вторник, 13 февраля 2018 г.

ИДУЩИЙ ВПЕРЕДИ



Город  Малгобек – нефтяная столица Ингушетии – помнит времена великих трудовых свершений, выпавших на его долю. Десятилетие за десятилетием продолжалась яркая трудовая эпопея города нефтяников. В 60-70 годы прошлого столетия им удалось пройти рубежи добычи от 800 тыс. до 7 млн. тонн «черного золота» в год, а открытие залежей в верхнемеловых отложениях, датированное 1967 годом, позволило в целых 12 раз увеличить добычу ценного сырья.
В этот период нефтегазодобывающим управлением «Малгобекнефть», слава которого гремела на всю страну, руководил почетный нефтяник Султан Абдулович Плиев. Под его руководством покорители недр непрерывно наращивали темпы нефтедобычи. И именно в ту пору за свои трудовые подвиги звания Героя Социалистического труда были удостоены нефтяники Марина Яковлевна Паук, Федор Львович Колесников, Александр Иванович Левшин, Ахмет Бибердович Лалагоев...

ПРИНЯВ эстафету из рук первопроходцев малгобекской нефти, нефтяники шестидесятых шли дорогой трудовой доблести также достойно и самоотверженно. Идущих впереди возглавил С.А. Плиев. Многие ингуши еще не успели к тому времени вернуться на родину из далекой казахстанской ссылки, а Султан Абдулович уже в 1958 году был назначен директором НГДУ «Малгобекнефть».
Изучение истории нефтедобычи в наших краях открывает перед нами немало имен и интересных событий. О том, что подземные кладовые этих некогда диких и непроходимых мест таят в себе запасы «черного золота», люди знали еще задолго до открытия знаменитого Малгобекского нефтяного месторождения, которому Малгобек, собственно, и обязан своим рождением.
Слухи о несметных богатствах Терского хребта издавна влекли сюда искателей приключений и предприимчивых людей. Известно, что в 1828 году весьма активную для этих мест деятельность развернули здесь братья Дубинины из Моздока – крепостные крестьяне графини Паниной. В Колодной балке близ ингушского хутора Магомед-Кала (позже на его месте возникла современная станица Вознесенская) братья Дубинины вырыли колодцы, из которых и черпали нефть. Добытое таким образом сырье они затем перевозили в бочках в Моздок и пускали на переработку, соорудив для этих целей примитивный перегонный аппарат. Керосин, получаемый смекалистыми крестьянами, пользовался широким спросом, да и в целом производство у братьев Дубининых было по-хозяйски безотходным. Остатки перегона, которые образовывались после испарения легких фракций, - прототип нынешнего мазута – шли на смазку колесных осей телег. Графиня Панина процветала, подсчитывая барыши, - ведь это был первый на Северном Кавказе промысел, который со смертью братьев Дубининых перестал существовать.
Минуло ни одно десятилетие, прежде чем сюда вновь пришли люди, решившие завладеть богатствами Терского хребта. В начале ХХ века активную нефтеразведку в здешних местах начинают акционерные общества «Русская нефть», «Русский стандарт», «Гипис», «Колхида», «Пресслер», «Аквердов», «Молот», а также товарищество «Нобель». Уже в 1901 году вступают в строй первые две буровые скважины, заложенные отставным полковником Майковым. Добыча нефти постепенно ширится. Нефтепромышленники начинают освоение и эксплуатацию Вознесеновской нефтяной площади. К началу революции 1917 года несколько эксплуатационных скважин на этой площади работают уже в промышленных масштабах.
Первая после установления Советской власти разведочная скважина возникла на Терском хребте в апреле 1927 года. На глубине 439 метров она дала промышленный приток газа, что убедило новую власть в перспективности проведения здесь дальнейших нефтеразведочных работ. И эти работы начались в самое ближайшее время. Однако несколько последующих лет поиски «черного золота» были сопряжены с неудачами, и только 24 августа 1933 года из скважины № 13 с глубины 1180 метров в небо взметнулся фонтан нефти. Первый промышленный приток стратегического сырья с суточным дебитом более 250 тонн стал днем открытия Малгобекского нефтяного месторождения и открыл первую страницу в истории будущего города.
На брошенный в те годы клич «Малгобек строит вся страна!» первой откликнулась передовая бригада бурового мастера А. Рябова, которая пользовалась доброй славой на Октябрьских промыслах города Грозного. Вслед за своими товарищами отправились осваивать Малгобекское  месторождение лучшие бригады грозненских мастеров П.Тулаша, И.Лысенко, А.Цесаря, М.Бондаренко, С.Абарищева. В Малгобек приехали сотни добровольцев, и со всех концов страны сюда пошли ценные грузы – строительные материалы, необходимые для возведения жилья и объектов соцкультбыта, современное нефтяное оборудование, трубы…
Одновременно с освоением подземных залежей стремительными темпами шло капитальное строительство нового рабочего поселка. На Терском хребте быстро выросли жилые дома, школы, клубы, больницы, появились высоковольтная линия электропередач и водопровод. В 1939 году Малгобек обрел статус города.
Успехи малгобекских нефтяников 60-х годов прошлого столетия, когда коллектив НГДУ «Малгобекнефть» возглавлял Султан Абдулович Плиев, стали продолжением довоенных свершений, сделавших Малгобек кузницей Всесоюзных рекордов. Напомню, что в 1935 году малгобекские покорители недр выступили с инициативой начать скоростную проводку скважин. Зачинательницей развернувшегося повсеместно соревнования стала тогда бригада мастера Загуменного, сумевшая за месяц пройти почти тысячу метров. Совсем скоро Малгобек выдал новый всесоюзный рекорд. 3808 метров – такой оказалась месячная скорость проходки в бригаде мастера А.Рябова. Казалось бы, предел достигнут. Но и этот рекорд продержался недолго. Бригада Т.Габанова за месяц достигла фантастической отметки 4488 метров!
В 1936 году страна получила из недр Терского хребта 1 млн. 243 тыс. тонн сырья. В 1940 году бригада, которую возглавлял мастер Г.Косяк, установила новый всесоюзный рекорд, пробурив скважину со скоростью 6020 метров за месяц. Уже к следующему году нефтяники Малгобека добыли 1 млн. 325 тыс. тонн «черного золота», продемонстрировав наивысший уровень добычи за весь предвоенный период.

