Вы
обращали внимание, как лакомятся мороженым старики? Меня это зрелище всегда
заряжает позитивом. В жаркий летний день где-нибудь на автостанции или в парке
на лавочке дедушка или бабушка со стаканчиком любимого всеми лакомства в руке
выглядят так мило и трогательно. Невольно начинаешь улыбаться, когда видишь на
их лицах неподдельное удовольствие и даже какое-то негромкое счастье - аккуратно,
не спеша, со знанием дела, присущим настоящим гурманам, старики смакуют
мороженое в одиночестве или в небольшой компании и предаются этому простому наслаждению искренне,
с какой-то детской непосредственностью и радостью.
ЕСТЬ МНОГО вещей, которые объединяют людей. И, наверное,
трудно было бы сыскать человека, совершенно равнодушного к сладкому. По крайней
мере, мне такие люди до сих пор не встречались. Другое дело, что у каждого свои
пристрастия и вкусы. Кто-то самозабвенно грызет карамельки и леденцы, не прочь
побаловать себя тортом или бисвитом к чаю, другие предпочитают шоколадные
конфеты, печенье, пряники, рулет или халву. Ассортимент кондитерских изделий
столь широк, что каждый найдет себе лакомство по вкусу, а многие уже давно определили
во всем многообразии сладкой продукции что-то самое любимое для себя. А могут
ли сладости нести в себе какой-то просветительский, культурный или политический
посыл? Оказывается, могут!
Конфетные
фантики и обертки второй половины XIX - начала ХХ в. - казалось бы, что может
быть неожиданнее для исследования репрезентаций Российской империи? Тем не
менее, блогер Наима Нефляшева, на чьи размышления на эту тему я натолкнулся на
днях в интернете, нашла в старых фантиках массу визуального материала,
достойного отдельного разговора.
Шоколад,
«конфекты», пастила, карамель, монпансье, пастила, леденцы - все это наводнило
российские рынки уже во второй половине 19 века - уже тогда в России возникают
крупные производства сладостей. К 1913 году в России были зарегистрированы 142
кондитерских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное
производство, составил 125 тыс. тонн. В то время почти 40% фабрик располагались
всего в трех губерниях - Московской, Харьковской и Санкт-Петербургской, где
выпускали 80% продукции. Самые известные фабрики - это фабрика «Эйнем» (
«Красный Октябрь») и «Сиу» ( «Большевик»), а также фабрика Абрикосова в Москве,
фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове, фабрика братьев Миллер в Саратове,
кондитерская фабрика в Тифлисе.
Особое
внимание всегда уделялось вопросу упаковки товара. Рекламное издание 1889 года,
посвященное знаменитой фабрике "Жорж Борман", подчеркивает: "Но
выделкою всех этих продуктов не ограничивается деятельность фабрики ….
Необходимо все заготовленное на фабрике завернуть, упаковать и придать ему
также изящный вид. С этой целью фирма … расходует огромные суммы на
изготовление различных этикетов, приобретение художественных, изящных картинок,
коробок, оберток. При этом, стремясь во всем поддерживать русское производство,
фирма … задается целью и в этом отношении остаться верною самой себе: все
необходимые для завертывания и укупорки товаров этикеты, ящики, коробки, и
жестянки, - на что фабрика расходует в год до 75.000 рублей,- изготовляются для
нее русскими мастерами».
На
фантиках той поры изображалось все, что угодно - фрукты, цветы, играющие дети,
сюжеты детских сказок, портреты современных актеров, писателей, политиков. Известно,
что крупные фабриканты не скупились на оформление своей продукции: для
конфетных оберток рисовали Михаил Врубель, Иван Билибин, Александр Апсит и
другие известные и не очень живописцы. Громкие имена скрывали - боялись, что
фабрика-конкурент переманит живописца.
Кондитерская
индустрия своими способами и средствами несла в народ образы из басен
И.А.Крылова, сочинений Н.В.Гоголя, образы будущего Ж.Верна. Не были забыты
Евгений Онегин и Шерлок Холмс, юбилеи А.С.Пушкина (1899) и А.В.Кольцова (1809).
Солдаты в парадной форме, этнографический шоколад товарищества «Эйнем» с
портретами индейцев, эскимосов и аборигенов Австралии; серия шоколада «Борьба»
от Рамонской паровой фабрики конфект и шоколада; серия «1812 год» фабрики
Кудрявцева и одноименная карамель фабрики Кочетовых - серия конфет с
поверженным, но гордым Бонапартом. Кондитерские фабриканты явно вписывались в
конструирование имперского проекта и создание чувства одной страны -
реагировали на 100-летие Отечественной войны 1812 года, 200-летие Петербурга
(1903) и 300-летие дома Романовых (1913), предлагая потребителю шоколадки с
изображением чуть ли не всех царственных особ Российской империи.
Примерно
в это же время на фантиках и обертках появляется тема Кавказа. В своем блоге «Северный
Кавказ сквозь столетия» Наима Нефляшева отмечает, что эта тема реализуется не
через изображение природы Кавказа, горы и буйные реки (что будет уже в
советское время), а через изображения кавказских типажей. Например, фабрика
братьев Миллер выпускает серию шоколада «Нуазет», в упаковке доминируют
восточные мотивы, некий обобщенный образ Востока вообще. Между прочим, использование
восточных мотивов как реакция на поражение в Крымской войне было характерно для
рекламы, рекламных постеров во второй половине XIX века - слоны, изнеженные
красавицы на атласных подушках, турки в фесках появлялись в это время в рекламе
сигарет и мыла. Шоколад «Нуазет» тоже использовал тему Востока с его
прекрасноокими красавицами, лица которых покрывает тонкая вуаль, а головы —
массивные украшения. Именно в этой серии и появляются изображения а-ля Кавказ.
Причем в изображении девушки явно угадываются черкесско-абазинские черты. Такое
же стилизованное изображение, явно отсылающее к Закавказью, — на обложке
карамели, сделанной на фабрике в Одессе. Шоколад "Русские народности"
- чем не визуальная энциклопедия Российской империи, по своим функциям близкая
к музейной экспозиции? Кавказец или, возможно, казак появляется в серии
шоколада «Народный» фабрики Романенкова в Харькове. Шоколад "Конвоец"
отсылает к теме Кавказского императорского Горского полуэскадрона, созданного в
1830- х.
Учитывая
то, что конфеты и шоколад расходились по «всей Руси великой» и были рассчитаны
на все сословия, шоколад с кавказскими типажами работал как текст, в котором
адресату, проживающему за тысячи километров от Кавказа, доносили информацию об
этом регионе. И этот сладкий текст работал быстрее и эффективнее газеты или
энциклопедии, рассчитанной на образованную публику. Кроме того, развернуть
карамель или шоколадку и съесть ее — это вкусно, сладко, сытно и в целом
вызывает приятные ассоциации, отсылает к приятным переживаниям и «якорит» на
позитив. Кто знает, возможно, и через такой прием формировался образ Кавказа в
Российской империи?
Оказалось,
что в рунете есть сайты, полностью посвященные российским конфетным оберткам
разных эпох. Признаюсь, я долго искал на этих сайтах что-нибудь на ингушскую
тему. Поиски успеха пока не принесли. А вот фантик от карамели «Чеченец» меня несказанно
порадовал. Представьте себе, как больше века назад юные мечтательные
петербурженки делятся за чаепитием в салоне восторгами от своего первого бала и
тут их внимание привлекают фантики от новых конфет. Таинственный и далекий край
становится темой их разговора. Карамель «Чеченец» будит девичьи фантазии и
уносит в романтических грезах на Кавказ… Полакомиться однажды «Чеченцем», а
потом заинтересоваться Кавказом и, может быть, навсегда полюбить его – это совсем
неплохо, согласитесь.
Пофантазируем
дальше. У нас в Ингушетии есть своя собственная кондитерская фабрика. И вот начала
она выпускать шоколадные конфеты «Вовнушки». Проходит время, и одноименный величественный
башенный комплекс в горах Ингушетии становится неоспоримым лидером какого-нибудь
престижного конкурса по аналогу «Десяти чудес России». Мы ликуем, но наша
сладкая индустрия на этом не останавливается. Вскоре леденцы «Армхи» делают
знаменитым на весь мир наш молодой горнолыжный курорт, а шоколадные плитки
«Легенды Ингушетии» привлекают в наш горный край туристов, стремящихся воочию
полюбоваться уникальными памятниками материальной культуры, сохранившимися в
этих местах. Репрезентация нашей республики набирает обороты. Мы шлем свой
сладкий привет во все концы России, и винтажные фантики наших конфет, созданные лучшими
ингушскими художниками, знакомят людей с
неизвестной им доселе Ингушетией – древней, сказочно прекрасной и неповторимой.
С той самой Ингушетией, которую мы все любим и которую, узнав о ней,
обязательно полюбят и другие…
Кто-то,
прочитав эти строки, скажет привычное «мечтать не вредно». Ну и почему бы тогда
нам не помечтать, раз в этом нет никакого вреда? Ведь кроме всего прочего,
иногда мечты имеют обыкновение сбываться!
Ахмет ГАЗДИЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий