понедельник, 3 марта 2014 г.

ДЕТИ ВОЙНЫ МЕЧТАЮТ О МИРЕ

(Архив)

Монитор австрийской общеобразовательной программы

Монитор австрийской общеобразовательной программы "Хильфсверк Австрия" Мария Валднер и руководители школы принимают экзамен у ребят из кружка английского языка.
Существует расхожее мнение о том, что дети войны быстро взрослеют. Мне оно представляется спорным. Наверное, взрослые, воочию увидев весь ужас расстрелянного детства, просто пытаются таким образом отчасти утешить себя — нормальному человеку трудно постичь ирреальность, порожденную войной, а еще труднее жить с постоянно довлеющим над тобой ощущением безысходности, когда ты бессилен остановить творящееся безумие. И очень горько осознание того, что это в твоей стране который уже год пылает война, что это совсем рядом с тобой гибнут и страдают дети...
Но детство, вкусившее ранние утраты и горе, познавшее холод и гнилую сырость палаток, испытавшее нестерпимые голод и жажду, научившееся по звуку различать падающие с неба ракеты и бомбы, вопреки всему все же остается детством. Вот только мальчишки, вырвавшиеся из-под обстрелов и бомбежек, уже больше никогда не станут играть в войну. Они лучше придумают другие игры, потому что иная война, не игрушечная, — настоящая! — стала однажды главной составляющей их жизни.

Если вы всмотритесь в глаза чеченских детей, вы не увидите в них злобы и ненависти к окружающему миру. Эти глаза когда-то безжалостно обожгли боль и скорбь, но даже тогда из них не перестал струиться божественный свет, даже после этого из этих глаз рвется наружу неистребимая детская непосредственность, торжествующая жажда жизни и горячее стремление к новым познаниям. Война, разбившая на мелкие кусочки их детство, не в силах была растоптать их сердца и развратить своим тлетворным дыханием их души. Жизнь этих детей началась на войне, но через все утраты и лишения они бережно пронесли свою святую веру в высшую справедливость, веру в то, что на выжженной земле их маленькой родины воцарится мир и зацветут сады, радуя взоры щедрых хозяев и добрых гостей.
Уже сегодня дети Чеченской Республики думают о том, как помочь возродиться из пепла своей многострадальной родине. Учителя из тех ингушских школ, которые смогли принять детей-беженцев, часто отмечают в своих новых учениках настойчивое стремление к знаниям, а работники местных библиотек, радуясь огромному наплыву посетителей, говорят о разносторонних интересах юных читателей из Чечни. Вся сфера образования Чеченской Республики, до основания, казалось бы, разгромленная двумя жестокими войнами, вдруг неожиданно для многих стала переживать сегодня тихую революцию. В каждом лагере чеченских беженцев на территории Ингушетии есть своя школа, где порой при минимуме самых необходимых условий идет полноценный учебный процесс. Дети осознанно увидели в знаниях основу своего собственного успеха, неразрывно связанного при этом с будущей мирной и процветающей Чечней. К чести чеченского учительства, этот мощный импульс не застал их врасплох. Многие талантливые педагоги, которые при желании могли бы устроить свою жизнь более комфортно, пришли преподавать в эти школы и сегодня успешно закладывают прочный фундамент завтрашнего дня чеченской нации. Будущее этой нации, понесшей неисчислимые потери в двух войнах, в них — в детях, которые так мечтают о мире и осознают всю ответственность за судьбу своего Отечества. Они не перестали быть детьми, но все увиденное и пережитое на войне сделало их мудрыми и рассудительными. Этим они, конечно, отличаются от своих благополучных сверстников. Но во всем остальном — это такие же дети. Добрые и отзывчивые, нуждающиеся в ласке, понимании и заботе. Могу утверждать это, потому что на днях сам имел возможность понаблюдать за ними.
На одной из окраин города Малгобека расположен лагерь чеченских беженцев "Юкон". Одноименная школа, открывшаяся здесь в сентябре прошлого года, прекрасно иллюстрирует все сказанное выше. Но первое, на что я почему-то сразу обратил внимание, — это аккуратный, ухоженный внешний вид школьников. И отметил про себя, что матерям этих детей, не имеющим сегодня ни достаточных средств к существованию, ни элементарных бытовых условий стоит когда-нибудь возвести памятник. Несмотря ни на что, они не забыли, что чувство собственного достоинства прививается человеку с детства. Помнят об этом и учителя школы "Юкон", с которыми мне предстояло познакомиться чуть позже.
Школа построена совместными усилиями представителей ЮНИСЕФ — гуманитарной организации, занимающейся проблемами детства, и австрийской общеобразовательной программы "Хильфсверк Австрия". Здание школы, конечно, не отличается архитектурными излишествами, но, тем не менее, представляет собой вполне добротные учебные классы, куда подведено электричество и отопление. Кроме этого, школа обеспечена мебелью, учебниками и другими необходимыми школьными принадлежностями. С первого дня существования школы здешним педколлективом успешно руководит С-Х.М. Хаджиев, химик по образованию, который до войны работал в грозненской СШ № 44. Собственно, весь преподавательский состав школы "Юкон" комлектовался из учителей-беженцев. Оказавшись по воле злого рока за пределами Чеченской Республики, эти люди вернулись к любимой работе, нашли свое место и приносят значительно большую пользу своему народу, нежели некоторые нынешние чеченские политики. Практически все учителя имеют большой стаж работы и обладают высокими квалификационными разрядами. Общие трудности и заботы давно сплотили коллектив, и директор школы Саид-Хасан Хаджиев не скупится на теплые слова в адрес своих коллег.
— Меня всегда удивляет, — говорит он, — когда я порой слышу в других подобных школах сетования по поводу того, что нет, скажем, наглядного материала, не хватает того или этого. Настоящий профессионал всегда будет ценить предоставленную ему возможность заниматься своим делом. Тем более, что и у нас дома в последние годы школы не могли похвастаться хорошей обеспеченностью. А потом, если уж быть до конца откровенным, разве это не удача, оказавшись в роли беженцев, иметь возможность работать и получать плату за свой труд?
Учительский труд всегда был в почете и востребован обществом. И так будет всегда, пока в сердцах избранных Богом людей теплится педагогическая искра, которую не в силах погасить никакие обстоятельства и лишения. Через две войны пронесла любовь к детям грозненская учительница, а ныне завуч школы "Юкон" Р.А. Абдулаева. В ее голосе звучала нескрываемая гордость, когда она рассказывала мне об успехах семиклассника Берсана Юсупова, который в нынешнем году стал чемпионом Ингушетии по вольной борьбе в своей весовой категории, о его одноклассниках Асланбеке Эдисултанове, Ахмеде Дихаеве, Залине Энкашевой, Мархе Эдисултановой, Раисе Гукашевой, о шестиклассниках Тамаре Дихаевой, Пятимат Курбановой, Исмаиле Джудаеве, о пятиклассниках Жаннете Дагаевой, Артуре Алероеве, Мадине Багаевой, Фатиме Исаевой, Нур-Али Бериеве и многих других. Из рассказа Раисы Абдулкагировны я узнал и о том, как однажды героем дня в школе стал третьеклассник Магомед Энкашев, показавший абсолютный рекорд в технике чтения — 240 знаков в минуту. А вот в выпускном 11-м классе признанными лидерами в учебе давно считаются Лема Бахмадов и Хадишат Патахова.
Всего в школе "Юкон" на сегодняшний день учится около 200 детей. Им, жителям разных районов Чечни, было суждено встретиться и подружиться в стенах этого временного учебного заведения. Не будет преувеличением сказать, что сейчас они стали одной большой семьей. Нужно просто видеть, как трогательно старшеклассники заботятся о малышах, помогая им в учебе, отдавая им свои школьные завтраки, которыми снабжает школу ЮНИСЕФ. Вся жизнь школы подчинена одному твердому правилу: оглянись вокруг, помоги тому, кто сейчас рядом с тобой. Здесь обретают особую значимость те простые человеческие качества, о которых мы в нашей благополучной и мирной жизни порой напрочь забываем, убеждая себя, что завтра наступит новый день и у нас будет возможность исправить свои ошибки. Детям войны не служат утешением подобные спасительные мысли, и потому каждый прожитый день они, как в школьной тетрадке, пишут набело.
Когда школа только формировалась, первыми столкнулись с серьезными проблемами учителя начальных классов. К ним пришли дети, не имевшие никакой подготовительной базы. И если малыши из семей, живших в Грозном, дома еще худо-бедно посещали школу, то сельские ребятишки даже не владели русским языком, на котором предполагалось вести обучение. Учителям З.Т. Гушлакаевой (она, кстати, отличник народного просвещения России), М.Ю. Бацаевой, Я.Д. Угурчиевой, П.Х. Хаджиевой понадобилось призвать на помощь весь свой опыт и знания, чтобы в короткий срок выправить ситуацию. Учителя вспомнили и институтский курс психологии, чтобы травмы, нанесенные войной детской психике, перестали быть такими болезненными. Помогла в этом и большая внеклассная работа, проводимая Т.Я. Купчиевой. Походы на природу, экскурсии в городской парк, местный музей помогали детям и помогают сейчас увидеть окружающий мир во всем многообразии красок.
В настоящее время маленькие беженцы из Чеченской Республики принимают участие в акции "Мы хотим в свой Дом без войны". В рамках этой акции идут конкурсы антивоенных рисунков и сочинений, в которых ребята пишут об увиденном на войне, обращаются к политикам с призывом остановить насилие. Детское творчество объединено одной мыслью: "Дорогие взрослые! Мы хотим домой. Договоритесь, помиритесь и сделайте так, чтобы мы не плакали". Первые рисунки, уже поступившие на конкурс, запоминаются глубиной жизненной философии. В них звучит гимн разоренному, но не погибшему Отечеству. В сочных и радостных красках взору предстают величественные горные вершины, пронизанные солнцем, и согретые его лучами реки и озера, в которых отражается чистое небо. А высоко в этом небе, растворившем в себе ароматы разнотравья альпийских лугов, горделиво расправив крылья, парят орлы. И только рисуя войну, из всей палитры красок дети выбирают лишь черный и красный цвета — в зияющих провалах стен пылает кровавое зарево, вырываясь сквозь щели и пустые глазницы окон... Так, в детских рисунках совмещается несовместимое — гармония мироздания и пронизывающая пустота, сотворенная руками человека. Оставшись наедине с чистым листом бумаги, дети искренни в своих чувствах, потому что пока они не умеют кривить душой.
Каждое утро к средней школе "Юкон" спешат стойки детворы. Значительную часть учащихся здесь детей составляют те, кто живет в расположенном рядом лагере беженцев. Но около тридцати процентов детей приходят сюда из частного сектора, где нашли временное пристанище их семьи. Учитывая, что в распоряжении школы всего четыре учебных класса, занятия приходится проводить здесь в три смены. Но такая нагрузка не смущает учителей, они готовы работать столько, сколько от них потребуется. В числе лучших представителей чеченского учительства завуч школы называла мне историка М.М. Нашхоева, преподавателя физики и астрономии И.М. Ильясова, учителя английского языка М.Л. Анзорову. Кстати, иностранный язык присутствует не только в учебном плане. При школе открыты бесплатные трехмесячные курсы английского языка. Совсем недавно воспитанники М.Л. Анзоровой выдержали серьезный экзамен, который принимали у них монитор австрийской общеобразовательной программы "Хильфсверк Австрия" Мария Валднер и руководители школы "Юкон". Надо сказать, что Мария Валднер высоко оценила уровень подготовки школьников, и на днях они получат сертификаты австрийской программы, подтверждающие их хорошие знания английского языка.
Этот документ в последующем поможет ребятам в выборе специальности. Кроме 6 курсов английского языка австрийская общеобразовательная программа "Хильфсверк Австрия" осуществляет также обучение школьников компьютерной грамоте. Успешно окончившие эти курсы, тоже могут рассчитывать на получение соответствующих сертификатов. Программы курсов, разработанные зарубежными, специалистами включают в себя и специальную методику социально-психологической адаптации детей Чечни.
С другой стороны, если попытаться хотя бы на минуту забыть, что речь в нашем случае идет о достаточно специфичном учебном заведении, где учатся дети, бежавшие вместе со своими родителями от ужасов войны, то сразу замечаешь, что школа "Юкон" по большому счету живет теми же заботами и проблемами, которые определяют повседневность любой обычной школы. Девочки, как всегда, более старательные в учебе, в то время как мальчишки обязательно умудряются где-нибудь набедокурить. В этом смысле частенько достается 5 классу, где учатся 22 пацана и только 4 девочки. Призвать мальчишек к порядку удается только их наставнице П. С.-А. Закраевой. Авторитет классного руководителя в глазах детей непоколебим еще и потому, что Пятимат Саид-Алиевна всегда горой встает на их защиту и умеет убедить любого учителя сменить гнев на милость в отношении ее воспитанников. А вот, к примеру, у 7 класса, где численный перевес наоборот сохраняют девчонки, репутация совсем иная. В школе это один из самых способных и дисциплинированных классов.
Надо сказать, что школе "Юкон" очень повезло на добрых и отзывчивых людей, о которых мне долго рассказывал ее директор Саид-Хасан Хаджиев. Начну хотя бы с того, что лагерь беженцев, как и сама школа, располагается на территории, принадлежащей частному владельцу, жителю Малгобека Хавашу Мамилову. Несмотря на то, что федеральное правительство не спешит рассчитаться со своими долгами за содержание беженцев, а счета, направляемые X. Мамилову из коммунальных служб, растут с астрономической быстротой, этот человек ни разу даже не намекнул обездоленным людям поискать другое прибежище. Более того, в любое время он, в силу своих возможностей, готов прийти им на помощь. А учителей из "Юкона" и вовсе окружил особой заботой. Каждому из них он выделил земельные участки, чтобы хоть таким образом люди могли решать свои материальные проблемы.
Часто бывает в этой школе, которая, кстати, появилась не без его участия, руководитель районной миграционной службы Хусейн Цицкиев. И каждый раз он приезжает сюда с подарками и гостинцами для детишек. Здесь мне рассказывали, что 8 марта Хусейн на собственные средства устроил для учителей настоящий праздник. И это только одно из множества его добрых и бескорыстных дел.
Курирует школу местный отдел народного образования — на базе одной из ведущих городских школ ребятам предстоит сдавать выпускные экзамены. Заместитель начальника отдела Зелимхан Шадиев, как говорят чеченские учителя, занимается их проблемами не только по долгу службы. В его лице они нашли преданного педагогическому труду человека, который мгновенно решает все текущие вопросы и помогает преодолеть любую проблему. Тесные контакты возникли у учителей "Юкона" с их коллегами из малгобекской гимназии, где директорствует Ахмет Гандалоев. Многие мероприятия было бы невозможно провести без его помощи. К примеру, новогодний утренник здесь состоялся благодаря тому, что елка — главное украшение детского праздника — переехала сюда из гимназии. Переехала вместе с костюмами для Деда Мороза и Снегурочки.
Не скрою, мне, ингушскому журналисту, было приятно слышать добрые слова и пожелания в адрес моих земляков из уст педагогов из братской республики. И я думаю, что каждым из выше перечисленных может гордиться любая нация, потому что по поступкам именно таких людей обычно судят о целом народе.
В нашем случае поступки взрослых еще определяют и сокровенную суть простой педагогической истины, заключающейся в том, что чужих детей не бывает. Нет чужих детей и для учителей "Юкона" — ведь в их классах учатся не только чеченские мальчишки и девчонки, здесь есть и русские, и ингуши. И дай-то Бог, чтобы рядом с ними всегда находились такие люди, как Мария Валднер, приехавшая в Ингушетию из благополучной Австрии, как ее нынешняя коллега Розита Байсагурова, как тот открытый и добрый парень из ЮНИСЕФ, фамилию которого здесь никто не знает, но его имя — Артур — произносят с любовью и признательностью.
К сожалению, ограниченная газетная площадь не позволяет мне на этот раз рассказать обо всех этих людях подробно. А они, поверьте, заслуживают это. Пока другие взрослые сеют вокруг смерть и разрушения, находятся те, кто покупает детям разоренной Чечни одежду и обувь, школьные сумки и учебники, привозят в школу вкусные булочки, сладости, дарят чеченским мальчишкам футбольные мячи, гонять которые по вечерам сбегаются к школе "Юкон" пацаны со всей округи.
Все войны рано или поздно заканчиваются. Логическим завершением чеченской войны тоже станет такой долгожданный и нужный всем мир. И только тогда мы сможем по достоинству оценить тот подвиг, который совершили люди, остановив задуманный кем-то бездумно жестокий эксперимент на неокрепших детских душах. Сегодня эти души постигают науку Добра в изгнании. Но настанет день, и они принесут это добро на израненную землю своей родины.
Ахмет ГАЗДИЕВ
РИСУНКИ учащихся школы «Юкон» Хизара Осмаева (3 кл.) и Исмаила Джудаева (6 кл.)

"АНГУШТ" - НЕЗАВИСИМАЯ ИНГУШСКАЯ ГАЗЕТА

№ 28 05.2002


Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...