СУЛТАН Абдулович Плиев, принимая бразды правления легендарной «Малгобекнефтью» в сложные времена, прекрасно понимал, какую огромную ответственность берет на себя, каким серьезным и взыскательным будет спрос. Но не в его характере было отступать перед трудностями и испытаниями. Он без всякой раскачки взялся за дело со всей присущей ему основательностью и, работая с полной самоотдачей, за короткое время мобилизовал весь коллектив на достижение новых высоких показателей.

За годы руководства С.А. Плиева нефтегазодобывающим управлением «Малгобекнефть» здесь нашли свое применение все связанные с нефтедобычей новаторские идеи, существовавшие на тот период в стране. Результат, как известно, превзошел все ожидания. Показатели добычи год от года возрастали, и передовой опыт малгобекских нефтяников вновь стал привлекать к себе всеобщее внимание.
На одном из исторических снимков, хранящихся сегодня в Малгобекском музее-мемориале боевой и трудовой славы, объектив камеры как раз и запечатлел в июне 1965 года тот живой интерес, который вызывали к себе достижения малгобекчан. На снимке (слева направо) - С.А. Плиев, секретарь Чечено-Ингушского обкома партии С.С. Апряткин, начальник объединения «Грознефть» М.Б. Назаретов, заместитель председателя Северо-Кавказского Совнархоза А.Г. Задов, начальник управления нефтедобывающей промышленности Северо-Кавказского Совнархоза А.К. Караев, министр, председатель Госкомитета нефтедобывающей промышленности Н.К. Байбаков и главный инженер НПУ «Малгобекнефть» М.Н. Шелепин, рассказывающий высоким гостям о том, какие передовые методы работы применяются на скважине № 279.
Новаторство стало отличительной чертой работы малгобекских нефтяников на долгие годы вперед. Пресса той поры писала: «Нефтяники Малгобека вслед за промысловиками «Старогрознефти» с 1 июля 1966 года перешли на новую систему планирования и экономического стимулирования. Осуществление хозяйственной реформы вызывает и у них прилив творческих сил, нацеливает на поиски внутренних резервов, увеличение производства продукции и снижение ее себестоимости. Это приносит хорошие плоды.
- Пятый год мы работаем в новых условиях, - говорит начальник нефтеуправления «Малгобекнефть» С.А. Плиев. – Хозяйственная реформа повысила чувство ответственности нефтяников за порученное дело. Каждый старается трудиться плодотворнее прежнего, ибо видит ощутимую выгоду для государства и для себя лично. Об этом красноречиво свидетельствуют факты. За два последних года, перевыполнив план по реализации продукции, мы снизили себестоимость нефти и получили сверхплановой прибыли 1739 тыс. рублей, то есть в расчете на год она увеличилась вдвое по отношению к 1965 году. За это же время отчисления в фонды составили: развития производства 384 тыс. рублей, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства 449 тыс. рублей, материального стимулирования 651 тыс. рублей. Из последнего фонда выплачено премиальных промышленно-производственному персоналу 387, 5 тыс. рублей – почти 8 процентов к фонду заработной платы.
В честь 50-летия Великого Октября коллективы промышленных предприятий, строительных и транспортных организаций брали повышенные социалистические обязательства и выполнили их. Годовой план был закончен досрочно. Родина получила дополнительно десятки тонн нефти и миллионы кубометров попутного газа.
Коллективу нефтеуправления «Малгобекнефть» вручено на вечное хранение памятное Красное знамя Министерства нефтедобывающей промышленности СССР и ЦК профсоюза работников нефтяной и химической промышленности».
С сожалением должен констатировать, что наш сегодняшний рассказ о Султане Абдуловиче Плиеве останется неполным. Многие вехи его яркой трудовой биографии, отмеченные высокими государственными наградами,  мне так и не удалось восстановить. Единственным подспорьем оказался уникальный фотоматериал, предоставленный в мое распоряжение директором Малгобекского музея-мемориала боевой и трудовой славы Заурбеком Албогачиевым. Надеюсь, что в будущем у нас появится возможность восполнить все пробелы.

Ахмет ГАЗДИЕВ


Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...