среда, 2 сентября 2020 г.

ВОЕННАЯ КОСТОЧКА

Год памяти и славы


Солдатами не рождаются, солдатами становятся, - так гласит известная поговорка. Но обращаясь к биографии этого неординарного человека, поневоле подумаешь, что воинское мастерство было присуще ему едва ли не от рождения. Настоящим воином он стал уже в 14 лет, проявив невероятное бесстрашие, а в последующем не раз подтверждал, что в его жилах течет кровь настоящего мужчины, рожденного для подвигов и способного на решительные поступки.

Военная косточка – говорят про таких людей. Это особый склад характера и особая судьба, зачастую являющаяся продолжением судеб славных предков. В горах Ингушетии, где во все времена были в чести мужество и отвага, подобных судеб немало…

 

«МЫ – КРАСНАЯ КАВАЛЕРИЯ…»

ВЫДАЮЩИЙСЯ ингушский писатель Идрис Базоркин в своей повести «Призыв» так описывал юного Хамида Котиева, уроженца селения Мужичи: «Тоненький, высокий, с черными глазами и пушком на верхней губе…» Суровое испытание уготовила в ту пору Хамиду судьба, не делавшая никаких скидок на его возраст. Но вместе со своими старшими братьями Даудом и Ахметом он прошел проверку на мужество достойно.



В повести «Призыв» с документальной точностью воссоздаются события Гражданской войны на Северном Кавказе, одной из ярких страниц которой стала оборона ингушами Симоновского дома в центре города Владикавказа. В этом доме находилось на хранении оружие Ингушского полка расформированной к тому времени легендарной Дикой дивизии.

В начале 1918 года белогвардейцы предприняли попытку захватить оружие ингушских всадников, покрывших себя неувядаемой славой в период Первой мировой войны. Но тщетно они раз за разом штурмовали Симоновский дом - противостоявшая армейским подразделениям горстка ингушей и не думала уступать. Засевших в обороне горцев белогвардейцы хотели было и огнем выкурить, но даже объятый пожаром дом продолжал оставаться для них неприступной крепостью.

Оказавшиеся в отчаянном положении ингуши не сдавались. Тогда, чтобы сломить сопротивление уцелевших защитников Симоновского дома, белогвардейцы пустили в подвал ледяную воду... Но и на сей раз их расчет не оправдался, а вскоре, когда на помощь своим соплеменникам во Владикавказ прорвался отряд Хизира Орцханова, белогвардейцам пришлось бежать самим.

Хамид Котиев, отстоявший наравне со взрослыми оружие Ингушского полка, был ранен. Но пройдя свое первое боевое крещение, он уже тогда, в четырнадцатилетнем возрасте, твердо решил, чему посвятит себя. В 1923 году его путь лежит в военно-политическую школу Северо-Кавказского военного округа.

Девятнадцатилетний юноша становится курсантом окружной школы, где получает первые навыки профессионального военного. Затем он продолжает свое обучение в Северо-Кавказской кавалерийской школе горских национальностей. Эта школа была сформирована 16 августа 1924 года в Ростове, а позже ее перевели в Краснодар.

В РККА шло национальное военное строительство и кавалерийской школе для представителей кавказских народов предстояло сыграть в этом одну из ключевых ролей. Забегая вперед, можно сказать, что многие выпускники школы стали впоследствии успешными командирами Красной Армии.

Хамид Котиев, всегда с увлечением овладевавший новыми знаниями, в1928 году начинает службу в 83-м Армавирском кавказском полку Северо-Кавказского военного округа. Сначала он служит в должности командира взвода, но проходит совсем немного времени и его назначают командиром 26-го Белозерского кавказского полка того же военного округа.

Главными этапами последующей биографии кадрового военного Хамида Биботовича Котиева стали должности помощника командира эскадрона по политической подготовке личного состава (1931 год), командира полуэскадрона 68-го казачьего полка СКВО (1936 год) и командира эскадрона 68-го казачьего мотополка СКВО  (1937 год).

 

ЛЕТОПИСЬ РАТНОГО ПОДВИГА

ВЕЛИКАЯ Отечественная война застала его в должности военкома Георгиевского объединенного военного комиссариата Северо-Кавказского военного округа. Когда над страной нависла смертельная угроза, Хамид Котиев, конечно же, не мог оставаться в стороне и сразу ушел на фронт. Сначала он сражался с немецко-фашистскими захватчиками в составе 38-й Гвардейской стрелковой дивизии. Затем – в составе 4-го Гвардейского кавалерийского корпуса и161-й стрелковой дивизии второго формирования.

Фронтовой путь Хамида Биботовича – живая летопись подвига во имя свободы и независимости его родной кавказской земли и всей нашей большой Родины. Эскадрон, которым он командовал в составе 4-го Гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса, полностью состоял из добровольцев - ингушей и чеченцев. Горцы, которых вел за собой в атаку их командир, демонстрировали чудеса храбрости и служили примером для других.

К своей первой боевой награде Хамид Котиев был представлен 22 марта 1943 года. В наградном листе, подписанном командиром 4-го Гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса, генерал-лейтенанта гвардии казачьих войск Кириченко, так описываются ратные заслуги славного сына Ингушетии:

«Капитан Котиев в течение года участвует на фронтах Отечественной войны. Смелый и храбрый командир, неоднократно в боях проявлял мужество, стойкость и отвагу.

В сентябре 1942 года в районе Пятигорска товарищ Котиев, командуя эскадроном, мужественно и стойко отражал атаки численно превосходящего противника. При атаке танков противника на район обороны эскадрона товарища Котиева, эскадрон своими огневыми средствами сумел отбить танковую атаку противника, подбив в этом бою три танка противника.

В последующих боях капитан Котиев стойко и умело руководил боевыми действиями эскадрона, нанося противнику потери в живой силе и технике. Выполняя задание Военного Совета Северо-Кавказского фронта, провёл исключительно большую разъяснительную работу по вербовке добровольцев чеченцев, ингушей для 4-го Гвардейского Кубанского кавкорпуса.

За проявленное мужество, стойкость и отвагу в боях достоин награждения медалью «За отвагу».



Воинские подразделения, в которых в разное время довелось находиться Хамиду Биботовичу Котиеву, участвовали в Сталинградской битве, в Кущёвской атаке, громили врага в многодневной Битве за Кавказ, а также непосредственно в ходе Армавиро-Майкопской оборонительной операции и Северо-Кавказской операции. Они ярко проявили себя в Будапештской, Братиславско-Брновской и в Пражской наступательных операциях.

Ни тяжелые ранения, ни контузии, полученные Хамидом Котиевым на фронте, не смогли заставить его покинуть боевые ряды однополчан. Каждый раз, едва поправив свое здоровье в госпиталях, он снова возвращался в строй, чтобы продолжать сражаться за правое дело.

3 ноября1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР майор Котиев, находившийся к тому времени в рядах Красной Армии уже более четверти века, был удостоен ордена Красного Знамени. В победном 1945 году его грудь украсил Чехословацкий Военный крест – награда, учрежденная для тех, кто геройски проявил себя на поле брани, освобождая Чехословакию от немецко-фашистских оккупантов. Кстати, после освобождения Праги и окончания войны некоторое время Хамид Биботович оставался здесь заместителем военного коменданта.

Демобилизовавшись из армии в 1948 году, майор Котиев был лишен возможности вернуться в родные края, где прошло его такое короткое детство, и где когда-то начиналась блестящая военная биография будущего отважного командира.

В 1944 году весь ингушский народ был безжалостно оторван сталинщиной от своих вековых корней и влачил тяжелое существование на чужбине.

Хамид Биботович отправился в Казахстан, куда были депортированы его родные. Он испытал огромное счастье, увидев их живыми, ведь в самые страшные первые годы депортации погибло огромное число ингушских детей, женщин и стариков.

В 1957 году, с наступлением хрущевской «оттепели», Хамид Котиев вместе со своей семьей вернулся на Кавказ. Впереди у него было еще много нужных и важных дел. Люди восстанавливали разоренные очаги и заново обустраивались у себя на родине.

В разные периоды жизни Хамид Биботович возглавлял отдел по примирению кровников при Верховном Совете Чечено-Ингушской АССР, был председателем сельского совета в Мужичах. Изо дня в день он старался быть полезным своему многострадальному народу и стремился не на словах, а на деле помогать окружающим. Обладая сильным характером, он успел многое сделать до своего ухода из жизни в 1972 году…

Казалось бы, давно уже нет в живых этого человека, но память о нем не умерла и до наших дней. И вот только один пример того, как доброе имя, надолго пережив его обладателя, обрело бессмертие. В канун 75-й годовщины со Дня Победы «Россети Северный Кавказ» назвали именами героев Великой Отечественной войны семь крупных энергетических объектов - по одному в каждом из регионов своей электросетевой деятельности.

Красочные мемориальные доски с именами героев и рассказами об их подвигах и боевом пути были установлены при входе на эти объекты. Имя майора Хамида Котиева теперь носит подстанция «Нестеровская», расположенная в Сунженском районе Республики Ингушетия.

 

Ахмет ГАЗДИЕВ



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...