КАВКАЗ
БЕЗ ГРАНИЦ
3
мая братский карачаевский народ отметил знаковую дату в своей национальной
истории. Ровно 60 лет назад карачаевцы вернулись на историческую Родину из
сталинской депортации. Памятный день прибытия на древнюю землю Карачая первого
эшелона с теми, кто уцелел в годы геноцида, стал Днем возрождения карачаевского
народа.
МОЛОХ сталинских репрессий обрушился на карачаевский
народ 2 ноября 1943 года. Так карачаевцы
стали первым репрессированным народом Северного Кавказа. Следом за ними
ужасающую судьбу «врагов народа», изгоев в собственной стране повторили
балкарцы, ингуши и чеченцы. Нас всех объединила общая боль. Оболганные и
оскорбленные, поставленные на грань полного уничтожения, но не сломленные и
оставшиеся верными земле своих отцов, подвергшиеся тотальным репрессиям кавказские
народы пережили неимоверные страдания. Для карачаевского народа тяжелейшие
испытания длились долгие 14 лет.
Я не мог не поздравить в этот день своего давнего
друга и старшего брата Абук-Алия Джамашуевича Чотчаева. Ныне президент рода
Чотчаевых, он родился 27 декабря 1938 года в древнем карачаевском ауле Учкулан.
Его дед Чотча Коналиевич в начале ХХ века руководил работой общенародного Тере
карачаевцев (это аналог ингушского Мехк Кхел), а с отцом Абук-Алия хотел
когда-то породниться кабардинский князь Атажукин, выдав за него свою дочь.
Однако твердый и решительный дед вызвал своего сына в Большой Карачай и
засватал ему 17-летнюю красавицу Мекку из знатного рода Боташевых. В этом браке
родились четверо сыновей и четыре дочери.
Семья Чотчаевых, разделив участь всего карачаевского
народа, в годы депортации оказалась в Казахстане. Здесь Абук-Алий закончил
среднюю школу и решил посвятить себя ветеринарии. Уже после возвращения на
Родину, он окончил Ставропольский сельхозинститут, а позже и аспирантуру, став
кандидатом сельскохозяйственных наук. С именем этого известного в
Карачаево-Черкесии ветеринарного врача помимо всех прочих заслуг связывают
сохранение уникальной карачаевской породы овец.
Род Чотчаевых известен своими прославленными
представителями. Среди них видный общественно-политический и государственный
деятель Карачаево-Черкесии Магомет Шоухалович Чотчаев. Первый карачаевец –
депутат Верховного Совета СССР, председатель облисполкома Карачаевской Автономной
области, работник крайкома партии, бесстрашный комиссар в годы Великой
Отечественной войны, не сломленный духом спецпереселенец и крупный партийный
руководитель восстановленной во время хрущевской «оттепели» Карачаево-Черкесии,
он был человеком чести и долга. На фронте во время жесточайшего боя Магомет
Шоухалович Чотчаев вынес из-под обстрела тяжелораненого ингуша Магомеда
Хасановича Албогачиева. С тех пор и до самого конца жизни они оставались
кровными братьями.
Когда несколько лет назад в Карачаево-Черкесском
государственном университете проходила презентация книги о Магомете Чотчаеве, в
которой рассказывалось также и о рожденном на войне братстве карачаевца и
ингуша, я отправился в город Карачаевск вместе с племянницей Магомеда Албогачиева
Фатимой Ахмедовной Албогачиевой. Так и произошло мое знакомство с Абук-Алием
Джамашуевичем Чотчаевым.
- Братишка, обязательно передай и наши теплые
пожелания всему ингушскому народу, - сказал он, выслушав мои поздравления. –
Карачаевцы и ингуши – настоящие братья. Мы веками жили рядом и ни разу не
предали друг друга. У нас одна трагическая судьба, навсегда породнившая нас. Во
многом именно благодаря нашему единству мы уцелели и выжили в годы сталинщины!..
Мне очень дороги мои карачаевские друзья. Это,
наверное, еще и потому, что в каждом из
них я вижу столь бесценные для меня черты моего родного ингушского народа. Я
пишу эти строки и словно говорю с ними. Говорю с Ахмадом и Мариной Чотчаевыми,
замечательной супружеской четой, так гармонично дополняющей друг друга. Марина
– доктор филологических наук – одним из главных направлений своих научных
изысканий избрала исследование человеческой личности в условиях несвободы в
русской литературе и литературе народов Кавказа.
Я словно говорю с Найлой Оразовой, человеком
бесконечной доброты, матерью двух замечательных сыновей, известным
ученым-химиком. Она, как и Марина, тоже преподает в Карачаево-Черкесском
госуниверситете. Найлу очень любят ее студенты, для которых она, такая
заботливая и внимательная, как вторая мама.
Я говорю с Назбий Лепшоковым из Усть-Джигуты -
исключительно порядочным человеком, в котором живут обостренное чувство
справедливости, нескончаемая доброта, вкупе с твердым характером горца делающие
его исключительно цельной натурой... В одном городе с Назбий живет Елена
Азретовна Атабиева – еще один мой друг, знаток истории, человек, не умеющий
кривить душой. В ближайшее время она намеревается предложить широкой
общественности собственное прочтение нартского эпоса карачаево-балкарского
народа и поделиться своими открытиями, сделанными на его основе.
Совсем еще юный Биаслан Биджиев из Черкесска
напоминает мне соседского парнишку, не лишенного некоторой юношеской дерзости,
таящейся от глаз старших. А в двадцатилетнем Радмире Эркенове (он на снимке), сразу
подкупает столь понятная каждому ингушу привязанность к своей горной Родине. Сейчас,
когда он служит в армии далеко от родных мест, единственным его желанием
остается поскорее надышаться чистым горным воздухом любимого Карачая. Радмира
мы называем мистером Позитивом за его открытый и веселый нрав. Круг увлечений
этого парня необычайно широк – национальные танцы, история карачаевского
народа, археология. Обучаясь сразу в двух вузах, он добровольно ушел в армию,
чтобы проверить свой характер и закалить его для настоящего мужского дела,
которому служат многие старшие представители его рода.
- Я и в своих детях воспитаю любовь к родной земле,
уважение к старшим, почитание древних традиций нашего народа, интерес к его
прошлому, - говорит Радмир.- Мы должны
свято следовать заповедям наших предков, чтобы сохранить себя как народ... Я
впервые оказался 3 мая, в День возрождения моего народа, далеко от родной
земли. Не возлагал цветы к Мемориалу жертвам сталинских репрессий в
Карачаевске, не участвовал в большом праздничном концерте, не останавливался
вместе со своими друзьями в каждом карачаевском ауле на обратной дороге в
Черкесск, чтобы поздравить своих земляков с этим радостным и одновременно
печальным праздником. Я на этот раз не раздавал прохожим в Черкесске кукурузный
хлеб, айран и хычины. Но я всем сердцем был там, откуда мои корни, и через
огромные расстояния чувствовал тепло пылающего карачаевского очага...
Скажите, может ли народ, имеющий таких сыновей, лишиться
светлого будущего, потерять свою идентичность, раствориться в разрушительных
процессах глобализации? Нет!
С возвращением, Къарачай! Пусть на земле твоей
никогда не погаснет благодатный свет Намыса и пусть будут счастливы дети твои!
Ахмет
ГАЗДИЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий