четверг, 7 октября 2021 г.

Ингушский Магас на крыльях «России»

 Название ингушской столицы отныне будет красоваться на борту воздушного судна SuperJet 100 авиакомпании «Россия» (группа «Аэрофлот»). «Авиакомпания «Россия» присвоила воздушному судну Superjet 100 (бортовой номер RA-89062) имя Магас - в честь столицы Ингушетии. Название и герб города размещены на носовой части фюзеляжа. Лайнер имеет двухклассную компоновку и рассчитан на перевозку 87 пассажиров: 12 в бизнес-классе и 75 - в экономическом, он приступил к полетам по маршрутной сети авиакомпании из Москвы, тем самым обеспечивая удобную стыковку как с собственными рейсами, так и с рейсами материнской авиакомпании «Аэрофлот», - говорится в сообщении пресс-службы крупнейшего воздушного перевозчика.



Первый камень на месте строительства будущей столицы Ингушетии был заложен 23 февраля 1994 года первым президентом нашей республики Русланом Султановичем Аушевым. Сегодня Магас – бурно развивающийся город, ставший не только административным, но и научным, культурным центром региона. Само название города (так называлась столица древней Алании), центральная площадь Алании и величественные Аланские ворота, встречающие гостей ингушской столицы, напоминают современникам о существовавшем на Северном Кавказе средневековом полиэтническом государстве. Древняя история и современность ингушской столицы привлекают внимание многих исследователей.

 

Ахмет ГАЗДИЕВ

вторник, 28 сентября 2021 г.

МАТЕМАТИКА СЕРДЦА

Педагогическая миссия Тамары Узиевой

 

В Ингушетии живут и трудятся представители разных национальностей, внося достойный вклад в развитие республики. И хотя, безусловно, каждый человек уникален, многие видят свою судьбу в тесном переплетении, слиянии с судьбой их общего дома, общей Родины. Тамара Казбековна Узиева (до замужества Кундухова) не решилась покинуть край, в котором родилась и выросла, даже в период так называемого осетино-ингушского конфликта. Она не предала Ингушетию, а Ингушетия не предала ее. Ингушские дети, ее ученики, всегда видели в ней не человека другой национальности, а надежного старшего друга, живущего их заботами и интересами.

 

Первые университеты

В любом деле встречаются как заурядные ремесленники, так и вдохновенные творцы. Все зависит от человека, который этим делом занимается. От его личности, от внутренних качеств, присущих ему. Хорошо, если это те качества, что никогда не падают в цене. Ведь только имея прочный фундамент, первые основы которого, безусловно, закладываются с самого детства, человек обретает возможность совершенствоваться, накапливать полезный опыт и, в конечном итоге, достойно служить своей миссии. В противном случае не избежать трагедии, чье присутствие так ощутимо за нейтральным выражением «не удалась судьба».

Тамара Казбековна Узиева, школьный учитель математики из города Малгобека, свою судьбу не корит. На каждом отрезке собственной педагогической биографии у нее была возможность проверить и понять, на своем ли месте она находится. Ну а если смотреть со стороны, то, наверное, только рядом с такими людьми становится до конца понятным глубинный смысл и самая сокровенная суть золотого правила: чтобы все получать от жизни, нужно все отдавать другим...



Жизненная стезя Тамары Казбековны была предопределена заранее. Собственно, этот вопрос - кем быть? - перед ней и не вставал никогда. С самого раннего детства она мечтала только об одном — во всем быть похожей на маму. И твердо знала, что обязательно станет учителем.

Когда в далеком 1951 году Бадина Доева, вчерашняя студентка Северо-Осетинского государственного пединститута, получила направление в Малгобек, подружки, провожавшие ее из родного села Гизель, не скрывали своей зависти. «Повезло тебе, — говорили они, — будешь жить и работать в городе». А Бадину предстоящий неблизкий путь немного пугал. Поэтому она облегченно вздохнула, когда вместе с ней в дорогу засобиралась мать.

Город оказался совсем не таким, каким его представляла себе молодая учительница. Они уже подходили к указанной в ее документах школе, а вокруг все еще попадались крытые камышом, неказистые домишки, совсем не похожие на нарядные особняки города Орджоникидзе. Это было, пожалуй, первое разочарование в ее жизни. Первое и последнее. Потому что вскоре Бадину целиком захватила работа, которую она полюбила всем сердцем, а город, чей облик менялся на глазах, быстро стал для нее родным.

Тем временем многие гизельские парни добивались расположения Бадины, засылая сватов в родительский дом девушки. Но выбор своевольной красавицы оказался неожиданным для многих. Из всех выгодных партий она предпочла Казбека Кундухова, парня из раскулаченной семьи, совсем недавно вернувшейся из ссылки. Прежде эта семья владела пчелиной пасекой и, попав в число зажиточных, оказалась репрессированной.

Ко времени знакомства с Бадиной Казбек работал инструктором в райкоме комсомола, и открывавшиеся перед ним перспективы казались безоблачными. Но хорошая карьера, маячившая на горизонте, совсем не прельстила парня. После свадьбы он без всякого сожаления оставил работу и отправился в город нефтяников. В Малгобеке, где в те годы царила романтика труда и подъема, молодой и крепкий парень быстро нашел применение своим силам. Молодоженам вскоре выделили отдельное жилье, и они вместе принялись обустраивать свой домашний очаг.

Судьба еще не раз проверяла на прочность этот брак. Целых пять лет в доме Бадины Алексеевны и Казбека Магомедовича Кундуховых не были слышны детские голоса. А когда на свет, наконец, появился их первый ребенок, это оказалась девочка.

Казбек, мечтавший о первенце-сыне, был немало огорчен. Как утверждают семейные хроники, поначалу он даже не захотел видеть свое новорожденное чадо и отвернулся от жены, возвратившейся из больницы, всем видом демонстрируя явное разочарование. Бадина Алексеевна, уложив маленькую Тому в кроватку, вышла из комнаты...

Спустя какое-то время, она услышала за стеной голос мужа. Его оживленный разговор заставил примерную жену поспешить навстречу предполагаемым гостям. Казбек Магомедович так и не заметил, как она появилась на пороге за его спиной. Склонившись над люлькой, он был увлечен общением со своей дочерью, которая подавала отцу какие-то непонятные звуки...

В этой счастливой семье потом появится и долгожданный сын Владимир, и еще две дочери - Людмила и Светлана. Удачный во всех отношениях брак продлится два десятка лет. И до самого последнего дня Казбек Магомедович, рано ушедший из жизни, будет боготворить свою жену и безмерно любить детей, посланных ему Всевышним.

Подрастая в семье, где взаимное уважение было непреложным правилом жизни, дети, согретые родительским теплом и заботой, получали первые важные жизненные уроки. Эти уроки, преподанные взрослыми в очень деликатной форме, никогда, ни при каких обстоятельствах не принижали их чувства собственного достоинства. Дети росли свободными по духу людьми, учились открыто мыслить и безбоязненно отстаивать свою правоту. Им не приходилось стесняться своих суждений, даже если эти суждения не всегда оказывались верными. Так было поставлено воспитание в семье. Родители, сами еще очень молодые, прекрасно понимали, что всегда лучше ошибиться в чем-то малом, чтобы потом, сделав правильные выводы, избежать уже более серьезных ошибок.

Сегодня Тамара убеждена, если ей и удалось добиться в жизни какого-то успеха, то в этом ей помогли первые университеты, пройденные в период взросления.

 

Легенда озера Казеной-Ам

В 1976 году, после окончания Малгобекской средней школы № 9, Тамара Кундухова вместе со своими одноклассниками, решившими штурмовать вузы тогдашней столицы Чечено-Ингушетии, отправилась в Грозный. Ее выбор пал на госуниверситет им. Л. Н. Толстого. Успешно пройдя экзамены, она стала студенткой физико-математического факультета. Тамара с головой ушла в учебу, находя при этом время и для общественной работы. Пребывание в солидном вузе, каким являлся в те годы Чечено-Ингушский госуниверситет, открывало для этого большие возможности. Инициативность и задор юной девушки не раз трансформировались в интересные студенческие мероприятия, своими впечатлениями о которых потом еще долго делились ее однокашники. Таким образом, Тамару быстро заметили на курсе и на факультете. Позже она будет с удовольствием вспоминать годы студенчества. Ведь они вместят в себя и встречи с интересными людьми, и ту радость узнавания жизни, без которой невозможно постичь всю красоту и неизведанность окружающего мира. Юношеские годы тем и замечательны, что в это время человек жадно впитывает в себя светлые тона самого существования. Ведь, к сожалению, лишь немногие из нас и к зрелым годам сохраняют умение видеть в суете буден поражающее обилие красок мироздания.

А жизнь дарила им массу впечатлений и открытий. В составе университетского студстройотряда Тамара побывала на Алтае, участвовала в обустройстве Грозненского аэропорта, побывала в самых живописных уголках республики. Маршруты неуспокоенной юности привели однажды ребят на озеро Казеной-Ам, укрытое высоко в горах. Дорога в эту часть Веденского района пролегает через село Харачой, знаменитое тем, что здесь когда-то родился герой народных сказаний, отважный абрек Зелимхан.

В советские времена на Казеное находилась база сборной СССР по академической гребле. И все же люди сохранили здесь заповедный рай. В чистейшей воде озера, питают которое многочисленные подземные ключи, живым серебром плескалась форель, а в хрустальном воздухе разливался чарующий аромат горного разнотравья. Студенты Чечено-Ингушетии возводили в этом сказочном месте гостиничный комплекс.

Тамаре навсегда запомнилась легенда, связанная с озером Казеной-Ам и услышанная ребятами из уст местных жителей. В стародавние времена, говорилось в легенде, на месте, где сейчас находится озеро, существовало богатое село. Но люди, жившие в нем, отличались от своих соседей крайней скупостью. Позабыв законы горского гостеприимства, они всегда отказывали обращавшимся к ним за помощью. Даже утолить жажду в жаркий день нельзя было в этом селе.

Случилось так, что однажды ночью непогода застала здесь одинокого путника. Тщетно искал он крова над головой - никто не пускал его на порог. И только где-то на окраине села перед ним открылась дверь маленького домика, словно случайно оказавшегося по соседству с добротными жилищами. Встретившая его многодетная женщина, чьи дети легли спать той ночью голодными, сказала: «Мой дом мал и беден, в нем нет еды, но найдется место для человека, попавшего в беду».

Перед рассветом ночной гость разбудил приютившую его семью: «Собирайтесь, нам нужно немедленно уходить отсюда. Скоро это село навсегда исчезнет с лица земли».

С первыми лучами солнца, когда женщина и ее спасенные дети были уже далеко, из-под земли, на которой стояло их село, вдруг забила вода. Она быстро прибывала и вскоре поглотила все вокруг. Так были навсегда погребены человеческие пороки, осквернявшие эту прекрасную землю...

Светлая грусть гитарных переборов, аромат ухи, смешанный с запахом дыма, долгие задушевные разговоры и горячие диспуты у костра, искры которого, взмывая ввысь, растворяются в синих сумерках... Немало лет минуло с тех пор, но и сейчас к Тамаре Казбековне возвращается порой романтика того счастливого времени. И сразу же возникают в памяти лица друзей, ныне разбросанных по разным городам и селам. Вспоминаются - как строгий наказ из прошлого! - слова общей клятвы: быть достойными людьми и идти по жизни честно.

 

Шаги в профессию

Незаметно пролетели годы учебы в университете. И вот уже, попрощавшись с альма-матер, в 1981 году Тамара Кундухова вернулась в свою родную Малгобекскую школу. Впервые переступая ее порог в новом качестве, недавняя выпускница ЧИГУ помнила слова матери, сказанные накануне вечером: «Если ты когда-нибудь обидишь ребенка, знай, что тебе нет места в школе».

В то время в СШ № 9 собралась команда сильнейших педагогов, чьи имена были у всех на слуху: Иван Андреевич Марышев, Любовь Михайловна Пересадько, Михаил Никанорович Беляев, Валентина Ивановна Камышенко, Алексей Филиппович Пашков, Валентина Григорьевна Сирикина. Рядом с такими, безусловно, талантливыми людьми было бы непростительно оставаться учителем слабым и посредственным.

Впрочем, моя героиня от подобной участи была застрахована. Высокую планку поставила перед ней ее мать - Бадина Алексеевна Кундухова. Преподаватель немецкого языка, она отдала учительскому труду более сорока лет и всегда оставалась для дочери лучшим примером для подражания. Бадины Алексеевны уже давно нет в живых, но светлая память о ней и сегодня сохраняется в сердцах ее благодарных учеников. А для дочери она и вовсе стала эталоном верного служения избранному делу.

За написание своей собственной педагогической поэмы Тамара Казбековна взялась со всей присущей ей ответственностью и энергией. Правда, это привело к неожиданному результату - на одном из ближайших пленумов городской комсомольской организации она была избрана секретарем ГК ВЛКСМ. И пришлось Тамаре, как говорили в те времена, «проявить сознательность» и принять новый поворот судьбы. Хотя уходить из школы ей совсем не хотелось.

Конечно, работа в комсомоле тоже была интересной и, более того, вполне по плечу такой активной общественнице, каковой всегда являлась Т. Кундухова. Но все же, надолго становиться комсомольским функционером она не собиралась - слишком уж привлекал ее учительский труд. Да и связанные с новой работой многочисленные поездки по республике и стране со временем стали почти невозможны - вскоре Тамара вышла замуж, и нужно было посвящать все больше времени собственной семье. Ведь не случайно и мужа она выбрала из рабочей среды. А. А. Узиев был человеком серьезным и основательным, прошел трудовой путь от сварщика до главного инженера. За всю его жизнь о нем, обладателе доброго и веселого нрава, никто не отозвался плохо.

В 1984 году Т. К. Узиева вернулась в родную учительскую стихию. Ей довелось поработать в разных школах Малгобекского района. И везде ее способности и педагогический талант находили достойное применение. Когда в канун 8 марта завуч одной из школ установил в холле почтовый ящик, в который любой желающий мог опустить записку с пожеланиями в адрес любимой учительницы, наибольшее количество записок было предназначено Тамаре Казбековне. Она бережно сохранила их. И сегодня, когда на душе становится муторно, эти бесхитростные детские признания в любви помогают ей преодолеть минутную слабость.

Счастливая учительская судьба подарила ей главное - осознание того, что какая-то частичка ее собственной души растворилась в сердцах сотен мальчишек и девчонок. Знать, что движение твоей души находит живой отклик, видеть, что ты любим и востребован теми, кто необъяснимо чутко различает правду и ложь, — ни с чем не сравнимая награда для учителя.

Для Т. К. Узиевой каждый ученик - целая Вселенная, к которой еще нужно подобрать ключ. Однажды в учительской стала свидетельницей разговора коллег об одной ученице. «Она совсем не хочет учиться», — бросил кто-то в сердцах. Тамара Казбековна немало удивилась: на ее уроках эта девчонка выступала в роли неизменного лидера. Но, полистав затем классный журнал, убедилась в правоте учителей — по другим предметам ученица едва перебивалась с двоек на тройки.

- Я была удивлена еще больше, - рассказывает Т. К. Узиева. - Мне показалось странным, что ребенок, хорошо усваивающий математику, не в состоянии проявить себя, скажем, на уроках истории или литературы. После очередного занятия в этом классе я попросила девочку ненадолго задержаться. Когда наш с ней разговор завершился, я сказала, что теперь буду следить за ее успехами, и каждый день в конце занятий мы вместе станем подводить итоги. Очень скоро наши ежедневные встречи принесли свои плоды - через какое-то время девочка стала успевать по всем предметам. Хорошо окончив школу, она в том же году поступила в институт.

 

Продолжаться в своих учениках

Тамара Казбековна много лет проработала в Малгобекской средней школе № 9, в стенах которой, до боли знакомых и близких, когда-то прошли ее школьные годы. В этих стенах творила свою педагогическую биографию ее мама и потому Тамара остро чувствовала их особенную ауру. Так день вчерашний находил свой отзвук в настоящем. Так рождалось трепетное и ответственное отношение к своему делу. Позже какое-то время Тамаре довелось поработать и в Чечне. Система образования соседней республики, восстанавливавшаяся в ту пору после пожарищ войны, многим обязана подвижничеству таких учителей...

Учительское призвание вело Тамару по жизненной дороге, которая отнюдь не всегда была усыпана розами. Для того чтобы достигнуть главных высот, ей пришлось пойти в свое время на какие-то издержки, пережить разочарования и многое переоценить. Но, наверное, только в таком горниле и рождается совершенство, куется счастливая человеческая судьба. Учительское счастье, оно ведь и не может быть легким. Не зря оно даруется тем, кто достойно прошел все испытания и трудности.

Фотографии бывших учеников хранятся у Т. К. Узиевой вперемежку с фотографиями родных. И это немаловажный показатель ее отношения к ним. В каждом своем ученике она всегда видела что-то особенное, подмечала самое важное, не упуская даже маленькие штрихи характера.

Возможно, Тамара Казбековна и сейчас продолжала бы трудиться в школе, отдавая себя без остатка любимой профессии, но в последнее время стало сильно подводить здоровье. Покинув однажды школьный класс, она не осталась в одиночестве. И не только собственные дети скрашивают сегодня ее будни. Часто наведываются к своей учительнице ее бывшие ученики. Математика сердца, преподанная им когда-то, сегодня отражается в их поступках, в отношении к людям и, конечно, в отношении к своей школьной наставнице.

Не каждый учитель способен видеть в своем ученике личность, вести себя с ним на равных, как это делала Тамара Казбековна. Она не только учила, но и сама училась у этих ребят. Такое непосредственное общение с детством — удел избранных людей. Нередко она старалась убедить некоторых своих коллег, что нет ничего страшного в том, чтобы, к примеру, попросить прощения у ребенка. Это только разовьет в нем чувство справедливости, а вовсе не принизит, как кому-то кажется, авторитет учителя.

Позади остались десятилетия, когда она каждое утро, торопясь на работу, оставляла за порогом школы плохое настроение, усталость бессонной ночи, проведенной над школьными тетрадками, все семейные хлопоты и проблемы. Глядя на то, как она с неизменной улыбкой входила в класс, можно было подумать, что этот человек вообще не обременен какими-то заботами. А между тем дома ее ждали собственные дети, которые тоже нуждались во внимании. Их у нее трое - сын Джамбулат и дочери Залина и Бэлла.

Всегда остается в сердце Т. К. Узиевой место и для ее младших сестер и брата. Людмила живет во Владикавказе, Владимир — в Ставрополе. Рядом осталась только младшая сестренка. Светлана обосновалась в поселке Зязиков-Юрт, одном из самых молодых населенных пунктов Ингушетии. В 1984 году она вышла замуж за парня из большой и дружной ингушской семьи. Вместе с мужем Алиханом Котиковым они вырастили и воспитали четверых детей.

Нечастые встречи представителей рода Кундуховых, давших свои корни в Ингушетии, становятся для каждого из них настоящим праздником. Есть сестрам и брату о чем поговорить, что вспомнить. Они родом из безоблачного детства, и хотя каждый из них теперь обременен собственными жизненными проблемами, семейные связи для них по-прежнему важны. Т. К. Узиева, как и раньше, чувствует свою ответственность за младших, а те в свою очередь безгранично уважают и любят ее. Для них она и сейчас — непререкаемый авторитет и самый лучший советчик. В этом, как мне кажется, еще одно проявление ее педагогического таланта, давно уже признанного окружающими.

Наверное, любой педагог знает, что если полностью отдаваться делу, то на себя времени уже не хватает. Конечно, человек устает от такого ритма жизни. И нужно быть по-настоящему одержимым какой-то глобальной идеей, чтобы каждый новый день начинать словно с чистого листа - ведь в работе с детьми помарки недопустимы... Зато такое самопожертвование дает учителю возможность продолжаться в своих учениках.

В жизни всегда можно выбирать то, что действительно необходимо тебе, твоей душе — занимать активную позицию или быть простым созерцателем, ничего не пытаясь изменить. У Т. К. Узиевой есть еще одна веская причина надеяться, что свою педагогическую миссию она выполнила сполна. Несколько ее выпускников сегодня успешно работают в сфере образования и преподают математику новому поколению мальчишек и девчонок.

 

Ахмет ГАЗДИЕВ

воскресенье, 26 сентября 2021 г.

Поэзия живых чувств и образов

Сегодня исполнилось бы 76 лет нашему коллеге – поэту, писателю и журналисту Азмат-Гирею Угурчиеву В начале двухтысячных годов в Киеве вышла в свет антология произведений Тараса Шевченко на 98 языках мира. Среди поэтических строк классика украинской и мировой литературы, которые зазвучали на других языках, было стихотворение «Реве та стогне Дніпр широкий» («Ревет и стонет Днепр широкий»), переведенное на ингушский язык. Этот перевод выполнил наш коллега, известный ингушский поэт и журналист, заместитель главного редактора Общенациональной газеты «Сердало» Азмат-Гирей Шовхалович Угурчиев.





























Переводческая деятельность – отдельная страница насыщенной творческой биографии Азмат-Гирея Угурчиева. Позже он с воодушевлением взялся за перевод и других произведений Тараса Шевченко. С такой просьбой к нему обратился один из издателей многоязычной антологии, профессор Борис Васильевич Хоменко. Воссоздавая на родном языке произведения великого кобзаря, Азмат-Гирей Шовхалович делился с коллегами: «Бывают стихи, которые сразу западают в душу. В них - музыка жизни. Талант Тараса Григорьевича неоспорим, и, мне кажется, красоту его стихов можно передать на ингушском языке». Говорить так с полным на то основанием ему позволял собственный поэтический дар, который был по достоинству оценен современниками.

Поэзия Азмат-Гирея Угурчиева нашла признание в народе, многие его поэтические произведения полюбились читателям, а некоторые легли и на музыку, став любимыми песнями. Сегодня А-Г. Угурчиеву исполнилось бы 76 лет. К сожалению, его уже давно нет среди нас. Он ушел из жизни 7 мая 2011 года, оставив о себе добрую память в сердцах всех, кто знал его. Отпущенный ему земной срок Азмат-Гирей Шовхалович прожил с открытым сердцем, в котором жила любовь к людям. Будучи человеком мягкого нрава, он не требовал от окружающих совершенства, легко прощал им какие-то проступки, не забывая при этом вершить добрые дела.

Его главным оружием была улыбка, за которой пряталось, конечно, ранимое, но сильное сердце, стойко и терпеливо преодолевавшее все жизненные невзгоды и испытания. Азмат-Гирей видел в людях только хорошее. Этой редкой по нашим временам особенностью наделены немногие. Я не знаю, почему так происходит, почему люди зачастую отказываются от такого счастливого дара, но один известный поэт и писатель когда-то написал строки, которые многое объясняют и над которыми стоит задуматься: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя»…

Детство Азмат-Гирея Угурчиева выпало на самые тяжелые годы в истории ингушского народа. Он родился 26 сентября 1945 года в далеком Казахстане, где по злой воле тирана оказались ингуши, изгнанные из родного края. Это было гибельное время, время бесправия и несправедливости. Безумная в своей жестокости сталинская депортация наложила суровый отпечаток на безрадостное детство того поколения, к которому принадлежал будущий ингушский поэт. Азмат-Гирей появился на свет в маленьком населенном пункте Есиль, затерянном в Акмолинской области. Бескрайняя степь, простиравшаяся до горизонта, была сродни бескрайнему горю, жившему тогда в людских сердцах.

Мальчишка учился уже в 4 классе, когда рухнули гнувшие страну оковы сталинизма и репрессированные народы Кавказа получили возможность вернуться к своим погасшим и растоптанным очагам. Семья Угурчиевых стала понемногу устраивать свою жизнь на родной земле – в селе Экажево Назрановского района. Уже в старших классах Азмат-Гирей впервые взялся за перо, чтобы поведать миру о тех эмоциях, которые переполняли его юное сердце. Первые поэтические опыты парнишки увидели свет сначала на страницах Назрановской районной газеты «Путь Ленина», а позже стали публиковаться в Общенациональной газете «Сердало» и в альманахе «Утро гор».

В 1963 году Азмат-Гирей Угурчиев окончил школу, но остался здесь еще на несколько лет в качестве учителя младших классов. Он преподавал малышам ингушский язык, открывал перед ними богатства родной речи, учил их образно и ярко выражать мысли на языке своего народа. На этом языке он творил и свои поэтические опыты, сразу получившие широкое признание. Блестящее владение родным языком вскоре открыло перед Азмат-Гиреем возможность стать диктором Чечено-Ингушского радио. На радио, которое ежедневно вещало на русском, чеченском и ингушском языках, он пришел в 1968 году. Голоса Полины Стрельниковой и Григория Катакова, Адама Ганаева и Розы Эльмурзаевой, Азмат-Гирея Угурчиева и Раи Ганукаевой слышали в каждом доме бывшей Чечено-Ингушетии и, как пишут сегодня многие люди, они стали своего рода визитной карточкой ЧИАССР. Работая в Госкомитете по телевидению и радиовещанию, Азмат-Гирей впервые попробовал себя и в журналистике, окунувшись и неспокойные, но интересные корреспондентские будни.

Следующим этапом в жизни Азмат-Гирея Угурчиева стала служба в Вооруженных силах. Отслужив положенные два года, он не сразу вернулся домой. Последующие шесть лет молодой парень успешно работал в правоохранительных органах Красноярского края, был на хорошем счету у видавших виды коллег, нередко проявляя решимость и умение принимать верные решения в сложных ситуациях. Однако его все же тянуло в родные края, и однажды Азмат-Гирей оставил уже привычный жизненный уклад, отказался от карьерных перспектив и вернулся в Грозный.

В 1980 году А-Г. Угурчиев пришел в коллектив старейшего в стране печатного издания «Сердало», чтобы теперь уже навсегда связать свою жизнь с главной ингушской газетой. В 1987 году он закончил Чечено-Ингушский государственный университет им. Л.Н. Толстого, а в редакции «Сердало» со временем прошел путь от корреспондента до заместителя главного редактора. Мне довелось застать Азмат-Гирея Шовхаловича с моим приходом в «Сердало» – всегда энергичного, увлеченного работой и творчеством, каждый день садящегося за письменный стол, чтобы выдать очередной газетный материал или новые поэтические строки, которые, кстати, давались ему без видимых творческих мук. Он творил как жил – легко и непринужденно, не отвлекаясь на суетность бытия, отодвигая или превозмогая всё стороннее, что так и норовит подсунуть любому человеку не всегда благодушно настроенная судьба.

Азмат-Гирей Угурчиев своими глазами увидел войну в Чечне, заставшую коллектив «Сердало» в Грозном. Брошенная всеми на произвол судьбы ингушская газета не смогла вывезти из Грозного, запылавшего в огне, свой бесценный архив, но ее коллектив до конца выполнил собственный профессиональный долг. Когда уже перестали выходить все другие газеты, именно «Сердало» отпечатала свой последний свежий номер в разбомбленном наутро Грозненском Доме печати. Благодаря самоотверженности всего коллектива, возглавляемого Магомедом Барахоевым, «Сердало» продолжала бесперебойно выходить и в последующем. Азмат-Гирей Шовхалович оказался непосредственным участником всех этих событий, оставшихся в истории Общенациональной газеты Ингушетии и ингушской журналистики в целом яркими страницами мужества и преданности профессии.

- Сдержанность, терпимость к чужому мнению, доброжелательность к людям, гражданское мужество были отличительными чертами характера Азмат-Гирея Угурчиева, - говорит директор Национальной библиотеки Республики Ингушетия Радима Газдиева. – Он оставил большой след в ингушской литературе и журналистике. Как и другие ингушские писатели и поэты, детство которых пришлось на такое суровое время депортации, Азмат-Гирей Угурчиев глубоко прочувствовал все, что довелось испытать в эпоху сталинизма представителям репрессированных народов. Это время наложило свой отпечаток и на поэзию, и на публицистические статьи Азмат-Гирея Шовхаловича, каждая строка которых идет из сердца поэта, болеющего за судьбы Отчизны. Сведения о его жизни и творчестве вошли в справочное издание «Писатели Ингушетии», в хрестоматию «ХIанзара гIалгIай литература» и другие издания.

Большой интерес у всех, кто любит творчество поэта, вызовут его авторские сборники стихов, издававшиеся с 1971-го по 2006 годы в издательствах Грозного и Назрани. Среди них сборники «Стихаш» («Стихи», 1971) из серии «Къонача поэта библиотечка» («Библиотечка молого поэта»), «Лоамашка Iуйре» («Утро в горах»), «Дега уйлаш» («Мысли сердца», 1985), «Наьна-ДаьгIесте» («Родина-мать», 1991), «Са дега безам - ГIалгIайче» («Моя любовь - Ингушетия», 2000), «Дега мерзаш» » («Струны души», 2006). Поэма Азмат-Гирея Угурчиева «Халкъа моастагIий» была включена в коллективный сборник ингушских авторов «Баьца тIа тхир», многие его стихотворные произведения публиковались и в других подобных сборниках, а также на страницах периодической печати (в журналах «Лоаман Iуйре» («Утро гор»), «Литературная Ингушетия», «СелаIад» («Радуга») и других).

В Общенациональной газете «Сердало» («Свет») не единожды выходили в свет очерки и статьи о нем его коллег-журналистов, а сотрудниками нашей библиотеки был подготовлен биобиблиографический указатель «Он знал цену и силу слова», отражающий все этапы творчества А-Г. Угурчиева… 

Писать о творчестве Азмат-Гирея Шовхаловича можно много. Несмотря на то, что он рано ушел из жизни, ему удалось оставить после себя богатое литературное наследие. Перу нашего замечательного коллеги принадлежит пьеса «Лоамашта дицлургдац» («Горы не забудут»), посвященная ингушской трагедии, разыгравшейся в 1992 году в Пригородном районе и в городе Владикавказе. Обращают на себя внимание его поэмы «Къонахчал» («Мужество») и «Эттача балех бакъдар» («Правда о трагедии»). В первой поэме он рассказывает о многотрудном пути к свету, который прошли ингуши, а вторая посвящена сталинской депортации ингушского народа.

Талант Азмат-Гирея Шовхаловича получил широкое признание. Член Союза писателей и Союза журналистов России, в 2000 году он был удостоен высокого звания «Заслуженный работник культуры Республики Ингушетия». В 2005 году среди его многочисленных наград и знаков отличия появился орден «За заслуги» - высшая государственная награда Ингушского Отечества, которому Азмат-Гирей Угурчиев – замечательный поэт, писатель и журналист - посвятил всю свою жизнь.

Отношение к памяти поэта определяется тем интересом, который и сейчас, спустя много лет после его ухода, вызывают написанные им строки. Этот интерес не угасает потому, что в поэзии Азмат-Гирея Шовхаловича живут настоящие чувства и живые образы, близкие и понятные каждому из нас.

Ахмет ГАЗДИЕВ

четверг, 23 сентября 2021 г.

НАСЛЕДИЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО

 

В Ингушском научно-исследовательском институте им. Чаха Ахриева прошел круглый стол, посвященный 50-летию выхода книги Е.И. Крупнова «Средневековая Ингушетия»

 

Евгений Игнатьевич Крупнов (1905 - 1970)














В отделе этнологии Ингушского научно-исследовательского института им. Чаха Ахриева прошел круглый стол, посвященный 50-летию выхода книги Евгения Игнатьевича Крупнова «Средневековая Ингушетия». Выдающийся советский историк и археолог Е. И. Крупнов оставил яркий след в отечественной науке, став одним из авторитетнейших специалистов в области древней и средневековой археологии Северного Кавказа и этногенеза кавказских народов. Книга «Средневековая Ингушетия» увидела свет уже после кончины автора, в 1971 году. О научной деятельности и научном наследии выдающегося ученого читателям Общенациональной газеты «Сердало» рассказывает сегодня кандидат философских наук, заведующий отделом этнологии ИнгНИИ Борис Харсиев:

 

- Уроженец города Моздока Евгений Игнатьевич Крупнов всю свою научную деятельность посвятил изучению кавказских древностей. Еще до Великой Отечественной войны он провел большую работу по изучению археологии и истории горной Ингушетии.

В послевоенное время Е. И. Крупнов продолжил археологическую практику, будучи руководителем Северо-Кавказской археологической экспедиции, которая под его руководством стала кузницей кадров для подготовки высококлассных специалистов-археологов. Отсюда вышла целая плеяда хорошо известных кавказоведов XX века, докторов исторических наук, таких, как Р. М. Мунчаев, М. Б. Мужухоев, В. И. Марковин, В. И. Козенкова, В. А. Кузнецов, В. Б. Виноградов, М. Х. Багаев и другие.

Е. И. Крупнов внес огромный вклад в изучение средневековой истории Ингушетии. Открывая совершенно новые археологические объекты, изучая башенную и склеповую архитектуру, он исходил пешком большую часть горной Ингушетии. Большое внимание уделял ученый и фольклорно-этнографическому материалу ингушей. Из числа своих учеников он вовлекал в процесс изучения истории края все новых и новых людей, представителей коренных народов.

В результате длительной работы Северо-Кавказской археологической экспедицией был собран значительный материал, что позволило сделать основополагающие шаги к созданию сводной научной истории края. Выводы, сделанные на данных научных экспедиций, полученных во второй половине XX века, нашли отражение в первом томе «Очерков истории Чечено-Ингушской АССР», вышедшем в Грозном в 1968 году. Содержание книги проясняет в значительной степени ряд важных вопросов истории, в том числе и такую важную проблему, как происхождение ингушей и чеченцев. В книге прослежена преемственность материальной культуры нынешнего населения Центрального Кавказа с населением древних времен эпохи появления металла.

Книга Е.И. Крупнова "Средневековая Ингушетия", 1971 год



Полученные в те годы результаты исследований по антропологии, языкознанию, этнографии нашего края позволяют сделать выводы, что культура нашего народа имеет местные корни, а сам народ принадлежит к одному из древнейших массивов Кавказа. Поскольку средневековая история и культура ингушей были почти не изучены, именно этому историческому отрезку времени Е. И. Крупнов посвятил свою монографию «Средневековая Ингушетия», расценивая ее всего лишь как первую попытку, как сформулировал сам автор книги, «дать посильное освещение этнической, социально-экономической истории и культуры части этого этнического массива».

Несмотря на скромную оценку собственных трудов, Е. И. Крупнову удалось реализовать многое из задуманного им. Многие изыскания получили отражение не только в монографии «Средневековая Ингушетия», но и в более раннем фундаментальном труде «Древняя история Северного Кавказа» (Москва, 1960 год), за который автор был удостоен Ленинской премии.

Научные исследования Е. И. Крупнова, не потерявшие и сегодня своей актуальности, стали руководством для нескольких поколений исследователей. Уважение к памяти великого кавказоведа поддерживается публикациями о нем и его вкладе в науку. Давно стали традиционными и «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа.

Евгений Игнатьевич Крупнов уделял пристальное внимание памятникам средневековой Ингушетии, что дало ему возможность обосновать идею о перманентной преемственности генезиса и материальной культуры между предками современных ингушей и кобанской культурой до позднего средневековья. Аланские катакомбные могильники эпохи раннего средневековья имеют, по мнению ученого, прямые аналогии с археологическими погребальными памятниками горной Ингушетии. Ученый не исключал факт прямого участия средневековых аланов в этногенезе современных ингушей.

Новые археологические материалы, открытые в горной Ингушетии, согласуются с выводами Е. И. Крупнова, которые он сделал задолго до обнаружения подобных находок. Такого рода предвидения дают основание для дальнейшего развития науки, стимулируя новые открытия.

Следуя научному пути, проложенному замечательным ученым Е. И. Крупновым, отдел этнологии Ингушского научно-исследовательского института вносит свой посильный вклад в изучение средневековой культуры и социальной системы ингушей. Помимо многочисленного статейного материала в 2016 году под грифом института вышла монография «Этногенез ингушей и циркумкавказская провинция», осветившая вопросы истории, антропологии и древней культуры ингушей.

В настоящее время деятельность Северо-Кавказской археологической экспедиции проходит далеко за пределами ингушской археологической провинции. Вряд ли при жизни Е. И. Крупнова такое было бы возможно. Мы считаем, что первостепенной задачей для современных археологов-медиевистов является необходимость продолжить исследования, начатые Е. И. Крупновым в высокогорной зоне Ингушетии и всего Кавказа.

 

Ахмет ГАЗДИЕВ


Иллюстрация из книги "Средневековая Ингушетия", 1971 год


среда, 14 июля 2021 г.

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ БЕССМЕРТНОГО ДЕЛА

Жизненная миссия Магомета Сагова, принявшего эстафету из рук своего легендарного деда

На заре своей юности он и предположить не мог, что однажды музейное дело станет главным содержанием его жизни. Но впервые проникнуться сокровенным музейным духом ему довелось еще в детстве. Маленький Магомет, едва выдавалась у него свободная минутка, прибегал к дедушке, который увлеченно трудился в Назрани над созданием музея трудовой и боевой славы.


Магомет Закриевич Сагов









Память, придававшая сил

Туган Хаджимохович Мальсагов, фронтовик, прошедший опасными дорогами Великой Отечественной войны, в мирные годы загорелся идеей увековечить подвиг ингушских солдат и офицеров, ковавших наравне с другими Великую Победу. Стремление восстановить справедливость по отношению к героям оклеветанного сталинщиной народа заставило его взяться за дело в те нелегкие, но счастливые годы возвращения ингушей из сталинской депортации на Родину. Занявшись поиском фотодокументов и архивных материалов, собирая живые свидетельства бывших фронтовиков, которые позже легли в основу первых музейных экспозиций, он оказался у истоков создания нынешнего Государственного музея краеведения Республики Ингушетия.

Магомету повезло стать свидетелем и даже участником зарождения будущего храма памяти и истории ингушского народа, который сегодня заслуженно носит имя Тугана Хаджимоховича. Мальчишка изо всех сил помогал дедушке, внимая его рассказам о жестокой войне, и в его воображении представали легендарные герои, имена которых хотел предать забвению сталинизм. В память Магомета навсегда врезались слова, которые обронил его дедушка после открытия музея: «Пусть теперь кто-нибудь скажет, что ингуши не воевали...»

На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. Трудно не согласиться с этими строчками о земном предназначении человека, написанными на страницах знаменитого «Алхимика» Пауло Коэльо...

Но есть еще нечто очень важное. Можно сколько угодно рассуждать о жизненных обстоятельствах, непредсказуемом течении и неожиданных поворотах судьбы, но все это так и останется пустыми рассуждениями, если изначально не принять на веру главное — каждый человек приходит на эту землю с определенной миссией. Жизненная миссия Магомета Сагова тоже была предопределена. Он уже более трех десятков лет является директором Государственного музея краеведения им. Т. Х. Мальсагова и немало преуспел на музейном поприще, хотя, по собственному признанию, жизненные планы у него когда-то были совсем другими.

Блестяще окончив школу, Магомет Сагов стал студентом Чечено-Ингушского государственного университета им. Л. Н. Толстого. После завершения учебы, в 1983 году, молодой парень пришел преподавать географию в Альтиевскую восьмилетнюю школу. Так минуло еще несколько лет. Магомет уже успел состояться в профессии, женился. Казалось, что жизнь прочно вошла в свою колею, и ничто не предвещало никаких кардинальных перемен в ней.

Все изменилось в январе 1990 года. В тот день в Альтиевской восьмилетней школе проходило какое-то памятное мероприятие. Гостями этого мероприятия стали сотрудники Назрановского райисполкома Мовли Котиев и Магомед Булгучев. Выступая перед школьниками, они говорили о том, как много порой зависит в жизни от конкретного человека, не боящегося трудностей и одержимого благородной целью. И в качестве примера привели участника Великой Отечественной войны Тугана Мальсагова, создавшего в Назрани музей трудовой и боевой славы. В 1983 году, с уходом прославленного фронтовика из жизни, такое нужное для всех дело заглохло, и музей, к сожалению, закрылся, — делились гости с ребятами...

В наступившей затем тишине прозвучал голос Магомета:

— Спасибо вам... Человек, о котором вы сейчас рассказывали, был моим дедушкой...

Заместитель председателя райисполкома Мовли Котиев встрепенулся и внимательно взглянул на молодого парня:

— Как замечательно, что мы нашли внука Тугана Хаджимоховича... Молодой человек, я буду ждать Вас у себя завтра утром! Обязательно приходите.

На следующий день Магомет Сагов узнал, что ему придется своими силами воссоздать музей. Парень попытался было возразить, но услышал в ответ: «Вы уже назначены директором музея, как потомок его основателя». Таким образом, по рекомендации Назрановского горисполкома Министерство культуры бывшей Чечено-Ингушетии утвердило Магомета в новой должности.

— Музей в тот период пребывал в весьма плачевном состоянии, — вспоминает Магомет Закриевич. — По сути, он прекратил свое существование. Я увидел, что все экспозиции были кем-то складированы в одной комнате, и было, честно говоря, очень больно. Я же видел, как создавался музей, как трепетно относился дедушка к каждому найденному документу. В 1978 году детище дедушки получило по решению Министерства культуры РСФСР статус Назрановского исторического музея. Увидев, во что превратился музей после смерти Тугана Хаджимоховича, я, человек, который никогда не думал, что стану продолжателем его дела — настолько оно было важным и ответственным! — твердо решил для себя, что сделаю все возможное, чтобы возродить музей!

Магомету пришлось нелегко. Невысокой музейной зарплаты, которая, впрочем, и сейчас не особо радует своим размером музейщиков, не хватало на нужды семьи, а он еще большую часть ее вкладывал в музей, оплачивая услуги оформителей и ремонтников, ежедневно сталкиваясь с самыми разными бытовыми проблемами, которые требовали своего решения. Но отступить от заданной цели, опустить руки и сдаться он не мог. Слишком велика была ответственность. Память о деде заставляла его каждый раз с новыми силами браться за дело, превозмогая все трудности и разочарования.

Бессмертное дело Тугана Мальсагова

Светлый образ несгибаемого и мужественного человека Тугана Мальсагова, его личный пример помогал Магомету преодолевать самые трудные этапы жизни, вдохновлял на новые свершения. Выступая в 2005 году в Краснодаре на региональной научно-практической конференции «Великая Отечественная война: история, документы и факты», он поведал своим коллегам и всем участникам этого форума, каким был его легендарный дед.

— Туган Хаджимохович Мальсагов родился в 1912 году в селении Альтиево Назрановского округа Терской области, — рассказывал Магомет Сагов. — По окончании школы он поступил в первое учебное заведение Ингушетии в городе Владикавказе — Ингушский педагогический техникум. После техникума стал одним из активных участников создания партийных органов республики. С 1940 года Туган Мальсагов занимал должность инструктора обкома ВКП (б) ЧИАССР. Когда началась Великая Отечественная война, руководство республики выдало ему бронь на освобождение от военных обязанностей в период войны, но он добровольно ушел на фронт. Пылкий нрав, патриотические чувства и ненависть к врагу не позволили ему оставаться в тылу.

Окончив Военно-политическое училище в городе Ростове-на-Дону, Туган Мальсагов воевал на Южном фронте комиссаром роты 11/15 стрелкового полка 343-й стрелковой дивизии 56-й армии. Осенью 1941 года враг вплотную подошел к воротам Кавказа. Битва за Кавказ стала одной из ярких страниц в истории Великой Отечественной войны.

В поселке Чалтырь Ростовской области, на пути от Таганрога к Ростову, стояла рота стрелкового полка, где политруком был старший лейтенант Туган Мальсагов. Появляясь на поле боя там, где было наиболее опасно, он личным примером воодушевлял бойцов, поднимал их боевой дух. При очередном штурме германских войск, в бою за город Ростов, Туган Мальсагов был тяжело ранен и оказался в военно-полевом госпитале. Когда к нему вернулось сознание, он первым делом спросил у военврача: «Я смогу воевать дальше?» Врач ответил: «Конечно, сможешь, и скоро!» Он не хотел огорчать старшего комиссара Тугана Мальсагова. Его вылечили, но демобилизовали как инвалида второй группы. Геройски погиб, защищая Киев, брат Тугана — Беймарза Хаджимохович Мальсагов, ушедший на фронт добровольцем. Его образ, как и образы многих героев-ингушей, не вернувшихся с войны, будет вечно жить в наших сердцах.

Фронтовой политрук Туган Мальсагов был избран первым секретарем райкома партии. Туган Михаилович, так его называли бойцы, и в народе был политическим руководителем, организатором и вдохновителем. В 1943 году его назначили Народным комиссаром легкой промышленности ЧИАССР. Он находился на этой должности до февраля 1944 года, когда ингушский народ был насильственно выселен в Казахстан и Среднюю Азию.

Из музеев и библиотек изымались документы, книги, материалы, что-либо говорившие об ингушах. Уничтожались все памятники истории и культуры народа, уничтожались кладбища... Тринадцать долгих лет Туган Мальсагов провел на чужбине, в Кустанайской области Казахской ССР, мечтая возвратиться домой, на родной Кавказ. После смерти Сталина в СССР произошли коренные изменения, в том числе и для депортированных народов. Вопрос о возвращении на Родину ингушей пока не был решен, но право на выбор места жительства из числа депортированных получили участники войны и труда, члены партии.

В 1955 году Туган Мальсагов вернулся в родную Ингушетию. Это был первый шаг в деле восстановления ингушской государственности, вселявший надежду, что все депортированные скоро возвратятся домой.

Туган Хаджимохович был духовно сильным, высоконравственным, целеустремленным и мужественным человеком. Не удивительно, что любимым музыкальным произведением его был полонез Михаила Огинского «Тоска по Родине», который он мог слушать часами. Интересы народа, восстановление и развитие государственности народа всегда были для Тугана Мальсагова выше личных интересов. Об этом свидетельствует возвращение и обустройство в г. Назрани — центре Ингушетии.

Самоотверженность и активное участие в защите Родины Тугана Мальсагова отмечены государственными наградами: медалями «За оборону Кавказа», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и многими другими наградами.

В 1957 году ингуши начали возвращаться из Казахстана домой. Туган Мальсагов делал все, что в его силах, помогая своему возвращающемуся народу. Позже, уже находясь на заслуженном отдыхе и являясь персональным пенсионером, он не стал стоять в стороне от бурной жизни. Активный общественник, депутат горсовета, председатель районного отделения Общества охраны памятников культуры и истории, он успел сделать немало добрых дел.

При въезде в город Назрань на перекрестке автострады — зеленый холм и ограда, а внутри розоватый от восходящего солнца гранитный обелиск. Здесь, под «кавказской березкой» — акацией, похоронен Вадим Иванович Юдин. Когда было обнаружено место, где в неравной схватке с «мессершмиттами» погиб русский летчик, Туган Мальсагов использовал весь авторитет депутата города, чтобы геройски погибшему летчику поставили обелиск. Позже этот курган стал Братской могилой, сюда были перевезены останки отважного летчика-ингуша Эсмурзиева Мовлита Асламбековича, Героя Советского Союза Валентина Алексеевича Половинкина и пятерых солдат из Братской могилы в г. Назрани.

— Из военного времени Туган Мальсагов вынес жгучую ненависть к войне, — взволнованно продолжал Магомет Сагов. — Познав ужасы войны, он понял, что каждый, кто вносил свою лепту в дело Победы, совершал подвиг. Из этих подвигов сложился подвиг всего народа. Пожелтевшие от времени бумаги, документы, характеристики разных времен, удостоверения, грамоты, выписки из приказов, мандаты, переписка с семьями воинов — Туган Хаджимохович начинает собирать и систематизировать материалы и документы об участии народа Ингушетии в Великой Отечественной войне. Благодаря его усилиям установлены неизвестные имена участников войны — ингушей. С каждым новым именем воина-ингуша открывалась интересная, героическая история ингушского народа. Все меньше оставалось неизвестных имен, все больше накапливалось документов. Тогда возникла идея создать музей, которая была претворена в жизнь в 1972 году. Сколько трудностей было в этом славном и благородном труде!

Народный Назрановский музей был узаконен Министерством культуры РФ как филиал Чечено-Ингушского краеведческого музея и назывался «Назрановским музеем боевой и трудовой славы». Музей стал истинным культурным очагом ингушского народа. Туган Хаджимохович Мальсагов был удостоен звания «Заслуженный работник культуры ЧИАССР» за особый вклад в историю и культуру ингушского народа.

Свой вклад в музейное дело Ингушетии Туган Мальсагов продолжает вносить и в современной жизни. Его музейное дело бессмертно. Благодаря материалу фондов краеведческого музея им. Т. Х. Мальсагова, стало возможным открытие Мемориального музея жертвам политических репрессий в г. Назрани. Стараниями и усилиями Т. Мальсагова были установлены многие имена павших сынов и дочерей ингушского народа во Второй мировой войне и увековечена память о них открытием Мемориала Славы на площади Согласия в городе Назрани.

При жизни Тугана Хаджимоховича Мальсагова Назрановский музей посетили высокие гости из Индии, Венгрии, Англии, а также многие уважаемые и известные люди СССР. Герой Социалистического Труда, автор Советского и Российского Гимна Сергей Владимирович Михалков при встрече с Туганом оставил в Книге отзывов музея запись: «Как прекрасно, что есть люди, помнящие о тех, кто сделал все, что мог для своей Родины. 13.11.1977 г.»

В 1990 году Назрановскому музею было присвоено имя его основателя Тугана Мальсагова. После образования Республики Ингушетия, в апреле 1993 года ему придали статус Ингушского государственного музея краеведения.

Туган Мальсагов был настоящим человеком и сыном своего Отечества. Вся его жизнь — яркий пример безмерной любви к своему народу и отчему краю. 28 мая 2002 года выдающийся краевед, общественный деятель, основатель и первый директор Ингушского музея краеведения за заслуги перед народом Ингушетии, за огромный личный вклад в развитие истории и культуры ингушского народа был посмертно награжден орденом «За заслуги» — высшей государственной наградой республики...

Благородное служение

За три десятка лет, без остатка отданных музейному делу, Магомет Закриевич Сагов превратил возрожденный им Назрановский музей в крупнейший культурный центр не только Ингушетии, но и всего Северного Кавказа. Сегодня Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Х. Мальсагова является государственным хранилищем национальных ценностей ингушского народа, в котором сосредоточены уникальные археологические, этнографические и художественные экспонаты. В фондах музея собрано и хранится более 100 тысяч экспонатов, повествующих о прошлом древнего ингушского края, отражающих многовековую историю ингушского народа. Эти экспонаты передают дыхание времён и являются бесценными свидетельствами богатейшей истории горного края ингушей.

Интеллигент, что называется, до мозга костей, Магомет Сагов пользуется в Ингушетии большим уважением и привлекает к себе самых разных людей. Он интересный собеседник и как всякая увлеченная настоящим делом натура никогда не останавливается на достигнутом. Посвятив свою жизнь благородному служению, Магомет Закриевич уже давно снискал себе авторитет в профессиональной среде. Сегодня в музейном сообществе Ингушетии вряд ли найдется специалист, равный ему по диапазону знаний, по тому вкладу, который он сделал в развитие музейного дела региона.

Магомет — автор целого ряда научных работ, представленных и изданных Научным советом исторических и краеведческих музеев России. Он был инициатором создания в Ингушетии музея жертвам политических репрессий и передал в него весь тематический музейный фонд из музея краеведения.

Возглавляемый Магометом Закриевичем Ингушский государственный музей краеведения давно стал признанным научно-исследовательским центром. Будучи членом Научного совета исторических и краеведческих музеев России, он разработал концепцию и стал автором проекта «Мундиры героев Отечества», а также многих других музейных экспозиций по краеведению, духовности, этнографии, археологии, государственности Ингушетии и Великой Отечественной войне.

— Музей — это, как правильно выразился президент Союза музеев России, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, основа цивилизации, — говорит Магомет Сагов. — Я не могу не восхищаться своими коллегами — сотрудниками Ингушского государственного музея краеведения. Как и у всех музейных работников, у них невысокие зарплаты, но их вдохновляет то, что в своей работе они каждодневно связаны с нашей историей и культурой, с тем, что ярко свидетельствует об идентичности ингушского народа.

Сегодня мы активно работаем над созданием новых экспозиций. И нас не может не радовать прозвучавшая в Послании Главы Ингушетии Махмуда-Али Калиматова Народному Собранию республики информация о том, что в число крупных объектов культуры, которые планируется сдать в 2024 году к 100-летию государственности ингушского народа, входит строительство современного здания краеведческого музея. Площадь нового здания музея будет составлять восемь тысяч квадратов.

Дело в том, что сейчас мы просто не в состоянии показать людям имеющиеся в наших запасниках шедевры. Нынешнее оборудование не отвечает всем необходимым для таких случаев требованиям. В большинстве своем у нас оборудование, которое используется в торговых комплексах. Нет у нас витрин и стендов с толстым стеклом, с кондиционированием и вентиляцией, которые позволили бы выставить на всеобщее обозрение те раритеты, которыми обладает наш музей.

Когда в Магасе будет построен музей с бункерными хранилищами, со спецдверями, специальными затворами, с металлическими капсулами, залитыми бетоном, в нем, как мы надеемся, появятся и специальные витрины с бронированным стеклом, с подводкой к ним сигнализации, с видеонаблюдением за каждым стендом. Тогда у нас появится возможность представить, наконец, посетителям музея ценнейшие экспонаты, которые нам ни разу не удалось показать за все минувшие тридцать лет. Это золото аланов, целые коллекции золотых украшений женского и мужского национального костюма Средневековья, аланские сабли с накладками из чистого золота, золотое женское колье, украшения скифов и многое другое. Таких экспонатов в нашем музее огромное количество, но сегодня доступ к ним, к сожалению, закрыт. Мы не имеем права рисковать этим бесценным национальным достоянием нашего народа. В новом здании музея мы уже сейчас планируем создать экспозицию с привлечением известных художников-экспозиционеров и дизайнеров, где наши раритеты найдут свое достойное место. У нас есть, что показать. Это археологические и этнографические экспонаты, а также произведения искусства, бесценные в историческом и материальном плане.

К сожалению, мы до сих пор не можем вернуть экспонаты, которые в бытность нашего музея филиалом Чечено-Ингушского музея краеведения были переданы на хранение в головной музей. Вопрос об их возвращении был впервые поднят на уровне руководства двух республик сразу после восстановления Ингушской государственности. Наши чеченские коллеги начали тогда, по их словам, отбор фондов. Однако процесс был неоправданно затянут, а позже произошли военные события на территории Чеченской Республики, в результате которых здание Грозненского музея было разрушено, а многие экспонаты оказались уничтоженными или разграбленными. В мирное время мы снова неоднократно поднимали вопрос передачи культурных и материальных ценностей ингушского народа, однако понимания чеченской стороны до сих не нашли. Несмотря на то, что большая часть ценнейших экспонатов была утрачена в ходе боевых действий в Чечне, в запасниках музея тогда все же сохранились, к примеру, предметы декора и барельефные камни храма Тхаба-Ерды, маска Тушоли, экспонаты Лугового могильника и многое другое.

Не могу не напомнить и о том, что в России археологическое наследие является государственной собственностью. Им не могут владеть частные лица, коллекционеры республики, какие-то некоммерческие или коммерческие организации. Их место исключительно в нашем музее. Поэтому мы отслеживаем экспонаты как в частных, так и в школьных музеонах. Их количество растет и с одной стороны это даже радует. Ведь ни для кого не секрет, что огромное количество исторического материала в настоящее время «уплывает» за пределы республики, грабится археологическое наследие, разрушаются захоронения и курганы людьми, стремящимися к наживе на костях наших предков. Сохранение археологического наследия — это задача не только музейных работников, но и всего нашего народа...

Магомет относится к числу тех людей, которым всегда интересно узнавать что-то новое, которые не стоят на месте, а всегда готовы совершенствовать свои навыки и профессионализм. Он неоднократно повышал свою квалификацию в Российском институте переподготовки работников культуры и искусства, в Институте культурных программ, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в Комитете по культуре Правительства Санкт-Петербурга, в других государственных учреждениях культуры и дополнительного образования. Управление в сфере культуры, технология работы современного музея, деятельность музеев в современных условиях — живой интерес к этим и другим важным направлениям позволяет Магомету всегда держать руку на пульсе времени и оставаться одним из самых компетентных специалистов в сфере музейного дела на Северном Кавказе.

Одним из примеров востребованности широких познаний и неоспоримого профессионализма Магомета Сагова является то, что на протяжении уже десяти лет он является экспертом департамента культурного наследия Министерства культуры России, уполномоченным осуществлять экспертизу культурных ценностей по специализации «нумизматические материалы».

Перу Магомета Закриевича принадлежат десятки научных работ по музееведению, которые опубликованы в солидных научных изданиях. Он заслуженный работник культуры Республики Ингушетия, член Русского географического общества, советник руководителя Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», председатель отделения Российского военно-исторического общества в Республике Ингушетия, эксперт Общероссийского народного фронта, член республиканской топонимической комиссии, председатель Общественного совета Центрального округа города Назрани.

В 2007 году за вклад в сохранение культурного наследия ингушского народа Магомет Сагов был награжден орденом «За заслуги». Ассамблея народов России специальным дипломом отметила вклад Магомета Сагова в сохранение национальной самобытности и укрепление единства народов России. Среди его многочисленных наград — медали «55 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 400-летия Дома Романовых», «25 лет Республике Ингушетия», а также медаль «Патриот России» Русского просветительского военно-исторического общества при Правительстве Российской Федерации и орден «Почет и слава» президиума общественного консультационного совета Всероссийской энциклопедии «Лучшие люди России». Его имя включено в том «России славные сыны и дочери» этой энциклопедии. Высоко отмечено и активное участие Магомета Закриевича в международном патриотическом форуме «Миротворчество поколений в исторической памяти Российского государства» федерального проекта «Историческая память» партии «Единая Россия». В числе лучших работников культуры назвала его также Международная академия развития образования.

У Магомета Сагова прекрасная семья. Вместе со своей супругой Марикой Горчхановой он воспитал двоих детей. Их сын Султан и дочь Лейла уже взрослые и состоявшиеся люди. У Саговых подрастают три внучки. «Независимо от того, что вы сделали для себя или для человечества, но если вы не сможете оглянуться назад на проявленную любовь и внимание к своей семье, то вы на самом деле ничего не сделали», — заметил однажды писатель Элберт Хаббард. Для Магомета Закриевича семья всегда была началом всех начал. И оттого родные платили и платят ему взаимностью, поддерживают во всех делах и начинаниях, а дети с малых лет стремятся оградить своих родителей от тревог и радовать успехами.

Совсем недавно, 4 июля, Магомет Сагов встретил свой 60-летний юбилей. Немало проникновенных слов и пожеланий услышал он в этот день. И в этом ведь тоже признание его человеческих достоинств. Оглядываясь на пройденный жизненный отрезок, ему ни о чем не приходится сожалеть. Его жизнь представляет собой счастливый вариант судьбы, в котором ничего не хочется менять. Эта интересная и насыщенная книга жизни, написанная без помарок, может послужить примером для многих. В ней еще не поставлена последняя точка, а значит, у нас еще не раз будет повод обратиться к нашему повествованию и продолжить его.


Ахмет ГАЗДИЕВ


Ингушский государственный музей краеведения им. Т.Х. Мальсагова



«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...