28
марта – День возрождения балкарского народа
В
памяти репрессированных сталинщиной народов Кавказа незаживающими ранами
остались события 70-летней давности. Оболганные, изгнанные из родных мест,
ставшие изгоями в собственной стране, эти народы были обречены на мученическую
смерть в бескрайних степях Казахстана и Средней Азии.
СЕДОЙ Эльбрус (карачаевцы и балкарцы называют эту
величественную вершину Минги тау – Вечная гора) – безмолвный свидетель веков. Но
если бы он нарушил обет молчания и заговорил, мир узнал бы немало историй о
величии человеческого духа, о мужестве и бесстрашии, о жажде жизни и том, как
эту жизнь хотели убить…
Смерть и разорение пришли в древние балкарские
селения нежданно. 8 марта 1944 года, когда в горах началась операция по
депортации балкарского народа, каменная твердь содрогнулась от невиданной боли
и предательства. Лучшие сыны и дочери древней Балкарии (их было 18 тысяч
человек!) сражались на фронте с фашистами, а тем временем в их дома подло ворвалась страшная беда.
Беззащитные женщины, дети и старики стали добычей сталинских псов.
Преступления,
совершенные сталинщиной против человечности, невозможно забыть, тем более их
нельзя простить. Они не поддаются никакому логическому объяснению с
человеческой точки зрения. В течение одних суток обезлюдели балкарские
села. 38 тыс. человек были загнаны в товарняки, и эшелоны смерти отправились в
неизвестный путь. Бесстрастная статистика свидетельствует, что из общего числа
депортированных балкарцев 52 процента составляли дети, 30 процентов - женщины,
18 - старики и инвалиды. Только за 9 месяцев 1944 года умерли 1592 человека. Смерть
продолжала безжалостно косить людей – с 1 апреля 1944 года по сентябрь 1946
года в Казахстане и в Киргизии умерли 4849 балкарцев. Погиб каждый восьмой спецпереселенец...
Маргарита Тургунова (Пальязова) вспоминает: «То, что перенесли
наши родственные балкарский и карачаевский народы, знаю по рассказам своей
бабушки и мамы. Маме тогда было четыре годика, но ее детская память сохранила многое.
Сохранила и то чувство ужаса, которое испытали люди в вагонах для скота по дороге
в Среднюю Азию. В пути многие старики и дети погибли… Первые годы депортации были
самыми трудными. Местные жители могли им дать только места в хлеву со скотом. Но
народ, выросший среди зеленых гор и чистых родников, в пустынных степях
Казахстана и Киргизии не падал духом. Моя бабушка оказалась на чужбине с
четырьмя детьми на руках, старшему из которых было всего шесть лет. Она смогла
всем сохранить жизнь и вернуться домой на Кавказ. Но многие не выдержали
климата Средней Азии, погибли от голода и болезней и так остались лежать на
чужбине… Пусть наша память и память наших детей сохранит все это!»
В памяти балкарского народа живет и трагедия Черекского
ущелья, разыгравшаяся в ноябре 1942 года, когда отряд внутренних войск НКВД превратил
в пепел, не пощадив даже младенцев, селения Верхняя Балкария, Сауту, Кюнюм и
расстрелял жителей селений Верхний Чегет и Глашево. Воспоминания немногих
уцелевших очевидцев этой трагедии холодят душу. А в докладной записке капитана
Накина, командира отряда палачей, устроивших кровавую расправу над беззащитным
мирным населением, указывалось, что им уничтожено 1500 человек. Стольким людям
стоило жизни надуманное обвинение в бандитизме и пособничестве фашистам. Но
стоило только появиться в этом районе 4 декабря 1942 года одному батальону
немецких автоматчиков, как Накин трусливо бежал за перевал.
Массовое истребление жителей высокогорных балкарских сел
в ноябре-декабре 1942 года стало одним из самых ужасающих преступлений сталинских
опричников. Масштабы и жестокость этого преступления напугали даже его идейных
вдохновителей, которые попытались сокрыть содеянное. Они прибегли к
фальсификациям и долгие годы утверждали в общественном сознании мнение, что
беззащитных женщин, детей и стариков сожгли и расстреляли фашисты…
Пепел кавказских Хатыней – сожженных Таргима (Ингушетия), Хайбаха (Чечня), Верхней Балкарии, Сауту
и Кюнюма (Балкария) – неумолчно стучит в наших сердцах. Но сталинизм,
растоптавший нашу священную кавказскую землю, предавший ее огню и разорению, не
смог растоптать веру репрессированных кавказских народов в высшую справедливость и
убить в их сердцах верность родным горам и заветам предков. Народы выжили и
вернулись к своим разоренным очагам. Балкарцы, как и их собратья, в жестокие
годы безвременья тоже сохранили присущий им национальный дух и национальную идентичность.
28 марта 1957 года вышел указ Президиума Верховного Совета
СССР о восстановлении Кабардино-Балкарской АССР. После 13-летней ссылки
балкарцы получили, наконец, право вернуться на родную землю. Через 50 лет после
депортации, в 1994 году, этот день стал в Кабардино-Балкарии Днем возрождения
балкарского народа. Познавший боль Минги Тау обрел новые надежды. Но около 60
горных сел Балкарии так и остались не восстановленными до сих пор. Их руины
безмолвно и скорбно свидетельствуют о бесчеловечности минувших времен и служат
напоминаем о трагедии, которую пережил целый народ.
Ахмет ГАЗДИЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий