суббота, 19 октября 2019 г.

История. Культура. Искусство



 ДУША КАВКАЗА: «В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Продемонстрировать современный художественный процесс в Северо-Кавказском регионе, его своеобразие и уникальность призвана крупная художественная выставка, которая будет проходить в биеннальном формате с 25 по 31 октября в Центре дизайна ARTPLAY в Москве. Нашу республику на первой биеннале современного искусства Кавказа «В поисках идентичности» будет представлять известный художник и скульптор, народный художник Ингушетии и России, почётный член Российской академии художеств Мурат Махиевич Полонкоев.



БОЛЕЕ 500 произведений классического и современного искусства увидят посетители выставки «В поисках идентичности». Среди их авторов - лучшие художники, скульпторы и фотографы Северного Кавказа и стран Закавказья. Среди них -  Рустам Яхиханов, Мурат Осман, Вадим Каджаев, Марат Кесаев, Лазарь Гадаев и Георгий Сабеев, Юсуп Ханмагомедов, Магомед Даудов, Андрей Гончар, Этери Мусаева, Адиль Астемиров, Ирина Гусейнова и многие другие.
«Искусство Кавказа при всей его разнородности и индивидуальности объединяет общее начало, насыщенная история, уникальные традиции, - отметил накануне открытия выставки исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели. - Состав участников Кавказской биеннале подтверждает, что регион богат на перспективных и талантливых художников. Я уверен, что выставка заинтересует и специалистов, и широкого зрителя, будет способствовать созданию нового художественного сообщества и объединению культур, ведь искусство не имеет территориальных границ».
Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарёв подчеркивает, что за множеством интереснейших работ биеннале «В поисках идентичности» – уникальные авторы. Все они тонко чувствующие личности, при этом каждый видит свою родину по-своему – в красоте неповторимой кавказской природы, в разнообразии туристических возможностей, в гостеприимстве жителей, в их залихватском характере и силе их духа. В этих красочных полотнах, живых фотографиях запечатлелась душа Кавказа.
По мнению руководителя фонда Современного искусства Кавказа Заиры Астемировой, биеннале своим появлением впервые вводит термин «кавказское современное искусство» в международный культурный контекст. Этот термин обозначает пласт искусства, сохраняющий этнокультурное наследие региона.
Уникальный выставочный проект «В поисках идентичности» объединит более ста северокавказских художников разных направлений и поколений, приверженцев традиций и радикалов, художников диаспоры и зарубежных участников. Биеннале будут сопровождать музыкальная экспериментальная программа, лекции, публичные дискуссии и мастер-классы на основе традиционных ремесел.

«МУЖСКОЕ КИНО» АМУРА АМЕРХАНОВА

В эти дни в Москве проходит российский этап 39-го Международного студенческого фестиваля ВГИК – одного из крупнейших студенческих фестивалей в России и в мире. В нынешнем году он посвящен 100-летнему юбилею знаменитой киношколы. В российском этапе фестиваля, который завершится 25 октября, участвуют студенты ВГИКа. С 11 по 15 ноября пройдет второй этап – международный. На участие в конкурсе киносмотра пришло 311 заявок, из чего были отобраны самые интересные работы из 30 стран и 35 киношкол мира.



В 39-м ВГИКовском кинофестивале участвуют студенты, снявшие игровые, документальные, анимационные фильмы, кинопрограммы, мультимедийные проекты. В рамках российского этапа фестиваля уже прошел показ первого профессионального фильма на ингушском языке «Сайти - сын Зоули», снятого Амуром Амерхановым. Основная идея фильма - становление мужчины посредством сложного морального выбора, противостояние самобытности и древнего аутентичного закона машине империи, безликому и кровожадному усреднению. Фильм повествует о высшем мериле чести, не имеющем нации и религий.
Своим замыслом молодой режиссер поделился с журналистами в ходе съемочного процесса, который протекал в достаточно сложных условиях. Неуловимый абрек много лет скрывается от солдат империи в глухих лесах кавказских гор. В одну из холодных ночей, зажатый кольцом врагов, он вырывается из окружения и набредает на одинокую хижину, которая приютилась у стен древнего замка. Дверь ему открывают вдова и ее сын-подросток.
Скрываясь от бури и преследования, грозный незнакомец находит ночлег в бедняцкой сакле. Ночью вдова узнает в госте человека, чей давний поступок перевернул жизнь ее семьи. Что решит подросток, оказавшийся перед сложным выбором? Преступит ли он древний закон гостеприимства?
В замкнутом пространстве горской хижины, где заперты непреодолимыми условиями три человека, - каждый со своей задачей и целью, и вокруг дома, где стоят солдаты, персонажи принимают тяжелые решения, которые навсегда изменяют ход событий и жизнь каждого из участников этой истории.
Все повествование протекает в течение одной ночи и одного дня в горной Ингушетии, в одинокой хижине в окружении древних боевых башен, немых свидетелей многих и многих войн, протекающих у их подножия. Суровая природа подчеркивает гордый дух и решения, определяющие человека, выросшего здесь или попавшего сюда. Сама суровость окружающей действительности диктует поступки и характер истории.
В исторической драме «Сайти сын Зоули», отражающей события конца XIX века, происходившие в горах Ингушетии, снимались профессиональные актеры Алексей Вакулов, Дугурхан Кодзоева и Магомед Зурабов.
Короткометражка стала дипломной работой Амура Амерханова, студента ВГИКа. Написанный им же сценарий этого фильма в свое время завоевал награду в конкурсе «Телемания».
Главными целями Международного студенческого фестиваля ВГИК являются признание и поощрение молодых талантов современного кино, оценка перспектив развития отечественного и мирового кинематографа, развитие диалога культур, упрочение интеграции России в мировое культурное пространство.
У этого фестиваль, который проводится с 1961 года, яркая история. В разные годы его победителями и лауреатами становились режиссеры, творчество которых со временем получило высокую оценку не только на российском, но и на мировом уровне. В их числе нельзя не назвать Андрея Кончаловского, Элема Климова, Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Никиту Михалкова, Вадима Абдрашитова, Сергея Соловьева и других талантливых выпускников ВГИка.

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПРОШЛОМУ РОДНОГО ГОРОДА

Насыщенной и интересной оказалась осенняя экскурсионная неделя для школьников, которая проходила в эти дни в Малгобекском городском музее-мемориале боевой и трудовой славы им. Б.А. Чербижева. Только в один из ее дней музей посетили 16 групп школьников из разных общеобразовательных учреждений Малгобека. Музейные работники рассказывали юным экскурсантам о боевом и трудовом прошлом города воинской славы России, в котором они сегодня живут и учатся.



- Нами были проведены экскурсии, посвященные стратегической Малгобекской оборонительной операции, во время которых ребята узнавали о героических подвигах сынов Кавказа - защитников нашего Отечества, первооткрывателях знаменитого Малгобекского нефтяного месторождения, - рассказывает директор музея Заурбек Албогачиев. – Такие же экскурсионные недели, знакомящие подрастающее поколение с яркими страницами летописи их родного города, проводились нами во время празднования Великой Победы, в период летних каникул. В нынешнем году в рамках экскурсионных недель Малгобекский музей уже посетили около двух тысяч учеников 2-11 классов из различных школ нашего города и района.
Малгобекский музей боевой и трудовой славы родился в 1978 году. Все начиналось с двух небольших комнат в районном Доме культуры. Там разместились первые экспозиции. Но вскоре со всех концов страны в Малгобек полетели письма с фотографиями и документами участников боев за город нефтяников. Ветераны не могли не откликнуться на призыв малгобекского энтузиаста Башира Асланбековича Чербижева, вставшего у истоков этого великого дела.1 февраля 1980 года оназанял появившуюся в Малгобеке официальную должность директора музея. Через год детищу Башира Асланбековича было присвоено почетное звание «Народный музей». В 1984 году музейные экспонаты были размещены в нынешнем здании, построенном в городском парке культуры и отдыха им. Серго. Еще год спустя Малгобекский городской музей боевой и трудовой славы стал филиалом Чечено-Ингушского республиканского музея краеведения. Тогда же, накануне 40-летия Великой Победы, участвуя во Всероссийском смотре музеев, молодой Малгобекский музей был удостоен Диплома II степени. Аналогичный диплом он завоевал и в 1987 году. Такими были первые шаги этого важного начинания.
За успехи в области культуры в 1988 году Б. А. Чербижев был награжден знаком «За отличную работу» Министерства культуры СССР. В 1998 году к этой награде прибавился знак «За достижения в культуре», учрежденный Минкультом России. В 2001 году Башир Асламбекович удостоился звания «Заслуженный работник культуры РИ», а вскоре был отмечен и высшей наградой Республики Ингушетия - орденом «За заслуги».
Сегодня этого замечательного человека нет среди нас, но дело всей его жизни будет всегда служить сохранению исторической памяти и воспитанию подрастающего поколения.

ИНГУШСКИЙ ОРНАМЕНТ НАРОДНЫХ МАСТЕРИЦ

Выставка «Народные умельцы» открылась в зале декоративно-прикладного творчества Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия в минувший четверг. На ней представлены образцы народной вышивки из фонда декоративно-прикладного искусства музея. В частности, это предметы рукоделия Лейлы Абукаровны Арчаковой, 1932 года рождения, а также несложные старинные инструменты для шитья - иглы и наперстки. Возможность прикоснуться к творчеству старших поколений у посетителей музея будет в течение целого месяца – именно столько продлится выставка.



ОРГАНИЗАТОРЫ выставки, прежде всего, обращают внимание посетителей на то, что искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху древности говорят находки археологов, относящиеся к IX-X векам. Это, в первую очередь, фрагменты одежды, украшенные узорами с использованием золотых нитей. Золотое и серебряное шитье с далеких времен было очень распространенно и на Кавказе.
- Одним из интереснейших проявлений народного творчества у ингушей, как и у большинства народов Северного Кавказа, является искусство вышивания, - отмечает куратор выставки, искусствовед Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия Багаудин Коригов. - В основе этого вида искусства лежит орнамент, в котором получают отражение национальные мотивы, нередко формы растительного и животного мира. Иногда по мельчайшим деталям орнамента можно понять, представительницы какого народа и региона вышивали данное изделие.
Традиции вышивального искусства получили наибольшее развитие в XIV-XVII веках. Вышивка приобрела широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода, постельных принадлежностей. Золотыми и серебряными нитями вышивали ленты, богатую из шелка и бархата одежду.


Ахмет ГАЗДИЕВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...