понедельник, 8 сентября 2014 г.

«ПЫЛКИЕ И СМЕЛЫЕ ГОРЦЫ…»


Тайна старых фотографий перестала существовать

Несколько лет назад в прессе были опубликованы фотографии из архива известного ингушского краеведа и исследователя Берснако Газикова. Информация о запечатленных на них людях, за исключением их имен (Артаган Костоев и Абдула Мальсагов), полностью отсутствовала. В попытке приподнять завесу тайны мы обратились за помощью к читателям – была надежда на то, что кто-то узнает на снимках своих родственников. Однако эта попытка успехом не увенчалась...


С ТЕХ ПОР минуло несколько лет. И вот совсем недавно, работая в одном из архивов нашей страны, Берснако Газикову удалось обнаружить материалы, благодаря которым вековая тайна, окружавшая старые фотографии, перестала существовать.
В 1911 году в Санкт-Петербурге увидел свет многостраничный восьмой том «Книги Русской Скорби». Это издание выходило в России под патронажем Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. Одна из его целей заключалась в том, чтобы сохранить имена подданных империи, геройски погибших при защите закона и порядка. Как раз в упомянутом выше томе и содержатся строки, посвященные ингушам Артагану Костоеву и Абдуле Мальсагову.
Артаган Костоев, помощник заведующего отрядом полицейской стражи, был убит 28 августа1907 года в Черкасском уезде Киевской губернии.
«Племя ингушей, проживающих в горах Терской области, - пишется в «Книге Русской Скорби», - достаточно прославилось разбоями, на которые их влек неугомонный воинственный дух.
Но эти пылкие и смелые горцы умеют быть преданными, верными слугами и воинами, раз попадают на службу.
Примером может служить смельчак, сложивший на своем боевом посту буйную головушку вдали от своей родины, Костоев.
Артаган Альдишреевич Костоев, магометанского вероисповедования, холостой, 26-ти лет, происходил из ингушей Нижнего Ачалука Назрановского округа Терской области. В 1906 году он поступил на службу в частную полицейскую стражу в имение г-жи Балашевой, а с 1 апреля 1907 года зачислен был в казенный отряд и исполнял обязанности помощника заведующего отрядом стражи в с. Староселье Черкасского уезда.
28 августа 1907 года ему пришлось проявить свою удаль и верность долгу.
В этот день в городе Черкассах группа анархистов из троих мужчин и двух женщин, оказав вооруженное сопротивление полиции, скрылась в прилегающий к Черкассам огромный лес, простирающийся на десятки верст. К розыску их были приняты сейчас же все меры, и пристав 2-го стана Лавренко напал на след их в лесу между м.Мошнами и с.Старосельем.
Вызвав по телефону в с.Староселье пристава 3-го стана Трутнова со стражниками, Лавренко с пятью стражниками-ингушами следил за преступниками, и сделав объезд, прибыл в селение раньше преступников.
Здесь на плотине была устроена засада. Около 9-ти часов вечера показались два человека. Когда чины полиции приказали им остановиться, преступники начали стрелять. Одним из первых выстрелов старший стражник ингуш Костоев был убит наповал.
Ответными выстрелами полиции один из преступников тоже был убит, а другой тяжело раненый скончался через несколько часов. Раненый преступник назвал себя «Сашкой», а товарища «Мишкой».
Тело Костоева отправлено по железной дороге на родину, на Кавказ, и похороны состоялись там же».
Ингуш Абдула Бакаевич Мальсагов, как и Артаган Костоев, был уроженцем Нижних Ачалуков. Он так же служил стражником полицейской стражи Черкасского уезда и умер от ран 28 июля 1908 года. Пуля настигла Мальсагова 21 июля 1908 года во время разъезда в поле. Таковыми были официальные сведения о покойном.
«Но прежде чем рассказать об обстоятельствах смерти этого достойного стражника, необходимо коснуться ингушей как народа, из которого происходил покойный Мальсагов, - отмечают авторы «Книги Русской Скорби». – На Кавказе, в окрестностях Владикавказа, приютилось в числе других народностей небольшое племя ингушей. Ингуши населяют всего лишь несколько деревень. Поселившись в горах, под самыми облаками, ингуш с малых лет привык к головокружительным подъемам и спускам с родных гор, требующих большой отваги, что вырабатывает из ингушей удивительных смельчаков. Слава об их бесстрашии расходится далеко за пределы Кавказа, вот почему, когда в России разыгралась революция, ингуши и осетины (их соседи) были вызваны в центральные губернии России на охрану частных экономий и стражниками в полицейские команды.
В числе других Мальсагов был вызван в Черкасский уезд Киевской губернии, куда и поступил 8 апреля 1906 года на службу в полицейскую стражу.
Молодой (ему было 27 лет отроду), холостой, полный сил и здоровья, Мальсагов своим примерным поведением и бесстрашным исполнением долга службы заслужил отличную рекомендацию начальства, которое посылало его в такие рискованные предприятия, где помимо бесстрашия и точного исполнения долга требовалась и известная сноровка, чтобы выпутаться из могущего получиться безвыходного положения. Вот при таких условиях и погиб достойный Мальсагов, еще раз подтвердивший своей кровью, что мусульмане, поставленные в подходящую им сферу деятельности, являются верными и преданными сынами России, о чем мы, оставшиеся в живых, не должны забывать.
Для предупреждения часто наблюдавшихся поджогов и других преступлений в некоторых местах уезда были установлены разъезды конных стражников.
В ночь на 21 июля 1908 года три стражника-ингуша, проезжая полем, на дороге возле м.Вязовка встретили человека с узелком в руке и попытались его остановить. Неизвестный моментально выстрелил из браунинга, ранив одного из ингушей в руку, и бросился бежать. Спешившиеся стражники ответными выстрелами ранили уходившего и он упал. Один из стражников отправился в ближайшую экономию и вызвал по телефону из казармы в м.Буртах стражников, и когда вызванные стали приближаться к лежащему, то он опять начал стрелять в стражников. После этого стражники дали залп в преступника и, очевидно, попали в бывшую при нем бомбу, так как последовал сильный взрыв, которым преступника разорвало на части, а стражник Абдула Мальсагов был ранен в глаз. Остальные же шесть стражников отделались незначительными царапинами. В нескольких саженях от преступника, оказавшегося крестьянином м.Вязовка  Черкасского  уезда  Яковом Ковалем,   19-ти лет, найдены были еще одна бомба большой силы и динамитные патроны.
Раненый Мальсагов был отправлен на излечение в больницу д-ра Манденштама в Киев, где и умер от полученной раны 28 того же июля. Тело его отправлено по железной дороге на Кавказ, и похороны состоялись там.
Почтим же память этого инородца, магометанина, отдавшего свою жизнь на служение Родине - России».
В заключение нынешней публикации хотелось бы отметить, что предлагаемые материалы были обнаружены в результате системной поисковой и исследовательской работы ингушского краеведа. Итогом деятельности, которой Берснако Газиков увлеченно занимается на протяжении нескольких десятилетий, стали интереснейшие находки и открытия. С какими-то из них познакомили читателей мы, другие нашли место в изданных краеведом книгах, а также в коллективных историко-краеведческих сборниках. Между тем, большая часть накопленного материала все еще ждет своего часа, чтобы стать достоянием широкой общественности.
Ахмет ГАЗДИЕВ 
Снимки из архива Б.Д.Газикова

ПОД КРЫЛОМ АНГЕЛА


Исколотое каменными исполинами небо, глубокие ущелья, альпийские луга, стремительные горные реки, благодатные долины, дыхание морского бриза и синева глубоких озер, гордые и красивые люди - все это Кавказ, древний и вечно молодой, овеянный легендами и преданиями старины. Предки оставили нам в наследство законы чести и справедливости, по которым всегда жили кавказские народы.  Нам  нужен  единый Кавказ,  не  раздираемый     распрями и противоречиями, мирный и процветающий. Тот Кавказ, который всегда манил к себе других и показывал примеры подлинного братства народов, живущих на этой благословенной земле…
НАША древняя земля неповторима и уникальна. Здесь тесно переплетены судьбы разных народов, а в отзвуке веков живет всеобщее стремление к миру и созиданию. На этой земле всегда мирно сосуществовали представители различных конфессий и культур, выработавшие в  давние времена свою шкалу общих ценностей. Они не знали модного ныне слова толерантность, но были терпимы друг к другу, с уважением относились к обычаям и традициям тех, с кем свела их общая историческая судьба и принадлежность к Кавказу, который для каждого из нас больше, чем просто географическое понятие.
Кавказ – это образ жизни, это не всегда постижимая для других психология, это Вселенная - целый мир, способный поразить воображение не только богатейшей палитрой своих ярких красок, но и многогранностью самых тонких нюансов, отраженных в каждом движении человеческой души.
История мусульманства и православия на Кавказе заслуживает отдельного внимания. Две главные мировые религии на кавказской земле давно нашли точки соприкосновения. Кавказ стал той уникальной лабораторией, которая дала миру наглядный рецепт веротерпимости и межконфессионального согласия. Пример тому Ингушетия – мусульманская республика, в которой православная паства не лишена возможности совершать религиозные обряды в действующем христианском храме. Христианский храм соседствует и с главной мечетью Чеченской Республики в деловом центре Грозного.
Центром христианства на Северном Кавказе, безусловно, является Ставрополь – русский город с кавказским темпераментом. Гуляя по его стареньким улочкам и главным проспектам, претендующим на губернский размах, можно встретить русских красавиц – эффектных голубоглазых блондинок и их подруг – темнооких кавказских принцесс. А на девушку в хиджабе, вошедшую в городской автобус, из всех пассажиров обратил внимание, пожалуй, только я. Хиджаб, вызывающий порой раздражение в Ингушетии, в ставропольском общественном транспорте остался без какой-либо реакции окружающих.
Ставрополь – город с богатым историческим прошлым. На сегодняшний день здесь по самым скромным подсчетам насчитывается более двухсот памятников истории, культуры, архитектуры и градостроительства. Ставрополь является культурным и образовательным центром. Здесь находятся шесть музеев, два театра, 20 крупных библиотек, два десятка вузов и целый ряд ведущих на Северном Кавказе медицинских учреждений.
Увидеть все достопримечательности Ставрополя за короткий срок вам, конечно, не удастся. Но знакомство с этим городом лучше начать с Александровской площади. Отсюда рукой подать до уютных кафе и ресторанов, где можно провести время за неспешной беседой, а также торговых центров, столь притягательных для любителей шопинга. Это самая оживленная часть города – совсем рядом расположены и главные административные здания края.
Александровская площадь получила свое название в 1851 году в память о пребывании здесь великого наследника престола Российской империи Александра Второго. Но сегодня у нее есть и второе название – площадь Ангела. В 2002 году в честь 225-летия Ставрополя по решению городских властей здесь был установлен памятник ангелу-хранителю города. Этот памятник представляет собой величественную колонну из красного гранита, на вершине которой установлена бронзовая скульптура ангела, воздевающего над городом крест. Ставропольчане считают, что если посмотреть на ангела и загадать желание, - оно обязательно сбудется.
Гранитная колонна с ее позолоченной сферой на самом верху, на которую опирается ногой ангел, внизу украшена городской символикой. Но главный смысл этого сооружения заключается в словах, выбитых у его подножия: «Ангел Божий, хранителю наш святый, нам от Бога с небес данный! Прилежно молим тя: ты нас и град наш от всякого зла сохрани».
В августовскую жару, с которой совпал мой приезд в Ставрополь, фонтаны, разбитые у подножия памятника Ангелу-хранителю, стали притягательными для самых маленьких горожан. Устремленная к их прохладе детвора, радостно резвилась в водных потоках, оглашая площадь веселым смехом. А вот в вечерние часы сюда, на площадь Ангела, ставропольчане приходят отдыхать целыми семьями. Здесь встречаются друзья и назначают свидания влюбленные…
Удобнее всего попасть на площадь Ангела по Аллее звезд. Все остальные подходы к одному из главных символов города почему-то пока не обустроены как следует.
Ставропольская Аллея звезд - это аналог голливудской Площади звезд. Только здесь увековечены не имена людей, а названия лучших предприятий, составляющих гордость, богатство и основу будущего экономического благополучия Ставропольщины.
Аллея звезд в краевой столице появилась в год 80-летия Ставропольского края. Обладателями именного памятного знака на Аллее звезд могут стать только победители конкурса правительства края по выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции.
Каждый знак выполнен на гранитной плите в виде пятиконечной звезды, в центре которой указано название предприятия и год его закладки. Торжественная церемония закладки новых звезд происходит ежегодно в День края. Так власти привлекают общественное внимание к проблемам качества, безопасности и конкурентоспособности выпускаемой в Ставропольском крае продукции.
Ахмет ГАЗДИЕВ
Ставрополь - Назрань
Фото автора

СЕРДЦЕ МУСУЛЬМАНИНА


С той поры сменилась целая эпоха, но этот неординарный человек и сегодня остается для многих людей примером для подражания. Его жизнь, наполненная высоким смыслом, его поступки, продиктованные совестью, и каждодневное служение вечным истинам, ставшим для него надежными ориентирами еще в детском возрасте, дают нам право говорить о нем, как о человеке, совершившем нравственный жизненный подвиг…
ДУХОВНОЕ подвижничество Марзабека Адлиевича Дзейтова, которое он, повинуясь выбору сердца, скромно, но твердо вершил на протяжение своей жизни, оставило о нем добрую память. В его сердце – сердце мусульманина – жил негасимый свет истинной любви к Всевышнему. И как бы трудно ни приходилось ему порой, какие бы испытания ни уготовила ему выбранная стезя, этот свет вел его вперед, щедро одаривая своим теплом всех окружающих. Люди запомнили его, как первого имама села Нижние Ачалуки Малгобекского района после возвращения ингушского народа из сталинской депортации.
Зерна добра, посеянные когда-то Марзабеком Адлиевичем, дали дружные всходы, которые давно подросли и окрепли. Ростки извечных духовных скрепов, бережно взращенные им в неуютной среде того времени, продолжают и сегодня приносить свои замечательные плоды.
Марзабек Адлиевич черпал силу в вере. Он проповедовал великую религию мира, до конца проникнувшись ее чистотой, светом, радостью, непринятием зла и несправедливости. Примером собственной праведности он покорял даже каменные сердца своих недоброжелателей, тех, кто в силу разных причин потерял дорогу к вере и не нашел в себе понимания ислама.
Марзабек Дзейтов родился в селе Нижние Ачалуки в 1908 году. Как рассказывает его племянник Або, детство юного Марзабека ничем не отличалось от детства всех его сверстников. Но рос он в очень богобоязненной семье, воспитывался по канонам ислама, которых потом строго придерживался до конца своих дней. Тогда же, в детстве, Марзабек начал изучать исламские науки – родители отдали его в школу муталимов.
Молодые годы будущего авторитетного священнослужителя совпали с периодом тотального подавления свободы совести и всевластием атеистической идеологии. По всей Ингушетии прокатилась волна репрессий, направленных против религии. Закрывались мечети и медресе, имамы подвергались гонениям, арестам и ссылкам в Сибирь. А потом настало и черное время, когда безбожная власть, поправ все законы человечности, лишила ингушский народ его древней Родины и священной отцовской земли.
Что помогло ингушам выжить в голодных степях Казахстана? Только вера во всех ее проявлениях. Вера в Аллаха, вера в торжество справедливости, вера в свои силы. Народ бился в смертельной агонии, но даже на пороге своей гибели продолжал верить. Оболганный и оскорбленный, он верил, столкнувшись с чудовищным предательством, верил, навсегда теряя своих лучших сынов и дочерей. И ничто не могло убить в нем эту веру!
В сердце настоящего мусульманина живут свет и созидательное добро. И оттого это сердце так стойко. Был стойким и Марзабек Дзейтов. Несмотря на все испытания, его вера лишь только росла и крепла. В поисках новых знаний он надолго покидал дом, обогащал свою духовность, обучаясь у самых авторитетных и именитых богословов того времени. Полученные знания он затем распространял среди своих братьев по вере.По возвращении ингушского народа из депортации Марзабек Адлиевич Дзейтов стал имамом в своем родном селе. Вести проповеди, собираться для исполнения зикра и религиозных бесед приходилось тогда тайно. Но и под удушающим идеологическим колпаком продолжалось духовное подвижничество этого человека.
Самой сокровенной мечтой для Марзабека Дзейтова было совершить паломничество в священную Мекку. Его желание поклониться мусульманским святыням было столь велико, что однажды он, несмотря на уговоры близких людей, написал письмо в Чечено-Ингушский обком КПСС с просьбой разрешить ему оправиться в Мекку.Через какое-то время Марзабека Адлиевича вызвали в обком партии. Он сидел в приемной в долгом ожидании, где на него поглядывали с опаской и подозрением, зная, по-видимому, о цели его прихода.
«Наконец, меня пригласили в кабинет, - рассказывал Дзейтов своим родным по возвращении из Грозного. – За столом сидел средних лет мужчина. Он внимательно рассматривал меня некоторое время, а затем спросил, не передумал ли я совершить хадж. Я ответил, что это мечта всей моей жизни. Тогда он протянул мне лист бумаги с текстом на арабском языке. Там было написано, что совершать хадж необходимо на средства, заработанные честным трудом. Я ответил, что являюсь строителем и имею большой стаж работы, показал трудовую книжку и свои мозолистые руки. После этого мне показалось, что я заметил в его глазах искорки уважения к моей настойчивости.
После долгих раздумий этот мужчина сказал мне, что сейчас в арабском мире идет война, и никто не может гарантировать мне мою безопасность: вот когда там все уладится, мы Вам дадим знать».
Хадж Марзабека Адлиевича к священным для каждого мусульманина местам так и не состоялся…
- Нынешним летом в наше село приезжала съемочная группа НТРК «Ингушетия», чтобы сделать передачу о моем дяде, - рассказывает Або Дзейтов. – В его доме на мовлид собралось много людей, которые знали Марзабека, слушали его наставления и проповеди, совершали под его руководством зикр. Здесь прозвучало немало добрых слов в его адрес. Все говорили о том, что семена веры, добра и милосердия, которые он сеял в сердцах людей, и по сей день дают благодатные всходы. Ведь Марзабек не только провозглашал извечные коранические истины, но и сам строго следовал им. Недаром ведь говорят, что святость богослова определяют не его слова, а его дела и поступки.
Марзабек Адлиевич Дзейтов ушел из жизни в 1981 году. Проводить его в последний путь собралось огромное количество людей. Среди них были и известные богословы. Предал земле своего мусульманского брата один из авторитетнейших религиозных деятелей Ингушетии той поры имам села Новый Редант Умар Даскиев, имя которого сегодня носит мечеть в его родном селе.
Покинув бренный мир, Марзабек оставил в наследство своим детям доброе имя и незапятнанную честь, которыми они так дорожат сегодня. Его дети исполнили и заветную мечту своего отца - младший сын Юнуз совершил за него хадж в священную Мекку.
- Хотя Марзабека уже давно нет среди нас, его учеников, но он почти осязаемо присутствует рядом с нами, - говорит Аюп Ахмедович Костоев, житель села Нижние Ачалуки. – Он передавал нам свои глубокие духовные знания, мог найти исчерпывающий ответ на любой наш вопрос. Его духовные наставления влияли на наши сердца, подвигая каждого из нас к совершению благих дел и оказывая на нас благотворное влияние…
У ингушей есть пословица: «Кого любят люди, того любит и Бог». Марзабек Адлиевич Дзейтов ушел в праведный мир, окруженный всеобщей любовью и уважением.
Да пребудет же с ним вечно Милость Аллаха.

На снимке: М.А. Дзейтов (второй слева) с близкими по духу людьми

ДЛЯ НАС ВСЕГДА ОТКРЫТА В ШКОЛЕ ДВЕРЬ…


1 сентября – это, наверное, одна из тех немногих дат, что находят отклик в душе каждого человека. В этот день мы, взрослые, с легкой грустью и ностальгией вспоминаем беззаботные школьные годы и, невольно возвращаясь в прошлое, бережно перебираем в памяти события той светлой поры. В калейдоскопе дорогих сердцу воспоминаний мелькают милые лица школьных друзей и улыбки наставников-учителей. И снова звучит заливистая трель школьного звонка, которой был отмечен каждый наш шаг к взрослению.

РОДИТЕЛИ и школа, без сомнения, преподали нам первые уроки жизни, благодаря которым мы шагнули в большой мир готовыми постигать его многообразие. Этот взрослый мир не всегда был добр к нам, а жизнь вносила свои коррективы в наши детские планы и мечтания. Но никаким обстоятельствам не было под силу изменить наши представления о добре и зле, впитанные нами в детстве, нашу решимость следовать правилу в том, «что такое хорошо и что такое плохо».
В эти сентябрьские дни, пахнущие цветущей астрой, я попросил разных людей поделиться со мной своими сегодняшними ощущениями и мыслями о безвозвратно ушедшей школьной поре. Какие воспоминания она оставила в их сердцах? Видят ли они в сегодняшних школьниках себя – тех совсем юных, где-то немного наивных, в чем-то дерзновенных, а по большому счету чистых и искренних? Что дала им школа? Чему научила? Пригодилось ли им по жизни то, что когда-то день за днем пытались привить им школьные учителя? Ответы моих собеседников я и предлагаю сегодня вашему вниманию.

Мурат КАРТОЕВ - поэт, писатель, журналист:

- Кого-то удивит слово «парта»… Теперь школьная мебель называется иначе: столы и стулья. Парта была универсальным средством, она совмещала в себе признаки стола, стула, шкафа и тумбочки. Сколько добрых воспоминаний у меня лично связано с этой нехитрой мебелью. Обычно парты красились в черный цвет. На вопрос - почему так, нам классный руководитель Василий Григорьевич Теряев ответил сразу: такой цвет совпадает с цветом чернил. У современного ученика это вызовет некоторое удивление: о чем идет речь? О чернилах, которые заливали в специальную стеклянную чернильницу, куда макали ручки с перьями. Шариковых авторучек тогда не было. Именно эти чернила становились причиной многочисленных клякс, которые неосторожные ученики оставляли на партах, учебниках, тетрадях, одежде, ладонях и пальцах. Все это было проблемно и обременительно.
Теперь многое изменилось. Вместо парт появились столы и стулья. Благодаря этому, школьник имеет возможность больше двигаться, он более свободен. О чернильнице никто даже представления не имеет. Классы-кабинеты носят предметный характер, они хорошо оборудованы, в них больше простора и света.
Но стали ли мы образованнее? Правильного ответа на этот вопрос найти не могу, но нутром чую, что в тех тесных и темных классах знаний было больше, дети были более увлеченными, а педагоги более целеустремленными. Пусть никого это не обижает.
Участие в конкурсах и победы в них стали значимее, чем процесс получения и закрепления знаний. Тогда упорства было больше. Помню, как будущий юрист, золотой медалист школы пять раз сдавал экзамены в институт. В конце концов, он стал студентом, прекрасно учился, хорошо работал, заслужил уважение сотен и тысяч людей.
Дети в школах жили интересами учебы. Практически никого нельзя было поймать во время директорских проверок без учебников, без портфелей, без тетрадок и дневников. О школьной форме тогда не говорили на крупных собраниях и заседаниях, она была необходимостью и неизменным атрибутом жизни ученика. Здесь не возникало вопросов: следует ли носить эту робу?
Дети тогда учились. За многие годы учебы я так и не вспомню, чтобы учитель задал вопрос, на который я так или иначе не смог бы ответить. Я дружил с сорванцами, гонял футбол, купался в дождевых лужах, но об учебе никогда не забывал. Я читал книги, пробовал писать стихи, мастерил скворечники, но правила из учебника Бархударова и Крючкова по русскому языку знал хорошо. Конечно, у меня были и недостатки. Но я с ними боролся и превозмог их. Я стал специалистом по тому предмету, который мне давался труднее других. Теперь, простите меня за хвастовство, могу дать фору большинству своих бывших коллег. А вот нынешним выпускникам того же факультета я дам восемь фор. Многие из них не готовы к встрече с учениками и знают столько, сколько должны были знать еще до поступления в вуз.
Почему такое происходит? Что это за школа, если половина ее выпускников с трудом читают, плохо знают таблицу умножения, не имеют нормальной физической подготовки и совершенно не любят трудиться? Я не утрирую проблему, а говорю правду, хотя говорить правду в нашем образованном обществе стало проблемно, а то и сильно возбраняется. Лгать можно, бузить можно, а вот сказать правду в лицо решается редко кто. Неумехи засели в кабинетах учреждений, правят там бал, и здоровый человек среди них чувствует себя неуютно. Он боится говорить истину, ниспосланную Всевышним, сказанную гениями и проверенную временем. Наконец-то человечество изобрело замок на роток. В этом деле невежество оказалось настоящим мастером.
Итак, дети сели за парты. От нас, старших, зависит, во что выльются следующие девять месяцев жизни ребенка. Потянется и дотянется ли до знаний наш сын, внук, родственник или сосед? Просидит, протирая штаны? Закончит школу и пойдет строить дорогу в новую жизнь?
Что будет?

