пятница, 31 января 2020 г.

БЛАГОРОДНАЯ МИССИЯ БАДРУДИНА ГОРЧХАНОВА


Юбилей

Старинное ингушское село Плиево славится многими своими достопримечательностями. Оно живописно раскинулось на левом берегу Сунжи, начав отсчет своего существования в далеком 1781 году, и, похоже, где-то тут однажды нашла свое пристанище Муза. Иначе чем объяснить тот факт, что именно отсюда вышли в свое время признанные ингушские мастера художественного слова? Ахмет Ведзижев, Магомед-Саид Плиев, Амир Плиев – их имена хорошо известны в национальной литературе Северного Кавказа. В таком ярком созвездии таланта и вдохновения сияет и звезда героя моих сегодняшних заметок  –  самобытного ингушского писателя, поэта и драматурга Бадрудина Горчханова.



В ЭТИ ДНИ Бадрудин Хасултанович отмечает свой 55-летний юбилей. Он родился 31 января 1965 года, и сегодня, без всякого сомнения, относится к числу зрелых и состоявшихся авторов, определивших на каком-то этапе дальнейшее развитие ингушской литературы. Прочно заняв свое место на литературном Олимпе Ингушетии, Бадрудин Горчханов, надо отметить, остается исключительно скромным человеком, а именно это качество – скромность – свойственно настоящему таланту. Ведь совершенная творческая натура, как правило, меньше всего склонна выставлять себя напоказ.
Не так давно, беседуя с Бадрудином Хасултановичем о состоянии современной ингушской драматургии, я вновь обратил внимание на эту черту его характера, а позже поделился своими наблюдениями с коллегой – известным журналистом, заведующей редакционно-издательским отделом Ингушского госуниверситета Альбикой Газгириевой. Оказалось, что наши точки зрения находятся здесь в полном соприкосновении, и уже в продолжение разговора моя собеседница сказала очень важную, на мой взгляд, вещь:
- Бадрудин Горчханов - один из тех представителей писательской среды, кто искренне болеет душой за происходящее в литературе, в жизни Ингушетии в целом. Каждый раз, встречаясь с ним, я приятно удивляюсь глубине его мысли, умению отыскивать зерна истины, отделяя их от шелухи повседневности, заевшей нас обыденности. Не зря говорят, что писатель - настоящий писатель! - всегда служит для общества своеобразным духовным маяком.
В своем интервью газете «Сердало» Бадрудин Хасултанович как-то отмечал: «Один из древних высказался так: есть два занятия, которыми может заниматься достойный муж. Первое - совершать такие дела, о коих напишут книги, второе - писать книги о таких делах.
Писатели занимаются вторым. Помимо того, что художественное произведение доставляет эстетическое наслаждение, оно несет еще огромное воспитательное значение. Возьмем, к примеру, роман Идриса Базоркина «Из тьмы веков».
Калой - это идеал ингушского мужчины. Через своего героя писатель высказал основные жизненные ценности так, как их должен понимать настоящий ингуш.
Литература - это широкое отражение жизни народа, его основных духовных движений. Это наш духовный портрет.
Можно написать огромное количество исторических работ. Но история - наука, она суха, как любой анализ. А публицистика слишком политизирована и суетлива, в ней меньше правды, и события не охвачены широко и живо. Литература, вдобавок, сегодня единственная область, где ингушская письменность чувствует себя как дома.
Романы Идриса Базоркина, Ахмета Бокова, Магомед- Саида Плиева, Саида Чахкиева, рассказы и повести Багаудина Зязикова, Ахмета Ведзижева, поэзия Джемалдина Яндиева, Салмана Озиева, Хамзата Осмиева, Хаджи-Бекара Муталиева, Капитона Чахкиева, Гирихана Гагиева, Али Хашагульгова, других наших писателей и поэтов стали частью культурного самосознания народа, опорой нашего духовного состояния».

ПРОДОЛЖАЯ дело, начатое его блистательными предшественниками по писательскому цеху, Бадрудин Горчханов сумел внести свой вклад в развитие ингушской литературы. Чтобы не быть голословным в этом утверждении, обращусь к исследованию ингушского ученого Танзилы Горчхановой, посвященному истокам и становлению жанра рассказа в ингушской литературе.
Предприняв попытку целостного исследования истории жанра рассказа в ингушской литературе в историко-культурном контексте, она, в частности, отмечает, что в 60-70-х годах прошлого века появляется ряд талантливых писателей, которые приведут ингушскую прозу к новым художественным высотам. Продолжая лучшие традиции, заложенные в ингушской литературе, эти прозаики обращаются в своем творчестве к прошлому и настоящему своего народа, добиваясь максимально правдивого изображения действительности, создания ярких, живых образов.
Говоря непосредственно о творчестве Бадрудина Хасултановича (конец 80-х – 90-е годы), исследователь отмечает его сознательный отход от «нейтрального» стиля времен соцреализма и возвращение к богатству народного языка.
Характерной чертой большинства ингушских рассказов, начиная с 60-х годов, становится психологизм. Интерес к психологизму ведет к усложнению сюжетно-композиционной структуры рассказа, возникновению новых жанровых форм (историко-психологический рассказ, нравственно-психологический рассказ и др.). В таких рассказах усиливается анализ внутреннего мира героя, раскрываются нравственные основы личности современника. Ингушский рассказ больше ориентируется на нравственные, социальные, философские проблемы. В этот период рассказ окончательно освобождается от очерковости и сосредоточивает свое внимание на художественном исследовании проблемы человека, его духовного мира, его связи с окружающим миром, обществом и временем.

ПЕРВОЕ собственное стихотворение Бадрудин Горчханов опубликовал в 1977 году. Оно называлось «Зимний день» и было написано на ингушском языке. Дебют юного автора (Бадрудин учился тогда в пятом классе Плиевской сельской школы) состоялся в газете «Сердало», которая дала путевку в большую творческую жизнь самым маститым ингушским писателям и поэтам. Время покажет, что эту свою миссию общенациональная газета Ингушетии выполнила и в случае с Б.Х. Горчхановым, но в ту пору он вряд ли мог предположить, какие высоты ждут его впереди.
Биография Бадрудина складывалась как и у большинства его сверстников. После окончания школы он пошел работать разнорабочим и почти одновременно с этим, в 1984 году, поступил на филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета. Правда, проучиться парню довелось не долго – в мае 1986 год его призвали в армию. Срочную службу в Вооруженных силах Бадрудин проходил вдали от родных мест – на космодроме Байконур.
После службы в армии Бадрудин Горчханов продолжил свою учебу в университете, но уже заочно – после второго курса молодому парню предложили работу в школе. Он стал преподавать плиевской детворе ингушский язык и литературу. Так продолжалось с 1988 года по 1993 год.
Осенью 1993 года Б.Х. Горчханов, великолепный знаток ингушского языка, пришел на работу в Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Чаха Ахриева. Попробовав себе в научной сфере, в последующем Бадрудин Горчханов несколько лет был собственным корреспондентом республиканской газеты «Ингушетия», ярко проявив свой публицистический талант. Весной 1996 года наступил новый период в его деятельности, связанный с республиканским детским журналом «СелаIад» («Радуга»).
С художественными произведениями Бадрудина читатель хорошо знаком по публикациям в республиканских печатных изданиях, в журнале «Дон», в коллективных сборниках «Дунен дехар», «Баьца тIа тхир», «Хьамсара мукъамаш», «И была весна». Собственный его сборник, вышедший в 2001 году и ставший одной из вех в творческой жизни признанного художника слова, получил название «МугIарле».
В последующем, спустя шесть лет, увидел свет сборник рассказов и пьес Бадрудина Горчханова «Шолжа йисте». В 2013 году автор издал под одной обложкой свои драматургические находки. Сборник малых форм драматургии «Кагий пьесаш», где  мягкий юмор соседствует с острой сатирой, пришелся по душе знатокам и ценителям этого жанра.
Все, кто так или иначе сталкивался с творчеством Б.Х. Горчханова, отмечают своеобразие его художественного стиля, которое выражается в простоте,  правдивости и жизненности художественных образов его произведений. В них нет надуманности - автор обращает внимание читателей на те процессы, которые происходят в нашей жизни, творчески осмысливая их и предлагая свои рецепты решения существующих проблем.
Исключительно чуткий, скромный, он всегда ровен в отношениях с людьми, являясь истинным  носителем лучших национальных черт ингушского народа. Своим творчеством он пытается вызвать у читателя интерес к ингушскому языку, а своей главной задачей видит неукоснительное следование принципам добра и справедливости, что, собственно и находит решение в его произведениях.
Бадрудин Горчханов неустанно напоминает, что родной язык - это наше национальное достояние, бесценная сокровищница народа, которую нужно обязательно сохранить для будущих поколений.
В 2007 году под эгидой Российского фонда социально-экономических и интеллектуальных программ вышел первый в новой России сборник рассказов писателей Северного Кавказа «Война длиною в жизнь». Как отмечала критика, это событие опровергло известный тезис о том, что лиры молчат, когда говорят пушки - северокавказская проза явно прибавила к тому времени и глубины, и мастерства. Здесь сыграл свою роль и тот факт, что подросла и возмужала совсем молодая еще недавно интеллигенция, жадно осваивающая открывшиеся ей достижения мировой литературы, блестяще и бережно владеющая не испорченным здесь пока, не потускневшим русским литературным языком. Среди ингушских писателей, представленных в этом сборнике, оказался и Бадрудин Горчханов. Его рассказ «Дуршлагиада»  стал на тот период одним из лучших образцов северокавказской художественной словесности.

