воскресенье, 31 января 2016 г.

«НЕ НУЖНЫ ЧЕЛОВЕКУ КРЫЛЬЯ, ЕСЛИ ГОРЫ ЕМУ ДАНЫ!..»


В Джейрахском ущелье, где Вечность разливается золотом солнечных лучей по бессмертным страницам каменной летописи Ингушетии, где вольный ветер, живущий в бойницах древних башен, доносит из глубины столетий легенды о Земле Ингушской, доверчиво нашептывая их одинокому путнику, у времени иное измерение. Оно словно замерло в своем разбеге и, рисуя на лазурном фоне бесконечного неба картины давно ушедших эпох, исполнено, кажется, одного лишь желания поведать нам сокровенную суть мироздания, к постижению которой всегда стремились светлые умы и добрые сердца.

РАСПОЗНАННЫЙ КОД МИРОЗДАНИЯ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ингушский поэт Рамазан Цуров, наделен и одержим таким стремлением с юношеских лет, что нашло отражение уже в самых ранних его поэтических строках. Став продолжателем лучших традиций ингушской поэзии, Рамазан одновременно ярко заявил о свой самобытности. Как заметила однажды исследователь его творчества Марьям Яндиева, Бог отметил юношу из Джейраха на самой заре его жизни, и сокровенный «первоначальный свет» и звук ингушского мелоса стал зрим и слышим вновь…
Ингушская национальная поэзия знает не так уж много примеров подобного рода. И потому мы вновь и вновь вчитываемся в, безусловно, цельное цуровское поэтическое послание, вылитое в мыслеформах высокой пробы чистоты и благородства.
В поэтическом Слове Рамазана нашли звучание невысказанные нами чувства, и именно поэтому его поэзия находит такой отклик в наших сердцах, приводит в движение душу и открывает пространство для воображения, наполненного светом узнаваемых символов. И если говорить по сути, в этом непостижимо живом Слове присутствует код того высочайшего откровения, которым проникнуто все существование ингушского народа.
Иногда нам кажется, что степень таких чувств невозможно облечь в ясность и четкость мысли, доступной тем, кто живет в стороне от нас. Но как блестяще делает это Рамазан, передавая в глубоко личных переживаниях то, что когда-то, в лучший миг или час своего существования, пережил каждый из нас, мечтая потом лишь об одном – рассказать миру, каким оно бывает, настоящее счастье!

Мы всегда высоки и зрячи...
Эти горы признали нас
и от нас ничего не прячут
ни в тяжелый, ни в легкий час!

Здесь и небо - не просто небо,
и глаза - не просто глаза!
Тем, кто с нами сегодня не был,
что сумеем мы рассказать?

День прекрасный всегда так краток!
Солнце тихо прикрыв слегка,
ярче осени, ярче радуг
загорелись вдруг облака.

Там сапфир и рубин играли
и вливалась в них бирюза.
И нежнейшим свеченьем рая
были залиты наши глаза.

Мы меж башен и скал парили,
чудным светом озарены;
не нужны человеку крылья,
если горы ему даны!

Было счастье до крика боли,
и теперь я не знаю сам,
то ли небо я видел, то ли
сон, приснившийся облакам!

Вновь и вновь обращаясь к творчеству Рамазана, невозможно не заметить, что все его проникновенные строки наполнены неподдельной искренностью. Неисчерпаемо богатый внутренний мир поэта завораживает своим совершенством. Таким он предстает и в жизни, которая, что и говорить, порой так далека и от законов, предписанных высшими сферами, и от наших представлений о справедливости. Добрый и мужественный, искренний и сдержанный, щедрый и тонкий, благородный и скромный, – с него можно писать природный характер настоящего ингуша. И этот портрет будет законченным и полным.
Появившись на свет там, где веками неумолчно бьется живое сердце Ингушетии, надежно сокрытое в каменной груди нашего Отечества, Рамазан стал проводником тысячелетнего опыта наших предков, хранителем тех знаний, без которых невозможно созидание нового мира. Горы подарили ему свои невидимые токи, обогатив внутренней силой и красотой, и сделали его поэзию голосом пронесшихся над этой твердью столетий. В этом голосе неизбывно звучала святая любовь к священной земле отцов.
Изложенная Рамазаном Цуровым философия жизни ингушского народа зиждется на ответственности и твердом следовании своему долгу и предназначению. Эта философия, которая помогла народу сохранить себя с древнейших времен, устоять под ударами немилосердной судьбы, уцелеть в роковой цепи трагедий, не только выжить, но и взрастить на пепелище добрые всходы, проста в своей потрясающей емкости:

...Когда не кровавы, тревожны
дни наши, но в наших сердцах
стеною стоит невозможность
устроиться в лучших краях.

Не раз мы смотрели, как пляшет
жестокое пламя, но вот
суровая родина наша
из пепла опять восстает!

Нас бьют и огнем и проказой
за то, что известно в веках:
бессмертное сердце Кавказа
стучит в этих черных горах.

И нам эту правду, нетленной,
до самого края пронесть...
В бескрайних просторах Вселенной
одна Ингушетия есть!

ЖАЖДА ЖИЗНИ

ТВОРЧЕСКИЙ гений Рамазана Цурова, жизнеутверждающий и не ограниченный рамками, очерченными и навязанными любыми обстоятельствами извне, в красивом размахе сильных орлиных крыльев стремительно взлетел на ингушский поэтический Олимп. Рассказать в одной газетной статье обо всех гранях творчества этого поэта– задача, конечно, неподъемная. Он неповторим во всех проявлениях своего духовного начала.
Талантливый исследователь, кандидат филологических наук Марьям Яндиева, отмечая, что Рамазан наделен Богом уникальной по своей силе жаждой жизни, которая позволила ему буквально с мальчишеских лет глубоко проникнуть в красоту и уродства реального мира, пишет: «Самым главным (и беспрецедентным в ингушской национальной поэзии) подтверждением достижения Р.Цуровым высочайшего эстетического уровня является, безусловно, «Венок сонетов».
Из истории всемирной литературы известно, что за восемь веков в мировой поэзии написано около шестисот венков сонетов, а в русской лирике их всего сто пятьдесят (!).
Имена предшественников Рамазана Цурова, «отметившихся» в жанре, говорят сами за себя, – Вяч. Иванов, М.Волошин, К.Бальмонт, В.Брюсов, И.Сильвинский, П.Антокольский, В.Солоухин…
Цуров преодолел как бы двойную вершину: сумел «усмирить» сложную «звучащую» поэтическую форму самого сонета, а также труднейшее жанровое образование – венок сонетов. О последнем поэт Иоханнес Р.Бехер сказал, что – это эксперимент, требующий виртуозного поэтического мастерства и адресованный читателю – знатоку и тонкому ценителю, способному воспринять высокое искусство.
В пятнадцати четырнадцатистрочках «Венка» со всеми обязательными содержательными признаками: лиризмом, интеллектуализмом, автобиографизмом – сконцентрировано все пережитое и прочувствованное за определенный драматический период жизни поэта.
Каждый из четырнадцати сонетов (являющийся своего рода поэтическим манифестом) – это мир в миниатюре, в которой поставлена определенная (вечная) проблема человеческого бытия: жизни, смерти, любви, свободы, веры, поиска истины и Бога. Тематический и композиционный ключ – пятнадцатый магистральный (или магистрал) сонет, в котором и заключен сложный замысел всего произведения, его универсальное осмысление действительности:

Мучительно чеканю я сонет,
и безнадежность исчезает вскоре.
В конце концов, на всё придет ответ.
Недолго петь в разноголосом хоре.
Я написать не смог бы свой портрет:
силен и слаб, смирен и непокорен
я, в мире, где развязки не ускорить,
лишь тень, вдали мелькнувший силуэт.
Всё знаем, ничего не зная мы.
Нет худшей, чем невежество, тюрьмы.
Не забывай же о предназначеньи.
Среди тревог ты будь всегда со мной
пределами стеснённый разум мой.
Любую тьму пронзит твое свеченье!

