Продемонстрировать
современный художественный процесс в Северо-Кавказском регионе, его своеобразие
и уникальность призвана крупная художественная выставка, которая будет
проходить в биеннальном формате с 25 по 31 октября в Центре дизайна ARTPLAY в
Москве. Нашу республику на первой биеннале современного искусства Кавказа «В
поисках идентичности» будет представлять известный художник и скульптор,
народный художник Ингушетии и России, почётный член Российской академии
художеств Мурат Махиевич Полонкоев.
БОЛЕЕ 500 произведений классического и современного
искусства увидят посетители выставки «В поисках идентичности». Среди их авторов
- лучшие художники, скульпторы и фотографы Северного Кавказа и стран Закавказья.
Среди них - Рустам Яхиханов, Мурат
Осман, Вадим Каджаев, Марат Кесаев, Лазарь Гадаев и Георгий Сабеев, Юсуп
Ханмагомедов, Магомед Даудов, Андрей Гончар, Этери Мусаева, Адиль Астемиров,
Ирина Гусейнова и многие другие.
«Искусство Кавказа при всей его разнородности и
индивидуальности объединяет общее начало, насыщенная история, уникальные
традиции, - отметил накануне открытия выставки исполнительный директор
Московского музея современного искусства Василий Церетели. - Состав участников
Кавказской биеннале подтверждает, что регион богат на перспективных и
талантливых художников. Я уверен, что выставка заинтересует и специалистов, и
широкого зрителя, будет способствовать созданию нового художественного
сообщества и объединению культур, ведь искусство не имеет территориальных границ».
Министр Российской Федерации по делам Северного
Кавказа Сергей Чеботарёв подчеркивает, что за множеством интереснейших работ
биеннале «В поисках идентичности» – уникальные авторы. Все они тонко
чувствующие личности, при этом каждый видит свою родину по-своему – в красоте
неповторимой кавказской природы, в разнообразии туристических возможностей, в
гостеприимстве жителей, в их залихватском характере и силе их духа. В этих
красочных полотнах, живых фотографиях запечатлелась душа Кавказа.
По мнению руководителя фонда Современного искусства
Кавказа Заиры Астемировой, биеннале своим появлением впервые вводит термин
«кавказское современное искусство» в международный культурный контекст. Этот
термин обозначает пласт искусства, сохраняющий этнокультурное наследие региона.
Уникальный выставочный проект «В поисках
идентичности» объединит более ста северокавказских художников разных
направлений и поколений, приверженцев традиций и радикалов, художников диаспоры
и зарубежных участников. Биеннале будут сопровождать музыкальная
экспериментальная программа, лекции, публичные дискуссии и мастер-классы на
основе традиционных ремесел.
«МУЖСКОЕ
КИНО» АМУРА АМЕРХАНОВА
В
эти дни в Москве проходит российский этап 39-го Международного студенческого
фестиваля ВГИК – одного из крупнейших студенческих фестивалей в России и в
мире. В нынешнем году он посвящен 100-летнему юбилею знаменитой киношколы. В
российском этапе фестиваля, который завершится 25 октября, участвуют студенты
ВГИКа. С 11 по 15 ноября пройдет второй этап – международный. На участие в
конкурсе киносмотра пришло 311 заявок, из чего были отобраны самые интересные
работы из 30 стран и 35 киношкол мира.
В 39-м ВГИКовском кинофестивале участвуют студенты,
снявшие игровые, документальные, анимационные фильмы, кинопрограммы,
мультимедийные проекты. В рамках российского этапа фестиваля уже прошел показ первого
профессионального фильма на ингушском языке «Сайти - сын Зоули», снятого Амуром
Амерхановым. Основная идея фильма - становление мужчины посредством сложного
морального выбора, противостояние самобытности и древнего аутентичного закона
машине империи, безликому и кровожадному усреднению. Фильм повествует о высшем
мериле чести, не имеющем нации и религий.
Своим замыслом молодой режиссер поделился с журналистами
в ходе съемочного процесса, который протекал в достаточно сложных условиях. Неуловимый
абрек много лет скрывается от солдат империи в глухих лесах кавказских гор. В одну
из холодных ночей, зажатый кольцом врагов, он вырывается из окружения и
набредает на одинокую хижину, которая приютилась у стен древнего замка. Дверь
ему открывают вдова и ее сын-подросток.
Скрываясь от бури и преследования, грозный
незнакомец находит ночлег в бедняцкой сакле. Ночью вдова узнает в госте
человека, чей давний поступок перевернул жизнь ее семьи. Что решит подросток,
оказавшийся перед сложным выбором? Преступит ли он древний закон
гостеприимства?
В замкнутом пространстве горской хижины, где заперты
непреодолимыми условиями три человека, - каждый со своей задачей и целью, и
вокруг дома, где стоят солдаты, персонажи принимают тяжелые решения, которые
навсегда изменяют ход событий и жизнь каждого из участников этой истории.
Все повествование протекает в течение одной ночи и
одного дня в горной Ингушетии, в одинокой хижине в окружении древних боевых
башен, немых свидетелей многих и многих войн, протекающих у их подножия.
Суровая природа подчеркивает гордый дух и решения, определяющие человека, выросшего
здесь или попавшего сюда. Сама суровость окружающей действительности диктует
поступки и характер истории.
В исторической драме «Сайти сын Зоули», отражающей
события конца XIX
века, происходившие в горах Ингушетии, снимались профессиональные актеры
Алексей Вакулов, Дугурхан Кодзоева и Магомед Зурабов.
Короткометражка стала дипломной работой Амура
Амерханова, студента ВГИКа. Написанный им же сценарий этого фильма в свое время
завоевал награду в конкурсе «Телемания».
Главными целями Международного студенческого
фестиваля ВГИК являются признание и поощрение молодых талантов современного
кино, оценка перспектив развития отечественного и мирового кинематографа,
развитие диалога культур, упрочение интеграции России в мировое культурное
пространство.
У этого фестиваль, который проводится с 1961 года,
яркая история. В разные годы его победителями и лауреатами становились режиссеры,
творчество которых со временем получило высокую оценку не только на российском,
но и на мировом уровне. В их числе нельзя не назвать Андрея Кончаловского, Элема
Климова, Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Никиту Михалкова, Вадима
Абдрашитова, Сергея Соловьева и других талантливых выпускников ВГИка.
ПРИКОСНОВЕНИЕ
К ПРОШЛОМУ РОДНОГО ГОРОДА
Насыщенной
и интересной оказалась осенняя экскурсионная неделя для школьников, которая
проходила в эти дни в Малгобекском городском музее-мемориале боевой и трудовой
славы им. Б.А. Чербижева. Только в один из ее дней музей посетили 16 групп
школьников из разных общеобразовательных учреждений Малгобека. Музейные
работники рассказывали юным экскурсантам о боевом и трудовом прошлом города
воинской славы России, в котором они сегодня живут и учатся.
- Нами были проведены экскурсии, посвященные стратегической
Малгобекской оборонительной операции, во время которых ребята узнавали о героических
подвигах сынов Кавказа - защитников нашего Отечества, первооткрывателях
знаменитого Малгобекского нефтяного месторождения, - рассказывает директор
музея Заурбек Албогачиев. – Такие же экскурсионные недели, знакомящие
подрастающее поколение с яркими страницами летописи их родного города,
проводились нами во время празднования Великой Победы, в период летних каникул.
В нынешнем году в рамках экскурсионных недель Малгобекский музей уже посетили
около двух тысяч учеников 2-11 классов из различных школ нашего города и
района.
Малгобекский музей боевой и трудовой славы родился в
1978 году. Все начиналось с двух небольших комнат в районном Доме культуры. Там
разместились первые экспозиции. Но вскоре со всех концов страны в Малгобек
полетели письма с фотографиями и документами участников боев за город
нефтяников. Ветераны не могли не откликнуться на призыв малгобекского
энтузиаста Башира Асланбековича Чербижева, вставшего у истоков этого великого
дела.1 февраля 1980 года оназанял появившуюся в Малгобеке официальную должность
директора музея. Через год детищу Башира Асланбековича было присвоено почетное
звание «Народный музей». В 1984 году музейные экспонаты были размещены в
нынешнем здании, построенном в городском парке культуры и отдыха им. Серго. Еще
год спустя Малгобекский городской музей боевой и трудовой славы стал филиалом
Чечено-Ингушского республиканского музея краеведения. Тогда же, накануне
40-летия Великой Победы, участвуя во Всероссийском смотре музеев, молодой
Малгобекский музей был удостоен Диплома II степени. Аналогичный диплом он
завоевал и в 1987 году. Такими были первые шаги этого важного начинания.
За успехи в области культуры в 1988 году Б. А.
Чербижев был награжден знаком «За отличную работу» Министерства культуры СССР.
В 1998 году к этой награде прибавился знак «За достижения в культуре»,
учрежденный Минкультом России. В 2001 году Башир Асламбекович удостоился звания
«Заслуженный работник культуры РИ», а вскоре был отмечен и высшей наградой
Республики Ингушетия - орденом «За заслуги».
Сегодня этого замечательного человека нет среди нас,
но дело всей его жизни будет всегда служить сохранению исторической памяти и
воспитанию подрастающего поколения.
ИНГУШСКИЙ
ОРНАМЕНТ НАРОДНЫХ МАСТЕРИЦ
Выставка
«Народные умельцы» открылась в зале декоративно-прикладного творчества
Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия в минувший
четверг. На ней представлены образцы народной вышивки из фонда
декоративно-прикладного искусства музея. В частности, это предметы рукоделия
Лейлы Абукаровны Арчаковой, 1932 года рождения, а также несложные старинные
инструменты для шитья - иглы и наперстки. Возможность прикоснуться к творчеству
старших поколений у посетителей музея будет в течение целого месяца – именно
столько продлится выставка.
ОРГАНИЗАТОРЫ выставки, прежде всего, обращают
внимание посетителей на то, что искусство вышивания имеет многовековую историю.
О существовании вышивки в эпоху древности говорят находки археологов,
относящиеся к IX-X векам. Это, в первую очередь, фрагменты одежды, украшенные
узорами с использованием золотых нитей. Золотое и серебряное шитье с далеких
времен было очень распространенно и на Кавказе.
- Одним из интереснейших проявлений народного
творчества у ингушей, как и у большинства народов Северного Кавказа, является
искусство вышивания, - отмечает куратор выставки, искусствовед Государственного
музея изобразительных искусств Республики Ингушетия Багаудин Коригов. - В
основе этого вида искусства лежит орнамент, в котором получают отражение
национальные мотивы, нередко формы растительного и животного мира. Иногда по
мельчайшим деталям орнамента можно понять, представительницы какого народа и
региона вышивали данное изделие.
Традиции вышивального искусства получили наибольшее
развитие в XIV-XVII веках. Вышивка приобрела широкое распространение в
украшении костюма, предметов обихода, постельных принадлежностей. Золотыми и
серебряными нитями вышивали ленты, богатую из шелка и бархата одежду.
Ахмет
ГАЗДИЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий