ЛИДЕРЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
На
ее судьбу выпало немало трудностей и испытаний. Так бывает у людей, обладающих
цельной натурой и настоящим характером, не готовых поступаться собственными
принципами и напрочь отвергающих любое приспособленчество. Жизнь раз за разом
словно пытает их на прочность, чтобы потом сполна одарить подлинным счастьем. И
не удивительно, что такое счастье не дается просто так. Его надо заслужить
твердым стремлением жить по канонам совести, не поддаваясь никаким соблазнам и подчинив
каждый день своего существования служению высоким идеалам…
ЛЮБОВЬ Мимацевна Налгиева давно снискала себе
уважение и любовь окружающих. Ее глубокая порядочность, щедрость души, доброта,
неравнодушие и искренность всегда привлекали к себе людей. В полной мере все
грани ее удивительного характера раскрылись на педагогической ниве. Благородному
учительскому труду она посвятила не один десяток лет, прививая многим
поколениям своих учеников правильные представления о том, каким должен быть
настоящий человек.
О чем мечталось маленькой Любе Гагиевой в далеком
Казахстане, где она появилась на свет и сделала свои первые шаги? Наверное,
сегодня это не так уж и важно. Мысленно возвращаясь в свое детство, Любовь
Мимацевна вспоминает лишь о теплой атмосфере домашнего очага, о родительском
подвиге, благодаря которому она не чувствовала себя в чем-то обделенной, о
доброте казахского народа, разделившего с ингушами страшную боль, причиненную
сталинщиной.
Прежде чем семья Гагиевых сумела, наконец, вернуться
на Кавказ, Люба успела окончить семилетку в поселке Таволжан, что в
Павлодарской области. Памятная встреча с родиной произошла у нее в 1959 году.
Открывая для себя родные места, о которых она знала по рассказам отца, девочка
жадно впитывала новые впечатления. У родителей забот хватало - семья постепенно
обустраивалась в селе Верхние Ачалуки, - и Люба стала для мамы незаменимой
помощницей по дому. Хорошо успевала она и в школе, учась уже в восьмом классе.
Вскоре Любе Гагиевой предстояло покинуть
родительский дом. Видя стремление дочери к знаниям и огромное желание учиться,
родители устроили ее в Урус-Мартановскую школу-интернат для горянок. В таких
учебных заведениях бывшей Чечено-Ингушетии девочки имели редкую по тем временам
возможность не только получить среднее образование, но и обрести навыки будущей
профессии. Воспитанницы Урус-Мартановской школы горянок готовились стать
учителями начальных классов.
Три года учебы в школе горянок пролетели незаметно,
а на выпускные экзамены, которые предстояло выдержать Любе и ее одноклассницам,
приехал преподаватель Грозненского педагогического института. Перед ним стояла
задача присмотреться к выпускницам и отобрать из их числа самых перспективных и
подающих большие надежды. Среди тех, на кого пал взор опытного наставника, не
могла не оказаться Люба Гагиева. Ее педагогический талант и целеустремленность
уже тогда давали знать о себе.
В 1964 году, вернувшись в свою Верхне-Ачалукскую
среднюю школу №17 в качестве учителя начальных классов, Люба уже была зачислена
на первый курс пединститута. Так, совмещая работу и учебу, она начала писать
первые строчки своей педагогической поэмы.
Молодой педагог, увлеченный делом, свою
состоятельность она доказывала, невзирая на все трудности. Дети сразу полюбили
ее. Быстро рос авторитет Любовь Мимацевны и в учительском сообществе
Малгобекского района. Ни для кого не стало неожиданностью, когда в 1968 году ей
предложили перейти на работу в Малгобекский городской комитет партии.
ОСВАИВАЯСЬ в новой должности, Любовь Мимацевна,
конечно, понимала, что одно дело – вести школьные уроки в классе, и совсем
другое – отвечать за состояние всей школьной сферы района. Как не велика
ответственность в первом случае, во втором она неизмеримо выше. Но именно
ответственности она никогда и не боялась, рано научившись отвечать за свои
поступки и быть требовательной к себе.
Оценив неисчерпаемый потенциал Любовь Мимацевны,
партийные органы в 1971 году направили ее на учебу в Ростовскую высшую
партийную школу. Учиться там представителям народов, репрессированных
сталинщиной, было в ту пору не так просто. В особенности таким принципиальным,
как героиня моего материала. Всегда находились те, кто мог бросить в лицо
надуманные тоталитаризмом обвинения в адрес твоего народа. Резко ставить таких «правдорубов»
на место - означало рисковать получить обвинения уже в свой личный адрес. Но
Любовь Гагиева в таких случаях молчать не умела.
В Ростове Любовь Мимацевна познакомилась со своим
будущим супругом. Осман Ахмедович Налгиев в те годы тоже учился здесь. Он был
студентом экономического факультета Ростовского института народного хозяйства,
который и до сей поры остается одним из самых престижных вузов Юга России.
Молодую пару сблизили общность взглядов, одинаковое отношение к окружающему
миру, целеустремленность и желание добиться чего-то в жизни. Осман Налгиев
оказался заботливым семьянином. Конечно, на плечи этого парня легли новые
нелегкие обязанности, но он был готов к ответственности и, как показали все последующие
годы, обладание настоящими мужскими качествами смолоду – ценное обретение,
позволяющее смело и решительно идти своим путем.
