МИР
УВЛЕЧЕНИЙ
На
протяжении многих столетий резчики по дереву достигали совершенства в своем
искусстве. К сожалению, до нашего времени дошли далеко не все шедевры их
таланта. Пережили века только следы резцов, оставленные на камне, а дерево в
неспокойной истории цивилизации оказалось самым недолговечным свидетелем. Оно
безвозвратно обращалось в прах, горело в пожарищах, оставляя после себя лишь
горсть остывшего пепла…
Но
все-таки, даже погибая, дерево снова и снова возвращалось. Генетическая память
человечества находила ему новые формы - в простой кухонной утвари, в предметах
быта, в непревзойденных по красоте образцах подлинного искусства.
К ДЕРЕВУ и поныне обращают свои взоры настоящие
мастера. В работах наших современников, сегодняшних резчиков по дереву, читается
и вековой опыт их предшественников, и страстное желание поведать окружающим свою
собственную историю, свои эмоции и впечатления, заключенные в изящных линиях,
написанных резцами, и в упорстве вдохновенного труда постепенно выступающих
из-под деревянной стружки.
Заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия Адам
Ахмедович Падиев впервые обратился к резьбе по дереву почти три десятка лет
назад. Но тягу к творчеству он почувствовал в себе еще в раннем детстве. Мальчишка
часто уносил с кухни, где хлопотала его мама, кусочек теста, чтобы затем
увлеченно лепить из него что-то подсказанное ему воображением и фантазией.
О той далекой поре сегодня признанный мастер
художественной обработки дерева вспоминает с теплой улыбкой:
- Я специально резьбе по дереву не учился. Но еще в
детстве, во время высылки, открыл для себя возможности лепки. Свои первые
фигурки, чаще всего это были люди и лошади, я лепил из теста, а потом сушил их
на печке. Это была двойная радость - возможность лепить игрушки, а потом и
играть с ними...
Занявшись резьбой по дереву уже в зрелом возрасте,
Адам Ахмедович и сегодня относится к своему увлечению как к хобби. Возможно,
это и дает ему такую свободу в творчестве, дарит то вдохновение, которое
наполняет светом души каждую работу, вышедшую из-под его резца.
Впервые я познакомился с Адамом Падиевым в стенах
нашей редакции, когда он пришел показать нам свои последние работы, а недавно
мне вновь довелось почувствовать душевную щедрость мастера и насладиться изящными
линиями, рожденными его, безусловно, талантливой натурой. Такую возможность мне
подарила выставка его работ, открывшаяся накануне нового года в Ингушском
государственном музее краеведения им. Т.Х. Мальсагова.
- Дерево во всех его проявлениях околдовывало Адама
Падиева всегда, - говорит заместитель директора музея Заретхан Плиева. - Он не
мог без замирания сердца смотреть на стройные стволы сосен, а текстуры дуба и
груши будоражили его воображение. Невозможно поверить своим глазам: вещи,
которые создает мастер, сделаны из куска дерева. Того самого, мимо которого
любой другой пройдет, не дрогнув... А вот Адам Ахмедович способен чувствовать
его тепло и мощь, дать ему вторую жизнь в новой форме.
Работы, выполненные Адамом Падиевым, удивительно
реалистичны и выразительны. В нашем музее они выставляются уже не впервые, но
каждый раз вызывают неподдельный интерес и восторг зрителей. Мастер творит для
себя и для окружающих. Одних только башен, рожденных руками Падиева, - маленьких и больших - разошлось по всему миру
в качестве национальных сувениров уже более трех тысяч…
Резьба по дереву – удивительный акт творчества, невозможный без
подлинной одухотворенности. О том, как рождаются необыкновенные шедевры чутких
человеческих рук и острого резца, в свое время блестяще написал Энтони Де Мелло,
широкую известность которому принесли книги о духовности:
«Резчик по дереву по имени Цин закончил вырезать
раму для алтаря. Работа приводила в восторг каждого, кто ее видел, — настолько
одухотворенной она была. Когда ее увидел помещик Лу, он спросил:
- Это чудо, ты просто гений. Как тебе это удалось?
Резчик ответил:
- Ваше величество, я простой рабочий. Я вовсе не
гений. И никакого секрета тут нет. Перед тем как заняться изготовлением рамы, я
медитирую в течение трех дней, чтобы успокоить свой ум. После трех дней
погружения в медитацию я уже не думаю о каком-либо вознаграждении. После пяти
дней медитации меня уже перестают волновать и похвала, и хула; я более не
задумываюсь ни о мастерстве, ни о бездарности. Через семь дней медитации я
просто забываю о своих руках, забываю о теле; забываю о самом себе. Я не отдаю
себе отчета в том, где нахожусь и что делаю. Остается одно мастерство. В
подобном состоянии я оправляюсь в лес и исследую каждое дерево до тех пор, пока
не найду подходящее, способное стать идеальным сырьем для рамы. Затем к работе
приступают мои руки. Отставив в сторону свое я, мне лишь остается наблюдать,
как в моих руках природа меняет свою форму. Именно поэтому люди говорят, что
готовое изделие обладает столь притягательной силой»...
АДАМ Ахмедович
Падиев родился 15 марта 1942 года в живописном ингушском селении Яндаре.
Детство его прошло вдали от родных мест – в суровом степном казахстанском краю,
куда был депортирован сталинщиной весь ингушский народ. Одну из своих
композиций, представленных на нынешней выставке, - ингушские башни, объятые
языками пламени – мастер посвятил землякам, безвинно замученным и убиенным
тоталитарным режимом, покинувшим родовые башни Родины предков 23 февраля 1944
года. Эта пронзительная работа, запечатлевшая один из самых трагических этапов
истории ингушского народа, воплощает в себе стойкость национального духа и
несломленную, вопреки всему, веру в торжество высшей справедливости.
Выставка декоративно-прикладного искусства мастера
художественной обработки дерева Адама Падиева, на которой мне довелось
побывать, называлась «Природа и
творчество». В гармоничном соединении этих двух жизнеутверждающих начал Адам
Ахмедович достиг высочайшего мастерства, которое никого не оставляет
равнодушным. Его великолепные композиции из дерева, запечатлевшие жилые и
боевые башенные комплексы Ингушетии, живую пластику национального танца,
точеные линии вырезанной из дерева посуды, предметы мебели, в которых
подчеркнут изысканный вкус горцев, отразивший красоту окружающей их природы, –
все это останавливает на себе внимание, вызывает желание получше приглядеться и
дарит каждому подлинное эстетическое наслаждение.
Отдельная история в творчестве Адама Падиева – это,
конечно, ингушские башни. Они разные. От тех, десяток которых может уместиться
на ладони, до тех, что с человеческий рост. Но, независимо от своих размеров,
каждая башня мастера – его признание в любви к родному краю. Не услышать это
признание – искреннее и проникновенное – попросту невозможно. Порой даже трудно
удержаться от соблазна, чтобы не протянуть руку и прикоснуться к такому
творению. Точно также хочется взять в руки красивый резной посох, словно из
древнего ингушского фольклора явленный нам талантом нашего современника, резчика
по дереву, влюбленного в свой отчий край, в свою маленькую горную Родину, над
которой витает дух великих нартов.
Как писал русский писатель Александр Иванович
Куприн, Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль,
осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры,
песни и танцы… Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества,
юности, молодости и зрелости. Глядя на работы Адама Падиева, трудно не заметить
такую последовательность. В них мальчишескую открытость и восторженность
венчает мудрость зрелости, испытанной нелегкой судьбой. И самое удивительное
заключается в том, что все чувства и эмоции мастера, живущие в его работах,
обладают первозданной чистотой. Здесь воспоминания о детстве так же свежи, как
ощущение дня сегодняшнего.
Пьянящий запах свежей древесной стружки, от начала
веков вдохновлявший к поискам откровения талантливых и трудолюбивых людей,
поведал миру о красоте и совершенстве высоких человеческих устремлений. И пусть
далеко не каждый обладает способностью ярко запечатлеть на поверхности дерева
свои раздумья и мысли, удовольствие от их прочтения, от соприкосновения с
красотой доступно всем.
Резчиком по дереву в свое время становился,
наверное, каждый мальчишка, вырезая перочинным ножиком на податливой
поверхности собственные инициалы или извечное «А + М = Л». Хорошо, конечно,
если эти первые художества рождались не на лавочке в парке или живом дереве. Но
в том, что резьба по дереву – это отличный способ выразить свои впечатления и
эмоции, сомневаться не приходится. Адам Падиев, с такой любовью воспевающий
родину нартов, уже давно доказал это всем своим творчеством.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
Фото
автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий