среда, 18 декабря 2019 г.

ЛОБОВАЯ АТАКА ЛЕЙТЕНАНТА ЯРОВОГО



В боевую историю Малгобека – города воинской славы России – золотом вписаны имена подлинных героев, защитников Отечества, бесстрашно смотревших в лицо смерти. Каждый из них, презрев опасности войны, отчаянно сражался с врагом, отстаивая в кровопролитных схватках честь и независимость нашей Родины. Люди разных национальностей, они были едины в своем благородном порыве. В их сердцах жила бесконечная любовь к родной земле, и Малгобек, под стенами которого зрел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, ярко продемонстрировал всю силу этой любви и величие духа защитников Отчизны. Среди тех, кто обрел вечную славу на этом форпосте героической Битвы за Кавказ, был летчик-ас, Герой Советского Союза Филипп Степанович Яровой…

12 СЕНТЯБРЯ 1942 года в небе над Малгобеком разыгрались драматические события, в которых старший лейтенант Филипп Яровой проявил беспримерное мужество. Бесстрашный летчик, не раздумывая, бросился на своей боевой машине прикрывать вынужденную посадку ведущего. Вступив в неравный воздушный бой против двух «мессершмиттов», он прекрасно понимал, как мало у него шансов одержать верх, но не мог оставить в беде своих фронтовых товарищей.
Немецкие летчики наверняка уже предвкушали победу, когда лейтенант Яровой спутал все их карты и пошел в лобовую атаку. Он принял геройскую смерть, но выполнил свой долг до конца свой. Последнее земное пристанище советский небесный ас, сын украинского народа обрел в братской могиле в селе Михайловское Северной Осетии.
Филипп Степанович Яровой родился в 1919 года в небольшом украинском селе Порадовка Черкасской области. Он рос в простой крестьянской семье и вряд ли помышлял о ратных подвигах. Испокон веков его предки трудились на земле, а потому и юный Филипп, оказавшись на пороге взрослой жизни, поступил в сельскохозяйственный техникум. Он успел окончить два курса, а потом волею судеб оказался в Крыму. Тут и увлекло парня летное дело – аэроклуб города Феодосии стал для него первой ступенью к небу.
Лётная наука давалась Филиппу Яровому легко, и в 1939 году он уже с гордостью демонстрировал родным корочку Качинской военной авиационной школы пилотов. Тогда же началась и его служба в Красной Армии. День ото дня совершенствовал парень свои навыки, был на хорошем счету у командования. Его упорству и целеустремленности могли позавидовать многие.
На фронте лейтенант Яровой оказался практически с первых дней начала  Великой Отечественной войны. Он командовал 2-й авиационной эскадрилью 131-го истребительного авиационного полка. Полк входил в состав 217-й истребительной авиационной дивизии легендарной 4-й воздушной армии, которая сражалась с врагом на Закавказском фронте. Военные будни этого крупного воинского подразделения были спрессованы из ежедневного самопожертвования, подвига и героизма, а Филиппом Яровым гордились его боевые друзья. К августу 1942 года на его счету было уже 167 успешных боевых вылетов и четыре сбитых вражеских самолёта. За отличное выполнение боевых заданий он был награжден Орденом Красной Звезды.
В 1975 году в «Воениздате» вышла в свет книга К.А. Вершинина «Четвертая воздушная». Вот как описывается в ней один из подвигов отважного сына украинского народа: «…В частях и соединениях воздушной армии стал широко известен подвиг заместителя командира эскадрильи 131-го истребительного авиационного полка лейтенанта Ярового Филиппа Степановича. Возглавляемая им шестёрка ЛаГГ-3 сопровождала восьмёрку бомбардировщиков Су-2. Несмотря на сильный огонь вражеской зенитной артиллерии, они прорвались к целям, расположенным южнее Ростова, и выполнили задание. На обратном пути наши самолёты были атакованы двенадцатью Ме-109. Завязался бой. «Мессершмитты» разделились на две группы. Одна устремилась в атаку на «лавочкиных» и сумела отсечь их от Су-2. Вторая набросилась на бомбардировщиков, с которыми остался Ф.С. Яровой. Пятеро против одного. Однако это не смутило лейтенанта, он смело вступил с ними в схватку и первой же лобовой атакой сбил «мессера». Обозлённые потерей, немецкие лётчики усилили натиск на Су-2, но лейтенант не допускал их к бомбардировщикам. Он не только оборонялся, а сам атаковал. В результате противник потерял ещё один самолёт.
Растерявшись, гитлеровские лётчики дали возможность нашим бомбардировщикам плотно сомкнуть строй и снова взять курс на свой аэродром. Следом за группой Су-2 катился клубок сражающихся истребителей. У Ярового кончились боеприпасы, и он стал имитировать ложные атаки, обеспечивая бомбардировщикам заход на посадку. А тем временем пятерка «лавочкиных» дралась с первой группой «мессершмиттов». Особенно успешно действовали лётчики Семенюк и Ковалёв, не давая возможности противнику объединить усилия.

Когда Су-2 благополучно приземлились, лейтенант Яровой подвергся особенно яростным атакам. Одному из «мессеров» удалось повредить мотор его самолёта. Лётчик на мгновение потерял управление машиной, но тут же выровнял её и с убранными шасси посадил на поле, неподалеку от аэродрома. Немцы сделали два захода, но не смогли поджечь самолёт.
Экипажи бомбардировщиков, которые Яровой прикрывал от вражеского огня, подъехали к нему на машине. В знак благодарности авиаторы подняли героя и понесли домой на руках.
Командир полка подполковник В.И. Давидков, старший политрук М.С. Токарев тепло поздравили Филиппа Степановича с успешным выполнением боевого задания и представили его к высшей правительственной награде. Спустя некоторое время Ф.С. Яровой стал Героем Советского Союза».
Здесь следует уточнить, что Героем Советского Союза лейтенант Яровой стал посмертно. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему этого высокого звания за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство вышел 23 ноября 1942 года.
В наградном листе Героя читаем: « Тов. ЯРОВОЙ находился на фронте Отечественной войны с 22 июня по 31 декабря 1941 года. За этот период на самолете И-16 произвел 85 боевых вылетов с боевым налетом 75 часов, из них: на разведку – 5 вылетов, на сопровождение своих бомбардировщиков – 2 вылета, на прикрытие своих войск, переправ и аэродромов – 48 вылетов, на штурмовку войск, мехтранспорта и огневых точек противника – 26 вылетов, и участвовал в 4-х воздушных боях.
Бесстрашно уничтожал врага при штурмовых налетах, уничтожил до 10 автомашин с грузом и до 50 человек солдат и офицеров, за что награжден орденом Красного Знамени.
За период после получения первой правительственной награды с 31 мая 1942 года тов. Яровой с еще большей ненавистью, мужеством и умением уничтожает фашистских захватчиков в воздухе и на земле…»
Филиппа Степановича Ярового называли великолепным мастером воздушного боя, на примере которого многие лётчики полка учились суворовской науке побеждать, бить врага не числом, а умением. В День героев Отечества мы с гордостью вспоминаем имена таких людей и их бессмертные подвиги, которые стали залогом Великой Победы советского народа над фашисткой Германией. Эти имена никогда не потускнеют в памяти благодарных потомков. Они и сегодня служат ярким примером для подрастающего поколения.

Ахмет ГАЗДИЕВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...