пятница, 18 декабря 2020 г.

ЛЕЗГИНСКИЙ ЛЕВ В НЕБЕ ИНГУШЕТИИ

Год памяти и славы


Из глубины веков дошли до нас легенды о мужественных и бесстрашных людях, живших некогда в древнем дагестанском селении Ахты. С той давней поры над Самурской долиной пролетели целые эпохи, но каждое новое время непременно называло и имена новых героев, которые вслед за своими предшественниками становились гордостью Дагестана и всего Кавказа. В далеком уже от нас 1914 году здесь появился на свет мальчишка, которому было суждено подняться в небо, стать одним из асов советской авиации и навечно вписать свое имя в военную историю великой державы.

Славный сын лезгинского народа, Герой Советского Союза Валентин Аллахиярович Эмиров свой немеркнущий во времени подвиг совершил в небе над Ингушетией в сентябре 1942 года. Как раз в это время здесь завязывалось одно из ключевых сражений кровопролитнейшей Битвы за Кавказ - легендарная Малгобекская оборонительная операция, ставшая началом бесславного краха гитлеровской Германии.

Однополчане прозвали Валентина Эмирова воздушным джигитом. В нынешнем году, в День Героев Отечества, его имя было присвоено одной из улиц Малгобека – города воинской славы России.



ВЫХОДЕЦ из простой рабочей семьи Валентин Эмиров начинал свою взрослую жизнь на одном из промышленных предприятий. Но юношу, воспитанного в горах, неудержимо влекло к себе небо. Для каждого горца одним из ярких воспоминаний детства навсегда остается горделивый полет орла, расправившего крылья над горными вершинами родного края.

Свой первый шаг в небо юный Валентин сделал, став курсантом Таганрогского аэроклуба. Сначала он учился в авиационном техникуме, а к 1939 году уже окончил Сталинградское военно-авиационное училище. Совсем скоро на его груди появился первый орден Красной Звезды…

Участвуя в советско-финляндской войне 1939-1940 годов в составе 68-го истребительного авиационного полка, Валентин Эмиров сбил в воздушных боях два самолета противника. Случилось так, что в одном из разведывательных полетов советского сокола атаковали сразу три финских истребителя. Бесстрашный летчик, не раздумывая, вступил в смертельную схватку с ними. Уничтожив один из вражеских самолетов и получив серьезное ранение, он из последних сил сумел дотянуть до своего аэродрома. Однополчане Эмирова насчитали потом в его боевой машине около сотни пробоин…

Этот свой подвиг капитан Валентин Эмиров повторил и в период Великой Отечественной войны, которая застала его в должности командира эскадрильи 36-го истребительного авиационного полка 135-й истребительной авиационной дивизии, входившей в состав Военно-Воздушных Сил Крымского фронта. Во время очередного штурмового вылета нашей авиации в кабине летчика разорвался зенитный снаряд. Истекающий кровью и теряющий сознание сын гор не выпустил из рук штурвал самолета. Превозмогая боль и свинцовую тяжесть во всем теле, ему удалось вернуться на свой аэродром и благополучно посадить самолет. После лечения в госпитале Валентин Эмиров вновь встал в строй защитников Родины.

В июле 1942 года майора Эмирова назначили командиром формирующегося 926-го истребительного авиационного полка. Тем временем над Кавказом нависла смертельная опасность – немецко-фашистские захватчики, остро нуждавшиеся в горючем, готовились мощным ударом завладеть нефтяными кладовыми нашего благодатного края. Несметные полчища врага неудержимо приближались к стенам нефтяного Малгобека, за которым лежали Грозный и Баку.

Сыны и дочери Кавказа вместе с представителями всех народов огромной страны в те судьбоносные дни еще плотнее сомкнули свои ряды. Для многих из них примером для подражания стали такие отважные воины, Валентин Эмиров, уже имевший на своем счету немало успешно выполненных боевых задач.