С окончанием учебы закончилось и пребывание этой
молодой семьи в Ростове. Но Налгиевы не сразу вернулись в Ингушетию. В 1975 году
они отправились в Казахстан. К тому времени у них уже подрастала дочурка Фатима,
а впереди было много больших планов и надежд. В казахстане Любовь Мимацевна сначала
работала в орготделе Краснознаменского, а затем и Вишневского райкома партии.
Удачно сложились дела и у ее супруга. Казалось бы, чего еще ждать от жизни? Но
тяга к родным местам однажды все-таки взяла верх. Решив вернуться на
благословенную землю Кавказа, в 1980 году Налгиевы поселились в Малгобеке,
чтобы уже больше никогда не покидать его.
В ГОРОДЕ нефтяников людей всегда ценили по труду,
поэтому приняли их здесь как родных. Осман Ахмедович быстро нашел себе дело по
душе, а Любовь Мимацевна вновь продолжила работу в горкоме партии, возглавив теперь
кабинет политпросвещения. Позже ей довелось поработать и в редакции районной
газеты, где она была назначена заместителем редактора.
Дом Налгиевых полон света и тепла. Осман Ахмедович
и Любовь Мимацевна вырастили и воспитали шестерых детей. После их старшей
дочери на свет появились Мурат, Дина, Гуля, Лейла и самый младший Хасан.
Сегодня они уже взрослые, и почти все обзавелись своими семьями. Родители каждому
дали хорошее образование, позволившее им найти свое место в жизни. Фатима,
Лейла и Гуля, к примеру, решили пойти по маминым стопам и успешно трудятся на
ниве образования и воспитания.
У Османа Ахмедовича и Любовь Мимацевны 14 внуков.
Кто-то из них уже добился первых жизненных успехов, а кто-то родился совсем
недавно. И нет большего счастья для бабушки и дедушки, когда по праздникам они
все собираются в их доме. В такие дни из Благовещенска и Ростова приезжают со
своими семьями Мурат и Хасан, едут в родительский дом со своими детьми дочери,
и жизнь наполняется яркими красками настоящего человеческого счастья. В теплой
семейной обстановке идут нескончаемые душевные разговоры, звучат признания в
любви и радостный детский смех.
С 1993 года Любовь Мимацевна Налгиева работает в
средней общеобразовательной школе №3 города Малгобека, одном из ведущих
образовательных учреждений республики. До недавнего времени была она завучем
начальных классов и преподавала историю старшеклассникам. Долгие годы служения
профессии принесли ей известность, почет и уважение. Л.М. Налгиева награждена
медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», а также по достоинству
носит высокое звание почетного работника общего образования России.
Было время, когда Любовь Мимацевна подумывала уже и
об уходе из школы, но, представив себя на покое, она поняла, что не сможет без
любимой работы. Ведь с таким нетерпением ждет она каждый раз завершения
каникул, чтобы поскорее вернуться в класс, к своим любимым детям. Школа не
никак отпускает ее душу и доброе сердце, в котором живет большое светлое
чувство.
В ПЕДАГОГИКЕ нелегко достичь совершенства. И для
кого-то, возможно, и послужит слабым утешением фраза из старого советского
кинофильма «Доживем до понедельника»: «Сеешь разумное,
доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох». Превращать доброе семя в
сильные, крепкие ростки, действительно, удается не всем. Многому тут дают
объяснение толстовские слова: «Если учитель имеет только любовь к делу, он
будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец,
мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет
любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к
ученикам, он - совершенный учитель».
- Без любви к детям работать в школе невозможно! -
говорит Л.М. Налгиева. – В таком случае проще пойти торговать на рынок, чем
каждый день обрекать себя на душевные муки, переступая порог класса. Не надо
мучать ни себя, ни других. Учителю доверено будущее, а потому каждый из нас
должен думать лишь о том, как помочь своему ученику стать лучше.
Взяв не так давно под свою опеку один из начальных
классов, Любовь Мимацевна не только учила своих деток хорошо читать и писать,
но и исподволь прививала им чувство собственного достоинства, внимательное и
уважительное отношение друг к другу.
В ее классе три десятка мальчишек и девчонок разных
национальностей, есть ребята из малообеспеченных и неполных семей, дети
погибших при исполнении своего профессионального долга сотрудников
правоохранительных органов. На классных часах, которые Л.М. Налгиева проводит
со своими маленькими воспитанниками, часто звучат слова о дружбе и
взаимоуважении, о мужестве и долге, об отзывчивости и доброте, которые всегда идут
по свету рука об руку и делают окружающий мир лучше и светлее. У меня была
возможность немного пообщаться с этими детьми, пока я дожидался окончания
родительского собрания, но большей частью во время моего визита в Малгобекскую
СОШ №3 я просто наблюдал за ними со стороны. Меня поразил их интерес друг к
другу и какое-то незримое единение.
Познакомился я с мальчиком-таджиком из семьи
беженцев, нашедшей пристанище в Малгобеке. Он оказался победителем недавней
районной олимпиады по русскому языку. Его друг-ингуш поделился со мной не
только своими школьными успехами, но и тем как продвигаются у него домашние
занятия арабским языком. Мальчишка-чеченец с удовольствием демонстрировал
альбом со своими художествами, а девочка-кабардинка показывала домашние поделки
из цветной бумаги и материи. У каждого ребенка оказались свои таланты и
пристрастия, в которых они полностью раскрываются. Хорошим подспорьем тут,
безусловно, служит образовательное пространство, которое для этих детей до
краев заполнено мудростью, одухотворенностью, любовью и добротой их наставницы.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
На
снимке: почетный работник общего образования России Л.М. Налгиева
Фото
автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий