среда, 23 сентября 2015 г.

НЕФТЯНОЙ МАЛГОБЕК: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА / АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ Ахмета ГАЗДИЕВА


6 сентября в нашей стране отмечался профессиональный праздник - День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности. Его по праву считают своим и многие жители Ингушетии. Это те, кто связал свою жизнь с профессией геологов, буровиков, транспортников, технологов, а также множеством других нелегких нефтяных специальностей. Конечно, особое отношение к этому дню у жителей города Малгобека - нефтяной столицы Ингушетии...



МАЛГОБЕК обязан своим рождением событию, которое произошло в этих местах 24 августа 1933 года. В тот памятный день на Терском хребте из скважины № 13 с глубины 1180 метров был получен промышленный приток нефти. Так было открыто знаменитое Малгобекское нефтяное месторождение, а его первооткрывателем оказался Кабир Тайзетдинович Тайзетдинов. Вскоре после этого на Терских высотах и начали закладывать рабочий поселок, которому предстояло стать городом с интересной судьбой и героической биографией.
В ту пору не все складывалось так, как хотелось бы того первопроходцам Малгобекской нефти. Результаты первого года разведки на Малгобекском месторождении принесли неутешительные итоги. Группа скважин, заложенная у первой фонтанной буровой, показала, что залежь, давшая фонтан, невелика по размеру. Нефть была получена всего из трех скважин. Не дали нефти и другие скважины, пробуренные в различных пунктах разведывавшейся площади.
Сыграл свою роль и человеческий фактор. Геологи, работавшие в спешке, не успевали производить все необходимые геологические построения. Их разрозненные исследования не могли дать цельную картину сложного строения недр Терского хребта. И тогда для обобщения всех материалов разведки в Грозном была организована геологическая группа в составе опытных геологов, геофизиков, топографов и картографов, возглавили которую Н.Д.Единин и В.А.Тилюпо. Одновременно с этой работой были установлены скважины на всех профилях, пересекавших Терский хребет, что помогало уточнять геологическую карту.
Доступные сегодня материалы свидетельствуют, что «целеустремленная разведка массовым бурением, сопровождаемая кропотливой геологической работой по обобщению материалов, принесла результаты на следующий же год. В начале второго года разведки было открыто месторождение в северо-западной части площади, содержащее богатые залежи легкой нефти. В середине года были открыты еще две залежи с более тяжелой нефтью вблизи Малгобека. Дальнейшие разведки приносили ежемесячно все новое и новое расширение нефтеносных площадей. Все эти залежи, не превышавшие 150-300 метров в ширину, тянутся на расстоянии многих километров.
Большие затраты на разведку и промысловое строительство на Малгобекско-Вознесенской площади были окуплены многими миллионами тонн нефти и газа, добытыми в первые же годы разработки этого месторождения. Опыт разведки Малгобека не пропал даром - тем же методом были открыты и другие месторождения Терского антиклинория. Тем же методом, примененным к разведке старогрозненской антиклинали, были открыты многочисленные экранированные разрывом залежи в северном поднадвиге этой складки и на ее восточном погружении в районе г. Таш-Кала».



ПЕРВОПРОХОДЦЫ большой Малгобекской нефти стали известными в Советском Союзе людьми. В 1935 году внимание нефтяников всей страны вновь было приковано к Малгобеку. Малгобекские покорители недр выступили с инициативой начать скоростную проводку скважин. Зачинательницей развернувшегося повсеместно соревнования стала бригада мастера Загуменного, сумевшая за месяц пройти почти тысячу метров. Совсем скоро Малгобек выдал новый всесоюзный рекорд. 3808 метров – такой оказалась месячная скорость проходки в бригаде мастера А.Рябова. Казалось бы, предел достигнут. Но и этот рекорд продержался недолго. Бригада Т.Габанова за месяц достигла фантастической отметки 4488 метров!
Добыча нефти на Малгобекском месторождении неуклонно росла. В 1936 году страна получила из недр Терского хребта 1 млн. 243 тыс. тонн сырья. Люди разных национальностей самоотверженно и вдохновенно трудились на Малгобекских промыслах и продолжали строить свой юный город, с каждым годом делая его все краше.
Впечатляющие цифры, ставшие результатом трудового героизма, сыпались как из рога изобилия. В 1940 году бригада, которую возглавлял мастер Г.Косяк, установила новый всесоюзный рекорд, пробурив скважину со скоростью 6020 метров за месяц. Уже к следующему году нефтяники Малгобека добыли 1 млн. 325 тыс. тонн «черного золота», продемонстрировав наивысший уровень добычи за весь предвоенный период.

С НАЧАЛОМ Великой Отечественной войны потребность в стратегическом сырье остро возросла. И малгобекские нефтяники оправдали все ожидания Родины. За образцовое выполнение правительственных заданий по снабжению фронта горючим Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 февраля 1942 года коллектив промысла был удостоен ордена Ленина. Многие передовики производства были отмечены высокими правительственными наградами.
В конце лета 1942 года войска фашистской Германии, несмотря на отчаянное сопротивление Красной армии, вплотную подошли к Тереку. 1 сентября начались ожесточенные и кровопролитные бои под Малгобеком. Когда над нефтеносным районом возникла угроза захвата врагом, малгобекские нефтяники с болью в сердце уничтожили свои скважины. Они не могли допустить, чтобы фашистам достались их богатства, к которым те так настойчиво рвались. На всей площади нефтедобычи продолжала действовать лишь одна скважина, любовно прозванная защитниками города Партизанкой. Она согревала их в окопах, став доброй легендой жестокой и беспощадной войны.
3 января 1943 года немецко-фашистские захватчики, осаждавшие Малгобек, были изгнаны с Терских высот. Враг потерпел сокрушительное поражение под стенами юного города нефтяников. Малгобек лежал в руинах, но меньше чем через месяц старые  скважины были восстановлены и добыча малгобекской нефти возобновилась. В начале мая 1943 года вступили в строй и первые новые скважины.
Яркая трудовая эпопея нефтяного Малгобека продолжалась десятилетие за десятилетием. В 1967 году открытие залежей в верхнемеловых отложениях позволило в 12 раз увеличить добычу ценного сырья. Нефтяники Малгобекского района непрерывно наращивали свои усилия. В 60-70 годы прошлого столетия им удалось пройти рубежи добычи от 800 тыс. до 7 млн. тонн «черного золота» в год. Высокого звания Героя Социалистического труда были удостоены Марина Яковлевна Паук, Федор Львович Колесников, Александр Иванович Левшин, Ахмет Бибердович Лалагоев и другие.

ТЯЖЕЛЫЕ испытания выпали на долю ингушских нефтяников в 90-е годы прошлого века. Глубокий экономический кризис, поразивший Россию, больно ударил по тем, кто привык работать честно. Нефтегазовый комплекс Ингушетии в условиях безвластия и экономического хаоса оказался на краю гибели. Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что он был сохранен только благодаря героическим усилиям работавших в нем людей. Нефтяники и на этот раз продемонстрировали свою решимость и твердый характер.
В 2011 году в рамках поручения правительства Российской Федерации о восстановлении нефтегазового комплекса Ингушетии, а также в целях взаимодействия в сфере решения ряда социальных вопросов республики, было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Ингушетия и ОАО «НК «Роснефть» . В марте того же года было создано ОАО «РН «Ингнефть». В результате реализации соглашения добыча нефти в Ингушетии в 2011 году увеличилась на 17%. «Роснефть» приступила к осуществлению инвестиционной программы в области геологоразведки и повышения нефтедобычи на территории региона и, а также стала участвовать в программе по подготовке кадров для нефтяной отрасли Ингушетии. Практически сразу же были сделаны первые шаги и в других, предусмотренных соглашением направлениях. Помимо всего прочего, речь, в частности, идет и об участии компании в строительстве ряда социальных и спортивных объектов.

РАБОТАЯ над этим материалом, я встретился с начальником центральной инженерно-технологической службы ОАО "РН "Ингушнефть" Сергеем Ковяровым. Наша беседа касалась нынешнего положения и перспектив развития нефтекомплекса Ингушетии.
Как рассказал Сергей Константинович, в настоящее время уже подготовлен проект и готовится площадка для бурения скважины 25-й Серноводской. Это делается с целью доразведки и продолжения разработки нижнемеловой залежи Серноводского месторождения. Верхнемеловая залежь здесь уже эксплуатируется. На ней работают 17-я и 19-я скважины.
25-я Серноводская – разведочная скважина. Нет твердой гарантии, что она даст нефть и будет в эксплуатации. Большой комплекс геологоразведочных работ на этой площади принес больше вопросов, чем ответов. В то же самое время это ставит специалистов перед необходимостью проведения не только поверхностных работ, но и бурения. Для этого намечено несколько участков, однако 25-я Серноводская является самой перспективной.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию и падение цен на нефть, «Роснефть» не закрыла этот проект, понимая, что нефтяники Ингушетии остро нуждаются в приращении уровня нефтедобычи.
- Все это время работа была подчинена одной важнейшей цели  – стабилизировать добычу нефти, - говорит Сергей Константинович. – Достигнув определенного уровня, мы старались держать показатели. При этом приходилось и приходится выходить из положения с минимальными затратами. Прежде всего, мы уделили внимание капитальному ремонту скважин и выводу их из бездействия, наступившего, к примеру, в результате аварий в период их эксплуатации (вообще, фонд бездействующих скважин у нас сегодня большой – их более двухсот). В этой работе задействованы три бригады капитального ремонта скважин. Благодаря проведенным мероприятиям, вновь вступили в эксплуатацию, к примеру, одна глубинно-насосная и две фонтанные скважины в Карабулаке. Какого-то прироста добычи нефти такие скважины нам не дают, однако они являются хорошим подспорьем в сохранении достигнутого нами уровня нефтедобычи.
В суточном среднемесячном разрезе добыча нефти в ОАО "РН "Ингушнефть" в настоящее время колеблется от 170 до 175 тонн. Это неплохой показатель, но останавливаться на таком уровне нельзя. Необходимо довести эту цифру хотя бы до 190 тонн. Рассчитывать в нынешней ситуации приходится только на капитальный ремонт скважин. Но и тут есть свои проблемы. Вывод из бездействия простаивающих скважин, особенно по глубинно-насосному фонду на Терском хребте, сопряжен с большими затратами на их обустройство. К скважинам надо подводить электрические и водяные линии, нефтепроводы, устанавливать, в конце концов, станки-качалки. А между тем, парк станков-качалок не обновлялся с начала 80-х годов прошлого века. За это время оборудование подверглось значительному износу, исчерпало свои ресурсы, физически и морально устарело. Нефтяники прилагают огромные усилия, чтобы вдохнуть в него новую жизнь.

ГОВОРЯ о более отдаленных перспективах нефтекомплекса Ингушетии, стоит, пожалуй, отметить, что еще в 70-е годы прошлого столетия здесь была обнаружена нефть с высоким содержанием сероводорода. Есть она на Малгобек-Вознесенском и на Харбижинском месторождениях, две такие скважины стоят на консервации также и на Заманкуле. На сегодняшний день ингушские нефтяники не готовы собственными силами расконсервировать, обустроить и запустить эти скважины в работу. Для этого необходимы значительные инвестиции – счет идет на десятки миллионов долларов. Между тем, извлекаемые запасы нефти с высоким содержанием сероводорода тоже впечатляют - примерно до полутора миллионов тонн по залежам, расположенным на территории Ингушетии.
Не стоит списывать со счетов и глубинно-насосный фонд скважин. Он таит в себе еще свыше семи-восьми миллионов тонн извлекаемых запасов. Проблема заключается в том, что отдача этих скважин очень низкая – 0,3- 0,5, максимум 0,8 – тонна сырья в сутки. Многие из таких скважин уже в работе. Если же попытаться запустить все остальные, необходимо сразу заложить довольно большие объемы денежных средств, а отдачу придется получать маленькими порциями в течение 20-30 лет. Разумеется, такие скважины не могли стать привлекательными для сторонних инвесторов. Приход в Ингушетию «Роснефти» в этом смысле дает определенные надежды.
Существенный прирост добычи нефти наряду с другими направлениями могло бы дать и использование паротепловых методов, которые успешно применялись в Малгобеке, начиная с конца 70-х годов. Однако и в этих случаях на старте требуются значительные денежные средства, которых у ингушских нефтяников нет.
Не подлежит сомнению также наличие нефти и в караган-чокракских отложениях, эксплуатируемых на территории Ингушетии с 1915 года. За все время эксплуатации глубинно-насосных скважин на этих отложениях было извлечено всего 23 миллиона тонн сырья из 100 миллионов тонн. Для сравнения из не менее продуктивного верхне-мелового пласта из 100 миллионов тонн нефти на Малгобекском месторождении было извлечено около 70-ти. К слову сказать, это был самый высокий коэффициент извлечения запасов из верхне-меловых отложений на месторождениях тогдашней Чечено-Ингушетии. Возвращаясь к караган-чокракским отложениям на территории Ингушетии, можно отметить один интересный факт. Первая в мире нефть, которая подверглась переработке (пусть и не такой глубокой), была получена именно в станице Вознесенской, где упомянутые отложения выходили на поверхность. В 1915 году здесь наладили свой промысел братья Дубинины. Из добытого сырья они изготавливали осветительный керосин и смазку, напоминающую мазут.

НЕСМОТРЯ на определенные проблемы и трудности, подписание соглашения между Республикой Ингушетия и ОАО «НК «Роснефть» сыграло свою положительную роль в стабилизации нефтедобычи на территории региона. К примеру, значительно обновился парк технологического транспорта. В распоряжении «Ингнефти» появились тяжелая спецтехника, больше десятка нефтевозов-вездеходов, автомобили малой вместимости для вахтовых перевозок и др. Вся эта техника сегодня задействована в работе, а наличие нефтевозов позволило поставить заслон хищениям. Теперь во избежание потерь из нефтепроводов с отдаленных участков добытое сырье перевозится транспортом.
В завершение нашей беседы Сергей Константинович Ковяров еще раз подчеркнул, что главная задача ингушских нефтяников на сегодняшний день заключается в сохранении достигнутого уровня нефтедобычи. И эта задача вполне по силам людям, работающим нынче в нефтяной отрасли Ингушетии. Однако уже сегодня необходимо всерьез подумать о подготовке высококвалифицированных нефтяных кадров. Старая гвардия постепенно уходит на покой, а впереди предстоит много важной и ответственной работы.

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимках: кадры предвоенной кинохроники запечатлели легендарные нефтяные вышки Малгобека;

памятник на месте скважины №13, где 24 августа 1933 года был получен первый промышленный приток нефти, положивший начало освоению Малгобекского нефтяного месторождения и строительству города Малгобека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...