Архитектоника «Венка» такова, что первый сонет начинается первой строкой вышеприведенного магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета вторит последней строке первого сонета и заканчивается третьей строкой магистрала. И так – до четырнадцатого сонета, начинающегося последней строкой магистрала и завершающегося первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Т.е. пятнадцатый сонет – магистрал, текст которого мы привели, состоит из строк, прошедших сквозь все четырнадцать сонетов. Перед нами виртуозная работа по технике и содержательности: «Все образы и темы сплетены» (М.Бахтин).
Перейдя от медитативно-описательной (в стихотворениях) к медитативно-философской (в «Венке») проблематике бытия, Р.Цуров выковал цепь (венок) смыслов, символизирующих драматически-напряженное движение по постижению высшего смысла – Бога. Схватившись за строгую четкую сонетную форму, как за спасительную твердь в океане окружающего хаоса, поэт тем самым структуирует и даже гармонизирует его.
Эстетически преображенный автобиографизм (не только личный, но всего ингушского народа) отчеканен в универсальную форму ингушского экзистанса в «прекрасном и яростном мире»:

И под кроваво-красною звездой
стою в тревоге, мрачный, но живой,
силен и слаб, смирен и непокорен.

Эта мудрость завоевана трудом – прежде всего интеллектуальным. Ингушская национальная традиция, обогатившись мощным по своей мыслительной глубине и высоковольтной эмоции поэтическим слогом Рамазана Цурова, перешла на качественно новый уровень: в пространство всемирного Логоса».

С ЛЮБОВЬЮ В СЕРДЦЕ

ЛЮБОВЬ к родине в поэтических строках Рамазана обрела необозримые космические масштабы. И совсем не случайно именно он стал автором текста Государственного Гимна Ингушетии, свидетельствующего о несломленной воле народной и об извечном ингушском стремлении к созидательному труду. Эта величественная патетика возрожденной ингушской государственности, - мечтая о ней, уходили в мир иной целые поколения ингушей! - увенчана непреходящей потребностью и духом свободы:

Твои мысли о справедливости,
Твое сердце горит,
Как вспыхнувший уголек.
Будь вечно свободна, земля наших отцов.
Мы просим об этом Всевышнего.

Аллах, дай силы Ингушетии,
Пусть свободной будет Ингушетия!

(Перевод с ингушского языка)

Нам удобно повторять, что нет пророка в своем Отечестве. Так ничто не обязывает нас прислушиваться к чьим-то не удобным словам. Несколько лет назад интернет-сообщество всколыхнула статья Рамазана Цурова "Край крайностей, или Кирпичи ингушского менталитета", опубликованная в журнале «Дружба народов». В этой статье он прямо и недвусмысленно заявил об изъянах современного ингушского общества, о тех провалах и пустотах, которые с пугающей очевидностью обозначились в нашей исторической памяти, в нашей культуре и искусстве. «Природа ингушского нигилизма непонятна, но вряд ли найдется на свете народ, который так легко и глупо теряет саму свою сущность, - с болью писал поэт. - Ингуш предельно легко отказывается от своего прошлого, будь то кухня, архитектура, одежда, а отчасти и язык. Его пренебрежительное отношение к своим уникальным архитектурным памятникам, сохранившимся лишь чудом, может изумить любого европейца.
Сотни и тысячи взрослых ингушей никогда не видели своих родовых башенных поселений в горах, ехать до которых всего несколько часов и добраться куда можно практически безо всяких препятствий. Они в этом признаются, ничуть не стесняясь. В Японии вы не найдете взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не поднялся на Фудзияму. В Ингушетии не найдете и трехсот человек, раз в жизни поднявшихся на священную Столовую гору, на самой вершине которой стоит тысячелетний храм, ныне служащий убежищем для скота.
Ингуш убийственно серьезен и не придает никакого значения таким пустым, на его взгляд, вещам, как музыка, поэзия, танцы, познавательные путешествия и пр. Свадьбы и похороны здесь почти ничем не отличаются друг от друга. Музыки и веселья на свадьбах нет уже десятки лет. В быту полностью утеряна культура танца. Танцы - удел одного или двух государственных ансамблей, очень незначительно пополняющихся свежими силами, так как профессия танцора, мягко говоря, не очень уважаема, как и профессия актера.
Старейшины и духовенство, борясь с ингушской музыкой и танцами, видно, сами того не зная, выполняют давние советские установки на изжитие национального духа во всех областях жизни малых народов и на удивление быстро преуспели в этом…»
«В ингушском языке есть слово «яхь». Приблизительно его можно перевести как «соперничество, длящееся всю жизнь». Если раньше в понятие «яхь» входило и соперничество в храбрости, знании тонкостей архисложного ингушского этикета и многое другое, то в современной ингушской среде осталось только соревнование в достижении богатства. Для творческого человека жизнь в этой среде по большому счету невыносима…»
Иногда хочется оставаться оптимистом. Хочется верить, что голос высокой поэзии, звучащий уже несколько десятков лет из Джейраха, вопреки всему не ослабеет. Звенящие пласты цуровской поэзии, омытые чистейшими горными родниками, пока недоступные нам и большому миру, обязательно сойдут на нас водопадом нетронутых скверной чувств и в своем очистительном потоке унесут прочь наше застоявшееся безразличие.

Дождь прошел и у обрыва влажного
Мальчик сделал голубя бумажного.
Сделал и в упругость зноя летнего
Бросил, а затем - второго, третьего...
Я сижу, а надо мною влажные
Пролетают голуби бумажные...

Рамазан Магомедович Цуров, блистательный поэт, прозаик, публицист и переводчик, свой недавний 50-летний юбилей встретил скромно, в кругу семьи. И свою автобиографию он также скромно вмещает в полстранички набранного на компьютере текста. Между тем, публикации Рамазана выходили в зарубежной печати, не говоря уже о том, что российская периодика, в которой он печатался, просто пестрит своими внушающими уважение названиями -  «Литературная газета», «Известия», «Общая газета», «Народ», «Новый Вавилон», «Дон», «Дружба народов»…  Рамазан автор трех поэтических сборников - "Сны о свободе" (1998), "Венок сонетов" ( 1999), "Бесконечная песнь" (2002). Известен он и своим участием в коллективных изданиях. В их числе можно назвать вышедший в 2007 году в Москве сборник рассказов северокавказских писателей «Война длиною в жизнь».
В переводе Рамазана Цурова звучат сегодня на ингушском языке Э. По, Р. Киплинг и другие известные авторы. Он член Союза писателей России и заслуженный деятель культуры Республики Ингушетия. Но все же красноречивее всех регалий о его общественном признании говорит отношение к нему людей. Даже те, кто не знаком с ним лично, питают к Рамазану уважение и любовь.
Мы все любим его за чистоту помыслов, за искренность, за нескончаемую доброту и душевную щедрость. Мы любим Рамазана за то, что он позволил нам увидеть окружающий мир его глазами. И мы учимся  у него по-настоящему ценить и любить бесценный дар Всевышнего – нашу древнюю Ингушскую землю.

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: поэт Рамазан Цуров

Фото автора

четверг, 3 декабря 2015 г.

МАЛЬЧИШКА, НЕ УСПЕВШИЙ ПОВЗРОСЛЕТЬ...

ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА / АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ Ахмета ГАЗДИЕВА

Военная летопись нефтяной столицы Ингушетии сохранила для нас имена тысяч и тысяч отважных воинов, которые в суровом 1942 году пали смертью храбрых на сопках Терского хребта. Эти сопки, покорившиеся однажды людям, основавшим здесь город, навсегда остались неприступными для немецко-фашистских захватчиков. Тщетными оказались отчаянные усилия фашистов завладеть драгоценной кавказской нефтью. Малгобек не отдал врагу ключи от подземных кладовых. Его цветущие улицы превратились в руины, но ничто не могло сломить дух защитников города.
Малгобекская оборонительная операция Северной группы войск Закавказского фронта, ставшая ярчайшей страницей битвы за Кавказ, повергла вспять мощную фашистскую армаду и вдохновила защитников нашей Родины на новые ратные свершения. А еще она явила всей стране мужество и отвагу простых малгобекчан, которые в суровый час решительно встали на защиту родного города. Среди тех героев, презревших опасность и бросивших вызов смерти, были и совсем еще дети. Одним из них стал бесстрашный разведчик Володя Мордвинов, погибший 15 октября 1942 года при выполнении боевого задания…
НА МАЛГОБЕКСКИХ СОПКАХ
В ТРИДЦАТЫХ годах прошлого столетия о Малгобеке узнала вся страна. Найденные в этих местах богатейшие залежи «черного золота» позвали сюда первопроходцев знаменитой Малгобекской нефти со всех концов страны. Самые именитые нефтяники СССР откликнулись на брошенный клич и потянулись в далекий край, чтобы организовать добычу и построить нефтяной город на диких сопках Терского хребта. Это были годы, наполненные романтикой героического и самоотверженного труда. В короткие сроки добыча нефти на Малгобекском месторождении выросла до рекордных отметок, и свои первые очертания стал обретать будущий город. Строились школы, больницы, дома культуры, жилье для горожан.
Среди первостроителей Малгобека были люди разных национальностей. Профессиональный долг привел сюда и электротехника нефтяных промыслов Федора Васильевича Мордвинова. Долгое время он жил в рабочем общежитии, лишь изредка навещая свою семью, оставшуюся на Старых Промыслах города Грозного. Забот у Мордвинова и его товарищей было невпроворот. На тридцать километров раскинулись по Терскому хребту новые нефтяные вышки. И всюду надо было поспеть, везде требовались крепкие и надежные руки.
Привычный к труду, Федор Васильевич на трудности не жаловался. А когда у него появилась возможность перевезти в Малгобек свою семью, он и вовсе словно крылья обрел. И со стороны казалось, что в маленьком неприметном домике на Шестом участке, расположенном как раз напротив семилетней школы №5, навсегда поселилось счастье. Каждый вечер Федора Васильевича с нетерпением дожидались здесь жена Надежда Андреевна, сыновья Саня, Володя, Витя и отзывавшийся радостным гуканьем совсем еще маленький Толик.
Мальчишки, едва дождавшись окончания ужина, сыпали многочисленными вопросами. И отец, уставший, но счастливый, охотно рассказывал им, как прошел день, что успели сделать сегодня нефтяники Малгобека, выполняя задание Родины. Потом наступал черед мальчишек поделиться с отцом накопившимися за день новостями. Они наперебой спешили рассказать о своих школьных делах и новых открытиях – осваивая день за днем необычайно красивые просторы Терского хребта, мальчишки увлеченно открывали для себя невиданный прежде мир. На Старых Промыслах им не доводилось видеть расстилающегося вокруг бескрайнего изумрудного моря разнотравья, которое так безраздельно властвовало здесь, питая воздух неповторимыми ароматами и хрустальной свежестью. Тут, казалось, взберись на ближайшую сопку, вставшую сразу за полосками огородов, и дотянешься рукой до высокого голубого неба, пронизанного солнечными лучами, бьющими через край набежавшего облачка.
Федора Васильевича радовала эта восторженная любознательность сыновей, присущая в таком возрасте всем детям. И он словно возвращался в свое детство, проведенное в бедной казачьей семье, вспоминал собственные тихие радости детской поры. Сыновья с удивлением узнавали, какую целебную силу таят в себе цветы, сорванные ими для матери в поле, от каких хворей спасают они человека, как живительны силы окружающей их природы. И, наверное, бесконечно длились бы эти беседы, если бы в урочный час Надежда Андреевна не отправляла в постель маленьких непосед.
Гас свет в окошках домов рабочего участка. Завтра нефтяников ждал новый трудовой день. В ночи сияли гирляндами огней лишь безостановочно работающие нефтяные вышки…
ОТЦОВСКАЯ ПРАВДА
ГЛЯДЯ на подрастающих сыновей, Федор Васильевич нередко задумывался о том, какое будущее их ждет. Самому-то ему вдоволь пришлось испытать жизненной горечи, познать и нужду, и смертельную опасность. В детстве недоедал частенько, а став взрослым едва уцелел под свистом пуль. Как раз на самую юность Мордвинова пришлась гражданская война, докатившаяся своими кровавыми жерновами до Северного Кавказа. Оставив соху и крестьянское поле, где он вместе с отцом сеял хлеб, Федор взял в руки оружие и выступил на защиту молодой власти Советов, которая обещала трудовому люду лучшую долю. Довелось ему участвовать в Стодневных боях в Грозном, в подавлении бичераховского мятежа, в сражениях с деникинцами.
Храбр был молодой казак и находчив в бою, словно всю жизнь до этого не крестьянским трудом жил, а в рати доблестной пребывал. Теперь же, когда давно миновали те опасные дни, рассказывал он сыновьям своим о пережитом и увиденном в боях. О закаленных в битвах людских характерах рассказывал, о подвигах своих товарищей по оружию, о кавалерийской сотне, в составе которой находился.
Больше всех донимал отца просьбами рассказать о войне Володя. В мальчишеских сердцах всегда живет страстное желание совершить нечто героическое. И слушая отца, Володя наверняка примерял на себя ярко оживающие в его детском воображении события и ситуации. Один из таких рассказов Федора Васильевича о гражданской войне запечатлел в книге «Повесть о Володе Мордвинове» Т.Е.Омельчук:
« — Часть наших войск осталась в Грозном, а другая – усиленная захваченным оружием – ноябрьскими днями преследовала бичераховцев. Так мы освободили от белой нечисти территорию от Грозного до Владикавказа и там присоединились к местному гарнизону. Во Владикавказе пришлось видеть Серго Орджоникидзе и Гапура Ахриева, который командовал ингушскими войсками. Наступила зима. Мы выезжали в степь на кавалерийские занятия. Там я познакомился и подружился с лихим наездником – Петровым Мишей. Бесстрашный парень был! Всего на год старше меня.
Недолго мы пользовались передышкой. В конце января пошли слухи, что со стороны Прохладной идут на нас хорошо вооруженные, отборные деникинские банды.
— Это уже пошел 1919 год? – спросил Володя.
— Да!.. Узнали мы, что они хотят обойти Владикавказ с востока, через Ингушетию, и отрезать нас от Грозного. Оставили мы город и выступили навстречу. С нами вышли курсанты Владикавказского пехотного училища и ингушские войска. Заняли оборону под селением Долаково. Окопались. К нам пришло много добровольцев из близлежащих селений. А в это время уже шли бои с передовыми частями белых около селений Сагопши, Пседах, Кескем. Их встретили отряды ингушей из этих селений.
— Это здесь вот?.. – возбужденно уточнял Володя. – Под этим Пседахом? В Алханчуртской долине?..
— Да! Под этим самым.
— Там, наверное, до сих пор валяются патроны? – ни к кому не обращаясь, сказал Витя.
— По всей нашей великой Родине оставила следы гражданская война. Их до сих пор можно видеть на земле. Но есть другие глубокие следы: в сердцах матерей, вдов, сирот. Никто их не видит. Кто их носит – не выставляет напоказ.
— Я думал, что война была где-то далеко, как в сказке. А она… вот тут… даже не верится…, — опять Витя.
— Восьмого февраля началось сражение под Долаково. Утром наши наблюдатели заметили разъезд деникинцев. Он показался из-за бугра и быстро исчез. Спустя некоторое время оттуда же зарябила цепь, за ней – другая. Мчались конники. Белые полагали с ходу атаковать и разбить нас, рассчитывали на нашу неорганизованность, непрочность, на несогласие между русскими и ингушами. Но просчитались. Мы встретили их таким мощным огнем из всех видов оружия, что они вскоре повернули обратно. Ждать недолго пришлось. Оставив лошадей в укрытии, деникинцы пешим строем опять пошли в атаку. И на этот раз безуспешно. Тогда они начали обстреливать нашу оборону из артиллерии. Несколько снарядов разорвалось в ауле. Вспыхнули пожары …Храбрости ингушей можно было завидовать. Были случаи, когда, израсходовав патроны, боец выскакивал из окопа и с обнаженным кинжалом бежал навстречу врагу, но вскоре падал, сраженный пулей. Ряды оборонявшихся редели. На смену погибшим из селения выходили их братья, отцы, жены, девушки, подростки. Они занимали место в обороне или перевязывали раненых, подносили патроны, пищу, воду. Храбро сражались курсанты и почти все погибли. Один за другим умирали кавалеристы. Ингуши, ведя бой из крайних саклей, объятых пламенем, сгорали в огне, но не покидали своих позиций. Мой друг, Петров Миша, будто играл со смертью в прятки, перебегал от окопа к окопу с ручным пулеметом, иногда кричал мне: «Держись, Федя!» И как целая рота, то тут, то там строчил его пулемет, уничтожая наседавших врагов. Три дня продолжался бой. Когда иссякли боеприпасы, горсточка израненных, но сильных духом красных воинов ночью оставила Долаково»…
В простых и правдивых отцовских словах, отражавших героическую историю родного края, живые герои войны, ныне занятые мирным трудом и строительством любимого города, ничем не отличались от героев книг Аркадия Гайдара, так полюбившихся Володе. В отцовской жизненной правде рождался и выкристаллизовывался характер этого мальчишки, которому однажды было суждено шагнуть в бессмертие. Основательность отца, его твердость данному слову, глубокая порядочность и душевная щедрость исподволь, незаметно передавались сыновьям…
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ О ГЕРОЕ
О ПОДВИГЕ пионера-героя Володи Мордвинова знают все, кто вырос на Малгобекской земле, до сих пор хранящей отметины Великой Отечественной войны. Из детства возвращаются и ко мне такие поэтические строки:
Терновые ветви бесстрашно раздвинув,
Уходит в разведку Володя Мордвинов.
Счастливое детство уже за спиною,
И некуда деться –фашисты стеною…
В советские годы многие школьные пионерские отряды Малгобека и всей бывшей Чечено-Ингушетии боролись за право носить имя юного разведчика. А моим однокашникам выпала честь ухаживать за могилой героя. Так называлось место, где погиб Володя Мордвинов. От нашей средней школы № 9 сюда рукой подать.
Место гибели пионера-героя обнесено решетчатой оградой, за которой высится простой памятник, сваренный из металлических труб рукой опытного сварщика. Его венчает пятиконечная звезда, обрамленная лавровыми ветвями, а наплавленные металлом буквы сообщают: «Погиб за Родину разведчик-партизан В.Ф.Мордвинов. 15.Х-42. Г.р.1927».
Каждый год 9 мая, в День Великой Победы, стояли здесь в почетном карауле лучшие пионеры нашей школы, салютуя проезжающим мимо автомобилям, водители которых в ответ жали на клаксоны, отдавая дань уважения маленькому герою большой
войны. Хотя и остались далеко позади те пионерские факельные шествия, становившиеся апофеозом майских торжеств, но и сегодня могила Володи Мордвинова ухожена. Присматривают за ней нынешние мальчишки и девчонки, которые сегодня сидят за школьными партами. Новое поколение Ингушетии не позабыло о подвиге юного разведчика, помнит о героях Малгобекской оборонительной операции, насмерть стоявших на этих высотах…
Упомянутая мной выше «Повесть о Володе Мордвинове» вышла в Чечено-Ингушском издательстве «Книга» в 1990 году. Ее автор Трофим Ефимович Омельчук был учителем и до войны преподавал в Малгобеке в начальных классах. Великая Отечественная война заставила его оставить любимое дело. В составе 317-й стрелковой дивизии, которая была сформирована в Грозном, он принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Украины, Венгрии, Австрии и Чехословакии, а после разгрома фашистской Германии отправился на Забайкальский фронт. На его груди теснились ордена Красной Звезды и Отечественной войны второй степени, а также многочисленные медали. С окончанием ратной службы он вернулся в школу. Позже заочно окончил пединститут и преподавал ребятам географию. Три десятка лет проработал он в Малгобеке. И все эти годы он не переставал заниматься творчеством. Стихи и проза Трофима Омельчука выходили во фронтовых газетах и в малгобекской районке.
Работая над «Повестью о Володе Мордвинове», Т.Е.Омельчук встречался со многими людьми. Своими воспоминаниями о герое с ним делились младший Володи Виктор Федорович Мордвинов, сестра бабушки Анастасия Герасимовна Попова, младшая сестра матери Евдокия Андреевна Шиманова, друг отца Федор Львович Колесников, провожавший юного разведчика на последнее задание, и другие. Много интересного о Володе рассказали его школьные товарищи Владимир Васильевич Есин, Мария Ивановна Ракова, а также его друг Николай Григорьевич Кресников, который был рядом с ним в момент гибели.
Эта книга в тонкой обложке давно стала библиографической редкостью. Единственный экземпляр «Повести…» я нашел недавно в фондах центральной библиотеки города Малгобека. Библиотекари бережно хранят ее, выставляя в читальном зале. А с фотографии, размещенной в экспозиции Малгобекского музея боевой и трудовой славы, пытливо смотрит на нас оставшийся вечно юным герой. О Володе Мордвинове рассказывают посетителям экскурсоводы музея-мемориала…
ГОРОД, ОБЪЯТЫЙ ОГНЕМ
ОСЕНЬЮ 1942 года жесточайшая битва развернулась на ближних подступах к Малгобеку. Враг сосредоточил на этом направлении крупные силы и был готов к решающему прорыву, когда вдруг неожиданно столкнулся с отчаянным сопротивлением бойцов Закавказского фронта. Защитники города нефтяников проявляли беспримерное мужество и ценой героических усилий сдерживали все наседавшего врага. Фашистская победная поступь по священной земле седого Кавказа остановилась. Лучшие сыны этой земли и всей огромной страны вступили в смертельную схватку с захватчиками.
Нефтяники Малгобека до последнего трудились на своих промыслах, снабжая фронт горючим. Вместе с Федором Васильевичем Мордвиновым работал здесь сутки напролет его старший сын Александр. Младшие дети вместе с матерью были эвакуированы в Грозный. Там Володя поступил на курсы ФЗО, чтобы как можно скорее получить направление на фронт трудовой и помогать в этот суровый час сражающейся с врагом Родине.
Беда неотвратимо приближалась. И тогда рабочие малгобекских промыслов получили сверху приказ немедленно уничтожить все нефтяные скважины, чтобы ни капли кавказской нефти не оказалось в бензобаках фашистских танков, рвущихся к сердцу Кавказа. Нефтяные вышки Терского хребта содрогнулись и пали, как солдаты, до конца выполнившие свой долг. В устья скважин полился бетон, намертво запирая подземные кладовые. Выполнив последний приказ трудового фронта, нефтяники Малгобека вышли на огневые рубежи. Федор Васильевич ушел в партизаны, а Саша оказался в солдатских окопах.
Тем временем в относительно спокойном Грозном Володя не находил себе места. Курсы ФЗО закрылись, и оставаться здесь он больше не хотел. Сердце звало его в Малгобек, где были отец и старший брат, где земля и небо полыхали сейчас в беспощадном пламени войны. И вскоре он твердо сказал матери, что возвращается в станицу Вознесенскую, будет искать отца и Сашу. Надежда Андреевна поняла, что отговаривать сына бесполезно. И Володя, наказав младшим Вите и Толику слушаться мать, отправился в дорогу.
