воскресенье, 18 октября 2015 г.

КОГДА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ГАЗЫРИ



Мое чрезмерное внимание к его костюму ничуть не смутило Илеза, и отвечая на мой вопрос, он обезоруживающе улыбнулся:
- Я нередко выхожу так на улицу и, бывает, ловлю на себе любопытные взгляды прохожих. Но мне нравится эта одежда. В ней я чувствую себя комфортно…
В голосе парня не было и нотки сомнения. Слушая Илеза, я тем временем поближе присматривался к линиям покроя его необычного для нашей повседневности пиджака, который даже в маленьких, незаметных на первый взгляд деталях вторил национальному стилю.

ПОМИМО торжественно-яркого, праздничного цвета ткани в стилизованном костюме Илеза Матиева, конечно же, в первую очередь обращают на себя внимание серебряные газыри. Чуть позже я узнал, что найти их можно в магазине сувениров «Горские традиции». Но думал ли тот, кто создавал эти оригинальные вещицы, что кому-то придет в голову использовать их в качестве деталей своей повседневной одежды? Что подвигло на это самого Илеза? Последний вопрос я произнес вслух.
- Сегодня наша молодежь часто говорит о том, что мы забываем свою национальную культуру, - ответил Илез. – Но дальше общих разговоров и умных рассуждений дело, к сожалению, не идет. И вот однажды я решил последовать ингушской народной мудрости: «Сначала дело, потом слово» и собственным примером показать, что вернуть в современную жизнь хотя бы маленькую частичку чего-то народного в силах каждого из нас.
Года полтора назад у Илеза родилась идея внести в свой гардероб некоторые коррективы, которые передавали бы в своих чертах стиль национального мужского костюма ингушей. Но когда парень пришел с этой идеей в швейную мастерскую, его ожидало разочарование - портные ничего не смогли предложить или подсказать Илезу. «Таких заказов у нас никогда не было», - развели руками удивленные мастера.
Наверное, такая неудача у иного молодого человека и отбила бы желание продолжать поиски возможностей реализации своей идеи. Но Илез Матиев был настроен решительно. Вооружившись дома бумагой и карандашом, он долго корпел за письменным столом, зато в свой следующий поход по назрановским портным отправился уже с готовыми эскизами предполагаемого заказа в руках.
Необычный заказ молодого парня приняли только в одном свадебном салоне. Во всех других мастерских швейных дел мастера отвечали отказом, узнавая, что ему требуется одежда для повседневного ношения, а вовсе не для какого-нибудь костюмированного мероприятия. Доброй феей для Илеза Матиева оказалась Мадина Богатырева, пошившая не один десяток великолепных свадебных нарядов. Но и эта сказка долго не могла воплотиться в реальность. Капризные невесты, осаждающие салон, отодвигали заказ терпеливого парня почти полгода.
Первые выходы в свет в новом костюме стали для Илеза настоящим испытанием и были сопряжены с целым ворохом эмоций. Причем эмоции ему пришлось пережить и не всегда приятные. Одно дело, когда люди подходят к тебе и выражают свое восхищение, благодарят, интересуются, где можно приобрести для себя такую одежду. Совсем другое – читать в глазах прохожих недоумение, непонимание, а то и плохо скрытые усмешки. Случалось и так, что Илезу приходилось втолковывать некоторым наиболее несдержанным великовозрастным оболтусам, тусующимся по улицам Назрани, что следование национальному стилю только украшает настоящего ингуша.

Ингуш. 1883 г. Кунсткамера (СПб)
- Если мы ограничимся тем, что будем лишь сокрушаться по утраченному, и ничего не предпринимать для того, чтобы возродить ингушскую культуру, мы так и не сдвинемся с мертвой точки, - говорит Илез Матиев. – Но стоит только каждому из нас сделать хотя бы один, пусть маленький, но конкретный шаг – многое вокруг изменится. Я этот шаг сделал. Сделал потому, что, занимаясь общественной работой, изучая богатства ингушского языка, увидел в этом свой долг. И своих сверстников я хочу призвать: хватит уже слов, давайте вместе возьмемся за дело!
Наверное, призыв Илеза будет услышан. Несколько его друзей и знакомых, вдохновленных столь ярким примером, тоже решили примерить на себя одежду в этно-стиле. Сам Илез, кстати, подумывает о том, чтобы и дальше расширять свой гардероб в этом направлении.
К слову сказать, ингушским девушкам, пожелающим сегодня повторить в одежде своих далеких прекрасных предшественниц, куда проще. К их услугам наработки наших известных модельеров, чьи показы случались даже на Неделе высокой моды в Москве. И как тут не отметить, что национальный ингушский женский костюм всегда обладал удивительной привлекательностью. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 1913 году победительницей проходившего в Кракове конкурса «Мисс Европа» стала ингушка Раиса Мальсагова, жена полковника Пшемаха Дахкильгова. На европейском конкурсе красоты она выступала в национальном платье чокхе.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ отмечают, что традиционный костюм ингушей претерпел в ХХ веке немало изменений, но в нем нашли отражение и склад жизни народа, и его эстетические принципы. Традиционный костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь - кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды.

Ингуши из с. Эзми, 1910 г.
Одной из основных деталей мужского костюма был бешмет - тип полукафтана, туго обтягивающего фигуру. Он застегивался до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли, имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет  был чуть выше колен. Старики в отличие от молодежи носили более длинные бешметы. Для пожилых людей они утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани. Зажиточные люди могли позволить себе бешметы из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. Порой они были довольно ярких цветов. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина и охотника. Она не стесняла движений, позволяя лазить по скалам, бесшумно ходить по горным тропам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи и тонкую талию.
Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу XIX века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
Характерная ингушская одежда – бурка, накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Это идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Головным убором ингушей была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды ингушей характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди носили белые бурки, черкески и папахи.

Ингушка. 1883 г. Кунсткамера (СПб)
История традиционной одежды ингушей свидетельствует, что женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все ингушские женщины в XIX веке носили распашное платье до пола, без воротника и с застежкой у пояса. Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса и иногда имел стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или с цветными стеклами, с гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды - пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение.

Ингушка. 1883 г. Кунсткамера (СПб)
НАВЕРНОЕ, вовсе не случайно стилизованная национальная одежда, передающая отзвуки ингушского традиционного костюма, стала сегодня модным брендом. В качестве примера можно привести успех дизайнера и художника-модельера Заиры Гатагажевой. Созданные ею коллекции женской одежды давно покорили самую взыскательную публику. Наша землячка является победительницей Международного конкурса Высокой моды национального костюма, Международного конкурса молодых дизайнеров одежды I.G.L.A., Международного конкурса «Русский Кутюрье». Она член ассоциации русских художников Парижа и член жюри Международного конкурса Высокой моды национального костюма.
Процесс идет давно и активно. А если уж и наши парни начинают демонстрировать свой интерес к национальному стилю – кто-то выходит зимой на улицу в симпатичных шапках из овчины, а кто-то украшает свою повседневную одежду газырями и другими элементами традиционного костюма ингушей, - значит, не такие и грустные перспективы нас ждут впереди…

Ахмет ГАЗДИЕВ

В материале использованы фотографии конца XIX-начала XX веков из архива известного ингушского краеведа и исследователя Берснако Газикова

Ингуши. Фото начала XX века.

Житель Кавказа.(Газиков Цогол) 1895 г.

четверг, 8 октября 2015 г.

СВОБОДА И ЛЮБОВЬ



В ООО «Южный издательский дом» (Ростов-на-Дону) вышла в свет новая книга Бориса Харсиева «Страна отцов». С литературным творчеством этого автора, погружающего нас в философию современности, ингушский читатель знакомится не впервые. На этот раз нас ждет не менее интересная встреча с новыми художественными произведениями, которые заставляют думать и мотивируют на поиск собственных решений. Во многом это объясняется тем, что повести и рассказы, вошедшие в книгу «Страна отцов», объединены одной темой - темой любви к родной земле, к Ингушетии, живущей в наших сердцах...

ОТ ВДУМЧИВОГО читателя не укрылась главная особенность многожанрового творчества Бориса Харсиева, сочетающего, кстати, свои интереснейшие литературные изыскания с глубокими научными исследованиями. Эта особенность заключается в том, что его литературные герои в самых сложных и неординарных ситуациях остаются верными высоким нравственным критериям, заложенным в них с детства. Через их размышления и душевные метания автор делится с читателями сомнениями и проблемами поиска вечной истины смысла человеческой жизни, и каждый раз приходит к однозначному выводу о необходимости жить на родной земле и чтить духовные ценности ингушского народа, передаваемые из поколения в поколение.
– Я не преследовал цели создать искусственные образы, столь понятные по своей патетике современному читателю.- говорит Борис Харсиев. - Могу даже предположить, что вряд ли для кого-то, кроме тех, кто живет в ингушской среде, интересно со стороны взглянуть на свою социальную жизнь, особый уклад и национальные ценности, благодаря которым они еще остаются ингушами со своим феноменальным укладом, со своей неповторимой культурой. Герои и сюжеты взяты мной из самой жизни, которая окружает каждого из нас. Это простая и в то же самое время оригинальная жизнь, не всегда, кстати, жестокая. В ней есть место и тихим радостям, и большому человеческому счастью.
Б.М-Г.Харсиев всегда искренен со своим читателем. По мнению кандидата филологических наук, доцента кафедры русской и зарубежной литературы Ингушского госуниверситета Айны Хадзиевой, в книге «Страна отцов» прослеживаются философские взгляды писателя, его видение и осмысление проблем человеческой жизни, его собственные нравственно-этические принципы, а также понимание не только места религии в жизни людей, но и главных составляющих веры человека…
Читателю легко определить мировоззренческие категории, которыми руководствуется писатель при изображении внутреннего мира героев. Для него главное не материальные блага, а богатство души и чувство свободы. Простые человеческие истины героев прозы автора – это желанием дорожить мгновением, осознавая хрупкость своего существования, любить близких и свое отечество: «Ущербность души рождает непомерные требования к окружающим и ничтожные к себе. Человек теряет великое чувство благодарности ко всему тому, что дает жизнь, что вырастило его, к родному дому, из которого он вышел».
Анализируя малую прозу Бориса Харсиева на предмет выявления  художественных особенностей в описании психологических аспектов взаимодействия героев с окружающим миром, Айна Ахметовна Хадзиева попыталась охарактеризовать основные типы персонажей в его произведениях, вошедших в книгу «Страна отцов». Предпринятое ею исследование оказалось, на мой взгляд, весьма интересным. Критик обращает наше внимание на то, что композиция книги основана на нескольких уровнях сюжета, из которых выделяются сюжеты философского спора и рассуждений. Писатель ставит ряд проблем, одна из которых – человек и общество – представляется наиболее интересной и отличается полнотой развития. Этому в немалой степени способствуют психологизм и пейзажные зарисовки, к которым часто прибегает автор. Такие приемы помогают ему раскрыть характеры героев и служат для раскрытия идейно-художественного смысла произведений в целом.
В качестве примера можно привести историческую повесть «Созвездие Стрельца», которая начинается с эпиграфа «Страна отцов, как ты прекрасна. Свободный дух непобедим…» Это произведение открывает новую книгу Бориса Магомед-Гиреевича Харсиева и сразу настраивает читателя на определенный лад. В обращении «Страна отцов…», отмечает Айна Хадзиева, выражается непростое отношение к родному краю, огромная любовь к нему. Это позволяет читателю, являющемуся адресатом творчества, стать опосредованным участником разворачивающихся событий. Чтение становится увлекательным, потому что автор учитывает возможные реакции тех, кто возьмет в руки его книгу. Воссоздавая художественными образами жизнь и историю ингушей (а это главное содержание представленных в книге повестей и рассказов), Борис Харсиев символизирует человека, безмерно влюбленного в отчий край. Главным смыслом бытия, тем, ради чего стоит жить, для писателя становятся два неразрывно связанных между собой понятия – родина и свобода. Поэтому совсем не случайно он вводит в произведение новеллу о Пхармате (Прометее), который говорит: «Лучше быть прикованным к скале, чем потерять свободу».
Быть внутренне свободным, уважать прошлое своего народа, беречь опыт многих поколений наших предшественников на этой благословенной земле, хранить истоки национального духа, честно жить и трудиться во благо своего народа, любить питающую нас силами землю – к этому призывает Борис Харсиев своих современников, таков рефрен его литературного творчества.


Ахмет ГАЗДИЕВ

суббота, 26 сентября 2015 г.

ЯРКИЕ КРАСКИ БАЛКАРСКОЙ СВАДЬБЫ

КАВКАЗ БЕЗ ГРАНИЦ


Стремительно пролетевшее лето подарило каждому из нас  незабываемые впечатления, новые интересные открытия, приятные встречи и неожиданные знакомства. Наверное, потому мы уже сейчас, хоть и прошло совсем немного времени, с легкой грустью вспоминаем те солнечные дни, когда так сетовали на жару, когда нам очень хотелось порой покоя и прохлады… Для меня одним из ярких воспоминаний об ушедшем лете останется, пожалуй, старинная балкарская свадьба, уникальная возможность побывать на которой выпала на мою долю.

ПРИКОСНОВЕНИЕ к вековой старине, о которой помнят нынче разве что седобородые балкарские старцы да омытые нарзановой чистотой вечные камни Балкарии, стало возможным, благодаря Фонду по сохранению памятников истории и культуры «Сто шагов к Кайсыну». Этот фонд уже на протяжении нескольких лет действует в Кабардино-Балкарии, проводя огромную работу по возрождению национальной культуры балкарцев. Возглавляет фонд «Сто шагов к Кайсыну» Хадис Тетуев  - человек, бесконечно преданный своему народу и страстно влюбленный в отчий край, воспетый великим поэтом. Одним из первых грандиозных проектов, осуществленных фондом, стало возведение каменной стены из ста плит, на которых высечены бессмертные поэтические строки Кайсына Кулиева.
Другой проект фонда «Сто шагов к Кайсыну» - «Нартские игры», которые теперь ежегодно проходят в Кабардино-Балкарии. В нынешнем году они проводились уже в шестой раз, и их главным событием стала традиционная балкарская свадьба – таулу той. Необычное праздничное действо, проходившее в полном соответствии с древними традициями балкарского народа, собрало в селе Ташлы-Тала, что в Лескенском районе Кабардино-Балкарии, огромное количество людей. Гости на эту свадьбу приехали со всех концов республики. И стар, и млад спешили сюда, чтобы воочию увидеть свою ожившую историю. На их глазах соединялись брачными узами жители Ташлы-Тала Ильяс Гузиев и Индира Бичеккуева.
У ингушей и балкарцев много общего и одна трагическая судьба. Оба народа были подвергнуты сталинскому геноциду, понесли неисчислимые бедствия и вынуждены до сей поры по крупицам восстанавливать свою национальную историю и культуру. В этом, собственно, трагедия всех репрессированных сталинщиной народов. Их долгие годы пытались лишить национального самосознания и национальной идентичности. Но вопреки всему, пройдя многотрудный путь, полный суровых испытаний и невосполнимых потерь, эти народы не утратили своей верности заветам предков. Никому не удалось изжить в них тяги к собственным корням, стремления к истокам национального духа.Балкарская свадьба в селе Ташлы-Тала стала красочной иллюстрацией такого стремления. Представители старшего поколения словно передавали эстафету в руки молодых, тех, кому завтра предстоит жить на родной земле и украшать ее своим трудом. В этом единстве светлых надежд, казалось, в полную силу торжествовал древний этический кодекс карачаево-балкарского народа Ёзден Адет , указывающий путь веры, чести, добра, достоинства и свободы.Однако пока еще не все так хорошо, как нам того хотелось бы. И в балкарском, и в ингушском обществе с тревогой говорят о том, что в национальный обиход вторгаются новые веяния. Новомодные введения затронули и свадебный обряд. Свадьбы все чаще стали играть в ресторанах... Неужели национальный дух постепенно угасает?  - Наше старшее поколение уверено: в балкарской свадьбе происходят  недопустимые деформации, - говорит моя коллега из Кабардино-Балкарии, корреспондент газеты «Горянка» Марзият Байсиева. - Введены новые «современные»  правила, которые категорически не соответствуют духу национальной культуры.Горькая правда состоит в том, что многие балкарцы понятия не имеют о законах проведения  национальной свадьбы. Но виноваты ли они в этом  незнании? В советские годы  активно стирались национальные различия, были в моде «комсомольские» свадьбы. Сейчас - экономический кризис, лишь бы семью прокормить. Да и поколение, которое ещё что-то помнило о традициях и обычаях, уже уходит…Многие скажут, кому нужна сегодня национальная свадьба? Возражу им. Красивая свадьба остается мечтой многих молодых людей, которые считают её началом счастливой супружеской жизни. А что может быть красивее национальной свадьбы? В ней – видение мира наших предков. И, возрождая её, мы словно приглашаем в нашу жизнь ушедшие поколения, раздвигаем горизонты нашего бытия, встречаясь лицом к лицу с теми, чья кровь течет в наших венах. Перенося культуру из прошлого в настоящее, мы оберегаем её для будущего. Без этого духовные пустоты неизбежны.

НАСТОЯЩАЯ балкарская свадьба является увлекательным и ярким зрелищем. В этом убедились и мы, гости, приехавшие в Ташлы-Тала из Ингушетии. В строгом следовании древним народным традициям всегда кроется удивительная красота и гармония. А уж если дело касается свадьбы…Шестые «Нартские игры» в первозданной красе продемонстрировали присутствующим весь свадебный обряд балкарцев и предшествующее ему сватовство. На протяжении всего праздника не смолкали народные балкарские песни, продолжались танцы и игры. Словом, веселье било через край. А пока старшие были заняты своим делом, молодежь состязалась в силе и ловкости. Молодые джигиты взбирались высоко вверх по скользкому шесту, пытаясь завладеть призами в этой старинной народной забаве. За общим весельем бдительно следил неутомимый теке, облаченный в костюм тотемного животного. Этот сакральный герой и пары в танцевальный круг приглашал, показывая собственным примером, как нужно радоваться праздничному событию, и при необходимости мог пригрозить своей плеткой тем, кто отступал от правил.Свадебный поезд, отправившийся в дом невесты, представлял собой кавалькаду автомобилей. И это было единственным отступлением от стародавних времен – фаэтонов нынче днем с огнем не сыскать. Зато во главе этого поезда гарцевали на горячих скакунах джигиты в черкесках и с флагами в руках. На одном из этих флагов реяла фамильная символика. Везли с собой родственники жениха и «ореховую шапку». Предназначение маленьких зеркал на ней в том, чтобы отвратить дурной глаз, сладости пророчат молодым счастливую и благополучную жизнь, а вот разные безделицы, которыми тоже украшена «ореховая шапка», пойдут потом на подарки детворе.Еще один важный атрибут отправляющихся за невестой родственников жениха – свернутый войлок с приколотыми на него подарками. В доме невесты им вскоре предстоит произнести девять пожеланий. Эта ответственная миссия возлагается на самых уважаемых людей. Танцы начнутся уже после третьего такого пожелания и будут длиться столько, сколько будет длиться сама свадьба.Покинуть беспрепятственно дом вместе с невестой родственникам жениха не удастся. Им, как и на ингушской свадьбе, преградят путь дети, требующие своего выкупа. Вообще, в традиционной балкарской свадьбе присутствует множество увеселительных моментов. Ей свойственен целый комплекс различных брачных обрядов. Описать их все в одной газетной статье вряд ли удастся. Однако у каждого, кто интересуется этой стороной истории балкарского народа, всегда есть возможность обратиться к соответствующим исследованиям.

ПЕРЕД отъездом из Ташлы-Тала я взял интервью у Тамары Биттировой, доктора филологических наук, профессора, главного научного сотрудника отдела балкарской филологии Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Российской Академии наук. Тамара Шамсудиновна известный  культуролог и литературовед. Ее исследования посвящены карачаево-балкарской культуре и литературе.- В каждом малочисленном народе живет страх быть проглоченным глобализацией, - сказала Т.Ш.Биттирова. – Собственно, перед такой угрозой находятся сегодня и большие народы. Радует, что наша интеллигенция прониклась пониманием этой проблемы и предпринимает шаги, направленные на то, чтобы сохранить национальный язык и национальную культуру, возродить к новой жизни проверенные веками традиции и обычаи. Одним из таких неравнодушных людей является Хадис Тетуев. Юрист и историк по образованию, он стал инициатором многих национальных проектов. Возглавляемый им фонд объединил единомышленников, благодаря которым сегодня, к примеру, восстановлена сакля, в которой родился Кайсын Кулиев, и в мраморных плитах увековечены сто лучших стихотворений великого поэта.«Нартские игры» - это продолжение того большого дела, которое было начато нашей интеллигенцией несколько лет назад. По просьбам молодежи и представителей старшего поколения в нынешнем году они были посвящены традиционной балкарской свадьбе. Вы наверняка обратили внимание, что по ходу всего мероприятия ведущие подробно рассказывали о древних традициях, которыми пронизан свадебный обряд балкарцев. Молодежь внимала этим рассказам и имела возможность все увидеть своими глазами.Карачаево-балкарское общество всегда было очень демократичным и это нашло отражение в наших традициях и обычаях. При множестве сословий основной состав населения у нас представляли собой свободные крестьяне-уздени. Князей при этом было мало, а еще меньше было зависимых сословий. Демократичным оставалось и отношение к женщине. Иногда женщин приглашали даже на заседания Тёре – народного парламента (у ингушей это Мехк Кхел)Кстати, должна отметить, что я родилась в Хуламском ущелье, мой папа родом из Хулама. После нашего возвращения из депортации это общество, к сожалению, не восстановилось, и огромная территория осталась безлюдной. Людям не разрешили поселиться в местах прежнего проживания, и это было проявлением политики, направленной на ассимиляцию балкарцев. Интересно, что в топонимике Хуламского ущелья, которое выходит на Осетию, обнаруживается очень много ингушских слов. Даже само слово Хулам означает по-ингушски Лесистая гора. Есть у нас и местность, которая называется Ингушо – Ингушское урочище.Я изучила много исследований на эту тему и мне думается, что вайнахи действительно являются самыми древними жителями Кавказа. Вайнахский субстрат ощущается везде. Ингушское слово малх (солнце), возможно, присутствует и в самом названии балкарцев – малкъар (солнечные люди). По крайней мере, для меня это звучит убедительно, и я считаю, что новое прочтение нашей общей истории еще впереди…

Ахмет ГАЗДИЕВ

Фото автора




















  

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ МАГОМЕДА КАРТОЕВА

ЛИЧНОСТЬ


Посвятив всю свою жизнь учительскому труду, он стал одним из самых известных педагогов Ингушетии. И секрет такой известности прост. Его профессиональный багаж, прираставший год за годом, однажды, как-то незаметно даже для него самого, стал бесценной кладезью знаний, без которых никак не обойтись в воспитании подрастающего поколения. В этой кладези кроются, пожалуй, ответы на самые сложные вопросы. В ней – ключ к тонкой философии воспитания. Потому и не удивительно, что даже сейчас, когда он уже давно находится на заслуженном отдыхе, к его опыту нередко обращаются молодые учителя.

ЦЕЛАЯ армия благодарных учеников хранит сегодня в своих сердцах любовь к своему наставнику. За долгие годы преданного служения избранному делу он стал таковым для многих поколений школьников. Ребята взрослели под его началом и уходили в большую жизнь, покидая стены родной школы. Напутствуя каждого ученика в путь, он словно отдавал ему частицу своего доброго и чистого сердца. Так множилось под солнцем добро. Так совершались потом правильные поступки. Так учитель продолжался в своих учениках…
Щедрость души – это, наверное, главная отличительная черта Магомеда Мусиевича Картоева. Ее проявления без труда обнаруживаются и в неприметных на первый взгляд делах этого человека и в его больших жизненных свершениях. Продиктованный сердцем выбор всегда безошибочен. И биография М.М.Картоева яркое тому подтверждение.
Многие запомнили Магомеда Мусиевича директором Экажевской средней общеобразовательной школы №2. Отчасти, конечно, потому, что с его директорством были связаны самые заметные успехи этого учебного заведения, о которых нередко говорили в ту пору не только в Назрановском районе, но и на республиканском уровне. Да и возглавлял М.М.Картоев педагогический коллектив Экажевской СОШ №2 долгий срок – с 1975-го по 2011 год. Это уже само по себе заслуживает, согласитесь, внимания.
Неустанные труды Магомеда Мусиевича Картоева на педагогической ниве принесли ему широкое признание. Сегодня, будучи в преклонном возрасте, он окружен уважением всех без исключения односельчан. В прежние годы, когда энергии ему было не занимать, М.М.Картоева не раз избирали депутатом Экажевского сельского совета. Был он и депутатом Назрановского городского совета народных депутатов нескольких созывов. Горячие речи Магомеда Мусиевича о ситуации в сфере образования звучали также и с трибуны Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, в который делегировали его доверявшие ему жители Назрановского района.
К слову сказать, при общем трудовом стаже в 65 лет, беспрерывный педагогический стаж М.М.Картоева составляет 54 года. Цифра кажется фантастической, но именно столько лет своей жизни отдал этот необыкновенный человек школе. Учителем он стал не сразу. И потому выбор его был куда более чем осознанным.

НА ЛЮДЕЙ поколения Магомеда Мусиевича выпали тяжелейшие испытания сталинской депортации, которой подвергся ингушский народ. Там, в Казахстане, вдали от Родины, пришлось молодому Картоеву сполна познать вкус горького хлеба чужбины. Он трудился на самых разных тяжелых работах, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, и не мог смириться с тем бесправием, на которое был обречен его народ. А картины растоптанного сталинизмом детства до сих пор преследуют его.
М.М.Картоев с болью говорит, что тогда многие ингушские дети не видели школьных тетрадок и учебников, потому что им попросту не в чем было пойти в школу. Они мерзли, болели и голодали… Именно эта несправедливость по отношению к детям заставила его однажды принять твердое решение. Магомед Картоев дал себе слово стать учителем.
Сдержать свое слово ему удалось лишь по возвращению в родные места. В 1958 году он впервые переступил порог Экажевской сельской школы в качестве учителя русского языка и литературы, продолжая при этом заочно учиться на филологическом факультете Чечено-Ингушского государственного педагогического института. М.Картоеву исполнилось тогда уже 30 лет.
Совсем скоро Магомед Мусиевич стал завучем школы, с головой окунувшись в работу. Его увлеченность делом не осталась незамеченной. В 1960 году его назначили инспектором отдела образования исполкома Назрановского райсовета. Круг забот и обязанностей стал несравнимо больше. Но на этом карьерный рост Картоева не остановился. Прошло еще немного времени, и он возглавил райОНО. И тут надо сразу отметить, что движим Магомед Мусиевич был отнюдь не карьерой. Иной на его месте, получив такой пост, сидел бы в президиумах да помалкивал. Но М.Картоев, не понаслышке зная теперь все проблемные, узкие места системы народного просвещения, позволить себе молчать не мог.

ПЕРВЫМ делом Магомед Мусиевич во всеуслышание заговорил об острой нехватке школ в Назрановском районе, о том, что существующие образовательные учреждения переполнены до невозможности и в результате этого вынуждены работать в три смены. Какие это имело последствия, писал десять лет назад в своем очерке «Рожденный быть учителем» мой старший коллега, талантливый журналист Муса Костоев:
«Строительство новых школ на территории Ингушетии руководство объединенной Чечено-Ингушетии мало заботило. А на отчаянные письма руководителей школ с просьбами построить новую или расширить старую школу партийная номенклатура как здесь, на местах, так и наверху отмалчивалась или туманно отвечала, что это, дескать, возможно через пятилетку-другую. И только один человек целенаправленно и неустанно боролся за строительство новых школ. Это был Магомед Мусиевич Картоев.
Десятки писем, жалоб и заявлений отправлял он в адрес чиновников районного и республиканского ранга. В них опытный педагог со знанием дела доказывал, что существующих в районе возможностей далеко не достаточно для получения школьниками мало-мальски подходящего образования.
Наконец, лед, казалось, тронулся. В начале 70-х годов прошлого века тогдашний министр образования ЧИАССР пообещал дать деньги на строительство одной школы на 320 учебных мест – деньги, дескать, будут, но земельный участок под строительство ищи сам.
Радость была омрачена этой проблемой. Кто, в каком селе даст землю под школу? На пустом поле в степи ее не построишь, а в центре любого села сельчане за каждый квадратный метр стоят не на шутку. Едва найдя где-нибудь в селе подходящую площадку, Магомед Мусиевич начинал обрабатывать сельчан: здесь бы школу построить, детям далеко ходить не надо будет. В ответ слышалось неизменное: «Какая школа? Зачем она? Здесь исконное место сбора стада наших коров перед выгоном в поле.»
Поиски свободного участка ни к чему не привели. И тогда Магомед Мусиевич решился на крайний шаг. Он предложил под строительство школы… собственный огород - благо, он граничил с довольно широкой по сельским меркам дорогой. Уговорил и своих соседей-однофамильцев пожертвовать по сотке земли.
Но Картоеву еще предстоял разговор с министром. Тот вполне мог запретить строительство, сказав, что школа нужнее в другом селе. Однако Магомед Мусиевич не был бы самим собой, если бы позволил этому случиться.
И вот он в кабинете министра образования ЧИАССР – излагает свои возможности, сообщает, что под участок для строительства новой школы отдает собственный огород… Министру, пораженному такой жертвой многодетного и отнюдь не богатого человека, ничего не оставалось, кроме как благословить строительство:
-Ну, что ж, Магомед Мусиевич, школ в других ингушских селах тоже недостаточно. Но там никто не предложил на решение этой проблемы свою собственную землю. Назначаю вас вдобавок к вашей основной должности директором будущей школы. Контролируйте строительство…
Так Магомед Мусиевич стал директором строящейся, а в 1975 году уже построенной в селе Экажево средней школы №2».

СВОЮ готовность поступиться собственными интересами и отказаться от личных благ ради общего дела М.М.Картоев демонстрировал потом еще не единожды. Следуя данному когда-то себе слову, на всю жизнь придя в педагогику, он полностью, без остатка посвятил себя детям. В этом существовании, сравнимом, на мой взгляд, с жизненным подвигом, нашел Магомед Мусиевич настоящее счастье. Этим он жил, каждодневно убеждая других в том, что чужих детей не бывает.
День за днем обретая опыт, М.М.Картоев с самого начала научился, прежде всего, видеть в каждом своем воспитаннике личность. На этом, собственно, и была построена его философия воспитания. И дети платили ему за это доверием, искренним уважением и любовью. Чувствуя его отеческую заботу, школьные хулиганы вдруг начинали исправляться, а неуспевающее прилежнее брались за учебу. Многие из них выросли замечательными людьми, стали прекрасными специалистами и приносят сегодня пользу своему народу и своей стране. Несомненно, строгий и взыскательный, но в то же время необычайно справедливый и добрый наставник навсегда остался для них примером. Подвести его ожиданий, его доверия, выданного авансом, было попросту невозможным.
Ветеран труда, один из старейших учителей Республики Ингушетия Магомед Мусиевич Картоев стал обладателем многих высоких наград и званий. Отличник просвещения СССР и РСФСР, в 1986 году он был награжден медалью «За трудовую доблесть». В 1987 году Указом Президиума Верховного Совета ему было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР. Кроме того, М.М Картоев - почетный работник общего образования Российской Федерации. В 2007 году он стал кавалером ордена «За заслуги» - высшей государственной награды Республики Ингушетия.
В семейном архиве Картоевых хранится и огромное количество почетных грамот, полученных Магомедом Мусиевичем в разное время от различных министерств и ведомств. И хотя вряд ли можно оценивать какими-то наградами благородные порывы человека и движение его души, в них все же в какой-то степени находит свое отражение безупречный жизненный путь, пройденный им достойно, без каких бы то ни было скидок на трудности.
«Труд учителя ни с чем не сравним и не сопоставим, - писал великий педагог В.А.Сухомлинский. – Ткач уже через час видит плоды своих трудов, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку – это вершина его мечты; хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле… Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения. Бывает, проходят десятилетия и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил. Никого так часто не посещает чувство недовольства, как учителя, ни в каком труде ошибки и неудачи не ведут к таким тяжелым последствиям, как в учительском… Каждая крупинка твоей человеческой красоты – это его бессонные ночи, седины, безвозвратно ушедшие мгновения его личного счастья. Да, учителю часто бывает некогда подумать о себе, так как он вынужден думать о других. И это для него не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье личной жизни».
Приведенные выше слова вполне применимы к жизненному выбору Магомеда Мусиевича Картоева, к его педагогическому кредо и многолетнему учительскому труду. Он прошел в педагогике большой и яркий путь, сделавший его по-настоящему счастливым человеком. И это ощущение счастья не смогли омрачить никакие житейские невзгоды. С этим ощущением Магомед Мусиевич живет и по сей день, уверенно приближаясь к своему 90-летнему юбилею.  

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: М.М.Картоев – человек, посвятивший себя детям

Фото из семейного архива

четверг, 24 сентября 2015 г.

НЕ ПРОИГРЫВАТЬ В БИТВЕ ЗА УМЫ



В минувшие выходные в живописный Джейрахский район приехали представители медиа-сообщества республики. Здесь, в конференц-зале туристического комплекса «Армхи», проходил двухдневный семинар «Журналисты и блогеры Ингушетии против терроризма и экстремизма». Мероприятие было организовано республиканским министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации.

РЕЧЬ на семинаре шла об информационном противодействии терроризму и экстремизму. Эта проблематика в последние годы приобрела особую остроту. Коммуникационная революция, проникновение интернета во все сферы нашей жизни помимо безусловного положительного эффекта привело к тому, что цифровая среда стала удобным полем для распространения террористической и экстремистской идеологии, представляющей собой серьезную угрозу для национальной безопасности нашей страны.
Государство в последние годы усиливает свои позиции по правовому регулированию этой сферы. Принятые на законодательном уровне документы защищают традиционные семейные ценности, устанавливают ответственность за разжигание национальной вражды, оскорбление чувств верующих и т.д. Такие усилия находят поддержку общества, обеспокоенного своим будущим. Как раз этого будущего нас и хотят лишить идеологи терроризма и экстремизма, делая главную ставку на подрастающее поколение и избрав объектом своего воздействия молодежь.
Сегодня молодые люди активны в социальных сетях и зачастую именно там юные обладатели гаджетов подвергаются массированной идеологической обработке, пополняя затем ряды экстремистских организаций и неформальных группировок, идеология которых основана на ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости.

Манипулировать неокрепшими умами очень легко. К тому же, согласно последним исследованиям, посвященным цифровизации и медиатизации российского общества, одной из главных тенденций в развитии массовой информации в России стало становление в сети нового типа аудитории. Речь идет о так называемой протестной аудитории, которая не просто производит собственный контент, но и настроена протестно по целому ряду вопросов. Эта аудитория часто не обладает собственным мировоззрением, навыками критического мышления и критической интерпретации сообщений медиа, она агрессивна, не толерантна и именно поэтому зачастую становится жертвой манипуляций различных сил.
Обращаясь к участникам Джейрахского семинара с приветственным словом, и.о. заместителя министра по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ Магомед Баркинхоев, отметил, что российское информационное сообщество обязано адекватно реагировать на новые вызовы.

Более подробно об этих вызовах и способах противодействия им рассказали в последующем заместитель руководителя по исследовательским программам Центра современной кавказской политики Владислав Никонов и главный редактор информационного агентства «Молния» Антон Коробков-Землянский, приглашенные на семинар «Журналисты и блогеры Ингушетии против терроризма и экстремизма» в качестве экспертов в области информационных технологий.



Первый день семинара был полностью посвящен рассмотрению методов формирования общественного сознания и защиты от манипулятивных методик. Участникам была предоставлена возможность обменяться мнениями и обсудить целый спектр вопросов, связанных с заявленной темой. Не менее интересно прошел и второй день работы семинара. В его ходе серьезно и широко рассматривались формы и методы противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Представители средств массовой информации и массовой коммуникации получили профессиональные ответы на все интересовавшие их вопросы.
К слову сказать, Джейрахский семинар вызвал некоторую активность и со стороны аудитории, которую по некоторым признакам можно отнести к протестной или которая себя таковой позиционирует. В социальных сетях появились неоднозначные посты, вслед за которыми последовали еще более странные с точки зрения здравого смысла комментарии. Обращает на себя внимание тот факт, что авторы интернет-комментариев зачастую неправильно трактуют ключевые термины, не удосужившись при этом заглянуть в словарь. Для них я нашел время сделать следующую выборку:

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма, явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установление культа вождя.
Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

В КАЧЕСТВЕ авторской ремарки по итогам Джейрахского семинара могу сказать, что своих целей он достиг. Однако все понимают, что одной идеологической составляющей в борьбе против терроризма и экстремизма, конечно, недостаточно. Тут требуются консолидированные усилия государства и российского общества в целом. Ведь далеко не секрет, что питательной почвой для проникновения экстремистских идей в сознание северокавказской молодежи являются ее неустроенность, последствия, вызванные социальным расслоением населения и экономической  напряженностью, которая не спадает в регионе на протяжении многих последних лет. С аналогичными проблемами зачастую сталкиваются молодые люди и в других российских регионах, что делает их легкой добычей в битве за умы со стороны различных националистических организаций и экстремистских группировок.
Между тем, в сегодняшних условиях, когда наша страна подвергается мощнейшим идеологическим атакам, нам всем как никогда требуются единство и сплоченность.

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: семинар «Журналисты и блогеры Ингушетии против терроризма и экстремизма» стал открытой дискуссионной площадкой для его участников.
Фото автора


среда, 23 сентября 2015 г.

КРАСОТЫ ПРЕДГОРНОЙ ИНГУШЕТИИ



Недавно группа журналистов общенациональной газеты Республики Ингушетия «Сердало» побывала в селении Алкун Сунженского района Ингушетии. Когда пребывание нашего журналистского десанта здесь подходило к завершению, мы попросили Мухарбека Барахоева, главу администрации этого сельского поселения, показать нам местные красоты. И надо сказать, что в выборе гида не ошиблись...

Мухарбек повез нас по дороге, ведущей по Ассиновскому ущелью от Алкуна в Джейрахский район. Открывающиеся здесь виды, конечно, потрясают своей красотой и оставляют неизгладимое впечатление. Покрытые вековым лесом скалы, рвущиеся в небо, рокот горной Ассы, стремительным серпантином бегущей по дну ущелья, великолепная горная дорога, на которой чувствуешь себя комфортно, а за каждым поворотом просто приходишь в восторг от возникающих перед твоим взором чарующих картин...
Впервые я побывал здесь прошлым летом вместе с друзьями и родственниками, которые приехали погостить в Ингушетии из Казахстана. Казалось бы, меня не ждали никакие открытия. Однако на этот раз мы с коллегами увидели то, что в тот первый памятный приезд сюда почему-то осталось незамеченным мной.
Машина с тихим шорохом остановилась на гладкой ленте асфальта, и Мухарбек произнес: «А вот и наша пещера». Повернув головы направо, мы увидели это произведение искусницы-природы. Конечно, в этот момент никто из нас не смог удержаться от соблазна хоть на миг почувствовать себя спелеологами. У всех одновременно возникло желание заглянуть в пещеру.
Оказывается, раньше, до строительства новой горной дороги, о существовании этой пещеры никто не подозревал. Теперь она доступна всем желающим. Не самые лучшие ценители природы оставили здесь даже автографы в память о своем пребывании. И честно говоря, сделали они это совершенно напрасно. Природный шедевр этим отнюдь не украсили, а вот мнение о себе создали...
Уже на пороге этой пещеры нас окутал холод. В яркий солнечный день это была разительная смена температур. Под сводом пещеры гулко бились наши голоса, а куда-то в темноту, в толщу горных пород уходили два хода… Конечно, отправляться в поисках приключений вглубь пещеры мы не стали. Не было у нас с собой ни специального снаряжения, ни даже фонариков. Да, собственно, и особого желания искушать судьбу тоже не было. Но впечатлений это таинственное место подарило нам все-таки немало.
Выбравшись наружу, мы продолжили свое маленькое путешествие. Несколько небольших смотровых площадок, которыми оборудована новая горная дорога, дают прекрасную возможность всецело раствориться к красоте окружающего ландшафта. Странным образом этот ландшафт совсем не портят следы человеческой деятельности – ни сама дорога, ни линии электропередач (прошлым летом они, помнится, только устанавливались). Напротив, здесь все рождает чувство какой-то завершенности и гармонии. Надеюсь, мои снимки передадут это ощущение и вам…

















Ахмет ГАЗДИЕВ

Фото автора 

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...