В
боевую историю Малгобека – города воинской славы России – золотом вписаны имена
подлинных героев, защитников Отечества, бесстрашно смотревших в лицо смерти.
Каждый из них, презрев опасности войны, отчаянно сражался с врагом, отстаивая в
кровопролитных схватках честь и независимость нашей Родины. Люди разных
национальностей, они были едины в своем благородном порыве. В их сердцах жила
бесконечная любовь к родной земле, и Малгобек, под стенами которого зрел
коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, ярко продемонстрировал всю
силу этой любви и величие духа защитников Отчизны. Среди тех, кто обрел вечную
славу на этом форпосте героической Битвы за Кавказ, был летчик-ас, Герой
Советского Союза Филипп Степанович Яровой…
12 СЕНТЯБРЯ 1942 года в небе над Малгобеком
разыгрались драматические события, в которых старший лейтенант Филипп Яровой проявил
беспримерное мужество. Бесстрашный летчик, не раздумывая, бросился на своей
боевой машине прикрывать вынужденную посадку ведущего. Вступив в неравный
воздушный бой против двух «мессершмиттов», он прекрасно понимал, как мало у
него шансов одержать верх, но не мог оставить в беде своих фронтовых товарищей.
Немецкие летчики наверняка уже предвкушали победу,
когда лейтенант Яровой спутал все их карты и пошел в лобовую атаку. Он принял
геройскую смерть, но выполнил свой долг до конца свой. Последнее земное
пристанище советский небесный ас, сын украинского народа обрел в братской
могиле в селе Михайловское Северной Осетии.
Филипп Степанович Яровой родился в 1919 года в
небольшом украинском селе Порадовка Черкасской области. Он рос в простой
крестьянской семье и вряд ли помышлял о ратных подвигах. Испокон веков его
предки трудились на земле, а потому и юный Филипп, оказавшись на пороге
взрослой жизни, поступил в сельскохозяйственный техникум. Он успел окончить два
курса, а потом волею судеб оказался в Крыму. Тут и увлекло парня летное дело –
аэроклуб города Феодосии стал для него первой ступенью к небу.
Лётная наука давалась Филиппу Яровому легко, и в
1939 году он уже с гордостью демонстрировал родным корочку Качинской военной
авиационной школы пилотов. Тогда же началась и его служба в Красной Армии. День
ото дня совершенствовал парень свои навыки, был на хорошем счету у
командования. Его упорству и целеустремленности могли позавидовать многие.
На фронте лейтенант Яровой оказался практически с
первых дней начала Великой Отечественной
войны. Он командовал 2-й авиационной эскадрилью 131-го истребительного
авиационного полка. Полк входил в состав 217-й истребительной авиационной
дивизии легендарной 4-й воздушной армии, которая сражалась с врагом на
Закавказском фронте. Военные будни этого крупного воинского подразделения были
спрессованы из ежедневного самопожертвования, подвига и героизма, а Филиппом
Яровым гордились его боевые друзья. К августу 1942 года на его счету было уже
167 успешных боевых вылетов и четыре сбитых вражеских самолёта. За отличное
выполнение боевых заданий он был награжден Орденом Красной Звезды.
В 1975 году в «Воениздате» вышла в свет книга К.А.
Вершинина «Четвертая воздушная». Вот как описывается в ней один из подвигов
отважного сына украинского народа: «…В частях и соединениях воздушной армии
стал широко известен подвиг заместителя командира эскадрильи 131-го
истребительного авиационного полка лейтенанта Ярового Филиппа Степановича.
Возглавляемая им шестёрка ЛаГГ-3 сопровождала восьмёрку бомбардировщиков Су-2.
Несмотря на сильный огонь вражеской зенитной артиллерии, они прорвались к
целям, расположенным южнее Ростова, и выполнили задание. На обратном пути наши
самолёты были атакованы двенадцатью Ме-109. Завязался бой. «Мессершмитты»
разделились на две группы. Одна устремилась в атаку на «лавочкиных» и сумела
отсечь их от Су-2. Вторая набросилась на бомбардировщиков, с которыми остался
Ф.С. Яровой. Пятеро против одного. Однако это не смутило лейтенанта, он смело
вступил с ними в схватку и первой же лобовой атакой сбил «мессера». Обозлённые
потерей, немецкие лётчики усилили натиск на Су-2, но лейтенант не допускал их к
бомбардировщикам. Он не только оборонялся, а сам атаковал. В результате противник
потерял ещё один самолёт.
Растерявшись, гитлеровские лётчики дали возможность
нашим бомбардировщикам плотно сомкнуть строй и снова взять курс на свой
аэродром. Следом за группой Су-2 катился клубок сражающихся истребителей. У
Ярового кончились боеприпасы, и он стал имитировать ложные атаки, обеспечивая
бомбардировщикам заход на посадку. А тем временем пятерка «лавочкиных» дралась
с первой группой «мессершмиттов». Особенно успешно действовали лётчики Семенюк
и Ковалёв, не давая возможности противнику объединить усилия.
Когда Су-2 благополучно приземлились, лейтенант
Яровой подвергся особенно яростным атакам. Одному из «мессеров» удалось
повредить мотор его самолёта. Лётчик на мгновение потерял управление машиной,
но тут же выровнял её и с убранными шасси посадил на поле, неподалеку от
аэродрома. Немцы сделали два захода, но не смогли поджечь самолёт.
Экипажи бомбардировщиков, которые Яровой прикрывал
от вражеского огня, подъехали к нему на машине. В знак благодарности авиаторы
подняли героя и понесли домой на руках.
Командир полка подполковник В.И. Давидков, старший
политрук М.С. Токарев тепло поздравили Филиппа Степановича с успешным
выполнением боевого задания и представили его к высшей правительственной
награде. Спустя некоторое время Ф.С. Яровой стал Героем Советского Союза».
Здесь следует уточнить, что Героем Советского Союза
лейтенант Яровой стал посмертно. Указ Президиума Верховного Совета СССР о
присвоении ему этого высокого звания за образцовое выполнение боевых заданий
командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом
отвагу и геройство вышел 23 ноября 1942 года.
В наградном листе Героя читаем: « Тов. ЯРОВОЙ
находился на фронте Отечественной войны с 22 июня по 31 декабря 1941 года. За
этот период на самолете И-16 произвел 85 боевых вылетов с боевым налетом 75
часов, из них: на разведку – 5 вылетов, на сопровождение своих бомбардировщиков
– 2 вылета, на прикрытие своих войск, переправ и аэродромов – 48 вылетов, на
штурмовку войск, мехтранспорта и огневых точек противника – 26 вылетов, и
участвовал в 4-х воздушных боях.
Бесстрашно уничтожал врага при штурмовых налетах,
уничтожил до 10 автомашин с грузом и до 50 человек солдат и офицеров, за что
награжден орденом Красного Знамени.
За период после получения первой правительственной
награды с 31 мая 1942 года тов. Яровой с еще большей ненавистью, мужеством и
умением уничтожает фашистских захватчиков в воздухе и на земле…»
Филиппа Степановича Ярового называли великолепным
мастером воздушного боя, на примере которого многие лётчики полка учились
суворовской науке побеждать, бить врага не числом, а умением. В День героев
Отечества мы с гордостью вспоминаем имена таких людей и их бессмертные подвиги,
которые стали залогом Великой Победы советского народа над фашисткой Германией.
Эти имена никогда не потускнеют в памяти благодарных потомков. Они и сегодня
служат ярким примером для подрастающего поколения.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий