среда, 25 апреля 2018 г.

ЖИЗНЬ БЕЗ ФАЛЬШИ

На снимке (слева направо): М.Вышегуров, А-Г. Угурчиев, С-Г. Котиев, Б.Чербижев,
М.Озиев, М. Картоев, А.Газдиев

В ИСТОРИИ общенациональной газеты Ингушетии есть два эпизода, которые кажутся мне характерными для этого печатного издания, всегда остававшегося на острие происходивших событий. Первый из них связан с именем главного редактора Магомеда Барахоева, когда в условиях боевых действий на территории Чеченской Республики газета «Сердало» оказалась последним изданием, отпечатанным в Грозненском Доме печати, который практически на следующий день был уничтожен огнем. В тот опасный период многие не хотели рисковать своими жизнями, но ингушские журналисты, до конца остававшиеся на своем посту, уговорили рабочих типографии выйти на ночную смену. Для них было очень важно, чтобы свежий номер газеты как всегда вовремя пришел к читателям.

К сожалению, там, в Доме печати, погиб весь богатейший архив редакции, накопленный за несколько десятилетий. Это стало окончанием целой эпохи в истории газеты «Сердало», но, как наглядно показало время, не ее концом. Вскоре редакция обрела пристанище в Ингушетии – сначала в Карабулаке, а чуть позже – в Назрани. Началась новая эпоха, совпавшая со становлением ингушской государственности, и на страницах «Сердало» нашли свое отражение по-настоящему революционные преобразования, происходившие в жизни общества.
Второй эпизод, о котором я не могу не упомянуть накануне юбилея газеты, связан с именем другого главного редактора – Мурата Озиева, возглавившего коллектив «Сердало» в 1996 году. При нем редакция обзавелась собственным компьютерным центром, и главная газета Ингушетии перешла на современный компьютерный набор и верстку, надолго опередив в этом все другие печатные издания республики. Одновременно с этим, в коллектив влились молодые, а то и начинающие журналисты, для которых Мурат Крымсултанович стал чутким и внимательным наставником. В «Сердало», где продолжали трудиться уже давно признанные мастера слова Башир Костоев, Азмат-Гирей Угурчиев, Мурат Картоев, Люба Чапанова-Хаматханова, сложилась уникальная лаборатория журналистского опыта, в которой были взлелеяны новые таланты.
Мурат Озиев прожил короткую, но яркую жизнь, посвященную служению высоким идеалам. Он стал явлением в ингушской журналистике, придав ей масштаб и всероссийское звучание. До самого последнего дня он бесстрашно и принципиально отстаивал интересы своего народа, боролся за торжество справедливости и был верен журналистской клятве на Марсовом поле, которую дал когда-то вместе со своими однокашниками, покидая стены факультета журналистики Ленинградского государственного университета.
Сегодня можно с полным на то основанием сказать, что Мурат Крымсултанович стал одним из лучших сыновей ингушского народа. И это вовсе не громкие слова. Неподдельная любовь к Ингушетии, необычайная сила характера, непревзойденное журналистское мастерство и талант, твердое следование избранным путем вопреки всем обстоятельствам и готовность к самопожертвованию сделали его незаурядной личностью.

