среда, 9 мая 2018 г.

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛЕТ ОРЛОВ ИНГУШЕТИИ


Небо... Бесконечное чистое небо Родины... В годы Великой Отечественной войны оно пылало огнем и в ярких всполохах этого огня, которые дошли до нас через многие десятилетия благодарной памяти, к нам возвращаются юные лица настоящих героев. Сжимая в руках штурвалы своих боевых самолетов, они снова и снова вступают в воздушный бой с немецко-фашистской нечистью, и красные звезды на крыльях, как их живые сердца, горят ненавистью к жестокому и беспощадному врагу.
В суровую военную пору советские летчики прославили себя отчаянным мужеством, громя в небе Родины хваленых немецких асов. Среди них были и бесстрашные орлы Ингушетии, сражавшиеся на всех фронтах войны и приближавшие Великую Победу. Хамаматхан Албогачиев, Хасолт Арчаков, Юсуп Алиев, Александр Барханоев, Магомед Евлоев, Ширвани Костоев, Султан Костоев, Артаган Льянов, Ахмет Шаухалов, Магомед Хашагульгов, Магомед Маматиев, Ахмет Маматиев, Юсуп Мурзабеков, Багаудин Мальсагов и другие отважные ингушские парни не посрамили высокой чести сынов гордого Кавказа...

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ МОВЛИДА ЭСМУРЗИЕВА

Свой последний полет в бессмертие в раскаленном небе над Малгобеком совершил штурман 288-го ближнебомбардировочного авиационного полка 4-й воздушной армии, младший лейтенант авиации Мовлид Эсмурзиев. Произошло это 17 сентября 1942 года, в самом начале легендарной Малгобекской оборонительной операции.

О ПОСЛЕДНЕМ бое Мовлида Эсмурзиева писал 27 марта 1981 года в газете «Грозненский рабочий» его боевой товарищ подполковник в отставке Дмитрий Яковлевич Хоменко:
«Мовлид был штурманом. Вели мы пятерку самолетов, три Су-3 и два Р-10, прикрывали нас 12 истребителей И-16. Еще над нашей территорией нас встретили 19 истребителей противника. Одиннадцать из них связали воздушным боем наши истребители, а восьмерка начала атаковать группу бомбардировщиков, стараясь сбить ведущего группы.
В этом бою Мовлид был ранен. Пуля попала ему в правое ухо. Я спросил у него: «Мовлид, ты ранен?» Он ответил: «Нет!» Я не поверил (у меня на фонаре появились капли крови), посмотрел назад и увидел, что у него оторвано правое ухо.
Мовлид вел усиленную стрельбу, отбиваясь от истребителей противника. Подлетаем к цели, Мовлид бросает стрельбу, берется за прицел и (для прицеливания и сбрасывания бомб мы - ведущие группы, за нами бросают бомбы ведомые) поворачивает меня на цель. Истребители сбивают один самолет Р-10, нас остается четверо. Подходит время для сбрасывания бомб. Мовлид открывает бомболюки и бросает бомбы, потом опять берется за пулемет, отбивается от истребителей.
Теперь дело летчика. Я выполняю маневры и ухожу от цели, ведомые следуют за нами. Истребители противника ожесточились. Они не выполнили своей задачи, дали нам возможность отбомбиться по цели: на земле горят танки, колонна противника остановлена, подоспели наши сухопутные войска. Противник дальше не смог продвинуться. Во время одной из таких атак сбивают еще один самолет. Погибают наши друзья Борис Калканов - летчик, Толя Храмов - штурман. Я тоже получаю ранение.
Мовлид стреляет. Атака истребителей. Пулеметная очередь проходит через его кабину в плоскость, самолет загорелся. Запрашиваю Мовлида через переговорное устройство. Пулемет молчит, и он не отвечает. Посмотрел в его кабину, он лежит неподвижный на животе, а на спине – красное кровяное пятно. Я понял, что Мовлид погиб на боевом посту, в воздухе.
Это было южнее реки Терека, где-то севернее Малгобека. Когда упал самолет, Мовлид был выброшен из него. Но сразу к нему нельзя было подойти - рвались патроны в горящем самолете. Пехотинцы помогли мне схоронить Мовлида. Вырыли мы солдатскую могилу, положили туда бездыханное тело боевого друга.
В теле Мовлида была только одна пулевая рана. Пуля попала в орден Красной Звезды, которым он был награжден, прошла через сердце и вышла слева сзади…»
Воспоминания подполковника Хоменко с фотографической точностью запечатлели последние минуты жизни Мовлида Эсмурзиева. В последующие годы могила отважного штурмана 228-го бомбардировочного авиаполка затерялась, и долгое время место его захоронения оставалось неизвестным. Только в 1982 году при помощи генерал-майора авиации В.Автономова, боевого товарища Эсмурзиева, захоронение героя, наконец, удалось отыскать.
Останки Мовлита Асламбековича Эсмурзиева были с военными почестями преданы на Кургане Героев при въезде в город Нарань. В годы войны здесь был захоронен летчик, Герой Советского Союза Вадим Юдин, а вместе с Эсмурзиевым в 1982 году на Кургане нашли свое последнее земное пристанище Герои Советского Союза, летчики Валентин Алексеевич Половинкин и Георгий Павлович Павлов.
26 сентября 1942 года, через несколько дней после геройской гибели штурмана Мовлида Эсмурзиева, газета «Красная звезда» в своей передовой статье писала: «Здесь завязался важнейший узел событий второго года Отечественной войны. От исхода боев на юге зависит судьба Отечества… На защитниках Советского юга лежит сейчас важнейшая ответственность за исход летней компании 1942 года, за судьбу Советского государства. Их ответственность можно сравнить лишь с ответственностью защитников Москвы 1941 года…»
Все последующие события, разворачивавшиеся в ходе Малгобекской оборонительной операции 1942 года войск Закавказского фронта, ярко продемонстрировали, что здесь каждый проникся этой ответственностью. Ценой невероятных усилий наших солдат сильный враг был повернут вспять и к нему уже больше никогда не вернулся наступательный победный дух...

НЕСЛОМЛЕННАЯ ВОЛЯ МУРАТА ОЗДОЕВА

В Ингушском государственном музее краеведения им. Т. Мальсагова находятся на хранении фрагменты боевого самолета «Як-7». За этим экспонатом стоят судьба героя, людская память, не умирающая во времени, и неравнодушное отношение нового поколения к героическому прошлому нашей страны...

КОГДА псковский школьник Саша Белозобов услышал от своей бабушки Анны Куприяновны рассказ о том, как в конце января 1944 года она стала свидетельницей гибели советского самолета, он сразу загорелся желанием найти его. События давней поры, о которых поведала ему бабушка, происходили близ станции Маево и по ее словам «Як-7» до сих пор покоится на дне озера Смертное.
Вскоре мальчишка вместе со сверстниками отправился к месту, указанному Анной Куприяновной. Ребята долго бороздили на лодке гладь озера, вооружившись длинным шестом, пока не наткнулись на признаки, которые могли свидетельствовать о том, что на дне лежит крылатая боевая машина. То, что ими было обозначено правильное место, школьникам вскоре подтвердили здешний старожил Гавриил Аверьянович Ющенко и аквалангисты Себежской водной станции.
Вскоре военные водолазы подняли на берег фрагменты покореженного металла. По ним был установлен тип самолета, авиационный завод, с конвейера которого он сошел, год изготовления, серия и номер боевой машины, а потом - и полковой номер. Выяснилось, что пилотом самолета был младший лейтенант Мурат Оздоев - лётчик 431-го Краснознамённого истребительного авиационного полка 315-й Рижской истребительной авиационной дивизии 14-го Рижского истребительного авиационного корпуса 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта.
Мурат Ахметович Оздоев родился 10 марта 1922 года в Назрани и перед началом Великой Отечественной войны успел окончить Грозненский аэроклуб и Армавирскую авиашколу. В 20 лет он стал командиром авиационного звена и уже в первом же бою проявил безграничное мужество, открыв Орденом Красной Звезды счет своим многочисленным боевым наградам.
Г.А. Чечельницкий в книге «Летчики на войне» писал: «Силен летчик Алексей Семенович Мурашевский. Везение у него от умения. Такая пара, как он с молодым Муратом Оздоевым, стоит четверых. Для них вертикальный маневр – родная стихия. В первом же вылете они отбили атаки четырех гитлеровцев и сами стремительно атаковали. Пара выиграла этот бой, увеличив счет на три сбитых вражеских истребителя. На обратном пути в районе Мценска произошел еще один бой, теперь с двумя «Фокке-Вульфами».
«В необъятном воздушном просторе легко заблудиться, потерять ориентир. Однако недалеко летят от тебя краснозвёздные «Яки», их ведут боевые друзья - Жора Трескин, Алексей Суровешкин, Алексей Говоров.
В одном из боевых вылетов Мурат случайно отстал от своих. Ещё минута - и засвистели вокруг машины Мурата раскаленные пули. Его атаковали шесть «Фоккеров». Шестеро против одного. Крутые виражи, резкие взлеты, падения. Сколько длится бой? Полчаса, час? Силы-то на исходе. Руки уже непослушны, глаза застилает пот. Вдруг блеснул чёрный зловещий крест фашистского самолёта. Длинная пулеметная очередь. Сзади атакуют ещё двое. В этот момент из-за облаков, как ястребы, вылетают наши «Яки»…
В годы войны младший лейтенант Оздоев прекрасно освоил различные типы самолетов, выполнил 248 боевых вылетов. Он провёл в воздухе 157 часов 53 минуты и из них 54 часа 33 минуты пришлись на небесные схватки. Летчик сбил восемь фашистских самолётов, в том числе один «Фокке-Вульф 189».
25 января 1944 года в районе станции Маево под Новосокольниками при выполнении очередного боевого задания самолет Мурата Оздоева попал под шквальный огонь зениток противника и был сбит. Спустя четыре дня командование части, в которой служил бесстрашный летчик, сообщило его родственникам, что он погиб, проявив геройство и мужество.
Но Мурату Оздоеву удалось выжить! В последний миг он сумел выброситься на парашюте. Обгоревшего, в бессознательном состоянии, летчика пленили фашисты. Позже Оздоев несколько раз пытался бежать из немецких концлагерей
в Восточной Пруссии и Чехословакии, но все эти попытки оказались тщетными. В 1945 году его освободили из застенков передовые части Советской Армии, вступившие на территорию Польши.
Несломленный в фашисткой неволе летчик вернулся в свой полк, снова стал командиром звена. 25 января 1946 года командование уволило его в запас, и герой отправился на поиски своих родных в Казахстан, куда сталинизм подло и бесчестно депортировал ингушский народ, пока его сыновья и дочери героически защищали свою Родину от фашистов...
За ратные подвиги Мурат Ахметович Оздоев был награжден многими орденами и медалями. В 1995 году Указом президента РФ ему было присвоено высокое звание Героя России. 25 февраля 1999 года, окруженный почетом, уважением и любовью своих земляков, он ушел из жизни...

АХМЕТ МАЛЬСАГОВ – НЕБЕСНЫЙ АС

Одновременно с Муратом Оздоевым в том же 1995 году Указом президента РФ посмертно был удостоен звания Героя России еще один летчик-ингуш Ахмет Татарханович Мальсагов, погибший при выполнении боевого задания 14 января 1942 года. Ахмет Мальсагов геройски сражался в небе над Запорожьем, всего за несколько дней выполнив десятки боевых вылетов и уничтожив 10 фашистских танков, пять зенитных орудий и 27 автомашин.

БОЕВЫЕ товарищи, отдавая дань уважения мужеству и военной выучке майора Ахмета Мальсагова, уважительно называли его горным орлом. Он появился на свет в 1912 году в ингушском селении Альтиево, и когда пришла пора защищать Родину, был уже профессиональным летчиком, овладев всеми навыками летного мастерства.
Его военная служба началась в 1935 году. Молодого ингуша неудержимо влекло к себе небо, и в 1937 году за его плечами уже была Сталинградская авиационная школа лётчиков. Он окончил ее с отличием, став летчиком-бомбардировщиком, служил потом в частях бомбардировочной авиации на западной границе, а в 1939 году вступил в партию. Совсем немного времени оставалось до нападения фашисткой Германии на Советский Союз...
Великая Отечественная война застала лейтенанта Мальсагова на Украине. Он командовал звеном в составе 5-го ближнебомбардировочного полка ВВС Одесского военного округа. Полк дислоцировался в городе Аккермане (ныне - Белгород-Днестровский) и на его вооружении помимо скоростных бомбардировщиков СБ стояли недавно полученные новые боевые машины - пикирующие бомбардировщики Пе-2.
Ахмет Мальсагов успел к тому времени отлично изучить новую технику и вскоре блестяще продемонстрировал свои навыки в реальном бою. Архивные материалы свидетельствуют, что уже в июне 1941 года он совершил несколько вылетов на бомбардировку румынской военно-морской базы Констанца. В оборонительных боях в Северном Причерноморье наносил высокоточные бомбовые удары по наступающим войскам противника, в боевых вылетах 22-го, 24-го и 29-го июля уничтожил 10 танков и до двух рот живой силы врага. Достаточно сказать, что к 20 сентября 1941 года на его счету было уже 65 боевых вылетов!
Однополчане не переставали восхищаться этим воздушным асом. Он стал гордостью полка и его знаменем. Только за один короткий период конца 1941-го - начала 1942 года Ахмет Мальсагов совершил два десятка боевых вылетов, каждый из которых привел к большим потерям в стане напуганного его бесстрашием врага. В эти дни бомбовыми ударами летчика Мальсагова были уничтожены 5 зенитных орудий, 10 танков, 27 автомашин и более 100 фашистов.
7 января 1942 года ратная доблесть горного орла, проявленная в небе, была по достоинству отмечена Орденом Красного Знамени. Но кроме этого командование дважды представляло Ахмета Мальсагова к званию Героя Советского Союза. Эти представления так и затерялись потом в Кремлевских коридорах и, скорее всего, свою роль сыграла в здесь национальность летчика...
14 января 1942 года Ахмет Татарханович Мальсагов встретил свою геройскую смерть на очередном боевом вылете. Десять дней спустя в селе Варваровка Луганской области он был предан земле в братской могиле с другими павшими героями...
Справедливость восторжествовала только спустя пятьдесят лет после Победы. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом президента Российской Федерации от 6 июля 1995 года майору Мальсагову Ахмету Татархановичу, командиру звена 5-го ближнебомбардировочного полка 21-й смешанной авиационной дивизии ВВС Южного фронта, было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.


Ахмет ГАЗДИЕВ

СУДЬБА НЕРАВНОДУШНОГО ЧЕЛОВЕКА

ЛИЧНОСТЬ Историей родного края Курейш Харунович Евлоев интересовался с детства, но серьезно заниматься краеведением стал сравнительно н...