понедельник, 8 февраля 2021 г.

ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Всевозможные челленджи, флешмобы, веб-экспедиции, фольклорные онлайн-марафоны и другие интересные мероприятия проходят в эти дни во всех регионах нашей страны в рамках продолжающейся общероссийской акции «Народная культура для школьников». Эта акция стала одним из ярких событий межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников», который реализуется Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения России при участии Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова. Региональным куратором проекта в Ингушетии стал республиканский Дом народного творчества, объединяющий под своими флагами все городские и сельские учреждения клубного типа. В минувшую субботу эстафету акции принимали в Доме культуры сельского поселения Зязиков-Юрт.



ОТКРЫВАЯ встречу, художественный руководитель республиканского Дома народного творчества Асет Абдурзакова отметила, что со дня старта общероссийской акции «Народная культура для школьников» в республике уже прошло огромное количество мероприятий, участвуя в которых, школьники и молодежь Ингушетии знакомятся с многонациональными традициями России. Организаторы используют современные и популярные среди молодежи форматы, которые позволяют привлекать к активной исследовательской и творческой детальности большое количество участников.

Первый этап акции стартовал в январе, когда в Ингушетии прошла целая серия тематических детских и юношеских онлайн-мероприятий, отражающих многообразие святочных гуляний и традиций зимнего ряжения разных народов России. Кроме того, Дом народного творчества провел «ФолкУрок» в Назрановском политехническом колледже, в ходе которого участники мастерской «Истинг», работающей на базе РДНТ, продемонстрировали процесс изготовления старинных ингушских войлочных ковров  - от валяния шерсти до изготовления этого уникального предмета быта ингушского народа.

- Именно народное творчество возвращает нам нашу национальную память, воспитывает национальное самосознание и мы начинаем по-новому, с большим уважением относиться к традициям и обычаям других народов России, в основе которых лежат глубочайшие этические, эстетические, духовно-нравственные и гражданского-патриотические ценности, - напомнила Асет Магометовна, обращаясь к школьникам. – Прикосновение к таким ценностям всегда одухотворяет человека, обогащает его внутренний мир, и я очень надеюсь, что сегодняшние мероприятия, подготовленное нашими уважаемыми коллегами,  не оставит никого из вас равнодушными.

Всех гостей встречали в этот день в Зязиков-Юртовском Доме культуры русскими блинами и ингушскими чапильгаш. На расположившейся в холле импровизированной кухне хозяйничали сотрудницы ДК Марет Шадиева и Райшат Цурова. В новом амплуа они не только потчевали гостей блюдами национальной кухни, но и давали мастер-классы для будущих хозяек – школьниц сельской СОШ №26. Сначала девочки с интересом внимали рассказу старших, а потом под их присмотром и сами принялись за дело. И надо отметить, что первый блин ни у кого из них не оказался комом.



После вкусного и сытного приема гостей ждало увлекательное знакомство с русским и ингушским национальным костюмом. Эту миссию взяла на себя художественный руководитель ДК, известная поэтесса Тамара Чаниева. Национальный костюм, отметила она, является частью культуры и характера любого народа, его историей, выраженной в мельчайших деталях вышивки и узора.

Для каждого народа, и для ингушей в том числе, национальная одежда является предметом особой гордости. Исследователи, обращающие свои взоры к традиционной культуре ингушского народа, отмечают, что ингушский национальный костюм, претерпевший в ХХ веке немало изменений, отразил в себе и склад жизни народа, и его эстетические принципы.

Одной из основных деталей мужского костюма был бешмет - тип полукафтана, туго обтягивающего фигуру. Он застегивался до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли, имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками.

Такая одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина и охотника. Она не стесняла движений, позволяя лазить по скалам, бесшумно ходить по горным тропам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи и тонкую талию.

Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами.

Выразительной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри - деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу XIX века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.

Характерная ингушская одежда - бурка, накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Это идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Головным убором ингушей была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды ингушей характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном.

История традиционной одежды ингушей свидетельствует, что женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все ингушские женщины в XIX веке носили распашное платье до пола, без воротника и с застежкой у пояса. Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса и иногда имел стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или с цветными стеклами, с гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем.

Еще одно важное украшение женской одежды - пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение.

После знакомства с национальными костюмами творческий марафон продолжился в концертном зале, на сцену которого вышли воспитанники руководителя творческого объединения «Веселые нотки» Фатимы Чапановой и хореографа Заурбека Дахкильгова. Они исполнили русские и ингушские народные танцы. В небольшом концерте нашлось место и залихватским русским частушкам.

Позже школьники заглянули в сельскую библиотеку, нашедшую пристанище под крышей ДК. Библиотекарь Лариса Яшумова подготовила для них специальную книжную выставку, рассказывающую о многообразии национальной культуры народов России, и небольшую викторину о государственной символике России и Ингушетии.

Свои творческие навыки ребятам удалось продемонстрировать, переместившись в художественный зал. Здесь их уже ждали мольберты, кисти, краски и более близкое знакомство с матрешкой – знаменитым русским сувениром, созданным более столетия назад художником Сергеем Малютиным. Школьникам была предоставлена возможность раскрасить предложенные им эскизы матрешки. В этом ребятам с удовольствием помогала Асет Абдурзакова, а Тамара Чаниева между тем рассказывала о том, как на всемирной выставке в Париже, проходившей в 1900 году, матрешка в одночасье получила широкое признание и стала с той поры узнаваемым символом России.
















Русская матрешка – символ матери, символ плодородия и щедрой русской души. Изготовление этого сувенира – процесс долгий и трудоемкий. Начинается он с выбора древесины. Как правило, это липа, береза или ольха. Срубленное дерево оставляют на пару лет на свежем воздухе и только после этого за дело принимается токарь. Сначала вытачивается самая маленькая цельная фигурка, потом нижняя и верхняя часть следующей... Позже с помощью росписи игрушке придают индивидуальность.

Вовсе не обязательно, чтобы все матрешки были расписаны одинаково – у каждой школы свои каноны. При этом часто используются сюжеты из русских народных сказок – богатыри, купцы, грибы-боровички. Но самым популярным остается образ русской деревенской красавицы в сарафане.

Работники Дома культуры сельского поселения Зязиков-Юрт, принимавшего у себя эстафету общероссийской акции «Народная культура для школьников», как всегда, оказались на высоте. Здесь умеют находить интересные, нестандартные решения и подходы в проведении тех или иных мероприятий. И в этом несомненная заслуга культорганизатора Илеза Гатагажева – по-настоящему творческого и увлеченного своим делом человека. На этот раз ему вместе с коллегами удалось пробудить интерес школьников к многонациональным традициям России и духовному богатству народной культуры. Благодаря им, ребята узнали много нового и интересного, а кто-то всерьез задумался и о том, чтобы продолжить свое знакомство с духовным богатством народной культуры и самому заняться творчеством.

 

Ахмет ГАЗДИЕВ

 

Фото автора

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...