В
первое воскресенье июня в нашей стране традиционно отмечается День мелиоратора.
Всем известно, что одно из направлений мелиорации – создание оросительных
систем в засушливых земледельческих районах. И здесь Ингушетия может по праву
гордиться своей промышленной достопримечательностью – знаменитым Алханчуртским
каналом. Следует сразу отметить, что Алханчуртская
межреспубликанская обводнительно-оросительная система является уникальным
образцом гидротехнического строительства и исправно служит своему
предназначению уже на протяжении многих десятилетий.
МАСШТАБНЫЕ строительные работы начались в далеком
1928 году и продолжались целых 11 лет. Плотина на головном Владикавказском
участке, 46 мостов, четыре акведука, шлюзы, быстротоки, дюкеры, резервуары,
перепады, тоннели и другие гидротехнические сооружения - всего их 990! - стали
составляющими этой внушительной рукотворной водной системы. Говорить об
уникальности Алханчуртского канала с полным на то основанием позволяют
оригинальность примененных здесь инженерных решений и точность расчетов каждого
узла.
Канал был спроектирован и возведен таким образом,
что он не только идеально вписывается в сложный рельеф местности, но и
использует его особенности, в результате чего вода подается на орошаемые
территории самотеком. На всем многокилометровом маршруте искусственной водной
артерии нет ни одной насосной станции. Не зря в одном из номеров журнала
«Техника – молодежи» за 1982 год
подчеркивалось, что «…жемчужиной всех ирригационных систем на Северном
Кавказе была и остается Алханчуртская межреспубликанская
обводнительно-оросительная система (АМООС).
Вопрос о необходимости обводнения Алханчуртской
долины имел длительную историю, - писалось в журнале. - Трижды, в 1856, 1864 и
1905 годах, составлялись проекты орошения долины, но все они не были удачными.
Между тем почва здесь весьма плодородна, и выгоды орошения несомненны.
Задача состояла в том, чтобы воду, взятую из реки Терек
в районе города Орджоникидзе, направить в долину через одну из седловин
Сунженского хребта, но направить самотеком, так как в те годы сооружение
насосных станций большой производительности было делом достаточно сложным, да и
высотные отметки долины были ниже, чем уровень Терека.
Решение о строительстве канала было принято в 1924
году, а уже в 1927 году инженер М.Д. Калиманов представил в Северо-Кавказское
краевое земельное управление проект строительства Алханчуртской обводнительно-оросительной
системы. Проект поражал смелостью и нестандартностью инженерных решений. Сейчас
это своеобразный «музей» гидротехнического искусства тех лет.
На Алханчуртской системе представлены буквально все
виды гидротехнических сооружений, применяемых для преодоления природных
препятствий при переброске воды самотеком. Часть из них впервые строилась в
Советском Союзе. «Головное» сооружение канала - водосливная бетонная плотина с
двумя сегментными 11-метровыми металлическими щитами и глухая земляная дамба,
перекрывающая остальную часть Терека. Уровень воды перед плотиной на 170 м выше
уровня Алханчуртской долины. От Терека вода движется на северо-восток,
пересекая на своем пути реку Камбилеевку, переброс воды над которой
осуществляется при помощи акведука, устроенного на сваях, и железную дорогу
Москва - Баку (акведук сифонного типа). Многочисленные, глубокие и широкие
балки и овраги преодолеваются дюкерами - огромными деревянными трубами,
стянутыми, как бочка, железными обручами. Трубы диаметром 3,5 м покоятся на
бетонных опорах. Общая их длина в системе свыше 3200 м.
Поражает инженерная интуиция М. Д. Калиманова,
сумевшего без ошибок найти самый верный и экономичный путь канала и создавшего свой
проект (с несколькими помощниками) всего лишь за два года! Не случайно канал до
сих пор удивляет всех знакомящихся с ним!
Строительство магистрального канала системы началось
в августе 1926 года, пуск 1-й двенадцатикилометровой очереди состоялся в 1930
году.
Стройка была всенародной. Сооружали канал вручную,
почти без техники: имелось всего два трактора-рыхлителя, да в 1935 году
получили первый экскаватор. От темна до темна рыли лопатами землю и вывозили ее
на арбах. Пилили лес - огромные лиственницы, доставленные из Сибири, гнули
доски и стягивали их обручами. Мастера высокого класса ставили под деревянные
дюкеры опоры. Все население близлежащих и далеких сел шло на строительство.
Чудо, которого ждали веками, происходило на глазах: вода сама шла в гору - так,
по крайней мере, казалось неискушенному глазу.
Канал вводили частями, по мере готовности. 24
августа 1939 года актом государственной комиссии строительство Алханчуртской обводнительно-оросительной
системы было закончено. Это была победа!»
АЛХАНЧУРТСКАЯ межреспубликанская
оросительно-обводнительная система (АМООС) является одним из ключевых объектов
инфраструктуры Ингушетии, Чечни и Северной Осетии. Изначально ее мощности
предназначались для орошения 22000 га и обводнения 21000 га сельскохозяйственных
земель. Однако в самом начале у идеи строительства Алханчуртского канала было
немало противников.
Доводы приводились самые разные – от сугубо экономических до политических. Неизвестно, сколько бы еще продолжались жаркие дискуссии, и к какому результату они привели, если бы не принципиальная позиция, занятая Али Горчхановым, возглавлявшим в тот период Исполнительный комитет Областного Совета Ингушской автономной области. В последующем именно он и возглавил строительство, а поэтому АМООС по праву считается его детищем.
Доводы приводились самые разные – от сугубо экономических до политических. Неизвестно, сколько бы еще продолжались жаркие дискуссии, и к какому результату они привели, если бы не принципиальная позиция, занятая Али Горчхановым, возглавлявшим в тот период Исполнительный комитет Областного Совета Ингушской автономной области. В последующем именно он и возглавил строительство, а поэтому АМООС по праву считается его детищем.
В своей статье «Жизнетворная система», посвященной
75-летию со дня начала строительства Алханчуртского канала, которая была
опубликована в газете «Ангушт» в сентябре 2002 года, Аюп Горчханов писал:
«Историческую роль сыграло заседание бюро сельского хозяйства Госплана РСФСР,
состоявшееся 18 июня 1927 года, на котором присутствовали И.Б. Зязиков и А.И.
Горчханов.
На заседании бюро слово для доклада было
предоставлено председателю Ингушского Исполкома А.И. Горчханову. В своем
45-минутном докладе (именно такой регламент по протоколу ему предоставили),
научно обосновав решение данной проблемы, он дал отпор противникам
строительства. Он, в частности, отметил: «Считаю, что при рассмотрении вопроса
обводнения Алханчуртской долины главным должно быть именно обводнение этой
долины, ибо другие районы с нею нельзя ровнять. Разгрузку густонаселенных
районов Ингушетии и расселение невозможно произвести без обводнения
Алхан-Чуртской долины, а другие районы возможно обводнить из других
источников».
«Принимая во внимание острое малоземелье Чечни, Ингушетии
и Сунженского округа, - сказал А.И. Горчханов, - равно наличие значительного
канализационного фонда, получающегося в результате мелиорации долины Алханчуртской,
признать проведение работ по обводнению и орошению долины жизненно необходимым
для развития сельского хозяйства указанных областей, а равно и для развития
города Грозного и для расширения и укрепления промышленности «Грознефти».
Поэтому нет никаких оснований обосновывать проект обводнения долины
водохранилищами и еще говорить о резервуарах.
Целый ряд изысканий и проектов убеждают нас в том, что
только открытым каналом из реки Терек решается вполне благоприятно вопрос обводнения
долины. Использование реки Терек для цели водоснабжения и орошения Алханчуртской
долины может дать необходимое количество воды без ущерба в режиме реки. Мелиорацию долины, обводнение и орошение нужно
связать с тем хозяйственным укладом, который существует, с таким расчетом,
чтобы в этом укладе получили наибольшее благоприятствование те стороны
хозяйства, которые с наибольшей эффективностью смогут не только оправдать все
расходы, связанные с мелиорацией, но и дать прибыль достаточно высокую, чтобы в
худшем случаи покрыть потребительские нужды не только существующего избыточного
населения, но и избыточного населения ближайшего будущего.
Вся Алханчуртская долина, благодаря защищенности с
обеих сторон Терским и Сунженским горными хребтами от пагубного действия ветров
и наличию хороших почвенных условий и больших сумм тепла в вегетационный
период, представляет собой чрезвычайно благоприятный район для развития в нем
интенсивного, многообразного по направлениям сельского хозяйства».
В заключительном слове А.И. Горчханов предложил
«...ни в коем случае не тормозить строительство Алханчуртского канала ради
второстепенных целей и поручить Терводкому организацию изыскания средств для осуществления
обводнения Алханчуртской долины». Речь председателя Ингушского исполкома была
воспринята членами бюро заседания с большим вниманием и одобрением в зале.
По предложению председательствующего Ляшенко
заседание бюро большинством голосов утвердило проект строительства канала,
разработанный и представленный ростовчанином инженером М.Д. Калимановым.
На заседании бюро был создан и утвержден Комитет правления
строительства. Персональный состав правления строительства был утвержден в
следующем виде: председатель правления строительства - Горчханов А.И., заместитель
председателя Правления - Калиманов М.Д., член правления - Скрыпниченко А. А.
По постановлению Совета народных комиссаров РСФСР от
8 июля 1927 года и распоряжением Народного Комиссариата земледелия было решено
открыть работы по сооружению канала для обводнения и орошения долины Алханчурт.
После долгих дебатов утвердили смету расходов в размере 7,7 млн. рублей.
Так началось на деле осуществление проекта самой
крупной и значимой стройки века не только в истории Ингушетии, но и на всем
Северном Кавказе. Достаточно сказать, что для производства работ были
привлечены более 5 тыс. человек рабочей силы, более 1 тыс. повозок буйволов,
лошадей и быков. Другой техники в то время не было, а орудием труда служили
лопаты, кирки и тележки».
Бывший редактор «Сердало» Мустафа Керимович Льянов
писал в «Грозненском рабочем» (№4, 1990 г.): «Тогда я учился в Московском
университете. И.Б. Зязиков и А.И. Горчханов часто приезжали в Москву по делам,
и мы, студенты, не упускали случая встречи с ними. Однажды мы встретились с Али
Исаевичем в одной из гостиниц. Он рассматривал чертежи с мужчиной приятной
внешности, которого представил нам, как главного проектировщика по
строительству Алханчуртского канала. Так мы познакомились с М.Д. Калимановым.
Али Исаевич был увлечен
идеей обводнения Алханчуртской долины, мог часами рассказывать нам, что из себя
представляет канал и какое значение будет иметь для области. Он часто бывал на
участках строительства Алханчуртского канала, с большим энтузиазмом и энергией
осуществлял идею обводнения долины, гордясь каждым успехом строителей.
Естественно, репрессии
1937 года не могли обойти стороной такого человека. Начавшиеся работы по
строительству Алханчуртского канала закончились в 1937 году, но Али Исаевичу не
пришлось присутствовать при сдаче канала. 19 сентября 1937 года он был
арестован органами НКВД ЧИАССР».
«Строительство в
1928-1939 годах грандиозного водного сооружения - Алханчуртской
межреспубликанской обводнительно-оросительной системы, уникального на Северном
Кавказе сооружения, стало жизненно важным событием для жителей
Ингушетии, Чечни и Северной Осетии, - писал в прошлом году
информационно-аналитический журнал «Вестник агропромышленного комплекса». - Люди
понимали, что с приходом воды на поля, сенокосы и пастбища будет снята проблема
неустойчивых урожаев. Объект стал поистине всенародной ударной стройкой, в
которой принимали участие представители самых разных национальностей. Система
протяженностью 297 км возводилась для обводнения 200 тыс. га и орошения 20,9
тыс. га плодородной земли трех автономий.
Первым руководителем
образованного в 1939 году Управления АМООС с местом нахождения в Назрани был
назначен С.А. Самолазов. Дальнейшее развитие управление получило в конце 60-х -
начале 90-х годов под руководством опытного директора И.А. Абадиева, грамотных
специалистов А.М. Ажигова и Я.О. Тангиева.
Преодолев немало
трудностей, коллектив управления с честью решал насущные задачи, учитывая
значимость и уникальность Алханчуртской системы. Впервые в стране в горных
условиях вода самотеком доставлялась на участки, расположенные в долине между
Терским и Сунженским хребтами, впервые были применены дюкеры из особо прочного
дерева и заменены на металлические спустя 50 лет (в 80-е годы прошлого столетия)».
Как говорят в народе,
где вода, там и жизнь. Легендарный Алханчуртский канал, который служит людям
уже многие десятилетия, ничуть не менее востребован и в настоящее время, ведь необходимость
орошения сельскохозяйственных земель Ингушетии диктуется существующими
природно-климатическими условиями региона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий