четверг, 26 сентября 2019 г.

ПЕРВЫЕ СТРОЧКИ БОЛЬШОЙ СУДЬБЫ


Хамзату Умаровичу Барзагову, преподавателю английского языка Малгобекской СОШ №18, всего 21 год. Понятно, что стаж профессиональной деятельности у него совсем невелик, но, тем не менее, этот молодой учитель уже успел громко заявить о себе. Прошлый учебный год оказался для парня звездным. Принимая участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Учитель года», он занял почетное второе место, оставив позади сильнейших претендентов на победу. Кроме того, заслуженной наградой для Хамзата, покорившего компетентное жюри этого конкурса, стал и специальный приз в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм».



ЧЕЛОВЕК, по-настоящему увлеченный своим делом, всегда привлекает к себе внимание окружающих. О Хамзате Барзагове, который столь стремительно обрёл известность в педагогическом сообществе Ингушетии, я узнал от начальника управления образования Малгобекского района А.Я. Богатыревой. Всегда искренне радуясь успехам своих коллег, Амина Яхъяевна и на этот раз не скупилась на добрые слова. Собственно, ее отзыв и побудил меня к знакомству с героем моего сегодняшнего очерка.
Родился Хамзат в станице Орджоникидзевской (сейчас это город Сунжа) и здесь же пошел в первый класс. Встречу со школой мальчишка ждал с нетерпением и не был разочарован. Жизнь, сразу наполнившаяся новыми впечатлениями и обязанностями, полностью захватила его. С детства отличаясь любознательностью, в тот памятный первосентябрьский день Хамзат почувствовал себя особенно счастливым. Так, в волнительном предвкушении новых открытий, и началась его школьная пора.
Стремление к знаниям, упорство, настойчивость, целеустремленность и чувство ответственности подарили ему и первый звездный час, который он пережил еще в школьные годы. Случилось это в Томске, куда на некоторое время перебралась его семья. Примерный ученик, гордость и надежда школы, Хамзат за десять лет до своей победы в престижном учительском смотре профессионализма и таланта стал здесь победителем конкурса «Ученик года».
Блестяще окончив в 2013 году Аки-Юртовскую среднюю школу №21, Хамзат Барзагов вместе с аттестатом получил золотую медаль, ставшую наградой за его школьные труды. Напутствуя своего воспитанника во взрослую жизнь, его школьные наставники ничуть не сомневались, что впереди этого парня ждет успех. Сам же Хамзат к тому времени уже твердо знал, чему хочет посвятить себя в будущем.

УЧЕБА в Пятигорском государственном лингвистическом университете давалась ему нелегко. И дело даже не в сложной программе, по которой готовят лингвистов-переводчиков. Сказывались семейные обстоятельства. В какой-то период Хамзату пришлось даже прервать свое обучение, чтобы помочь маме, которая в одиночку поднимала их с сестрой. Жизненный подвиг этой женщины, без всякой поддержки вырастившей двоих детей, заслуживает уважения. Роза Шахмурзаевна  не только как следует воспитала дочь и сына, но и дала им прекрасное образование, не жалея своих сил и здоровья. Зарема на три года старше Хамзата, сейчас она работает воспитателем в Инаркинском детском садике и, как и ее брат, пользуется уважением в своем коллективе.
- Я обязан своей маме не просто многим, а всем, - говорит Хамзат Барзагов. – Она очень много трудов в меня вложила. На протяжении всего моего взросления предостерегала от неправильных поступков, изо всех сил заботилась, где надо и строгость проявляла. Все, что я делаю сейчас, я делаю для того, чтобы мама гордилась мною. Она полностью доверяет мне и даже прислушивается к моим советам, а я в свою очередь никогда не подвожу ее и стараюсь каждый день чем-то радовать – это, по сути, одна из моих главных жизненных целей. Сейчас наступила моя очередь оберегать маму так же, как когда-то она оберегала в детстве нас с сестрой. Трудности, которые ей довелось пережить за свою жизнь, к сожалению, отразились на ее здоровье. В прошлом году мне пришлось отправить ее на операцию. Теперь маме, конечно, значительно лучше, но все же я не разрешаю ей работать. Думаю, сам справлюсь – взрослый уже.
Позже, когда мы заговорили с Хамзатом о роли родителей в образовательном процессе (а роль эта все-таки одна из ключевых), чувствовалось, что в своих рассуждениях он исходит из собственного опыта, из того, что он сам получил в свое время в семье. Благо, что было это совсем недавно, и память о тех временах очень свежа. Конечно, с другой стороны, детские воспоминания сохраняют свою яркость на всю жизнь, но все же убежденность, в немалой степени подкрепленная еще и ими, имеет особую ценность.

В ХАМЗАТЕ Барзагове сразу подкупают его искренность и открытость. А мне этот парень был еще интересен своим жизненным выбором. Почему он решил прийти в школу? Этот вопрос я задал ему напрямую.
- Знаете, мне всегда доставляло удовольствие, когда я что-то объясняю, а люди меня понимают, - говорит он. – Помню, с какой радостью в школьные годы я помогал одноклассникам разобраться в той или иной сложной теме. Поэтому когда у меня появилась перспектива стать учителем, я не смог отказаться от соблазна. Да, я получил специальность переводчика. Это тоже очень захватывающая профессия – постоянные поездки по миру, встречи с интересными людьми, яркие впечатления. Были и реальные предложения. Но… Все-таки мне кажется, что для любого человека прожить собственную жизнь с пользой для своего народа, для своей любимой республики, куда более важная и высокая цель. Завтрашний день Ингушетии и всей нашей страны в целом зависит от того, какое образование получат сегодня наши дети. Сфера образования как раз и привлекает меня тем, что здесь я, - конечно, при условии полной самоотдачи! – тоже смогу влиять на наше общее будущее и сделать его лучше. Именно в этом всегда заключалась миссия каждого настоящего учителя.

СВОЮ профессиональную педагогическую биографию Хамзат Барзагов начал в 2017 году, незадолго до окончания института. Его приняли на работу в Нижне-Ачалукскую среднюю общеобразовательную школу №14. Сегодня, уже перебравшись в городскую школу, он продолжает работать по совместительству там, где, если можно так выразиться, принял на себе первое боевое крещение, прошел первые испытания в роли учителя.
- Профессии учителя нужно соответствовать, - говорит Хамзат. – Эта профессия сегодня вряд ли привлечет людей, которые ставят своей целью хороший заработок, ищут, как говорится, золотое дно или какую-то тихую гавань для себя. Тут вместе с серьезной ответственностью, на твои плечи ложится ежедневный напряженный труд. Выполнять его ради одной заплаты, о каких бы даже суммах не шла речь, попросту невозможно. Здесь необходимо обладать каким-то чувством ответственности за свою родину и, несомненно, любовью к детям. Только тогда ты будешь соответствовать званию учителя.
Понимая это, я каждый день выкладываюсь, стараюсь проявить себя, расположить к себе детей, достучаться до сердца каждого ребенка. Очень помогает то, что рядом работают опытнейшие коллеги, к которым всегда можно обратиться за советом и поддержкой. При всей необходимой для дела строгости директора нашей школы Хади Магомедовны Темирхановой, ей удалось создать в коллективе такой микроклимат, в котором каждый учитель чувствует себя комфортно для своего дальнейшего роста и совершенствования. Я бы даже назвал наш коллектив одной большой дружной семьей. Старшие коллеги относятся ко мне с таким вниманием и участием, что порой мне даже неловко становится. Ведь у каждого из них масса своих неотложных дел и задач.
Такая доброжелательность окружающих, конечно, придает сил и окрыляет. В этих условиях хочется работать еще лучше, а вдохновляют меня две цели в жизни – следовать своей религии и, как я уже говорил, радовать свою маму.

ЧЕМ БОЛЬШЕ я беседовал с Хамзатом Барзаговым, тем больше он представал передо мной во всей цельности своей натуры. Совсем еще юный, он с такой серьезностью и глубиной рассуждал о состоянии современного российского образования и о своем месте в нем, что вызвал бы этим симпатию даже у самого закоренелого скептика. Он не тратил время в поисках ответов на мои вопросы, потому что все, о чем я его спрашивал, уже успел пропустить через свое неравнодушное сердце, делая свои первые шаги на педагогическом поприще.
- Порой на уроке меня посещает чувство разочарования, - признается Хамзат. – Наше образование не стоит на месте, оно постоянно совершенствуется, вводятся разные методики образования. Эти методики, определенные федеральными государственными образовательными стандартами, в которых присутствует межпредметная связь, очень правильно спроектированы. Они приводят учителя к тому, чтобы он пытался сделать своего ученика более понимающим, чтобы завтра, оказавшись во взрослой жизни, твой ученик не растерялся, а смог применить полученные знания на практике. Науки, которые мы преподаем в школе, - это то, что окружает детей во всем этом большом мире: законы природы, правила по которым живет и развивается общество. Когда же я вижу, что моего ученика на данном этапе интересует только хорошая оценка и больше ничего, вот тут и приходит разочарование. Ведь ты стараешься, формулируешь взаимосвязи, как-то экспериментируешь с подачей своего материала, и… не находишь отклика. Ученик вдруг задает вопрос, который косвенно связан с тем, что ты пытаешься довести до его сознания, преследуя лишь цель, чтобы учитель подумал, что он участвует в процессе, и поставил ему пятерку. В таких случаях приходится снова находить в себе силы и повторять все сначала.
Система образования – это очень сложный механизм. В нем задействовано большое количество людей – управленцы (министерство и управление образования), учителя, родители и, конечно же, сами дети. И если у нас где-то на каком-то этапе происходит сбой, он неминуемо отражается на работе всей системы. Очень многое зависит от отношения родителей к учебе их детей. Нередко бывает так, что именно родители как-то по-своему понимают важность образования для их детей. Школа ставит перед собой задачу помочь ребенку адаптироваться, научить его понимать этот мир. Какой бы то ни было прогресс строится на том, что человек не должен останавливаться в своем развитии. Завтра, когда наши ученики покинут стены школы, они должны уметь получать новою информацию и правильно распоряжаться ею.
Ответственно подходящий к образованию своего ребенка родитель, это, как минимум, тот, который задает ребенку правильный вопрос. Когда ребенок придет со школы, достаточно будет поменять вопрос, что ты получил на уроке, на вопрос, что ты понял на уроке, что нового узнал. Тогда на следующий день этот ребенок придет в школу уже с другими, более осознанными целями. Он будет учиться не зубрить тему, чтобы получив хорошую отметку, напрочь все позабыть, а проявит стремление дойти до сути. И тогда очень быстро столкнется с такой закономерностью: если ты хорошо разбираешься в основе наук, получать пятерки не составит никакого труда. Только так и учителя, и родители, и ученики смогут добиться успеха.
Со временем мне бы хотелось взять какой-нибудь экспериментальный класс и продемонстрировать это на практике. В том, как успешно работает такая методика, я убедился, занимаясь репетиторством. В моих группах ребята разных возрастов, которых я готовлю не только по английскому языку, но и по другим предметам. Как только мне удается изменить их подход к обретению новых знаний, они начинают показывать хороший результат.

ПЕРВЫЕ строчки собственной педагогической поэмы, уже написанные Хамзатом Умаровичем Барзаговым, вселяют уверенность в том, что его учительская стезя будет плодотворной. Он выбрал для себя нелегкий, но благородный путь, с которого не намерен сворачивать. У него много планов, среди которых и учеба в аспирантуре, но его мама уже сегодня может гордиться своим сыном. Оказавшись в школе по зову сердца совсем недавно, он стал одним из лучших представителей ингушского учительства, которое во все времена славилось своим высоким служением народу во имя его будущего, во имя светлых идеалов, без торжества которых завтрашний день не состоится.

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: учитель английского языка Малгобекской СОШ №18 Х.У. Барзагов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...