Пятимат САУТИЕВА - заведующая отделом по научной работе ГБОУ СПО «Политехнический колледж РИ»:

- Школьные годы чудесные… Как они далеки и как близки они становятся когда какой-нибудь пустяк возвращает нас в то светлое и весёлое время нашего детства и юности. Моя первая учительница Герман Валентина Петрова - какой строгой она казалась нам тогда и как благодарна я ей сегодня за то, что вкладывая душу, она учила нас с первых уроков не только умению считать и писать, но и умению быть честными, чистыми, справедливыми. А ещё она великолепно играла на фортепьяно и иногда устраивала нам маленький праздник: садилась за рояль и пела… «Снегопад, снегопад, не мети мне на косы…»
Я очень люблю чтение и свою роль в этом сыграла преподаватель русского языка Слепцова Вера Ивановна. Она очень любила нас, учеников, которые интересовались литературой, и научила понимать классику, непреходящую ценность произведений Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Чехова. Нас с сестрой в будущем она видела только филологами. И хотя по роду деятельности я сегодня преподаватель, иногда мелькает сожаление, что не отдала предпочтение филологии...
Очень интеллигентной и бесконечно терпеливой была с нами любимая преподавательница родного языка, дочь первого ингушского художника Ахриева Ханифа Хаджибикаровна. Язык - душа народа. Это она показывала через свои уроки и очень огорчалась, если мы плохо готовились к занятиям. О ней строки известного ингушского поэта Гирихана Гагиева: «ГIалгIай меттал детталу са дог, гIалгIай меттал…»
Льянов Борис Умарович - очень строгий директор школы-интерната №4 города Малгобека, обладавший бездной доброго юмора, преподавал у нас математику. Мы его ужасно боялись за строгость, но почему-то это совсем не мешало нашей любви к нему.
Дверь в детство закрылась. Мы уже давно состоявшиеся люди, пусть и не всё сбылось из того, что мечталось. В любом случае наши преподаватели все без исключения были учителями от Бога. Я беру порой в руки фотографию, на которой запечатлена Ханифа Хаджибикаровна, ведущая урок в нашем классе, и понимаю, что её глаза, светящиеся мудростью, светят мне через тернии жизни… Наворачиваются слёзы от того, что многих наших школьных наставников уже нет в живых. Но как же я благодарна судьбе за то, что они встретились мне в моей жизни и научили меня быть лучше, чище и благороднее. Научили просто быть человеком!

Индира МАХЛОЕВА - студентка магистратуры Ингушского госуниверситета:

- Вот и закончилось лето, а вместе с ним подошли к концу и школьные каникулы. Ребятишки снова пошли в школу. Кто-то в первый раз, кто-то уже в 10-й или 11-й. Глядя на сегодняшних первоклашек, я невольно вспоминаю свои школьные годы. Вспоминаю своё школьное детство, и как будто заново проживаю те минуты, когда шла с мамой в 1-й класс, такая маленькая и немного растерянная, задающая сама себе вопрос: как там тебя встретят?
Больше всего мне запомнился этот первый поход в школу. Эти улыбки на лицах счастливых детей, детский смех и слезы родителей, первая учительница, первые школьные книжки. И, конечно же, я запомнила свою долгожданную первую пятерку. Это были незабываемые ощущения, ведь передо мной открылась дверь в необыкновенную, полную загадками и тайнами страну.
Первую мою учительницу звали Макка Хасановна. С ее помощью нам и предстояло разгадать эти тайны и загадки. Я помню, как внимательно мы ее слушали, боясь упустить что-то очень важное. Помню, как нам ставили на обложке тетради звездочки за пятерку и флажки за четверку. Я старалась учиться только на пять и мне это удавалось. В третьем классе я оказалась на школьной Доске почета и очень гордилась тем, что я среди лучших.
Случилось так, что за свои 11 лет учебной жизни я сменила несколько школ. Первый раз я поменяла школу после 2-го класса, в 8-м классе я училась уже в другой школе, выпускницей которой мне и предстояло стать. О всех школах у меня остались приятные воспоминания. Там работали люди, которые могли научить тебя не только читать и писать, но и всегда были готовы дать совет, если нужно, поддержать в трудную минуту. Они учили нас быть честными, ответственными, трудолюбивыми. Наверное, среди всех учителей, которые у меня были, я больше всех запомнила Мержоеву Марину Магомедовну, которая оказалась нашим руководителем в 11-м классе средней школы №26 села Зязиков-Юрт. Несмотря на то, что вместе нам довелось быть всего лишь год, я успела ее очень полюбить. Если честно, я даже не могу объяснить, почему полюбила ее больше всех. Может, подкупила ее честность или отношение к нам - для меня это остается загадкой.
Благодаря школе и моим учителям я стала тем человеком, который я есть сейчас. Они дали мне много хорошего, научили жить не только для себя, но для других тоже. Наверное, поэтому я и сама решила стать учителем, чтобы связать свою жизнь со школой и детьми. Хочется надеяться, что я смогу передать своим будущим ученикам все то хорошее, что в свое время дала мне школа…

Фото автора

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАЛГОБЕКА – ПРАЗДНИК ВСЕЙ ИНГУШЕТИИ



Свой 81-й День рождения отметил в минувшую субботу город Воинской славы, город трудовых свершений Малгобек. Собственно, днем зарождения города нефтяников на безжизненных прежде сопках Терского хребта принято считать 24 августа 1933 года, когда из скважины № 13 с глубины 1180 метров бригада Кабира Тайзетдиновича Тайзетдинова получила первый на малгобекском месторождении фонтанный промышленный приток нефти. Однако по сложившейся традиции День города в Малгобеке отмечают в первую субботу сентября. Так повелось уже давно.

НАКАНУНЕ праздничной даты к малгобекчанам отбратился с поздравлениями глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. «День рождения города Малгобека - праздник не только его жителей, но и всего многонационального народа Ингушетии, - говорилось в обращении руководителя региона. - История Малгобека неразрывно связана с историей нашей страны. В его летописи и славные трудовые свершения, и ратные подвиги малгобекчан. 
Сегодня Малгобек уверенно идёт по пути социально-экономического возрождения, создания условий достойной жизни для каждого жителя. Лицо города определяют его жители, здесь живут прекрасные люди, любящие свой родной город и работающие для его процветания.
За последние годы значительно изменился облик Малгобека. Большой объём работы выполнен в плане благоустройства и развития городского хозяйства. Сегодня Малгобек украшают современные здания, дороги, объекты социальной и культурной сферы, созданные любящими свой город горожанами».



 - Это событие связывает людей разных возрастов, национальностей, профессий, интересов и убеждений, всех, чей труд способствовал росту и развитию города, кому дорога его история, - считает глава администрации города Малгобека Мухажир Евлоев. -  Нам есть чем гордиться! Наши спортсмены побеждают на различных  соревнованиях, наши дети становятся призерами многих олимпиад, наши творческие коллективы прославили Малгобек далеко за пределами Ингушетии. Добрую славу заслужили трудовые коллективы и профессиональные династии, которые вносят вклад в развитие различных сфер жизнедеятельности города.
Малгобек хорошеет и расцветает, меняется его облик, растет число новостроек, благоустраиваются улицы, дворовые территории, а это значит, что впереди у нас – новые важные достижения и хорошие перспективы.
Особые слова благодарности хочется выразить в этот день нашим ветеранам за их ратный труд и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны. Многие защитники Малгобека ценой своей жизни отстояли наш город и независимость всей страны…



Праздничные мероприятия, посвященные Дню города, начались утром с возложения цветов к подножию памятника защитникам Малгобека в Сквере Памяти. В церемонии принимали участие горожане, представители трудовых коллективов и общественных организаций города, руководители городской администрации.



Ближе к полудню на городской площади начался большой праздничный концерт, подготовленный культурно-досуговым центром города Малгобека. Своим творчеством порадовали горожан Ася Курскиева, Амир Пугоев, Фатима Кагерманова, Илез Тебоев, Аза Бокова, Вано Аветисов, Хава Албакова, Хеда Асхабова, Айна Мержоева, Багаудин Коригов, Амина Мутеева, Самира Галаева,Седа Мадагова, Айна Мержоева и многие другие.
Большая концертная программа была полна приятных сюрпризов, о которых заранее побеспокоилась городская администрация. Здесь вспомнили теплым словом людей, которые в первые годы становления Малгобека закладывали главные улицы города нефтяников, работали на его легендарных промыслах. В числе старожилов Малгобека прозвучало имя Лоли Магометовны Тумгоевой, 1908 года рождения. Сама почтенная дама придти на праздничные мероприятия не смогла. Но предназначенная ей денежная премия от администрации города была вручена ее дочери Сахи Наиповне. Денежная премия ждала и многодетную мать Тамару Хусейновну Даурбекову. Эта прекрасная женщина дала жизнь семерым мальчикам и трем девочкам.
Специальный концертный номер на празднике был посвящен замечательной молодой паре - Амерхану Бокову и Лиде Дзейтовой. Их свадьба совпала с Днем города и, разумеется, не могла остаться незамеченной. Красавица-невеста в сопровождении родственников поднялась на сцену, где ей тоже была вручена денежная премия от городской администрации. В адрес молодой четы прозвучали добрые слова и пожелания счастливой семейной жизни.
Еще одним героем дня оказался Али Цечоев. Этот малгобекчанин ничего не успел совершить за свою пока слишком короткую жизнь. Он просто родился в Малгобеке, сделав счастливыми своих родителей Магомеда и Тамару Цечоевых. Новорожденный стал третьим ребенком в этой семье, и устроители праздника выразили надежду, что в будущем Али будет достойным жителем города. Денежная премия для малыша была вручена его бабушке Зейбулат Тагировне Цечоевой.



Центр города в этот день был перекрыт для движения автотранспорта и полностью отдан в распоряжение пешеходов. Правда, самых маленьких горожан это ограничение не коснулось. Они с радостью разъезжали по центру Малгобека на паровозике, покинувшем в честь праздника аттракцион, расположенный в городском в парке. К их же услугам было и еще одно экзотического вида средство передвижения, напоминающее кабриолет. На радость детворе его соорудили местные умельцы.
Праздничные мероприятия и народные гуляния, посвященные Дню города, продолжались до позднего вечера. Здесь прошли спортивные состязания и различные выставки, привлекшие внимание горожан.
Любители народной музыки получили немало приятных эмоций, наблюдая за поединком гармонисток. В этом конкурсе лучшими были признаны Фатима Коригова, Зина Мамилова, Фатима Товсултанова и Фатима Богатырева. А в конкурсе на лучшую танцевальную пару лидировали Юсуп Галаев и Хади Танкиева. Все они также получили денежные премии.
Малгобекчане в этот день по-разному выражали любовь к родному городу и к своей республике. Мне, к примеру, запомнился юный велосипедист, катавшийся в центре Малгобека с флагом Ингушетии. Сожалею, что в стремительном калейдоскопе праздника я не успел узнать у мальчишки его имя. Но сейчас, пользуясь имеющейся у меня возможностью, передаю ему свой респект.

Ахмет ГАЗДИЕВ

Фото автора

суббота, 26 июля 2014 г.

ДУША АБРИКОСОВОГО ДЕРЕВА


Минувшей весной я вдруг вновь почувствовал в себе давно позабытую, казалось бы, тягу внимательно понаблюдать за пробуждением живой природы, что, признаться, стало сродни новому открытию мира. Согретая теплым солнцем земля стремительно разгоняла невидимые токи, наполняя весенний воздух ароматом жизни. А в это время легкий, игривый весенний ветерок, наполненный светом, играл на звонких струнах тающих сосулек свою песню. В серебряной капели этой мелодии, нашедшей отзвук в разбеге ручейков и отраженной в пронзительной синеве бесконечного небесного купола, звучали высокие ноты извечного гимна мирозданию – неповторимому, непостижимому и бессмертному…









ПРИРОДА просыпалась после зимы, сбрасывая с себя оцепенение долгого сна. Гряда Кавказских гор на горизонте плыла в лучах солнца и, словно отчеканенная на новой монете, обретала выпуклую четкость, привлекая к себе внимание и чаруя взор своим величием и вековой незыблемостью. А здесь, у подножия гор, в моем саду, сначала робко, потом все смелее оживало молодое абрикосовое дерево.
В один из дней его голые ветки, сияющие на солнце перламутрово-красным лаком, покрылись почками. Потом прошло еще какое-то время, прежде чем эти почки то тут, то там несмело проклюнулись нежными белыми цветами с едва уловимым розовым оттенком.
В них, в этих первых цветах, было что-то невероятно искреннее и трогательное. Хрупкие и незащищенные, они словно взывали к кому-то… И эта беззвучная мольба была услышана! Наполнившись данной ему извне силой, абрикосовое дерево однажды встрепенулось и почти мгновенно озарилось ярким светом цветения. Оно словно воспарило над землей, протянув к небу свои руки-крылья и растворяясь в бессмертной музыке жизни…
Несчетное количество раз я подходил к абрикосовому дереву, чтобы запечатлеть на фотоаппарат эту музыку. Многие и многие снимки летели в корзину моего компьютера. Осталось лишь несколько снимков, на которых дерево, смилостившись на какой-то миг, подарило мне свое откровение.
Во власти своего небесного флера абрикосовое дерево пребывало недолго. Но, наверное, именно этот короткий полет в высших сферах дал ему возможность до конца постичь собственную земную суть. И когда погас его буйный цвет, дерево обрушило перед моим окном водопад изумрудной листвы, под неожиданно тихим шепотом которой стали завязываться и крепнуть плоды…
Свое главное откровение абрикосовое дерево подарило Кавказу много-много лет назад с рождением на свет дудука – армянского духового музыкального инструмента. Сегодня доподлинно неизвестно, когда именно появился дудук. Одни ученые считают, что это произошло в VIII веке до Рождества Христова, другие уверены, что дудук впервые зазвучал во времена правления царя Тиграна Второго, то есть на 700 лет позже. Но как бы там ни было, дудук символизирует армянскую национальную идентичность уже на протяжении многих веков. К примеру, этномузыковед доктор Джонатан Макколам обнаружил изображения этого уникального музыкального инструмента в армянских рукописях Средневековья. Этому же исследователю принадлежит утверждение, что музыка дудука отражает настроение и диалектику армянского языка.
В Армении у дудука есть еще одно название – циранапох. Перевести это название можно как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева». Под этим названием он упоминался и армянским историком V века Мовсесом Хоренаци. Музыка циранапоха столетие за столетием сопровождает все главные события в жизни армянского народа, будь то праздники или дни горя.
Дудук представляет собой деревянную флейту с девятью игровыми отверстиями. Но его негромкое звучание потрясает какой-то невероятной космической объемностью и наполненностью. Любой желающий убедиться в этом может без труда найти в ютубе немало роликов, где звучит дудук, или хотя бы еще раз пересмотреть оскароносный фильм Ридли Скотта «Гладиатор». Автором саундтрека этого фильма стал мастер дудука, музыкант и композитор Дживан Гаспарян, который является одним из самых известных в мире дудукистов. Газета "Нью-Йорк таймс" писала тогда: "Как странно, что в этом безбожно жестоком мире еще есть такие сокровенные звуки". Но, между прочим, до «Гладиатора», вышедшего в прокат 14 лет назад, музыка дудука в исполнении Дживана Гаспаряна звучала и в других голливудских фильмах, в том числе и в знаменитом «Последнем искушении Христа» (1988 год).
За долгие столетия существования дудука во многих странах у него появились братья. В Японии, например, его делают из бамбука и называют хичирики. В Китае – это гуань, в Азербайджане – баламан, в Грузии – дудки, а в Турции – мей. Дудук в той или иной мере нашел свое перевоплощение в похожих музыкальных инструментах народов Северного Кавказа, Ближнего Востока и Балкан.
Девять лет назад, в 2005 году, ЮНЕСКО признала музыку дудука шедевром всемирного нематериального культурного наследия человечества. Эту вечную музыку, исполненную одновременно радости и печали, я и пытался услышать в кроне абрикосового дерева, постучавшегося по весне в окно моего дома…
Кстати, любопытной информацией поделился со мной ученый-этнолог Борис Харсиев. Оказывается, нарты – предки многих ингушских родов – изготавливали из абрикосового дерева 13-струнную лиру. Она и известна как лира нартов.
Музыка этой лиры поднимала боевой дух наших предков во время сражений и давала силы в периоды короткого отдыха

Ахмет ГАЗДИЕВ
Фото автора

понедельник, 23 июня 2014 г.

БАШНЯ ДРУЖБЫ АМУРХАНА КУСОВА


На первый взгляд он может показаться кому-то романтиком и мечтателем. Впрочем, внешне Амурхан Кусов, наверное, так и выглядит. Однако он напрочь лишен инфантильной созерцательности, нередко присущей его сверстникам. Да и воздушных замков этот молодой парень не строит. Амурхан реалист, ему 21 год. И все, что он возводит, на что направляет свою созидательную энергию куда более чем осязаемо. Многие его начинания не только обретают реальные очертания, воплощаясь в жизни, но и имеют сегодня знаковый характер. А все потому, что несут они в себе добрый посыл и объединяют людей…  


ОН ПОДОШЕЛ ко мне на встрече участников интерна-
ционального клуба «Кунаки», которая на этот раз проходила во Владикавказе, и с первых же минут знакомства я был вынужден попросить его на минуту прерваться, чтобы включить свой диктофон. Слова осетинского парня, адресованные его ингушским сверстникам, показались мне интересными. 
- Некоторые из нас както не любят друг друга, ни разу даже не видев вживую осетина или ингуша, - сказал Амурхан. – Я считаю, что это совершенно неправильно и с детства очень жестко пресекаю такие разговоры. Мы соседи и должны жить в мире и дружбе...
Мой собеседник оказался человеком с активной жизненной позицией. Он студент юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. Коста Хетагурова. Свою учебу в вузе успешно совмещает с научной работой, участвуя в различных научных конференциях, которые проходят не только на Северном Кавказе, но и в других регионах нашей страны. При этом он является еще и депутатом молодежного парламента Северной Осетии, стал президентом благотворительного фонда «Быть добру», помогающего детям-инвалидам, а также успел ярко заявить о себе в молодежной организации «Иры фидан» («Будущее Осетии»).
Два года назад, участвуя во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер», Амурхан получил грант на строительство детской игровой «Площадки дружбы» в селе Чермен. За поддержкой своего проекта он обратился на «Селигере» к Главе Республики Ингушетия Ю. Евкурову во время его встречи с молодежью.
- Наверное, Юнус-Бек Баматгиреевич уже и не помнит меня, но тогда его авторитет очень сильно помог мне. Я до сих пор благодарен ему за это, - улыбается Амурхан.
Надо отметить, что проект североосетинского студента носил не только социальный, но и в определенной степени политический характер. И вовсе не случайно свою «Площадку дружбы» Амурхан Кусов решил строить именно в Чермене. По его замыслу проект должен был объединить осетинскую и ингушскую молодежь. Так оно и случилось. «Площадку дружбы» вместе, плечом к плечу возводили молодые осетины и ингуши.
- В совместном труде я не увидел никаких различий между нами. У нас общие устремления, цели и интересы, - говорит Амурхан. - Мы очень похожи друг на друга. И вообще, знаете, если брать ингушей, то мне кажется, что они похожи на осетин больше, чем другие народы. Так что я только за дружбу. Вместе мы сможем совершить много полезных и добрых дел.
Самое главное, я хочу, чтобы мои дети жили в мире. Уверен, что и вы хотите, чтобы ваши дети, то есть мы, тоже жили в мире и дружили. А ведь мы, молодежь, сами в силах многое изменить, чтобы сделать нашу жизнь по-настоящему достойной и счастливой.
Когда кто-то сказал мне, что лучше бы я построил эту спортивную площадку где нибудь в городе, я твердо сказал: нет, она будет в Чермене. Было нелегко, и конечно, средств одного только гранта мне бы не хватило. Но нашлось много людей, которые поддержали меня, оказали проекту спонсорскую помощь. Очень активное участие в реализации проекта принял депутат парламента РСО-А Тимур Цахилов, к которому я обратился.
Максимум мы потратили тогда 150 тысяч рублей, но какой результат был! Мы, осетины и ингуши, получили возможность пообщаться и подружиться друг с другом, нашли много точек соприкосновения и построили в итоге прекрасный спортивный объект, где есть турники, баскетбольная площадка, полоса препятствий и многое другое. Сейчас на нашей «Площадке дружбы» играют и занимаются спортом ингушские и осетинские дети. Пусть же она подружит и сблизит их так, как подружила и сблизила нас.
Когда я бываю на различных молодежных форумах, будь то «Машук» или «Селигер», на каких-то научных конференциях, мне почему-то всегда интереснее общаться именно с ингушами.

Однажды был такой случай, когда ингушские ребята попытались говорить со мной на осетинском языке. Конечно, у них это не очень хорошо получалось. Но все равно было приятно. Тогда я подумал, что мне тоже надо учиться говорить по-ингушски.
Сегодня у меня в Ингушетии есть много друзей и единомышленников. Наверняка у нас будут еще какие-то совместные проекты, которые помогут и в дальнейшем налаживать межнациональный диалог. У нас же много межнациональных браков – лично я знаю несколько, много созвучных, родственных фамилий. Я не вижу смысла в каком-то противостоянии, не хочу, чтобы между нами было недопонимание.
Совсем недавно в наш благотворительный детский фонд «Быть добру» обратилась за помощью ингушская семья Цуровых из поселка Карца. Помощь требовалась мальчику, страдающему глухотой. Конечно, мы не могли не откликнуться. Ребенку вживили имплантаты, и к нему вернулся слух.
Не буду скрывать, тогда нашелся один человек, который не совсем понял наше стремление помочь этому ребенку. Но это его проблемы! Я придерживаюсь твердого убеждения, что если сегодня помогу ингушу, завтра ингуш поможет осетину…
Нашу беседу с Амурханом внимательно слушала Венера Туалагова, с которой я подружился в одной из социальных сетей. Много лет назад, выйдя замуж, она уехала жить в Италию. Но сердце этой женщины осталось в родной Осетии. Она никогда не теряла связи с Родиной, продолжает и сейчас внимательно следить за тем, что происходит на кавказской земле. О том, что мешает воцариться миру на этой земле, об острых проблемах межнациональных отношений мы много говорили с ней посредством Интернета. И надо же так было сложиться обстоятельствам, впервые с Венерой мы увиделись именно на встрече кунаков во Владикавказе. Оказалась, что она проводит отпуск в Осетии и сюда, на встречу, ее пригласила подруга-чеченка, живущая в Грозном.
- А как молодые политики относятся к тому, что в Чермене ингушские и осетинские дети учатся раздельно? – спросила Венера Туалагова у Амурхана. – Лично я, когда узнала об этом, была просто поражена…
- Да, такая ситуация, к сожалению, существует. На мой взгляд, решением подобных проблем должны заниматься не только гражданское общество, общественные и молодежные организации, но и государство, политические деятели как Осетии, так и Ингушетии. Должна быть политическая воля. Хотя я знаю, что и Глава нашей республики, и Глава Республики Ингушетия выступают за то, чтобы из нашей жизни ушли все межнациональные противоречия. Наверное, должно пройти какое-то время…
Сейчас Амурхан Кусов вынашивает новую идею. На административной границе Северной Осетии и Ингушетии задумал он построить символическую Башню дружбы. Первые шаги к реализации своего замысла Амурхан уже сделал – площадка для возведения Башни дружбы готова. Она тоже сделана руками молодых ингушей и осетин. Сначала ребята познакомились через Интернет, а потом встретились, чтобы, засучив рукава, взяться за дело. Теперь им осталось поднакопить сил и приступить к строительству. Тем более что времени со дня закладки площадки прошло уже достаточно.
- Я раньше часто ездил в Ингушетию и видел, сколько постов расположено у нас на Черменском круге, - говорит Амурхан. – Там одни люди в униформе, в касках и с оружием в руках. Это оставляет тягостное впечатление и как-то пугает. Так не должно быть. Хочется, чтобы человек, пересекая административную границу наших республик, видел что-то приятное, а не находился в каком-то напряжении. Поэтому было бы здорово, если бы к строительству нашей Башни дружбы присоединились не только осетины и ингуши, но и молодые представители других народов.
Я искренне хочу, чтобы осетины и ингуши всегда жили в добрососедстве. Уверен, чем больше наша молодежь будет участвовать в совместных проектах, соприкасаться в общих делах и решать общие проблемы, налаживать контакты в науке, спорте и культуре, сотрудничать в сфере благотворительности и в различных других сферах, тем быстрее мы все будем идти к успеху и процветанию. У нас есть чему поучиться друг у друга. Просто нам надо больше общаться и дружить.
Сегодня я могу говорить от лица всей молодежи Северной Осетии. Мы настроены на диалог с нашими ингушскими сверстниками. Знаю, что наши друзья в Ингушетии тоже открыты к такому диалогу. Нам никто не мешает выстраивать свои отношения и нужно просто воспользоваться предоставленной возможностью сообща решать свою судьбу и свое будущее...
Амурхан Кусов хочет видеть кавказскую землю мирной и процветающей. В этом стремлении его слова подкрепляются реальными делами. И пусть пока сделанное Амурханом кому-то покажется не столь уж и значительным в том ворохе проблем, которые требуют сегодня своего решения. Как говорится, любая большая дорога начинается с первого шага, а впереди у этого парня путь длиною в целую жизнь.
Верится, что в этой жизни у него будет еще много добрых и полезных дел. 
Ахмет ГАЗДИЕВ
Назрань - Владикавказ = Назрань
На снимке: Амурхан Кусов – парень, решивший построить Башню дружбы

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...