пятница, 29 мая 2020 г.

«Я БОЯЛСЯ ЛЖИ…»


Ровно двадцать лет назад, 29 мая 2000 года, произошло событие, навсегда вошедшее в историю ингушской национальной журналистики. Именно в этот день в Ингушетии вышел в свет первый номер независимой газеты «Ангушт», ставшей олицетворением подлинной гражданственности печатного слова. На протяжении нескольких лет эта газета твердо стояла на защите национальных интересов и конституционных прав ингушского народа, вызывая гнев со стороны его недоброжелателей и власть предержащих, и, несмотря на беспрецедентные гонения, до конца оставалась верной своей редакционной политике.




ВЫДАЮЩИЙСЯ ингушский журналист Мурат Озиев, создавший газету «Ангушт», обращаясь к читателям, писал в том памятном первом номере нового печатного издания: «Мы делаем ставку на некоторую нашу независимость. Почему на некоторую? А потому, что в обществе абсолютной независимости не бывает, так как  независимость – это такой инструмент, который при неправильном с ним обращении может превратиться в дурманящее общество средство. Позволить себе такое могут только безответственные журналисты... Но это отнюдь не означает, что редакция новой ингушской газеты «Ангушт» будет обходить молчанием те негативы, которые тормозят наше развитие, те уродливые явления в нашей жизни, которые по-серьезному беспокоят всех нас, воспринимаются как позорные…
Понятно, что с нуля начинающей газете, не имеющей пока материально-технической базы, будет куда труднее обрести своего читателя. Тем более, навязчивость с нашей стороны полностью исключается. Ставку мы намерены, как отмечалось, делать на актуальность проблем, на их широкий спектр. Иначе говоря, мы хотим, чтобы газета была востребована всеми слоями общества.
И теперь о названии газеты. Из многих вариантов мы выбрали «Ангушт», вложив в него понятный всем ингушам смысл. Как бы наши «доброжелатели» не желали вытравить это слово из нашего лексикона, мы должны помнить, кто мы и откуда и неизменно верить в торжество справедливости. И название нашей газеты, и материалы, которые будут в ней публиковаться, надеемся, помогут укрепить эту веру и реализовать ее».
Программная статья Мурата Крымсултановича Озиева, небольшие отрывки из которой я привел выше, определила содержание газеты. Она стремительно обрела популярность в Ингушетии и стала широко известна за ее пределами. И все потому, что Мурат вдохнул в «Ангушт» жизнь огнем своего сердца. Сердца честного, неподкупного и преданного ингушскому народу. Надо сказать, что в этом человеке вообще жила какая-то невероятная любовь к родной земле, вместившая в себя всю боль прошлых трагедий, через которые прошел его народ, и тревогу за будущее Ингушетии, которое уже тогда не казалось безоблачным. Именно поэтому неизменно принципиальная позиция в отстаивании национальных интересов и ярчайший журналистский талант, которым обладал М. Озиев, несли в себе огромный созидательный потенциал. Более того, он спешил сделать как можно больше полезного для своего народа, словно предчувствовал, как мало у него остается времени.

НА МОМЕНТ создания газеты «Ангушт» Мурат Озиев являлся уже известным в России журналистом-конфликтологом, хотя его профессиональный диапазон был, конечно, куда шире этого определения. Мастерски владея пером, он всей своей сутью демонстрировал то, каким должен быть настоящий журналист по отношению к своей профессии, всегда твердо следовал высоким идеалам и зову сердца. Как бы порой опасно это не было, он ни разу не свернул со своего пути, ничто не могло заставить его отказаться от собственных убеждений и принципов.
Мурат родился 11 сентября 1949 года в Кокчетавской области. Там, в Казахстане, в то время находился весь ингушский народ, оторванный сталинщиной от родных корней, обреченный на бесправие, понесший ужасающие потери и влачащий безрадостное существование. Свои первые детские годы он прожил с клеймом «врага народа», чтобы потом на протяжении всей жизни бороться за права соплеменников, за правду и справедливость.
Решение заняться журналистикой пришло к Мурату Озиеву еще в школьные годы. Но так уж сложились обстоятельства, что после окончания школы ему пришлось сначала попробовать себя на производстве. В Малгобеке выбор у парня был невелик, и он пришел работать в ремонтные мастерские нефтяного промысла. Навыки, полученные здесь, пригодились Мурату в годы студенчества – после лекций он подрабатывал тяжелым физическим трудом, чтобы самостоятельно сводить концы с концами.
В начале семидесятых годов прошлого века Мурат стал студентом факультета журналистики Ленинградского государственного университета, а его профессиональная журналистская деятельность началась в 1976 году в Горьковской области, куда он отправился после вузовского распределения. В городе Дзержинске, где он прожил несколько лет, Мурата помнят до сих пор, а бывшие коллеги-газетчики, отдавая дань его профессионализму, рассказывают о нем, как об исключительно порядочном, добром и отзывчивом человеке. Таким он и был. Прочный характер Мурата Крымсултановича всегда жил в гармонии с его чутким и внимательным отношением к людям.
В 1981 году М. Озиев вернулся в Чечено-Ингушетию и стал работать в крупнейшей региональной газете «Грозненский рабочий». Позже он возглавлял сектор печати Чечено-Ингушского обкома КПСС и учился в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Мурат мог бы сделать блестящую по тем временам карьеру, но его вовсе не прельщали такого рода высоты. Карьеризм и желание получше устроиться в жизни были совершенно чужды ему. Он всегда хотел заниматься только журналистикой и был готов ко всем издержкам, которые приносит эта профессия тем, кому претит приспособленчество.
В 1990 году Мурат Крымсултанович возглавил один из ведущих отделов популярной и авторитетной газеты «Голос Чечено-Ингушетии». Многие запомнили его публикации той поры. Тогда же он организовал и нашумевший «круглый стол» ведущих ученых Чечено-Ингушетии и Северной Осетии, в ходе которого  Макшарип Мужухоев, Тамерлан Муталиев, Магомед Музаев и Абдула Вацуев  развенчали все мифы, десятилетиями культивировавшиеся соседями вокруг Пригородного района. По предварительной договоренности материалы это «круглого стола» должны были быть опубликованы одновременно в двух газетах – в «Голосе Чечено-Ингушетии» и в «Социалистической Осетии». По понятным причинам этого не произошло. Состоявшуюся дискуссию в Северной Осетии освещать не стали.

БОРЬБА за справедливость в 1991 году привела Мурата Озиева в руководящее ядро Народного совета Ингушетии. Он мужественно противостоял всем ударам судьбы на пути настоящего патриота своего народа. Продолжая борьбу за восстановление прав репрессированных сталинизмом народов и граждан, в 1993 году Мурат Крымсултанович учредил в Москве газету «Народ», ставшую трибуной для лидеров национальных движений, известных в России правозащитников, историков, писателей, признанных специалистов и экспертов в сфере межнациональных отношений. В середине девяностых годов он посчитал для себя нужным вернуться в возрожденную Ингушетию, чтобы внести свой посильный вклад в ее многотрудное становление. Тогда же стал главным редактором общенациональной газеты Республики Ингушетия «Сердало».
В годы редакторства Мурата Озиева эта старейшая газета обрела второе дыхание, обзавелась собственным компьютерным центром и перешла на современный современный набор и верстку. Подготовка технических специалистов, которых в ту пору остро не хватало, шла непосредственно в стенах редакции.
Одновременно менялся и творческий процесс. Газета «Сердало» превратилась в лабораторию роста журналистского профессионализма, когда рядом с опытнейшими мастерами пера стали работать начинающие авторы. Многие из последних, по-отечески взлелеянные Муратом Крымсултановичем, затем достойно представляли журналистский корпус Ингушетии, а кто-то, со временем найдя себе применение в других сферах, и сейчас считает «Сердало» хорошей жизненной школой.

МУРАТ Озиев, без всякого сомнения, придал ингушской журналистике российский масштаб. Его острые полемические статьи не оставляли равнодушным читателя и нередко публиковались в центральной прессе. Не всем, конечно, они были и по нраву. Кого-то очень раздражала принципиальная авторская позиция, присущая каждому материалу, вышедшему из-под пера Мурата Крымсултановича. Правда – она, как водится, не всегда ко двору.
Уже с первых номеров «Ангушта», продемонстрировавших несгибаемую позицию ее издателя, новое печатное издание привлекло внимание мыслящих и неравнодушных людей. Со своими материалами стали приходить в редакцию оппозиционные политики, общественные деятели, политологи, писатели, журналисты республики. «Ангушт» стал для них единственным средством для того, чтобы быть услышанными. В редакционном портфеле ждали своей очереди серьезные исследования, аналитические статьи, исторические документы.
В своей статье, посвященной двухлетию выхода первого номера «Ангушта», Мурат Озиев писал: «Два года назад, когда у нас родилась идея создать новую ингушскую газету, мы в полной мере осознавали, что затеваем рискованное предприятие. И этот риск мы связывали с финансовой стороной. Понимали, что издание газеты без надежной финансовой, материально-технической базы просто-напросто невозможно. Ни первого, ни второго у нас не было. Но с избытком было желание делать такую газету, которая привлекла бы читателей актуальностью поднимаемых проблем, интересной формой подачи материала. И вот три журналиста – Мадина Кодзоева, Ахмет Газдиев и автор этих строк после соответствующих процедур по регистрации издания подготовили первый номер «Ангушта», который вышел 29 мая 2000 года…
Мы, прежде всего, руководствовались желанием быть профессионально востребованными в реализации нашей главной национальной идеи – полной реабилитации ингушского народа. Об этом заявили нашим читателям в своей программной статье.
Нам поверили. С первых же номеров обрели друзей, которые действительно пожелали «Ангушту» доброго пути. Хотя всех их и невозможно перечислить, хотелось бы назвать некоторых из тех, кто словом и делом поддержал нас. Это - первые наши коллективные подписчики и авторы Якуб Патиев, Азиз Яндиев, Марем Илиева, Али Богатырев, Ваха Озиев, Борис Албаков, Арсамак Мартазанов, Беслан Имиев, Ахмет Могушков, Илез Хашагульгов, Азамат Чаниев, Магомед вышегуров, Берснак Газиков и многие другие, которые, хочется верить, простят, за то, что не включил их в длинный список наших друзей, но которые всегда с нами.
Тем, что наша газета получила жизнь, мы многим обязаны директору полиграфкомбината Сулейману Костоеву и его работникам. В самое трудное время они были с нами и помогали нам.
Что касается коллектива редакции, то мне легко назвать наших сотрудников поименно. Нас мало. Это признанные в республике мастера пера Мадина Кодзоева, Ахмет Газдиев. Одна из лучших корректоров Тамара Дзейтова и оператор верстки Тимур Озиев. Это их трудом и профессионализмом делается «Ангушт» сегодня».
Для Мурата Крымсултановича было категорически неприемлемо поступаться своими принципами в угоду кому-то. И он неоднократно доказал это, выпуская первую и единственную в Ингушетии независимую газету «Ангушт», ставшую знаменем правды и справедливости. В его адрес звучали открытые угрозы, на газету подавали в суд власти Ингушетии и Северной Осетии, ее выпуск был запрещен на территории республики, а тиражи, доставлявшиеся из типографий других регионов, нередко арестовывались, категорический запрет на распространение газеты получила республиканская почтовая связь. Не за горами был разгром офиса «Ангушта» и последовавшие затем обыски в доме Мурата Озиева с изъятием оргтехники. Но Мурат Крымсултанович не сдавался. Независимая газета, лишившая покоя власть предержащих, продолжала выходить, несмотря на жесткий прессинг. Тем временем, нагнетала страсти и официальная ингушская пресса.

В НОЯБРЕ 2001 года в одной из своих «ангуштовских» статей  М.К. Озиев писал: «Ошибаются господа критиканы, называя меня смелым журналистом. Вступив на тропу практической журналистики четверть века назад, я постоянно жил в состоянии страха и боязни. Я боялся лжи в своих публикациях, боялся проникновения в них невыверенной мысли. Меня одолевала боязнь краснеть за «высосанные из пальцев» факты…
Так случилось, что с 1990 года одной из основных тем моих выступлений стала ингушская тема (тема осетино-ингушских отношений, чечено-ингушских отношений, внутриингушских коллизий). С этого момента степень моего страха возросла многократно…
Я боялся навредить всем нам, ингушам, боялся неискренности в своих публикациях. Меня преследовал страх вызвать своими публикациями межнациональное напряжение. Был предельно корректен даже тогда, когда можно и нужно было пускать в ход весь арсенал желчи.
Я очень и боюсь условно быть прикованным к позорному столбу, на который при моей жизни и после нее могут указывать со словами: «Он продал интересы народа за нюх табака»…
Не хочу говорить о том, что знаю все. Но, хотя это и не скромно, знаю о многом. Информация, которой владею, нередко бросает меня в дрожь непередаваемого страха. Я очень и очень боюсь, что в процессе строительства республики мы вместе с водой выплеснем ребенка. Мы это на радость нашим противникам умеем делать с великолепием…
Есть еще многое, чего я боюсь. Только такую мою боязнь не следует выдавать за бесхребетное лизоблюдство, за страх физической расправы. Не ищите во мне ни того, ни другого. Просто я боюсь потерять совесть. Дай нам, Всевышний, всем бояться этого!»
Мурат Крымсултанович Озиев не потерял свою совесть и сохранил незапятнанное имя. И если когда-нибудь в Ингушетии будет учреждена журналистская премия за неподкупность взглядов и честность в профессии, она должна носить это имя.
Профессиональная биография Мурата – пример для подражания на каждом ее этапе. И «ангуштовский» этап только подтверждает это, ярко выкристаллизовав для окружающих все достоинства его незаурядной человеческой натуры. Издавая независимую газету, он не согнулся под жесточайшим прессингом, ни разу не дрогнул, не сдался, не опустил рук, не пожалел, что когда-то выбрал журналистику делом своей жизни. Рыцарь пера, он всегда шел вперед с открытым забралом.
Многие журналистские публикации Мурата Озиева не теряют своей остроты и актуальности до сегодняшнего дня. Думаю, что мы еще не до конца оценили гражданский подвиг этого человека, бесстрашно и стойко служившего народным интересам до самого последнего вздоха. Хотя для таких как он у ингушского народа уже давно есть емкое определение – къонах, мужчина с большой буквы. Во все времена этого высокого звания удостаивались только лучшие из лучших.
К сожалению, Мурату Крымсултановичу слишком долго пришлось жить на пределе наивысшего напряжения всех внутренних и физических сил. Это не могло не сказаться на его здоровье. В январе 2009 года Ингушетия с горечью узнала, что после тяжелой и продолжительной болезни один из лучших ее сынов ушел из жизни.
Говорят, что незаменимых людей не бывает. Неправда это. Мурат был и остается незаменимым.

Ахмет ГАЗДИЕВ


2 комментария:

  1. Мурат был честным, порядочным, скромным человеком, талантливым журналистом. Не забуду, как он тепло встретил меня в годы войн в Чечне и помог с командировкой в Москву.
    Дала гешт долда цунна!

    ОтветитьУдалить

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...