Древней и такой прекрасной балкарской
земле было суждено повидать на своем долгом веку немало бед и испытаний, но 8
марта 1944 года вечный Эльбрус содрогнулся от невиданной доселе боли. Ранним
утром стон людской до краев наполнил все пять ущелий Балкарии и долгим эхом
пронесся над горами.
Все рушится, все падает во тьму,
Под черным ураганом выселения.
О, дай, Аллах, народу моему,
В годину эту страшную терпение!
ТАКИМИ строками начинается
стихотворение великого балкарского поэта и просветителя Кязима Мечиева «Выдержать!»,
написанное им в 1944 году в далеком Казахстане. Поэт обратился к своему народу,
попавшему в жернова сталинских репрессий и погибающему в депортации, с призывом
сохранить себя и не обезуметь от горя.
В справке сталинских
опричников «о ходе перевозок балкарцев по состоянию на 6 часов 17 марта 1944
г.» говорилось: «Погружено 14 эшелонов, находятся в движении 14 эшелонов
(Оренбургская железная дорога - 9 эшелонов, Ташкент - 5 эшелонов). Всего
погружено в эшелоны 37713 человек. Переселенцы направляются: во Фрунзенскую
область - 5446 человек, Иссык-Кульскую - 2702 человека, Семипалатинскую - 2742
человека, Алма-Атинскую - 5541 человек, Южно-Казахстанскую - 5278 человек,
Омскую - 5521 человек, Акмолинскую - 5219 человек, Джалал-Абадскую - 2 650
человек, Павлодарскую - 2 614 человек».
Как отмечает
ученый-историк Хаджи-Мурат Сабанчиев, организаторы выселения давали людям на
сборы двадцать минут. Старики, женщины и дети изгонялись из родных домов без
теплых вещей, с небольшим багажом. В пути, за 18 дней дороги в необорудованных
вагонах, от голода, холода и болезней умерло 562 человека. Их наспех
хоронили у железнодорожного полотна во время кратких остановок. Когда же ехали
без остановок, умерших в пути охрана попросту бросала под откос. Весь путь от
Кавказа до Средней Азии, длиной в пять тысяч километров усеян костями
переселенцев.
Выселение происходило в то
время, когда каждый четвертый балкарец находился в рядах воюющей Красной армии.
Каждый второй из них погиб, защищая Отечество от немецко-фашистских
захватчиков. Воины-балкарцы в числе первых встретили врага на западной границе
СССР, став участниками героической обороны Брестской крепости. Сыны Балкарии
защищали Москву и Ленинград, принимали участие во всех крупных операциях
Великой Отечественной войны, участвовали в партизанском движении на Украине и
Белоруссии, в антифашистском сопротивлении в Европе, в освобождении народов
Европы от гитлеровского ига. Многие из балкарцев дошли до Берлина, приняв
участие в штурме логова германского фашизма.
В составе действующей
армии сражалась 115-ая Кабардино-Балкарская кавалерийская дивизия. Официальные
документы отмечают мужество и храбрость балкарцев, призванных в Красную Армию.
Отважный летчик Алим Байсултанов стал первым Героем Советского Союза из
уроженцев Кабардино-Балкарии, тысячи воинов-балкарцев отмечены
правительственными наградами. Плечом к плечу с представителями других народов
СССР они храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны и внесли свой
вклад в разгром врага.
Когда подавляющая часть
мужского населения (более 16 тысяч человек) находилась на фронте, обвинение в
пособничестве оккупантам выглядит нелепым, и оно было ни чем иным, как
антинародным пропагандистским мифом. Абсурдность этого обвинения очевидна: из
общего числа высланных балкарцев 52 процента составляли дети, 30 - женщины, 18
процентов - мужчины. Мужчины - это вернувшиеся с войны инвалиды, глубокие
старцы, инвалиды детства, оставленные по брони советские и партийные работники,
сотрудники госбезопасности и внутренних дел.
Ослабленные люди не
выдерживали голода, климата, каторжного труда, бытовой неустроенности и раньше
времени уходили из жизни. В первый же год ссылки погибли тысячи детей,
оставшихся без родителей. От истощения умер великий поэт Кязим Мечиев. Только в
Джалал-Абадской области Киргизии с апреля 1944 года по июль 1946 года
умерло 10336 человек или 69,5 процентов от общего количества
прибывших сюда балкарцев, чеченцев и месхетинских турок.
Люди вымирали целыми семьями,
обрывались генеалогические линии, был подорван генофонд нации и здоровье
выживших. В иных населенных пунктах умерли все переселенцы. Некому было даже их
хоронить. Большинство из переселенцев умирали, не получив никакой медицинской
помощи.
В течение 1942-1948 годов
среди балкарцев смертность превышала рождаемость, и практически стоял вопрос о
вымирании и исчезновении этноса. Нет ни одной балкарской семьи, не похоронившей
в пути, на поселении в Средней Азии и Казахстане своих близких. Все они были
убиты горем и нуждой. Свою довоенную численность балкарцы восстановили только
во второй половине 60-х годов. Резкое снижение численности населения - прямое
следствие депортации народа.
Несмотря на огромные
потери, балкарский народ выжил, как выжили карачаевцы, ингуши, чеченцы и другие
народы, подвергнутые сталинскому геноциду. Ничто не смогло убить в
исстрадавшихся сердцах горцев веру в высшую справедливость и надежду на
возвращение в родные места. Однако и по сей день душа Балкарии не оправилась от
нанесенных ей ран. В десятках разоренных балкарских сел так и не загорелся
больше огонь в очагах. Их развалины – приговор бесчеловечному сталинскому
режиму.
В стихотворении
балкарского поэта и переводчика Салиха Гуртуева «8 марта 1944 года» есть такие
пронзительные слова:
Мы были виноваты без вины,
И с женщинами плакала
природа.
С тех пор восьмой веселый
день весны
Болит в сердцах у целого
народа.
Ингуши разделяют эту боль
с братьями-балкарцами и вместе с ними скорбят по безвинным жертвам
тоталитаризма. Потухшие балкарские очаги взывают к нашей общей памяти и боли,
наполняют нас горечью и состраданием.
Ахмет ГАЗДИЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий