Юбилей
Старинное
ингушское село Плиево славится многими своими достопримечательностями. Оно
живописно раскинулось на левом берегу Сунжи, начав отсчет своего существования
в далеком 1781 году, и, похоже, где-то тут однажды нашла свое пристанище Муза.
Иначе чем объяснить тот факт, что именно отсюда вышли в свое время признанные
ингушские мастера художественного слова? Ахмет Ведзижев, Магомед-Саид Плиев,
Амир Плиев – их имена хорошо известны в национальной литературе Северного
Кавказа. В таком ярком созвездии таланта и вдохновения сияет и звезда героя
моих сегодняшних заметок – самобытного ингушского писателя, поэта и
драматурга Бадрудина Горчханова.
В ЭТИ ДНИ Бадрудин Хасултанович отмечает свой
55-летний юбилей. Он родился 31 января 1965 года, и сегодня, без всякого сомнения,
относится к числу зрелых и состоявшихся авторов, определивших на каком-то этапе
дальнейшее развитие ингушской литературы. Прочно заняв свое место на литературном
Олимпе Ингушетии, Бадрудин Горчханов, надо отметить, остается исключительно
скромным человеком, а именно это качество – скромность – свойственно настоящему
таланту. Ведь совершенная творческая натура, как правило, меньше всего склонна
выставлять себя напоказ.
Не так давно, беседуя с Бадрудином Хасултановичем о
состоянии современной ингушской драматургии, я вновь обратил внимание на эту
черту его характера, а позже поделился своими наблюдениями с коллегой –
известным журналистом, заведующей редакционно-издательским отделом Ингушского
госуниверситета Альбикой Газгириевой. Оказалось, что наши точки зрения
находятся здесь в полном соприкосновении, и уже в продолжение разговора моя
собеседница сказала очень важную, на мой взгляд, вещь:
- Бадрудин Горчханов - один из тех представителей
писательской среды, кто искренне болеет душой за происходящее в литературе, в
жизни Ингушетии в целом. Каждый раз, встречаясь с ним, я приятно удивляюсь
глубине его мысли, умению отыскивать зерна истины, отделяя их от шелухи повседневности,
заевшей нас обыденности. Не зря говорят, что писатель - настоящий писатель! -
всегда служит для общества своеобразным духовным маяком.
В своем интервью газете «Сердало» Бадрудин
Хасултанович как-то отмечал: «Один из древних высказался так: есть
два занятия, которыми может заниматься достойный муж. Первое - совершать такие
дела, о коих напишут книги, второе - писать книги о таких делах.
Писатели занимаются вторым. Помимо того, что
художественное произведение доставляет эстетическое наслаждение, оно несет еще
огромное воспитательное значение. Возьмем, к примеру, роман Идриса Базоркина
«Из тьмы веков».
Калой - это идеал ингушского мужчины. Через своего
героя писатель высказал основные жизненные ценности так, как их должен понимать
настоящий ингуш.
Литература - это широкое отражение жизни народа, его
основных духовных движений. Это наш духовный портрет.
Можно написать огромное количество исторических
работ. Но история - наука, она суха, как любой анализ. А публицистика слишком
политизирована и суетлива, в ней меньше правды, и события не охвачены широко и
живо. Литература, вдобавок, сегодня единственная область, где ингушская
письменность чувствует себя как дома.
Романы Идриса Базоркина, Ахмета Бокова, Магомед-
Саида Плиева, Саида Чахкиева, рассказы и повести Багаудина Зязикова, Ахмета
Ведзижева, поэзия Джемалдина Яндиева, Салмана Озиева, Хамзата Осмиева,
Хаджи-Бекара Муталиева, Капитона Чахкиева, Гирихана Гагиева, Али Хашагульгова,
других наших писателей и поэтов стали частью культурного самосознания народа,
опорой нашего духовного состояния».
ПРОДОЛЖАЯ дело, начатое его блистательными предшественниками
по писательскому цеху, Бадрудин Горчханов сумел внести свой вклад в развитие
ингушской литературы. Чтобы не быть голословным в этом утверждении, обращусь к исследованию
ингушского ученого Танзилы Горчхановой, посвященному истокам и становлению
жанра рассказа в ингушской литературе.
Предприняв попытку целостного исследования истории
жанра рассказа в ингушской литературе в историко-культурном контексте, она, в
частности, отмечает, что в 60-70-х годах прошлого века появляется ряд
талантливых писателей, которые приведут ингушскую прозу к новым художественным
высотам. Продолжая лучшие традиции, заложенные в ингушской литературе, эти
прозаики обращаются в своем творчестве к прошлому и настоящему своего народа,
добиваясь максимально правдивого изображения действительности, создания ярких,
живых образов.
Говоря непосредственно о творчестве Бадрудина
Хасултановича (конец 80-х – 90-е годы), исследователь отмечает его сознательный
отход от «нейтрального» стиля времен соцреализма и возвращение к богатству
народного языка.
Характерной чертой большинства ингушских рассказов,
начиная с 60-х годов, становится психологизм. Интерес к психологизму ведет к
усложнению сюжетно-композиционной структуры рассказа, возникновению новых
жанровых форм (историко-психологический рассказ, нравственно-психологический
рассказ и др.). В таких рассказах усиливается анализ внутреннего мира героя,
раскрываются нравственные основы личности современника. Ингушский рассказ больше
ориентируется на нравственные, социальные, философские проблемы. В этот период
рассказ окончательно освобождается от очерковости и сосредоточивает свое
внимание на художественном исследовании проблемы человека, его духовного мира,
его связи с окружающим миром, обществом и временем.
ПЕРВОЕ собственное стихотворение Бадрудин Горчханов
опубликовал в 1977 году. Оно называлось «Зимний день» и было написано на
ингушском языке. Дебют юного автора (Бадрудин учился тогда в пятом классе
Плиевской сельской школы) состоялся в газете «Сердало», которая дала путевку в
большую творческую жизнь самым маститым ингушским писателям и поэтам. Время
покажет, что эту свою миссию общенациональная газета Ингушетии выполнила и в
случае с Б.Х. Горчхановым, но в ту пору он вряд ли мог предположить, какие
высоты ждут его впереди.
Биография Бадрудина складывалась как и у большинства
его сверстников. После окончания школы он пошел работать разнорабочим и почти
одновременно с этим, в 1984 году, поступил на филологический факультет
Чечено-Ингушского государственного университета. Правда, проучиться парню
довелось не долго – в мае 1986 год его призвали в армию. Срочную службу в
Вооруженных силах Бадрудин проходил вдали от родных мест – на космодроме
Байконур.
После службы в армии Бадрудин Горчханов продолжил
свою учебу в университете, но уже заочно – после второго курса молодому парню
предложили работу в школе. Он стал преподавать плиевской детворе ингушский язык
и литературу. Так продолжалось с 1988 года по 1993 год.
Осенью 1993 года Б.Х. Горчханов, великолепный знаток
ингушского языка, пришел на работу в Ингушский научно-исследовательский
институт гуманитарных наук им. Чаха Ахриева. Попробовав себе в научной сфере, в
последующем Бадрудин Горчханов несколько лет был собственным корреспондентом
республиканской газеты «Ингушетия», ярко проявив свой публицистический талант.
Весной 1996 года наступил новый период в его деятельности, связанный с
республиканским детским журналом «СелаIад» («Радуга»).
С художественными произведениями Бадрудина читатель
хорошо знаком по публикациям в республиканских печатных изданиях, в журнале
«Дон», в коллективных сборниках «Дунен дехар», «Баьца тIа тхир», «Хьамсара
мукъамаш», «И была весна». Собственный его сборник, вышедший в 2001 году и
ставший одной из вех в творческой жизни признанного художника слова, получил
название «МугIарле».
В последующем, спустя шесть лет, увидел свет сборник
рассказов и пьес Бадрудина Горчханова «Шолжа йисте». В 2013 году автор издал
под одной обложкой свои драматургические находки. Сборник малых форм
драматургии «Кагий пьесаш», где мягкий
юмор соседствует с острой сатирой, пришелся по душе знатокам и ценителям этого
жанра.
Все, кто так или иначе сталкивался с творчеством
Б.Х. Горчханова, отмечают своеобразие его художественного
стиля, которое выражается в простоте,
правдивости и жизненности художественных образов его произведений. В них
нет надуманности - автор обращает внимание читателей на те процессы, которые
происходят в нашей жизни, творчески осмысливая их и предлагая свои рецепты
решения существующих проблем.
Исключительно чуткий, скромный, он всегда ровен в
отношениях с людьми, являясь истинным
носителем лучших национальных черт ингушского народа. Своим творчеством
он пытается вызвать у читателя интерес к ингушскому языку, а своей главной
задачей видит неукоснительное следование принципам добра и справедливости, что,
собственно и находит решение в его произведениях.
Бадрудин Горчханов неустанно напоминает, что родной
язык - это наше национальное достояние, бесценная сокровищница народа, которую
нужно обязательно сохранить для будущих поколений.
В 2007 году под эгидой Российского фонда
социально-экономических и интеллектуальных программ вышел первый в новой России
сборник рассказов писателей Северного Кавказа «Война длиною в жизнь». Как
отмечала критика, это событие опровергло известный тезис о том,
что лиры молчат, когда говорят пушки - северокавказская проза явно прибавила к
тому времени и глубины, и мастерства. Здесь сыграл свою роль и тот факт, что
подросла и возмужала совсем молодая еще недавно интеллигенция, жадно
осваивающая открывшиеся ей достижения мировой литературы, блестяще и бережно
владеющая не испорченным здесь пока, не потускневшим русским литературным языком.
Среди ингушских писателей, представленных в этом сборнике, оказался и Бадрудин
Горчханов. Его рассказ «Дуршлагиада»
стал на тот период одним из лучших образцов северокавказской художественной
словесности.
В КНИГЕ Якуба Патиева «Сто писателей Ингушетии»
отмечается, что активным художественным творчеством Бадрудин Хасултанович начал
заниматься с 1982 года. О своем же драматургическом таланте он заявил в начале
90-х. В 1994 году пьеса Б. Горчханова «Рузкъан болх» («Перст судьбы») была
признана лучшей в республиканском конкурсе драматургов и оказалась в портфеле
Ингушского Государственного драматического театра им. Идриса Базоркина. Этот
спектакль потом целое десятилетие не сходил с театральных афиш.
В начале «нулевых» годов из-под пера Бадрудина вышла
новая яркая драматургическая работа «Ганз» («Клад»). Зрителю пришлась по душе
история о том, как в наше время высокие идеалы подменяются заурядными
представлениями о выгоде, а интерес к человеческой личности зависит от наличия
богатства. Покинутый всеми главный герой, пустив слух о найденном им кладе,
вдруг снова становится таким нужным не только своим близким, но и всем
окружающим. И в этом трагедия его жизни, наполненной высоким служением, но
никем не оцененной.
Нашла свое воплощение на театральной сцене и пьеса
Бадрудина Горчханова «Малхаз и Айза». Эта трагическое повествование о не
имевшей никаких шансов, но бесконечно чистой любви кавказских Ромео и
Джульетты, разделенных непреодолимыми барьерами сословных различий, перенесла
зрителей на два столетия назад. Однако тема социального неравенства остается
животрепещущей и в наши дни, когда власть, богатство и алчность вступают в
противоборство с внутренней красотой, достоинством и честью, нередко одерживая
верх. Гибель Айзы, предпринявшей отчаянную попытку спасти свою любовь, сравнима
с гибелью целого мира, беспощадно уничтоженного теми, кто в слепоте своей и
невежестве отринул вековую мудрость гор.
Нельзя не отметить, что Бадрудин является и
блестящим сценаристом. Его тонкая и вдумчивая сценарная работа стоит за
выпусками популярного юмористического проекта «Зокх», а в студии «Барт» в 2007
году родился под его началом фильм «Дорога в пропасть».
Член Союза писателей России, директор Ингушского
отделения Литературного фонда России, заслуженный работник культуры РИ, в 2018
году Бадрудин Хасултанович был удостоен высокого звания народного писателя
Ингушетии. Его стихи вошли в «Антологию ингушской поэзии», которая увидела свет
в Ростове-на-Дону в 2006 году. Автор многих стихов, рассказов, миниатюр,
одноактных и многоактных пьес, публицистических статей, он уже с давнего
времени не перестает удивлять своим широким творческим диапазоном. В 2001 году,
к примеру, стал победителем сразу в двух номинациях республиканского конкурса
молодых и начинающих литераторов «Дошо къоалам» («Золотое перо»), завоевав
пальму первенства среди прозаиков и драматургов Ингушетии. С той поры вышли три
его разноплановые книги – сборник стихов «Строй», книга рассказов «У
Сунжи-реки» и драматургические опыты последних лет, собранные под обложкой
сборника «Маленькие пьесы».
К своему нынешнему юбилею Бадрудин Хасултанович
Горчханов подошел с завидным багажом и, если можно так выразиться, в прекрасной
творческой форме. Стало быть, ингушский читатель еще не раз получит возможность
оценить талант признанного писателя, поэта и драматурга, который поставил своей
целью сбережение ингушского языка и уже на протяжении многих лет служит этой
благородной миссии.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий