Всевозможные челленджи, флешмобы, веб-экспедиции, фольклорные онлайн-марафоны и другие интересные мероприятия проходят в эти дни во всех регионах нашей страны в рамках продолжающейся общероссийской акции «Народная культура для школьников». Эта акция стала одним из ярких событий межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников», который реализуется Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения России при участии Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова. Региональным куратором проекта в Ингушетии стал республиканский Дом народного творчества, объединяющий под своими флагами все городские и сельские учреждения клубного типа. В минувшую субботу эстафету акции принимали в Доме культуры сельского поселения Зязиков-Юрт.
ОТКРЫВАЯ встречу, художественный руководитель
республиканского Дома народного творчества Асет Абдурзакова отметила, что со
дня старта общероссийской акции «Народная культура для школьников» в республике
уже прошло огромное количество мероприятий, участвуя в которых, школьники и
молодежь Ингушетии знакомятся с многонациональными традициями России.
Организаторы используют современные и популярные среди молодежи форматы,
которые позволяют привлекать к активной исследовательской и творческой детальности
большое количество участников.
Первый этап акции стартовал в январе, когда в
Ингушетии прошла целая серия тематических детских и юношеских
онлайн-мероприятий, отражающих многообразие святочных гуляний и традиций
зимнего ряжения разных народов России. Кроме того, Дом народного творчества
провел «ФолкУрок» в Назрановском политехническом колледже, в ходе которого участники
мастерской «Истинг», работающей на базе РДНТ, продемонстрировали процесс
изготовления старинных ингушских войлочных ковров - от валяния шерсти до изготовления этого
уникального предмета быта ингушского народа.
- Именно народное творчество возвращает нам нашу
национальную память, воспитывает национальное самосознание и мы начинаем
по-новому, с большим уважением относиться к традициям и обычаям других народов
России, в основе которых лежат глубочайшие этические, эстетические,
духовно-нравственные и гражданского-патриотические ценности, - напомнила Асет
Магометовна, обращаясь к школьникам. – Прикосновение к таким ценностям всегда
одухотворяет человека, обогащает его внутренний мир, и я очень надеюсь, что
сегодняшние мероприятия, подготовленное нашими уважаемыми коллегами, не оставит никого из вас равнодушными.
Всех гостей встречали в этот день в
Зязиков-Юртовском Доме культуры русскими блинами и ингушскими чапильгаш. На
расположившейся в холле импровизированной кухне хозяйничали сотрудницы ДК Марет
Шадиева и Райшат Цурова. В новом амплуа они не только потчевали гостей блюдами
национальной кухни, но и давали мастер-классы для будущих хозяек – школьниц
сельской СОШ №26. Сначала девочки с интересом внимали рассказу старших, а потом
под их присмотром и сами принялись за дело. И надо отметить, что первый блин ни
у кого из них не оказался комом.
После вкусного и сытного приема гостей ждало
увлекательное знакомство с русским и ингушским национальным костюмом. Эту
миссию взяла на себя художественный руководитель ДК, известная поэтесса Тамара
Чаниева. Национальный костюм, отметила она, является частью культуры и характера
любого народа, его историей, выраженной в мельчайших деталях вышивки и узора.
Для каждого народа, и для ингушей в том числе,
национальная одежда является предметом особой гордости. Исследователи,
обращающие свои взоры к традиционной культуре ингушского народа, отмечают, что
ингушский национальный костюм, претерпевший в ХХ веке немало изменений, отразил
в себе и склад жизни народа, и его эстетические принципы.
Одной из основных деталей мужского костюма был
бешмет - тип полукафтана, туго обтягивающего фигуру. Он застегивался до пояса
на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли, имел высокий стоячий воротник и
длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже
талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. Штаны слегка сужались
книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до
колена. Под коленями их подвязывали ремешками.
Такая одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из
сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина и охотника.
Она не стесняла движений, позволяя лазить по скалам, бесшумно ходить по горным
тропам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской
красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи и тонкую
талию.
Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску,
которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой
черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела
воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти.
Такие черкески носили с отогнутыми рукавами.
Выразительной деталью черкески были нашитые по обеим
сторонам груди газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали
газыри - деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу XIX
века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и
сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной
узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
Характерная ингушская одежда - бурка, накидка с
узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Это идеальная одежда для
всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге
в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Головным убором ингушей была
шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался
башлык. Для мужской одежды ингушей характерна темная цветовая гамма. Башлыки и
бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном.
История традиционной одежды ингушей свидетельствует,
что женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все
ингушские женщины в XIX веке носили распашное платье до пола, без воротника и с
застежкой у пояса. Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже
кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого
шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с
узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса и иногда имел стоячий
воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные
застежки - вызолоченные, с бирюзой или с цветными стеклами, с гравировкой
чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений
столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем.
Еще одно важное украшение женской одежды - пояс. Его
надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с
большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса
из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения
в поколение.
После знакомства с национальными костюмами
творческий марафон продолжился в концертном зале, на сцену которого вышли
воспитанники руководителя творческого объединения «Веселые нотки» Фатимы
Чапановой и хореографа Заурбека Дахкильгова. Они исполнили русские и ингушские
народные танцы. В небольшом концерте нашлось место и залихватским русским
частушкам.
Позже школьники заглянули в сельскую библиотеку,
нашедшую пристанище под крышей ДК. Библиотекарь Лариса Яшумова подготовила для
них специальную книжную выставку, рассказывающую о многообразии национальной
культуры народов России, и небольшую викторину о государственной символике России
и Ингушетии.
Свои творческие навыки ребятам удалось
продемонстрировать, переместившись в художественный зал. Здесь их уже ждали
мольберты, кисти, краски и более близкое знакомство с матрешкой – знаменитым
русским сувениром, созданным более столетия назад художником Сергеем Малютиным.
Школьникам была предоставлена возможность раскрасить предложенные им эскизы
матрешки. В этом ребятам с удовольствием помогала Асет Абдурзакова, а Тамара
Чаниева между тем рассказывала о том, как на всемирной выставке в Париже,
проходившей в 1900 году, матрешка в одночасье получила широкое признание и
стала с той поры узнаваемым символом России.
Русская матрешка – символ матери, символ плодородия
и щедрой русской души. Изготовление этого сувенира – процесс долгий и
трудоемкий. Начинается он с выбора древесины. Как правило, это липа, береза или
ольха. Срубленное дерево оставляют на пару лет на свежем воздухе и только после
этого за дело принимается токарь. Сначала вытачивается самая маленькая цельная
фигурка, потом нижняя и верхняя часть следующей... Позже с помощью росписи игрушке
придают индивидуальность.
Вовсе не обязательно, чтобы все матрешки были
расписаны одинаково – у каждой школы свои каноны. При этом часто используются
сюжеты из русских народных сказок – богатыри, купцы, грибы-боровички. Но самым
популярным остается образ русской деревенской красавицы в сарафане.
Работники Дома культуры сельского поселения
Зязиков-Юрт, принимавшего у себя эстафету общероссийской акции «Народная
культура для школьников», как всегда, оказались на высоте. Здесь умеют находить
интересные, нестандартные решения и подходы в проведении тех или иных
мероприятий. И в этом несомненная заслуга культорганизатора Илеза Гатагажева –
по-настоящему творческого и увлеченного своим делом человека. На этот раз ему
вместе с коллегами удалось пробудить интерес школьников к многонациональным
традициям России и духовному богатству народной культуры. Благодаря им, ребята
узнали много нового и интересного, а кто-то всерьез задумался и о том, чтобы
продолжить свое знакомство с духовным богатством народной культуры и самому
заняться творчеством.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
Фото
автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий