воскресенье, 11 июня 2017 г.

«МНЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ ТОЛЬКО ХОРОШИЕ ЛЮДИ...»

ИНГУШЕТИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ

Сегодня, по прошествии многих лет, когда позади остались юные годы, когда пройдены важные жизненные вехи, а вместе с ними пережиты и радости, и беды, повстречавшиеся на пути, она, наконец, может произнести вслух эти слова. Те самые слова, в которых кроется ответ, пожалуй, на все вопросы сразу.
«Мы любили друг друга...»
И это действительно была настоящая любовь, которая преодолела все преграды и научила других чему-то очень важному, в корне меняя их однажды сложившиеся представления и взгляды. Поселившись в двух юных сердцах, она нашла отзвук в душах окружающих и словно сделала мир еще чуточку ярче и совершенней.


ИСТОРИЯ этой любви началась в 1971 году в городе Прокопьевске. Сюда, в Кемеровскую область, Магомед Ахриев приехал уже не в первый раз. К своим 27-ми годам он был зрелым и серьезным парнем, умевшим брать на себя ответственность. И так далеко от родного Малгобека он снова оказался неспроста. В те годы многие молодые ингуши, не найдя работу в своей республике, отправлялись на заработки в другие регионы страны. Нелегко им там приходилось. Иной раз и весь световой день трудились крепкие и выносливые кавказцы на строительстве какого-нибудь объекта. Но за такой труд и платили соответственно, а потому всякого рода издержки никого не останавливали.
Но думал ли Магомед, в очередной раз надолго покидая родительский дом, что там, далеко от Ингушетии, встретит он свою судьбу? А между тем, так оно и вышло...
Семнадцатилетняя Надя Легостай росла в простой рабочей семье. Родители не баловали своих двух дочерей, воспитывая их в строгости. Но в доме Легостай всегда царила теплая и доверительная атмосфера. Глава этой семьи Николай Григорьевич всю жизнь проработал в шахте. Редкой породы человек, он и сегодня не изменяет своему твердому характеру, закаленному в горняцком деле. Впрочем, и мама всегда служила примером для Нади и ее старшей сестры Людмилы. Вера Петровна и хозяйкой была отменной, и никакой работы не чуралась – не всякая ведь женщина пойдет работать кочегаром в котельную, мечтая когда-то стать фармацевтом. К сожалению, ее уже давно нет, а вот Николай Григорьевич и до сей поры не оставляет отцовских забот – помогает дочерям в меру своих возможностей.
А тогда, узнав о чувствах юной Нади к кавказскому парню, родители решительно воспротивились ее выбору. Мать сказала ей прямо и без обиняков: «Не наш он человек. Ничего путного из этого не выйдет!» Конечно, трудно отказать в логике материнским словам, продиктованным беспокойством о будущем любимой дочери, но пройдет время, и Надя докажет родителям, что выбор ее ошибкой не был.

- ЖИЛИ мы неплохо, понимали друг друга, - рассказывает Надежда Николаевна. – Магомед всегда был хорошим семьянином, и это не могло укрыться от моих родителей. В конце концов, смирились они...
В 1975 году у молодой четы родилась дочь Лейла. Год спустя появился на свет сын Казбек. Родные Магомеда тогда еще даже не подозревали, что у него в Прокопьевске уже есть семья. Он все также приезжал на короткое время домой, чтобы затем вернуться назад – к своим детям и жене, к своей работе. И только когда дома заговорили о сватовстве, присмотрев Магомеду подходящую по всем ингушским требованиям пару, тайное стало явным.
Эта новость, как и опасался Магомед, не вызвала особого восторга у домочадцев. Но старший брат Султан, взявший на себя обязанности главы семьи после смерти отца, решительно сказал: «Раз есть у тебя уже жена и дети, привози их домой. Твои дети должны расти здесь, среди нас».
- На Кавказ мы приехали в 1978 году, - вспоминает сегодня Надежда Николаевна Ахриева. - Свекровь поначалу встретила меня с некоторой прохладцей. Но потом мы быстро подружились. Наверное, разглядела она во мне что-то, что пришлось ей по нраву. Она стала учить меня тонкостям ингушских обычаев и традиций, о которых я уже знала в общих чертах от мужа. Помогала мне с детьми и... полюбила меня. По сути, она стала мне второй матерью. А лучшей для меня наградой я считаю произнесенные ею однажды слова: «О такой жене для своего сына я и мечтала».
Оказавшись в Малгобеке, Надежда Ахриева сразу устроилась на работу. Ее приняли воспитателем в детский сад №3 с ласковым названием «Солнышко». Благо, что и некоторый опыт уже был -  еще в Кемерово окончила она педкласс (так назывались в ту пору ускоренные годичные курсы подготовки воспитателей) и даже успела поработать по специальности. С «Солнышком» будет связана вся ее последующая жизнь. Здесь Надежда Николаевна трудится и поныне, давно став профессионалом своего дела. В 1992 году при поддержке старшего брата мужа смогла она получить и высшее образование, окончив филологический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета.

ЭТО БЫЛА необыкновенно гармоничная пара. Светлые надежды и устремления так и переполняли их. Всевышний подарил Магомеду и Надежде Ахриевым еще троих детей - уже здесь, в Ингушетии, родились Фатима, Хади и Абукар. Казалось, что бесконечным будет счастье, но беда, как и водится, пришла совсем нежданно...
В 1986 году Магомеда не стало. Он ушел из жизни в расцвете сил, когда его младшему сыну было всего три месяца... Не выдержала такого удара его мать Тима Мартазкиевна. Она сразу слегла и за полгода тихо угасла. Пройдет еще немного времени и рано овдовевшая Надежда Ахриева останется совсем одна с малолетними детьми на руках - не станет братьев Магомеда и его сестры...
- Я всегда буду с благодарностью вспоминать родных моего мужа, - говорит Надежда Николаевна. – Когда-то они приняли меня в свою замечательную семью, окружили теплом и заботой, подарили счастье быть любимой и нужной им. Благодаря этим людям Ингушетия стала моей родиной, ведь здесь я прожила большую часть своей жизни. Дав себе слово воспитать своих детей похожими на них, мне кажется, я достигла своей цели.
Мои дети устроены как полагается, прекрасно говорят по-ингушски, знают все обычаи своего народа, поддерживают отношения с родственниками. Теперь я мечтаю только о том, чтобы и мои внуки (их у меня сейчас одиннадцать!) выросли настоящими ингушами.
Я всем сердцем люблю наш гордый, добрый, солнечный и гостеприимный край, людей, живущих на этой прекрасной благодатной земле. Здесь мне всегда встречались только хорошие люди – открытые, искренние, готовые прийти на помощь и поддержать. И это не только родственники. Здесь я неизменно видела по отношению к себе уважение и внимание.
Надежда Николаевна Ахриева – почетный работник образования России. А вообще среди ее наград есть даже Почетная грамота, подписанная министром образования СССР Ягодиным. Когда в Ингушетии впервые проходил конкурс «Учитель года», она оказалась единственной представительницей учреждений дошкольного образования республики, претендовавшей на победу. И сумела победить! Правда, поехать на финал в Москву у нее не получилось – неотложные дела не отпустили.

ПРИМЕР Надежды Николаевны, посвятившей свою жизнь воспитанию детей, вдохновил в свое время и ее дочерей. Старшая дочь Лейла работает сегодня вместе с ней. Фатима, окончившая физико-математический факультет Ингушского госуниверситета, преподает в средней школе №20 города Малгобека. Хади, тоже выпускница этого вуза, трудится воспитателем в одном из детских садов города Новороссийска. А сама Н.Н. Ахриева уже давно не удивляется, когда ее радостно приветствуют на улице вроде бы совсем незнакомые взрослые мужчины и женщины. Приглядевшись, она узнает в них своих бывших воспитанников. Сколько уже поколений малгобекских малышей прошло через ее добрые руки!
В 2000 году Надежда Николаевна на какой-то период сменила сферу своей деятельности. В то время ее назначили заместителем главы администрации Малгобекского района. Так она возглавила в крупнейшем районе Ингушетии работу с русскоязычным населением и социальное направление. Хоть и нелегко пришлось ей на столь ответственной должности, однако и здесь она ярко проявила себя. Многих людей узнала и многим смогла помочь. Успех, наверное, всегда сопровождает людей, ведомых по дороге жизни добротой и участием к другим.
- А знаете, мне все-таки грех жаловаться на свою судьбу, - задумавшись на мгновение, говорит Н.Н. Ахриева. – Несмотря на все ее превратности, она подарила мне настоящую любовь, надежных родственников, хороших детей, красивых внуков, уважение окружающих. Не каждому ведь даруется возможность одновременно обладать столь бесценными дарами. Я благодарю Всевышнего за все Его Милости и прошу у Него мира и здоровья для наших детей, которым предстоит вершить завтрашний день Ингушетии!


На снимке: Н.Н. Ахриева

Фото автора 

1 комментарий:

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...