских авиаторов говорят цифры, приведенные в книге
«Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне» генерал-лейтенантом
авиации А.Ф. Ковачевичем: «За отличное выполнение боевых заданий, героизм и
отвагу около 200 тысяч авиаторов отмечены государственными наградами. 2420
человек удостоены звания Героя Советского Союза. Среди плеяды бесстрашных
авиаторов 65 дважды и два человека трижды награждены медалью «Золотая Звезда».
За высокое боевое мастерство, проявленное при
выполнении боевых заданий по разгрому немецко-фашистских захватчиков более 60
процентов авиационных частей и соединений награждены орденами СССР, 228
авиационных соединений, частей и подразделений фронтовой и дальней авиации
преобразованы в гвардейские, 708 получили почетные наименования. 319 раз в
приказах Верховного Главнокомандующего отмечались наиболее отличившиеся в боях
авиационные соединения и части».
СУЛТАН Костоев и его однополчане вступали в схватки
с хвалеными асами люфтваффе, часто не имея численного или тактического
превосходства. Они каждый раз смело ввязывались в воздушный бой, бросая вызов
гитлеровцам. День за днем оттачивая свое летное мастерство, наш земляк,
дослужившийся до звания подполковника, был примером для многих. Не обошли его и
боевые награды, среди которых есть медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За
победу над Германией в Великой Отечественной войне», орден Красной Звезды и
другие знаки воинской доблести.
В давней мечте Султана Алхастовича о небе, которая
еще в мирное время привела его в Военно-воздушные Силы нашей страны, было
что-то от орлиного полета, за которым он так восторженно наблюдал когда-то в
детстве, подрастая в горном краю. И он стал настоящим орлом, чей полет навсегда
останется в памяти благодарных потомков.
Сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками на
Закавказском, а затем и на Первом Украинском фронте, Султан Костоев не ведал
страха. Привычно садясь за штурвал своей боевой машины, он не думал о той
опасности, которая ждет его в небе. Очередное задание командования нужно было
выполнить во что бы то ни стало, а острое осознание того, что именно от него
сейчас зависят жизни советских пехотинцев, артиллеристов и танкистов, жизни
гражданского населения городов и маленьких деревушек, к которым рвутся
фашистские самолеты, придавало силы. Летчик-истребитель, нажимая на гашетки, решительно
и беспощадно останавливал тех, кто нес смерть и разорение его земле.
Много лет спустя, в преддверии большой праздничной
даты, командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, маршал
Советского Союза А.И. Еременко писал бывшему фронтовику:
«Советская Армия и Военно-морской флот в жестоких
боях с многочисленными врагами нашего Отечества в годы Гражданской и Великой
Отечественной войн отстояли честь и независимость нашей Родины.
Как в суровые годы войны, так и в годы мирного
строительства Вы честно выполняли свой патриотический долг – достойно несли
службу в доблестных Вооруженных Силах, заслуживших своими ратными подвигами
всеобщую любовь нашего народа.
В ознаменование 40-й годовщины Вооруженных Сил СССР
и отмечая Ваши заслуги перед Советской Армией, объявляю Вам благодарность и
желаю доброго здоровья, счастья и новых успехов в вашей общественной и личной
жизни на благо нашей Отчизны, во имя торжества великих идей Ленина».
В мае 1944 года Султан Костоев получил назначение в
Тегеран. Частям и соединениям Закавказского фронта было суждено сыграть
решающую роль в достижении главных целей Иранской операции Красной Армии. Эта
операция изменила военно-политическую ситуацию на Среднем Востоке и, в
частности, открыла южный путь поставок в Советский Союз военной помощи
союзников. Султан Алхастович находился в Тегеране в качестве заместителя командира
авиационной части по летной подготовке и передавал свой богатый боевой опыт
молодым летчикам.
Дальнейшая биография талантливого летчика-ингуша
продолжилась уже в Ташкенте, в Туркестанском военном округе. В марте 1945 года
С.А. Костоев стал командиром ночной авиаэскадрильи Ташкентской военной
авиационной школы, а в 1946 году – летчиком-инспектором по технике
пилотирования 238-й истребительной авиационной дивизии 6-й Воздушной армии
Туркестанского военного округа.
С 1947-го по 1949 год Султан Алхастович служил в
должности старшего летчика-инспектора в 3-м Гвардейском корпусе 7-й Воздушной
армии Закавказского военного округа, а затем был уволен в запас и направлен в
распоряжение Ташкентского областного военного комиссариата.
С.А. Костоев прожил нелегкую жизнь, полную суровых
испытаний как военного, так и мирного времени. Судьба не раз проверяла его на
прочность, но благодаря твердому характеру, ингушскому духу и полученной
закалке, он ни разу не дрогнул. Цельность этой личности, безусловно,
заслуживает большого уважения. Для будущих поколений ингушского народа такие
люди всегда будут оставаться примером мужества и подлинной любви к Родине.
Султан Алхастович ушел из жизни 1973 году. Коротким,
но ярким оказался его земной путь. Когда-то простой сельский мальчишка,
повзрослев, он стал одним из представителей военной элиты огромной державы. Костоев
не умел жить в пол накала, посвящая себя делу без остатка. Человек, мечтавший о
небе и породнившийся с ним, он достойно написал свою биографию и обрел
бессмертие в народной памяти.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
На
снимке: советский летчик-истребитель Султан Алхастович Костоев
Комментариев нет:
Отправить комментарий