В КНИГЕ Якуба Патиева «Сто писателей Ингушетии» отмечается, что активным художественным творчеством Бадрудин Хасултанович начал заниматься с 1982 года. О своем же драматургическом таланте он заявил в начале 90-х. В 1994 году пьеса Б. Горчханова «Рузкъан болх» («Перст судьбы») была признана лучшей в республиканском конкурсе драматургов и оказалась в портфеле Ингушского Государственного драматического театра им. Идриса Базоркина. Этот спектакль потом целое десятилетие не сходил с театральных афиш.
В начале «нулевых» годов из-под пера Бадрудина вышла новая яркая драматургическая работа «Ганз» («Клад»). Зрителю пришлась по душе история о том, как в наше время высокие идеалы подменяются заурядными представлениями о выгоде, а интерес к человеческой личности зависит от наличия богатства. Покинутый всеми главный герой, пустив слух о найденном им кладе, вдруг снова становится таким нужным не только своим близким, но и всем окружающим. И в этом трагедия его жизни, наполненной высоким служением, но никем не оцененной.
Нашла свое воплощение на театральной сцене и пьеса Бадрудина Горчханова «Малхаз и Айза». Эта трагическое повествование о не имевшей никаких шансов, но бесконечно чистой любви кавказских Ромео и Джульетты, разделенных непреодолимыми барьерами сословных различий, перенесла зрителей на два столетия назад. Однако тема социального неравенства остается животрепещущей и в наши дни, когда власть, богатство и алчность вступают в противоборство с внутренней красотой, достоинством и честью, нередко одерживая верх. Гибель Айзы, предпринявшей отчаянную попытку спасти свою любовь, сравнима с гибелью целого мира, беспощадно уничтоженного теми, кто в слепоте своей и невежестве отринул вековую мудрость гор.
Нельзя не отметить, что Бадрудин является и блестящим сценаристом. Его тонкая и вдумчивая сценарная работа стоит за выпусками популярного юмористического проекта «Зокх», а в студии «Барт» в 2007 году родился под его началом фильм «Дорога в пропасть».
Член Союза писателей России, директор Ингушского отделения Литературного фонда России, заслуженный работник культуры РИ, в 2018 году Бадрудин Хасултанович был удостоен высокого звания народного писателя Ингушетии. Его стихи вошли в «Антологию ингушской поэзии», которая увидела свет в Ростове-на-Дону в 2006 году. Автор многих стихов, рассказов, миниатюр, одноактных и многоактных пьес, публицистических статей, он уже с давнего времени не перестает удивлять своим широким творческим диапазоном. В 2001 году, к примеру, стал победителем сразу в двух номинациях республиканского конкурса молодых и начинающих литераторов «Дошо къоалам» («Золотое перо»), завоевав пальму первенства среди прозаиков и драматургов Ингушетии. С той поры вышли три его разноплановые книги – сборник стихов «Строй», книга рассказов «У Сунжи-реки» и драматургические опыты последних лет, собранные под обложкой сборника «Маленькие пьесы».
К своему нынешнему юбилею Бадрудин Хасултанович Горчханов подошел с завидным багажом и, если можно так выразиться, в прекрасной творческой форме. Стало быть, ингушский читатель еще не раз получит возможность оценить талант признанного писателя, поэта и драматурга, который поставил своей целью сбережение ингушского языка и уже на протяжении многих лет служит этой благородной миссии.

Ахмет ГАЗДИЕВ


Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...