воскресенье, 12 мая 2019 г.

НЕФТЯНОЙ МАЛГОБЕК: В ТРУДЕ, КАК В БОЮ


74-я годовщина Великой Победы

Малгобек – город воинской славы России - встретил начало Великой Отечественной войны на героической трудовой вахте. С нападением фашистской Германии на Советский Союз потребность в стратегическом сырье резко возросла, и нефтяники Малгобека, осознавая свою высокую ответственность перед Родиной, поклялись не щадить собственных сил. С утроенной энергией взялись они за дело, продолжая славные трудовые традиции, заложенные первопроходцами малгобекской нефти.

УЖЕ в июле 1941 года трест «Малгобекнефть» приступил к форсированному разбуриванию участка Бори-Су. Для увеличения добычи сырья нефтяники предприняли стремительный перевод скважин на плунжерный лифт. Одновременно нашли свое решение все вопросы, связанные с вводом в эксплуатацию ранее бездействовавших скважин. Таким образом, были задействованы все имеющиеся резервы и возможности.
В первые дни войны многие специалисты из аппарата треста сменили свои конторские кабинеты на рабочие бытовки, ушли трудиться непосредственно туда, где решалась судьба военного заказа, стали работать мастерами бригад по добыче нефти. К примеру, в четвертую бригаду второго промысла, которая пребывала в числе отстающих, был направлен молодой инженер Тищенко, который прежде работал в аппарате треста. В кратчайшие сроки ему удалось кардинально изменить положение дел в бригаде. В августе отсюда рапортовали о перевыполнении плана на 103 процента. Это был вдохновляющий успех, и с этой поры бригада только наращивала свои показатели, ежемесячно повышая процент выполнения плана.

Нефтяники Малгобека всерьез взялись за увеличение уровня добычи нефти. В июле среднесуточная добыча «черного золота» возросла по сравнению с предыдущим месяцем на 305 тонн, в августе – уже на 559 тонн, а в сентябре – на 607 тонн. И это было только началом новых впечатляющих успехов треста «Малгобекнефть». Малгобекчане как всегда стали примером для нефтяников всей бывшей Чечено-Ингушетии, повели за собой остальных. В результате такого вдохновенного и героического труда нефтяная отрасль республики вновь вышла на второе после Баку место по добыче нефти в Советском Союзе.
В первые месяцы Великой Отечественной войны нефтяники Малгобека напомнили всем и о своем старом опыте. В свое время буровики треста «Малгобекнефть» положили начало скоростному бурению скважин в нефтяной промышленности СССР. В 1936 – 1937 годах, да и позже, скорость проходки на промыслах «Грознефти» не превышала 400 – 500 метров на станок в месяц. В дни войны лучшие мастера бурили здесь скважины со скоростью 500 – 600 метров. Совсем иная картина представала перед взорами восхищенных специалистов в Малгобеке, нынешней нефтяной столице Ингушетии.
Известные всей стране буровики треста «Малгобекнефть» Г.И. Косяк, Н.Ф. Фильцев, С.Е. Слесарев и другие за семь месяцев 1941 года пробурили 38 скважин со скоростью от 3000 до 4000 метров, а еще пять скважин прошли со скоростью до 6000 метров на станок за месяц. Другими словами, им удалось выполнять свою работу в два-три раза быстрее отведенного на это срока.
Скоростное бурение скважин сыграло большую роль в повышении добычи нефти. Коллектив конторы бурения «Малгобекнефти» план 1941 года по проходке и сдаче скважин выполнил на четыре месяца раньше срока и завоевал почетное звание «Лучшая контора бурения Советского Союза», а также стал обладателем переходящего Красного знамени ВЦСПС и Наркомнефти СССР, лидировав  во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Вслед за буровиками не менее впечатляющими темпами шли малгобекские эксплуатационники, на счету которых также было немало трудовых побед. Уже в августе 1941 года ценой беспримерных усилий им удалось увеличить среднесуточную добычу углеводородного сырья по сравнению с январем этого же года на 1627 тонн. За девять месяцев 1941 года ими было сэкономлено 7 миллионов рублей.
Нефтяной Малгобек бесперебойно, во все более возрастающих размерах снабжал страну, вступившую в смертельную битву с сильным и коварным врагом, необходимым как воздух сырьем. Вся малгобекская нефть шла на обеспечение фронта горючим и смазочными материалами.

МЕЖДУ ТЕМ, с фронта шли неутешительные вести, и обстановка складывалась все более тревожной. Немецко-фашистские захватчики приближались к границам республики, и в конце октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение и демонтаже и эвакуации оборудования нефтяных предприятий Чечено-Ингушетии. Демонтаж длился с 3 ноября по 12 декабря 1941 года. За этот короткий период было демонтировано 678 эксплуатационных скважин, 427 электромоторов, поднято из скважин 39504 штанги. Демонтировались и нефтезаводы республики.
Вслед за этим Советское правительство неожиданно приняло решение остановить демонтаж и направило в республику директиву о восстановлении предприятий нефтяной промышленности. Ингушский город нефтяников Малгобек вновь оказался впереди. В целом по республике на 1 января 1942 года, всего за 18 дней, было пущено в эксплуатацию 190 скважин из числа демонтированных.
Широко развернув буровые работы, нефтяники Малгобека стремительно увеличивали и нефтедобычу. Быстро восстановив все нефтяное хозяйство, они раз за разом стали перевыполнять планы по бурению и добыче нефти. Вся республика равнялась на второй промысел треста «Малгобекнефть». Годовой план по добыче нефти и газа он выполнил на 175 процентов. Сверх плана здесь было добыто 352, 7 тысячи тонн нефти и газа, сэкономлено 2670 тысяч рублей. Хорошие результаты показывали и коллективы других промыслов. К примеру, первый промысел «Малгобекнефти» дал сверх плана 28, 9 тысячи тонн нефти, снизив при этом себестоимость одной тонны на 9, 5 процента. Нефтедобытчики этого промысла сэкономили 1346 тысяч рублей.
Трудовые подвиги малгобекских нефтяников, не единожды демонстрировавших свой высочайший профессионализм и подлинную самоотверженность, не остались незамеченными. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года второй промысел треста «Малгобекнефть» был награжден Орденом Ленина. Орденов и медалей были удостоены многие нефтяники. Орден Ленина стал заслуженной высокой наградой для бурового мастера из Малгобека Г.К. Косяка, директора второго промысла эксплуатации «Малгобекнефти» В. Бикмухамедова и управляющего трестом «Малгобекнефть» В.И. Негоднева.
В августе 1942 года, когда немецко-фашистские захватчики вторглись в пределы Северного Кавказа, над Малгобеком, вставшем на их пути, нависла смертельная опасность. В директиве № 41 от 5 апреля 1942 года Гитлер приказал южной группировке войск во что бы то ни стало прорваться к кавказской нефти, захватить Грозный, Майкоп и Баку. 1 июня 1942 года на особо важном совещании в штабе группы «Юг», состоявшемся в Полтаве, он заявил своим генералам, что его основная цель – занять область Кавказа, без нефти которого ему придется покончить с войной.
Нефтяники Малгобека не могли позволить фашистам завладеть их промыслами. К началу сентября 1942 года, когда на Малгобекском направлении завязались ожесточенные бои войск Северной группы Закавказского фронта с прекрасно вооруженным и оснащенным врагом, они уже законсервировали и ликвидировали все эксплуатировавшиеся на тот момент, а также находящиеся в бурении скважины.
Малгобек превратился в крепость. Выросших на Северном Кавказе еще осенью 1941 года оборонительных рубежей оказалось недостаточно. Поэтому в сентябре 1942 года, когда враг подошел к Тереку, под Малгобеком началось совершенствование линии обороны и строительство новых укреплений. Под обстрелом авиации и дальнобойной вражеской артиллерии около 2000 колхозников Ачалукского и Пседахского районов в течение девяти дней сооружали противотанковые рвы, траншеи и эскарпы южнее Малгобека. Люди, рискуя своими жизнями, ни на час не остановили работу и с поставленной задачей справились точно в срок.
Героический труд тысяч людей, возводивших оборонительные рубежи на Северном Кавказе, сыграл важную роль в обороне этого благодатного края. На рубежах обороны, особенно под Малгобеком, нашли свою смерть тысячи фашистских солдат и офицеров, было уничтожено большое количество танков, орудий и другой техники врага.  Газета «Правда» писала в те дни: «Достаточно сказать, что только в сентябре три танковые и две пехотные дивизии противника потеряли убитыми и ранеными около 19 тысяч солдат и офицеров. Наши части сожгли и подбили несколько сот вражеских машин. Не меньше потерь несли фашисты и в октябре…»
Малгобекская оборонительная операция Северной группы войск Закавказского фронта стала ярчайшей страницей Битвы за Кавказ. Она во многом определила весь дальнейший ход боевых действий и сыграла заметную роль в том, что командование Закавказского фронта, выиграв время, смогло накопить резервы и переломить соотношение сил в пользу Красной Армии.
В напряженные дни кровопролитных боев за Малгобек Северную группу войск пополнили несколько тысяч добровольцев из числа местных жителей. Защитников Малгобека снабжали продовольствием и теплыми вещами жители близлежащих ингушских сел. Каждый стремился внести свою лепту в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
В конце 1942 года враг был остановлен на всем Кавказском направлении. Оборона Малгобека, Владикавказа, Новороссийска и Туапсе сорвала захватнические планы Гитлера. В декабре 1942 года началось наступление советских войск под Сталинградом. 24 декабря мощное наступление предприняли и войска Закавказского фронта. 3 января 1943 года они выбили фашистов из непокоренного Малгобека и молниеносным ударом освободили город Моздок.
Кавказская земля горела под ногами немецко-фашистских захватчиков, совсем недавно грезивших о ее несметных богатствах. В течение января и февраля 1943 года почти весь Северный Кавказ был очищен от оккупантов. Неудержимым было наступление советских войск, начатое под стенами разрушенного фашистами до основания, пылающего в огне, но не сдавшегося Малгобека.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ нефтяных промыслов Малгобека началось практически сразу после выдворения гитлеровцев с Терского хребта. Этот крупный нефтяной район был полностью выведен из строя, и задача перед нефтяниками стояла неимоверно сложная. Однако уже в феврале 1943 года трест «Малгобекнефть» дал первую нефть, и Малгобекский район вновь был включен в число действующих нефтяных районов страны. Вскоре здесь был восстановлен прежний уровень добычи «черного золота» и коллектив «Малгобекнефти» в этом же 1943 году вновь завоевал переходящее Красное знамя ВЦСПС и Народного комиссариата нефтяной промышленности, заняв первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
На протяжении всего послевоенного периода нефтяники Малгобека ни разу не ударили лицом в грязь. В 1962 году они дали больше половины всей нефти, добываемой в республике. К тому времени были открыты новые богатые залежи сырья на больших глубинах и разведчики недр установили их промышленную нефтеносность. При этом в 1961 году в республике фонтанным способом добывался уже 91 процент всей нефти. Для сравнения, в 1958 году эта цифра составляла всего 32 процента. 70 процентов всей нефти принесли нефтяникам республики как раз меловые отложения, ставшие мощным резервом роста добычи «черного золота».
В 1965 году бывшая Чечено-Ингушетия вышла на первое место среди всех нефтяных районов Северного Кавказа, добыв девять миллионов тонн нефти. Нефтедобывающая отрасль промышленности стала высокорентабельной, так как себестоимость тонны нефти снизилась более чем в три раза. Хорошо иллюстрируют это следующие цифры. В 1958 году нефтяники получили четыре миллиона рублей прибыли, а в 1964 году – более 50 миллионов. Все эти показатели были бы недостижимы без более чем заметного вклада малгобекчан.
Город-труженик, город-боец – не зря так называют Малгобек вот уже на протяжении многих послевоенных десятилетий. Великая Победа, ковавшаяся на фронте и в тылу, родом и отсюда, из этих мест, где до сей поры живет и передается от поколения к поколению священная память о днях минувших, о той огненной поре, когда город нефтяников стал неприступной крепостью на Тереке…

Ахмет ГАЗДИЕВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...