 «Вспоминаю 1942 год, - писал годы спустя в своей книге «Мой Дагестан» народный поэт Расул Гамзатов. - Войска фельдмаршала Клейста захватили некоторые высоты Кавказа. Авиация бомбила нефтяные промыслы Грозного. Дым пожаров был виден с наших дагестанских высот. В те дни в Грозном собрались представители молодежи всех кавказских народов. В составе дагестанской делегации был и я. На митинге выступал лезгин, известный летчик Валентин Эмиров. Не забуду ни его речи с трибуны, ни его короткой беседы, которая у нас с ним была после митинга. Уходя, он сказал, показывая глазами на небо: «Тороплюсь туда. Там я нужнее, чем на земле».

Через две недели пришло известие о его гибели. Погиб, сгорел славный сын Дагестана. Но каждый раз, когда я вижу орла, пролетающего с клёкотом над моей головой, я верю, что в нём кипучее сердце Валентина…»

 

КОМАНДИР 926-го истребительного авиационного полка 219-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-й Воздушной армии Закавказского фронта, капитан Валентин Эмиров был полон решимости защитить священную землю Кавказа и, во что бы то ни стало, отстоять свободу и независимость Родины.

Положение, между тем, было тяжелейшим. В августе 1942 года пали под натиском противника Ставрополь, Армавир, Майкоп, Краснодар, Элиста и Моздок, нацистский флаг, установленный альпийскими стрелками Гитлера, взвился над гордым Эльбрусом. Оскорбленная Кавказская земля взывала к мщению, и этот призыв отозвался в каждом сердце. Отстоять любой ценой! – пронеслось громовое эхо над седыми вершинами Кавказа, и отныне решающим стал каждый рубеж. Вермахт, готовившийся к броску на Малгобек, еще не подозревал, что Малгобекские высоты Терского хребта станут для него гибельными.

Массированное наступление фашистов на нефтяную столицу современной Ингушетии началось в сентябре 1942 года. Однако немецко-фашистские захватчики сразу же столкнулись с ожесточенным сопротивлением защитников юного города нефтяников, превративших для них в ад каждую пядь родной земли. Малгобек запылал в огне пожарищ, а в небе вершили свой подвиг летчики 4-й Воздушной армии, в первом эшелоне которой бесстрашно шел навстречу опасности Валентин Эмиров. За всю свою короткую летную биографию он совершил около 180 боевых вылетов, провёл более 20 воздушных боёв, в которых сбил пять самолётов противника лично и один в паре.

10 сентября 1942 года майор Эмиров, сопровождавший вылетевшие на задание бомбардировщики, в районе города Моздока в паре с ведомым вступил в бой с шестью фашистскими истребителями. Валентину Аллахияровичу сразу удалось сбить один из них, но серьезные повреждения в этом воздушном бою получил и его самолет. Тогда он направил свой теряющий управление ЛАГГ-3 на вторую боевую машину люфтваффе и уничтожил ее тараном. Бесстрашный дагестанец сумел покинуть свой гибнущий, объятый огнем самолет, но высота была уже слишком маленькой и его парашют не раскрылся…

В 1975 году в «Воениздате» вышла книга маршала авиации К.А. Вершинина «Четвертая воздушная». «Активные боевые действия авиации в этот период, исключая нелетные дни, сыграли известную роль в срыве планов противника, пытавшегося ударом из района южнее Моздока в направлении Вознесенская прорвать оборону наших войск и выйти в долину Алхан-Чурт, являвшуюся воротами к Грозному и Владикавказу, - писал Константин Андреевич. - Эффективность работы летчиков достигалась тем, что они наносили штурмовые и бомбардировочные удары с малых высот по скоплениям живой силы и техники врага, умело использовали горный рельеф, а главное - все, как один, понимали сложившееся положение: отступать больше нельзя, гитлеровцы должны быть остановлены на Терском рубеже во что бы то ни стало. Эту мысль с предельной точностью и откровенностью высказал от имени авиаторов фронта капитан В. А. Эмиров. На антифашистском митинге молодежи Северного Кавказа, состоявшемся еще в конце августа во Владикавказе, он сказал: «Буйный Терек не потечет вспять, злая туча не погасит солнца, горцы не будут рабами Гитлера. Мы победим! Залог нашей победы в сплоченности братских народов нашей многонациональной Родины, в дружбе воинов страны социализма, в мудром руководстве великой партии Ленина, в героизме и самоотверженности коммунистов и комсомольцев».

Эмирова любовно называли воздушным джигитом. По-джигитски он сражался с врагом и в своем последнем бою. 10 сентября 1942 года во главе группы истребителей капитан вылетел на сопровождение бомбардировщиков. В районе Моздока наши летчики встретили шесть «мессершмиттов». Приказав подчиненным продолжать выполнение боевой задачи, Эмиров бесстрашно вступил в схватку с вражескими самолетами. По свидетельству одного из наземных командиров, наблюдавших за неравным поединком, капитан Эмиров дрался как лев. Он сбил два фашистских истребителя, но и сам погиб смертью героя. Его похоронили с почестями на кургане около Ачалукской МТС, в районе Балашево. В декабре отважному соколу посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза».

Перу поэта Сулеймана Ахтынского принадлежит стихотворение «Последний бой», посвященное памяти Валентина Эмирова. Есть в нем такие строки:

 

Дан приказ! Лети, лети отважно,

Ждут тебя небесные поля,

Где огни сраженья, дым угля...

Выжить, умереть - уже не важно:

Под свинцом отцовская земля!..

 

Лезгинский парнишка, когда-то породнившийся с небом, окрепнув и возмужав, он отдал свою жизнь за честь отцовской земли. Сначала пристанищем геройски погибшего летчика стала ингушская земля, а после войны прах героя перенесли в Махачкалу. Сегодня Валентина Аллахияровича одинаково чтят на его Родине, в Дагестане, и в Ингушетии, где он встретил свой последний час. Его подвиг помнит вся Россия.

Указ Президиума Верховного Совета СССР  о присвоении Валентину Аллахияровичу Эмирову, командиру 926-го истребительного авиационного полка звания Героя Советского Союза (посмертно) был подписан 13 декабря 1942 года. В наградном листе читаем: «С первых дней своей боевой работы с исключительно большим напряжением всего личного состава, особенно летчиков, полк нанес глубоко разящие удары в воздухе по стервятникам противника, благодаря боевой сколоченности, дисциплинированности, хорошей работе технического состава по подготовке и ремонту материальной части, благодаря отличному руководству храброго, бесстрашного летчика-джигита, энергичного командира, капитана Эмирова, увлекавшего личным примером в бой с фашистскими стервятниками своих подчиненных.

Выполняя боевую задачу сопровождения своих бомбардировщиков, полком проведено 23 групповых и свыше 95 одиночных воздушных боев. В жестоких и непрерывных схватках с истребителями противника летчиками полка за этот короткий период сбито 43 самолета противника.

Лично капитаном Эмировым произведено за этот период 30 боевых вылетов, всегда сопровождавшимися воздушными боями с истребителями противника и эффективным прикрытием своих бомбардировщиков. Всего с начала своего участия в боевых действиях против немецких захватчиков имеет 170 боевых вылетов, из них 42 боевых вылета на штурмовку войск противника на Крымском участке фронта.

Лично провел 20 воздушных боев в группе и одиночно, в результате которых им сбито 5 самолетов противника, а всего с начала войны 7 самолетов противника.

В боях против немецко-фашистских захватчиков капитан Эмиров проявил беспредельную преданность Социалистической Родине, показал высокие образцы мужества, бесстрашия и полное презрение к опасности.

Своей неутомимой и беспредельно преданной боевой работой как командир и своей исключительной отвагой добился того, что летчики и пилоты дрались за честь своей Родины, за священные земли Кавказа как истинные русские богатыри…»

В наши дни имя Героя Советского Союза Валентина Эмирова носят средняя общеобразовательная школа №2 в его родном селении Ахты, махачкалинская СОШ № 4, улицы в Махачкале, Избербаше, Дербенте и в поселке Белиджи. Это имя написано на борту судна Министерства речного флота.

Благодарная народная память на долгие десятилетия пережила шагнувшего в бессмертие воздушного джигита, лезгинского льва, не знавшего сомнений и страха. Присвоение имени Героя одной из улиц города Малгобека стало достойной данью памяти малгобекчан и всего ингушского народа выдающемуся сыну Дагестана, продолжением тех добрых традиций, которые издавна связывают наши братские народы.

 

Ахмет ГАЗДИЕВ









Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...