В станицу Вознесенскую, а точнее в примкнувший к ней вплотную новый рабочий поселок, семья Мордвиновых перебралась незадолго до начала
войны. Федору Васильевичу, работавшему на Вознесенском участке, дали тут квартиру и теперь ему не приходилось добираться на работу за два десятка километров. Правда, покидали Мордвиновы Шестой участок с сожалением. Особенно переезд не радовал детей. Грустно было расставаться с друзьями. Не раз отправляясь дружной ватагой в дальние экспедиции по Терскому хребту, они давно изучили всю округу. Незаметно для себя мальчишки сроднились с этими местами, прикипели к ним душой, знали здесь каждую тропинку и лощину, каждую высоту успели покорить. Все захватывало дух: и буйство окружающей природы, и то, как на их глазах строился родной город!
Сейчас этот город полыхал в огне. Добравшись до Вознесенской, Володя с тревогой смотрел на запад, где под грохотом раскаленного металла стонала земля, и зарево пожарищ металось в небе. Фашисты предпринимали один штурм за другим. Центральная часть города уже больше десяти раз переходила из рук в руки. Как найти в этом пекле отца и брата? Живы ли они?
На следующий день в одном из окопов бойцы с удивлением глядели на невесть откуда свалившегося мальчишку. Они отправили Володю назад, в прифронтовую Вознесенскую, но он не оставил попыток найти своих. Вскоре удача улыбнулась ему. Он все-таки отыскал Сашку! Старший брат в пропавшей порохом гимнастерке показался Володе сильно повзрослевшим за это короткое время их расставания. Он рассказал, что отец вместе с другими нефтяниками сейчас находится в партизанском отряде, штаб у них на Бадаловских кошарах под Вознесенской… Встреча братьев была короткой. Война вновь разлучила их. Теперь уже навсегда.
ОПАСНЫМИ ТРОПАМИ ВОЙНЫ
6 ОКТЯБРЯ 1942 года фашисты захватили большую часть Малгобека. Еще два дня после этого линия обороны проходила через 36-й участок. Горели автогараж и рабочий поселок, лишь пепелище осталось на месте школы №9. Защитники города вгрызались в истерзанную малгобекскую землю, сражаясь за каждую ее пядь. Но 9 октября, когда оказались на исходе боеприпасы, под массированным огнем противника они были вынуждены отступить к промысловому железнодорожному узлу Бековичи. Следом враг стремительно захватил кирпичный завод. Нацистская пропаганда уже вовсю трубила о грандиозной победе в решающем сражении за кавказскую нефть. Фашистам оставалось лишь овладеть последним рубежом Малгобека...
Но город не пал. И этот его рубеж стал гибельным для захватчиков, наткнувшихся на вспыхнувшее с новой силой сопротивление. Наступление врага вновь захлебнулось.
Советское командование не сомневалось, что направление очередного удара будет прежним – по Терскому хребту, а не с севера, со стороны оккупированного Моздока. Было жизненно необходимо предупредить этот удар, потому как на новом плацдарме защитники Малгобека закрепиться еще не успели. Для успешного выполнения этой задачи требовались точные данные о местах скопления техники и живой силы противника. Но кто мог проникнуть в захваченный центр города? Любой появившийся там человек немедленно вызовет подозрения и будет схвачен… И тогда армейская разведка вспомнила о мальчишке, беспрепятственно появлявшемся в солдатских окопах. Кто он, этот смельчак?
Найти Володю Мордвинова не составило труда. Для юного разведчика, знающего Малгобек, как свои пять пальцев, придумали легенду, и он с готовностью отправился на свое первое боевое задание. Володя вернулся назад с ценнейшими разведданными. Командованию стало известно расположение фашистских складов с боеприпасами и горючим, а также где сосредотачиваются танки противника, пехота и оборудованы огневые точки. Ночной налет советской авиации и заговорившие «катюши» застали врага врасплох.
Володя вернулся на Бадаловские кошары. Федор Васильевич, уже три дня не видевший сына, наконец, мог вздохнуть легко. Через несколько дней партизанскому отряду предстояло выступать в Пседахский лес, где еще в период вторжения фашистов на Кавказ, была заблаговременно обустроена партизанская база. Отважный мальчишка получил новое задание – доставить подпольному комитету в Малгобек газетные вырезки со сводками «Совинформбюро». Подпольщики собирались их растиражировать и распространить на оккупированной территории. Вместе с Володей в захваченный город отправился на этот раз его друг Коля Кресников.
Ребята вышли в опасный путь ночью. Двигались осторожно. И вот уже позади осталась передовая. Незамеченными преодолев фашистские окопы, мальчишки должны были дождаться утра, чтобы продолжить свой путь при дневном свете, не вызывая никаких подозрений.
Однако едва забрезживший рассвет принес беду… Ушедший вперед Володя неожиданно наткнулся на немецкого часового, и короткую тишину холодного октябрьского утра вспорола резкая автоматная очередь…
«На рассвете 15 октября 1942 года оборвалась жизнь Володи Мордвинова, — писал в эпилоге к своей книге Трофим Омельчук. – Оборвались мечты и думы его… Неподвижно припал в придорожной пыли к матери-Родине…
Как и прежде взошло октябрьское солнце. Но для Володи его уже не было, как и не было всего вокруг – забот, тревог.
Он приник к земле у дороги и остался лежать, как и сотни тех солдат, что, защищая Родину, стояли насмерть и устлали своими телами высоту у кирпичного завода, что погибли у Мотькина переезда, что серели бугорками по всему Малгобеку.
Над ним, как и над всеми героями, не раз вставало и садилось солнце; не раз усыпали звезды ночное бархатное небо, и Большая Медведица отмеряла время; не раз катились волнами, как неисчислимые отары овец, серые туманы; горько плакали бесконечные осенние дожди; шелестели тихо пушистые снегопады; рыдали в безутешном горе метели и вьюги, плотно укрывая белым саваном от людских глаз останки героев и его останки…
В новогодние дни грозная сила Советской державы вымела из Малгобека фашистскую нечисть и погнала ее на запад, беспощадно карая…
В начале марта в Малгобек прибыло воинское подразделение и приступило к разминированию полей и сбору снарядов и гранат. Одновременно жители города вышли с подводами на захоронение останков павших воинов. Одних свозили в братские могилы, других хоронили в их же окопах. Так вся высота, что у кирпичного завода, стала большой братской могилой. В ней покоятся более 760 наших защитников.
Останки Володи Мордвинова привезли в центр города и с воинскими почестями под оружейный салют похоронили в братской могиле на площади имени В.Чкалова…»
В старом Малгобеке уже давно нет площади Чкалова. Оползневые процессы уничтожили ее. Но Вечный огонь не погас. Горожане перенесли братскую могилу в центр нового города, заложенного у самого подножия Терского хребта. Бронзовый солдат, оберегающий покой малгобекчан, геройски павших в борьбе с фашизмом, навсегда застыл в городском сквере памяти и славы.
Родина посмертно наградила Володю Мордвинова медалью «За оборону Кавказа». Эта награда, оплаченная жизнью мальчишки, долгое время выставлялась в Чечено-Ингушском краеведческом музее. В День пионерии, 19 мая 1979 года, в Грозном, в сквере перед республиканским Дворцом пионеров, был торжественно открыт памятник юному разведчику. Скульптура не уцелела в период боевых действий на территории Чеченской Республики.
Людская память, как случалось такое не раз, на поверку оказалась куда прочнее камня. В ней образ четырнадцатилетнего героя Великой
Отечественной войны обрел настоящее бессмертие. В этой памяти живет и поныне Володя Мордвинов — мальчишка, не успевший повзрослеть.
Ахмет ГАЗДИЕВ.
На снимке: юный разведчик Володя Мордвинов.
Фото предоставлено автору директором Малгобекского музея-мемориала боевой и трудовой славы Заурбеком Албогачиевым

пятница, 20 ноября 2015 г.

ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНИЙ ЧЕМПИОН


ПОКОЛЕНИЕ NEXT

Возраст отнюдь не является преградой для того, чтобы сполна проявить себя. И Ислам Баркинхоев блестяще доказал это на собственном примере не единожды. Несмотря на свои совсем еще юные годы, он достиг значительных жизненных высот и успел познать вкус славы. Ислам знает цену победы — ничто не дается в жизни легко и, как правило, любому серьезному успеху сопутствует напряженный труд…Конечно, в своем стремлении к совершенству никто не застрахован от неудач. Случались такие неудачи и на пути этого парнишки. Но сумев выработать в себе характер победителя, он всегда относился к ним так, как и подобает – с еще большим напором брался за дело и терпеливо работал над ошибками, чтобы в следующий раз выстоять до конца…

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ ИЗДЕРЖЕК

ДЕВЯТЬ лет назад маленький Ислам впервые переступил порог спортивного зала. В секцию кикбоксинга, работавшую тогда в поселке Майском, его привел отец. Для семилетнего мальчишки это событие стало ярким и запоминающимся. Он сразу по-настоящему увлекся спортом и с нетерпением дожидался каждой тренировки, чтобы научиться чему-то новому у своего первого тренера Рустама Чахкиева.
Едва заканчивались уроки в школе, как Ислам уже опрометью бежал в спортивный зал, чтобы вновь с головой окунуться в так полюбившуюся ему атмосферу. Пацану все пришлось по вкусу. Он внимал каждому слову тренера, затаив дыхание, наблюдал за зрелищными спаррингами старших ребят, до седьмого пота отрабатывал собственные первые навыки, а возвращаясь домой, делился своими маленькими радостями с родителями.
В большой и дружной семье Баркинхоевых пятеро детей. Седе, старшей сестре Ислама, семнадцать лет. Магомед-Баширу (а он, кстати, тоже занимается кикбоксингом) исполнилось тринадцать. Пятилетние близнецы Абдул-Малик и Абдул-Рахим скоро пойдут в школу, а потом, как знать, возможно, тоже окажутся в одной спортивной секции со своими старшими братьями. По крайней мере, надеяться на это есть все основания.
Сегодня многие родители сетуют на то, что в повседневных делах и заботах у них остается совсем мало времени на воспитание детей. Но вот у Мамеда Борисовича и Мадины Руслановны Баркинхоевых, хоть и заняты они не меньше других взрослых, дети родительским вниманием не обделены. На всех пятерых хватает этого внимания.
Мамед Борисович работает водителем, а Мадина Руслановна трудится на медицинском поприще. Окружающие относятся к ним с уважением, ценят их замечательные человеческие качества. А для своих детей они служат настоящим примером. Собственно, и любовь к спорту у мальчишек от их отца. Когда-то он сам занимался борьбой, и давно пришел к убеждению, что спорт воспитывает настоящих мужчин.
Сколько помнит себя Ислам, он всегда мечтал быть похожим на отца. И сегодня он с особой благодарностью говорит о том, что именно отец открыл для него мир большого спорта. Мир, подаривший ему веру в свои силы и крепкие крылья для красивого жизненного взлета.
Есть издержки воспитания, а есть воспитание без издержек. В случае с семьей Баркинхоевых уместно рассуждать о втором. Маленькие детские сердца становятся большими, когда они наполнены любовью к родителям и уважением к старшим.

НОМЕР ОДИН В СТРАНЕ

КИКБОКСИНГ требует от спортсмена особой физической и психологической подготовки. И потому никаких послаблений тем, кто выбирает для себя этот вид спорта, не предвидится даже теоретически — работа, работа и еще раз работа.
Являясь уникальным боевым искусством, этот вид спорта зародился относительно недавно — в семидесятых годах прошлого века. Соединив в единое целое бойцовские традиции Запада и Востока, имеющие многовековые корни, он стал сбалансированной, универсальной системой, в которой гармонично слились классический бокс и каратэ, а также нашли свое применение элементы техники из тайского бокса и тхэквондо.
Начиная с азов и годами постигая все тонкости этой системы, к настоящему времени Ислам Баркинхоев добился необычайных успехов. Достаточно сказать, что на сегодняшний день в своей весовой категории этот юный спортсмен является в России номером один. Первое место в рейтинге досталось ему в результате ежедневной кропотливой работы и целеустремленности. Сейчас он тренируется под началом Мовсара Кодзоева — в прошлом известного российского кикбоксера.
Свои бойцовские качества Ислам продемонстрировал рано. И сделал он это столь ярко, что ни у кого не осталось сомнений в его лидерстве. Впервые звезда Ислама зажглась на республиканских турнирах по кикбоксингу. Затем он стал решительно бороться за пальму первенства, выходя уже на региональный и всероссийский уровень. Сегодня в его активе целый ворох медалей, честно завоеванных на различных соревнованиях.
Присущее Исламу Баркинхоеву умение сконцентрировать свои силы на достижении поставленной цели еще не раз приведет его к успеху. Армия болельщиков этого юного спортсмена постоянно растет, потому что крепкий духом и физически выносливый, в схватке с каждым соперником он демонстрирует красивый и зрелищный бой.

ДОРОГОЙ ПОБЕД

В 2013 ГОДУ, после окончания девятилетки Майской средней школы №1, Ислам поступил в политехнический колледж Республики Ингушетия. Сейчас он студент второго курса нефтяного факультета. Осваивает специальность оператора нефтяных и газовых скважин. К слову сказать, колледж входит в число лучших учебных заведений профессионально-технического профиля России и требования к обучающимся в нем студентам высоки. Тем не менее, Исламу удается совмещать свою учебу с тренировками и выездами на сборы. Станет ли он в будущем именитым нефтяником, покажет время, но в том, что в спорт он пришел всерьез и надолго, сомневаться уже не приходится.
Парень непрестанно работает над собой каждый день и раз за разом показывает все более впечатляющие результаты. Ограничусь перечислением лишь некоторых его победных выступлений. В 2011 году он завоевал второе место на проходившем в Ставрополе чемпионате СКФО по кикбоксингу. Чемпионат и первенство России 2013 года, собравшие лучших бойцов страны в Теберде, принесли ему первое место. Летом этого же года Ислам стал неоспоримым лидером VII Всероссийского турнира по кикбоксингу памяти воина-афганца Александра Дундукова, который проводится в ст.Багаевской Ставропольского края.
Студенческая пора совпала для Ислама Баркинхоева с новыми победами на ринге. В 2014 и в 2015 годах он становится фаворитом Всероссийского турнира по кикбоксингу среди юношей «Надежды Дагестана» на призы Олимпийского чемпиона Сагида Муртазалиева (г.Кизляр). Одновременно с этим дважды входит в число сильнейших спортсменов страны, удачно выступая во Всероссийском турнире по кикбоксингу в Белгороде. В эти же годы юному кикбоксеру из Ингушетии дважды выпадает право отстаивать честь России на Кубке мира, проходящем в Анапе. И оба раза Ислам уже привычно поднимается на пьедестал почета.
Ринг снова и снова дарит И. Баркинхоеву чувство победы. В текущем году парню вновь удается подтвердить свои лидерские позиции на чемпионате и первенстве России по кикбоксингу. Из Домбая, где и происходили решающие схватки, он вернулся с золотой медалью, заняв первое место в своей весовой категории и став полноправным членом сборной нашей страны. На парня отныне возлагаются большие надежды, и он делает все зависящее от него, чтобы эти надежды оправдать.

СПОРТИВНАЯ ГОРДОСТЬ РОССИИ

В АВГУСТЕ нынешнего года Ислам Баркинхоев в составе сборной России отправился в Испанию. В те дни испанский город Сан-Себастьян принимал участников первенства Европы по кикбоксингу среди кадетов и юниоров. Под флагом WAKO — Всемирной ассоциации организаций кикбоксинга — здесь собирались 1500 участников из более сорока стран мира. Молодым кикбоксерам предстояло потягаться силами во всех видах контактных дисциплин...
Жаркие схватки сильнейших спортсменов Европейского континента продолжались больше недели. Россияне громко заявили о себе уже в первые дни. Кстати, Российскую Федерацию на престижнейшем первенстве представляли сразу три кикбоксера из Республики Ингушетия. Это были первые номера в своих весовых категориях Акроман Баркинхоев (86 кг.), Руслан Албаков (57 кг.) и Ислам Баркинхоев, выступающий в весовой категории 63,5 кг. Каждый из них был полон решимости сражаться до победного конца.
И надо сказать, что ингушские ребята в очередной раз показали блестящий результат. Они принесли в копилку сборной России золото и серебро, и вместе со своими сверстниками из других регионов РФ завоевали для нашей страны первое общекомандное место на чемпионате Европы. Ислам Баркинхоев стал серебряным призером этого чемпионата.
Каков он в жизни, наш шестнадцатилетний чемпион, спортивная гордость России? Чтобы познакомиться с ним, я побывал недавно в политехническом колледже, где учится этот парень. Улыбчивый, очень скромный и даже где-то по-мальчишески застенчивый, Ислам свои медали, заработанные стократным потом, принес на встречу со мной в обычном пакете. Разговорить чемпиона, а тем более уговорить его надеть медали оказалось делом совсем непростым.
Его скромность вкупе с вежливостью и искренностью подкупили меня сразу. И. Баркинхоев вообще производит приятное впечатление своей воспитанностью. И ничто, кстати, не выдает в нем даже намека на звездную болезнь. Иной и возгордился бы такими спортивными успехами и регалиями, а Ислама как будто бы даже немного смущает блеск его многочисленных наград. Мне почему-то кажется, что даже многие его сокурсники не догадываются о том, с каким титулованным спортсменом они учатся.
Юный чемпион рассказал мне о своих планах на будущее. В этих планах спорт занимает, конечно, главное место. Ислам продолжит заниматься столь полюбившимся ему кикбоксингом, но хотел бы еще попробовать свои силы и в классическом боксе. Все это придется по-прежнему совмещать с учебой. Таким образом, свободного времени на ближайшую перспективу у него практически не предвидится.
Впереди у этого замечательного парнишки большая дорога длиною в целую жизнь. Спортивная судьба и взрослая жизнь еще не раз испытают его на выдержку, внутреннюю силу и прочность характера. Но он обязательно преодолеет все трудности, потому что есть в нем крепкий мужской стержень. Есть у Ислама несгибаемая воля к победе, которая позволит ему побеждать не только на ринге, но и вне его.

Ахмет ГАЗДИЕВ
На снимке: Ислам Баркинхоев – парень, устремленный к победам.

Фото автора

пятница, 30 октября 2015 г.

ИНГУШСКИЙ ХАРАКТЕР АХМЕТА МАЛЬСАГОВА



Село Базоркино всегда занимало особое место в истории Ингушетии, и наверное, совсем не случайно многим из тех, кто вышел отсюда в большую жизнь, было суждено оставить заметный след в судьбе ингушского народа. Так было в прошлом, так продолжается и по сей день. И среди наших современников одним из тех, кто остался верен этой славной традиции, я бы назвал Ахмета Мальсагова. В середине 90-х годов прошлого столетия, когда происходило трудное становление новой Ингушетии, он оказался на самом острие судьбоносных событий и с честью выдержал это испытание.




В ТУ ПОРУ у нас было немало радетелей за народное счастье. Чьи-то имена мы уже успели порядком подзабыть, другие сегодня сами вовсю открещиваются от собственного народа. Время, как говорится, все расставило на свои места и, подытожив поступки и дела каждого, вынесло свой вердикт - для кого-то нелицеприятный и совсем иной для тех, кто неизменно следовал своей совести.
Пожалуй, Ахмет Иссаевич Мальсагов больше всего запомнился всем на посту председателя правительства Республики Ингушетия. Блестящий экономист и яркий политик, придя во власть, он стал еще и образцом глубокой человеческой порядочности. Политика, вопреки утверждению Бисмарка, вовсе не грязное дело, если делать ее с чистым сердцем. И Мальсагов легко доказал это в те годы своим каждодневным напряженным трудом. Молодой и энергичный председатель правительства, он не был оратором, коими тогда изобиловал политический Олимп Ингушетии, уступал в красноречии различным пустословам, но всегда оставался непревзойденным там, где требовались конкретные решения и действия, направленные на улучшение жизни рядовых граждан республики.
Не берусь утверждать, что он был совершенно непогрешим в принятии серьезных экономических решений. Идя непроторенной дорогой, любой человек рискует в чем-то ошибаться. Но есть объективный факт, от которого никуда не уйти - общие показатели тех лет, когда правительство возглавлял Мальсагов, свидетельствуют о стабильности и росте экономики республики.
Важно отметить, что пребывая на высоких республиканских постах, Ахмет Иссаевич не только каждый раз демонстрировал свои высокие профессиональные качества, но и быстро снискал себе репутацию искреннего и открытого человека. Эта открытость, несомненно, очень подкупала людей. И потому никто не бросил ему в спину и слова упрека, когда в июне 2002 года он по собственной воле ушел в отставку. Более того, добрая людская молва стала для Мальсагова той бесценной наградой, которой сегодня он вправе гордиться.

ПОВОДОМ для написания этого очерка послужило событие личного плана, случившееся в жизни Ахмета Мальсагова. На днях он отметил свой 55-летний юбилей. Особенности жанра уже сами по себе предполагают обращение к биографии героя. В данном же случае биографические вехи интересны еще и тем, что дают некоторое представление о том, в каких условиях и как происходило становление неординарной личности, обладающей столь цельным характером, ясным видением окружающего мира и своего места в жизни…
Семья Иссы Аддасовича и Сахират Магомедовны Мальсаговых ничем не отличалась от семей их односельчан. Ее жизнь протекала в заботах, знакомых всем простым людям. В доме подрастали десять ребятишек и потому родители не знали устали в труде. Сызмальства приучали они трудиться и своих детей. В ведении большого домашнего хозяйства у каждого были свои обязанности, так что времени на шалости и баловство не оставалось. Прививая детям чувство ответственности, добропорядочная чета Мальсаговых с затаенной надеждой заглядывала вперед, желая в будущем видеть своих сыновей и дочерей достойными людьми.
Дети радовали родителей первыми успехами. Не был здесь исключением и маленький Ахмет. Став школьником, смышленый мальчишка взялся за учебу с недюжинным упорством. Тяга к знаниям вскоре прочно определила его место среди отличников Майской средней школы. Особенно преуспел он в точных науках и позже не раз побеждал в республиканских математических олимпиадах школьников, проходивших в Северной Осетии. Не чурался Ахмет и общественных нагрузок – был председателем совета пионерской дружины школы, вступил в комсомол. Словом, все у него складывалось как нельзя лучше. Учителя души в Ахмете не чаяли и пророчили ему золотую медаль – как-никак гордость школы и вообще один из лучших школьников Пригородного района.
Свою золотую медаль Ахмет не получил. Почему? Причиной стала его национальность. Чиновники от образования соседней республики заявили прямо: пусть получает медаль в Ингушетии, а директору школы, где учился Мальсагов, пригрозили увольнением, если она поднимет шум. Эту историю поведал читателям в 2002 году известный журналист Мурат Озиев, рано ушедший из жизни, но успевший стать явлением в ингушской журналистике.
«На всю жизнь запомнит Ахмет полные слез глаза Зинаиды Георгиевны, - писал Мурат Крымсултанович. – «Держись, Ахмет, - только и смогла она сказать. – Ты получил лишь первый удар в своей жизни. Сколько их еще будет, трудно предсказать».
Удар этот, действительно, был мощнейшим. Несправедливость взрослых дядей, их ложь на некоторое время шокировали юношу. Интернационалист по духу, по воспитанию, он не желал понять, как его национальная принадлежность могла быть определяющей в получении золотой медали. Несправедливость значительно осложнила осуществление мечты. При поступлении в вуз надо было теперь сдавать не один, а все экзамены.
Для этого сельского парнишки было мечтой поступить в самый престижный вуз страны – Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. И не просто в МГУ, а на экономический факультет по специальности планирование народного хозяйства и экономическая кибернетика. На такую дерзость решился бы далеко не всякий столичный медалист. Ахмет Мальсагов решился. От знаменитого МИНХа им.Плеханова, который ему навязывали, отказался. Сдал документы в МГУ. На предэкзаменационном собеседовании удивил членов комиссии. «Как это так, - спрашивали они, - в аттестате ни одной четверки, а не медалист?» Ответ абитуриента из Майского был уклончив, но понятен. Члены комиссии только сочувственно перекинулись взглядами.
Как же не сочувствовать, когда на одно место избранного Мальсаговым отделения 29 претендентов? Если проходной балл 24, 5? Для Ахмета это означало: все четыре экзамена он должен был сдать на «отлично». Считаю, что решившись поступать именно в этот вуз, учиться именно по этой специальности, он проявил больше чем дерзость. Он проявил ингушский характер. Посчитал себя должным доказать тем, кто отнял у него золотую медаль, несоизмеримую с человечностью низость их поступка. И доказал. Набрал все 25 баллов!
Могут, конечно, сказать, что экзамен – это лотерея. Но для сельского парня из российской национальной окраины в столичном вузе подобные лотереи не выпадают. Да и потом. Ну, допустим, преодолел всеми правдами и неправдами вступительный экзамен. А учиться же надо. И вновь Ахмет Мальсагов с первого же курса показывает настойчивость в постижении знаний. Все десять семестров повышенную стипендию получал. Не знаю, как в других вузах, но в Московском, Ленинградском университетах держаться на такой высокой отметке было под силу лишь немногим. А вот ингуш Ахмет Мальсагов из Майского держался!»

ПРОЦИТИРОВАННЫЕ мной строки из материала М.К.Озиева «Формула жизни Ахмета Мальсагова» родились во время предвыборной президентской кампании, бушевавшей в Ингушетии в 2002 году. Сначала они вышли свет в виде брошюры, а позже, уже после президентских выборов, были опубликованы в независимой ингушской газете «Ангушт». Ахмет Иссаевич был одним из претендентов на высший государственный пост республики и потерпел поражение. Но это, действительно, было поражение из разряда тех, славе которых позавидовали бы победители.
К каким только ухищрениям не прибегали многие соперники Мальсагова по президентской гонке. На избирателей обрушились черные политтехнологии заезжих проплаченных пиарщиков, в ход пошел даже элементарный подкуп – людям раздавали деньги и пресловутые мешки с мукой и сахаром. А Ахмет Мальсагов, исполнявший с декабря 2001 года, после досрочного ухода в отставку Руслана Аушева, обязанности президента Ингушетии и имевший в собственном распоряжении неограниченный административный ресурс, вновь продемонстрировал свой ингушский характер и глубокую порядочность. Навязываемых правил игры он не принял, предпочтя сохранить честное имя. И ничуть не колебался в своем выборе.
Не мог этот человек поступить иначе. Не мог он не следовать родительскому наказу оставаться человеком в любых обстоятельствах, как не велик был бы порой соблазн пойти на сделку с собственной совестью. Это о нем, тогда еще студенте четвертого курса экономического факультета Московского госуниверситета, писала газета «Грозненский рабочий» 19 апреля 1983 года: «Вдумайтесь сами, у простых рабочих Иссы и Сахират, которым в свои молодые годы не довелось познать глубины знаний, четверо детей имеют высшее образование, двое учатся в вузах, остальные – в школе.
Дети не подводят родителей. Трудятся достойно, учатся хорошо. И живут в каждом из них трудолюбие отца и матери, их душевная щедрость, высокое чувство гражданского долга. Например, старшая дочь, Фатима Мальсагова – заслуженный учитель РСФСР, член ЦК профсоюза работников просвещения, Тамара трудится в Калуге, Борис учится в одном из костромских вузов, Магомед работает зоотехником в станице Орджоникидзевской.
А вот – Ахмет Мальсагов. Пытливый, любознательный, стремящийся до всего дойти сам, узнать намного больше того, что дают учебники. Он с отличием закончил среднюю школу. Не однажды выступал победителем на республиканских олимпиадах школьников по математике, физике, химии.
И нынче, студент четвертого курса экономического факультета МГУ, он такой же непоседливый, жадный к знаниям, стремящийся добровольно взять на себя ношу общественных дел. В прошлом году возглавил стройотряд своего факультета «Интер-4», в который входили студенты старших курсов и даже аспиранты. Работали в Целиноградской области, строили для тружеников села жилые дома, хозяйственные объекты…»

БЛЕСТЯЩЕ окончив МГУ, в 1984 году Ахмет Мальсагов вернулся на родину. Вернулся, несмотря на то, что ему, молодому, подающему надежды экономисту-кибернетику, предлагалось на выбор два варианта - продолжить учебу в аспирантуре родной «альма-матер» или работать по специальности в столице. Ахмет отверг все варианты, зная при этом, что дома с трудоустройством все может оказаться не так просто. Тем не менее, ему все-таки удалось, хоть и с некоторым трудом, найти применение своим знаниям в Госплане Северной Осетии. И вновь от него потребовалось доказывать окружающим собственную состоятельность. И вновь он с этой задачей справился. За каких-то два года рядовой экономист, с должности которого он начинал, Мальсагов вырос до заместителя начальника отдела сводного и перспективного планирования. Одновременно с этим он преподавал политэкономию студентам СОГУ. И вовсе не карьерными соображениями руководствовался Мальсагов в своей целеустремленности, потому как, почувствовав однажды, что чиновничья работа уже не дает ему новых знаний, он без всякого сожаления покинул госплановский кабинет.
Приняв решение заняться практической работой, Ахмет Мальсагов в 1986 году становится главным экономистом знаменитого по тем временам в Пригородном районе совхоза «Россия». На этой ответственной должности он успешно проработал до так называемого осетино-ингушского конфликта.
В 1993 году Мальсагов возглавил правление одного из коммерческих банков Москвы. Но вскоре его неоценимые знания и навыки практической деятельности потребовались только что образованной Республике Ингушетия. В 1994 году он стал советником по экономическим вопросам всенародно избранного президента Руслана Аушева. Спустя год был назначен первым заместителем министра финансов республики, а совсем скоро, уже в ранге заместителя председателя правительства, оказался министром финансов. На этом его стремительный карьерный взлет не прекратился. С 1999 года Ахмет Мальсагов – министр экономики и первый заместитель председателя правительства, и затем, почти сразу, – председатель правительства Республики Ингушетия. К слову сказать, на его удостоверении, подтверждающем звание заслуженного экономиста РИ, гордо красуется номер один.
После ухода в отставку в 2002 году Ахмет Мальсагов занялся предпринимательской деятельностью. Благодаря его усилиям, рынок Ингушетии был насыщен качественной продукцией пищевой промышленности. Все это время он не переставал помогать нуждающимся, творил богоугодные дела, занимался меценатством. Возможно, немногие знают, что он делает намаз с семилетнего возраста, но никто не удивился тому, что именно Мальсагов построил в Майском мечеть.
Сегодня его знания вновь востребованы республикой. Так и живет этот человек, не изменяя своим нравственным принципам, строя взаимоотношения с людьми на уважении, стремясь приносить пользу своему народу.
Один из друзей Ахмета Мальсагова сказал мне как-то, что он не способен на предательство. Позже в его большом поэтическом посвящении другу я прочитал такие строки:
А ты счастливый человек,
Что стержень жизни сохранил
И что в насквозь продажный век
Ты честь свою не уронил…
Честь – это то, что всегда ценилось в ингушском обществе превыше всего. Из самых глубин седой старины дошли до нас легенды и предания о наших благородных предках, для которых определяющими их жизнь были именно постулаты чести и достоинства. В народной памяти до сей поры живы их светлые образы. Хочется верить, что и наше время подарит будущим поколениям своих героев…

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: А.И. Мальсагов на встрече с журналистами «Сердало»

Фото автора

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...