БУДУЩИЙ известный российский журналист-конфликтолог родился 11 сентября 1949 года в Казахстане, а среднюю школу окончил уже в Малгобеке, куда семья Озиевых вернулась после сталинской депортации. Юноша, в сердце которого жило обостренное чувство справедливости, грезил журналистикой. И он со школьным аттестатом в кармане отправился покорять северную столицу. Первая попытка оказалась неудачной, но зато у парня появилась возможность попробовать свои силы в другом деле. Он пришел работать в РМЦ, располагавшийся в то время в Старом Малгобеке, на участке Картофельном. Мастера этого цеха занимались ремонтом и монтажом оборудования на различных объектах нефтяной отрасли Малгобека. Приобретенные здесь навыки очень пригодились Мурату потом, в студенческие годы, когда ему приходилось зарабатывать себе на хлеб собственными руками. В свободное от учебы время он надевал рабочую спецовку и, не боясь тяжелой работы, наравне с опытными путейцами ремонтировал ленинградские трамвайные линии.
Свой путь в большую журналистику Мурат Озиев начал в 1976 году. С престижным дипломом ЛГУ он оправился в Горьковскую область, где плодотворно провел пять лет и даже успел написать книгу о градообразующем предприятии Дзержинска. Затем судьба привела его в столицу бывшей Чечено-Ингушетии. Республиканская газета «Грозненский рабочий» обрела в лице Мурата Озиева одного из своих лучших авторов, чьи яркие публикации не сходили с еженедельной редакционной доски самых заметных и резонансных материалов.
В 1983 году талантливого журналиста пригласили на работу в сектор печати Чечено-Ингушского обкома КПСС. Спустя год он поступил в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС и в 1990 году блестяще защитил научную степень кандидата философских наук. В том же 1990 году Мурат Крымсултанович вернулся в «Грозненский рабочий» (газета стала называться к тому времени «Голосом Чечено-Ингушетии»), возглавил ведущий отдел редакции и за недолгое время, остававшееся до распада ЧИАССР, успел многое сделать. Достаточно упомянуть подготовленный и проведенный им вместе с коллегой Марией Катышевой нашумевший «круглый стол» ингушских и осетинских ученых, посвященный проблеме Пригородного района.
На какой бы должности ни находился Мурат Крымсултанович в разные периоды своей жизни, он всегда стоял на страже интересов ингушского народа и боролся за восстановление ингушской государственности. В 1991 году он вошел в президиум Народного Совета Ингушетии, став одним из лидеров демократического общественного движения.
С 1993 года по 1995 год Мурат Озиев издавал в Москве учрежденную им всероссийскую газету репрессированных народов и граждан «Народ». На страницах этого издания шел широкий дискурс по проблемам удручающего наследия сталинщины, в котором принимали участие известные российские ученые, правозащитники и журналисты.
В родную Ингушетию Мурат Крымсултанович вернулся в 1996 году и последующие четыре года был главным редактором общенациональной газеты «Сердало». Многие и сейчас помнят его публикации той поры. В них, наряду с высочайшим профессионализмом, неизменно присутствовала гордость за свой народ и тревога за его будущее. Золотое озиевское перо рассказывало о прошлом Ингушетии и о ее современной жизни, в которых всегда было место настоящим народным героям, служившим родной земле верой и правдой. Таким был и он сам – открытый, искренний, никогда не уронивший свою честь и готовый к поступку. Он учил нас, тех, кто работал рядом с ним, высокой гражданственности и был примером подлинной сыновней любви к отчему краю, пережившему немало бед и трагедий.




На годы редакторства Мурата Озиева пришелся 75-летний юбилей «Сердало». Миновало уже два десятилетия с той поры, но то ощущение всенародного праздника осталось с нами до сегодняшнего дня. Общенациональная газета тогда в очередной раз подтвердила свой высокий статус, свое непреходящее значение в жизни народа и продемонстрировала, что пользуется огромным авторитетом и народной любовью.
Мурату Крымсултановичу было присуще личное мужество. В полной мере это качество проявилось за время существования в Ингушетии первой и единственной независимой газеты «Ангушт», которую он учредил в 2000 году. Газета подвергалась нападкам и жесточайшему прессингу, в адрес Мурата Крымсултановича звучали неприкрытые угрозы, но он смело продолжал свое дело, отстаивая национальные интересы ингушского народа и защищая его конституционные права. При этом позиция «Ангушта» всегда оставалась объективной и беспристрастной, что позволяло газете выходить с победой из всех многочисленных судебных разбирательств, неоднократно инициированных представителями властных структур Ингушетии и Северной Осетии.
Не раз изымались тиражи «Ангушта», чинились препятствия по изданию газеты и ее распространению, однако вопреки всем препонам голос правды продолжал звучать. С газетой стали сотрудничать известные общественные деятели, гражданские активисты и политологи республики, которые в тех условиях тоже не могли молчать. Их мнение имело вес в обществе, но единственной возможностью озвучить его стала независимая газета республики. Образцом гражданского мужества были «ангуштовские» статьи самого Мурата Крымсултановича, без сомнения, наделившего ингушскую журналистику новым качеством.

БОЙЦОВСКИЙ характер М. Озиева вкупе с острым пером, его глубокая порядочность и одухотворенность не позволяли ему идти у кого-то на поводу, а тем паче прогибаться перед кем-то. От начала и до конца это была жизнь без фальши. Испытывая огромное давление со стороны, последние годы жил на грани физических возможностей человека, но ни разу не изменил своим принципам, не купился на всевозможные посулы. В таком жестком противостоянии несправедливости, на которое способны только по-настоящему мужественные сердца, его здоровье было сильно подорвано, и в январе 2009 года после тяжелой болезни Мурат Крымсултанович ушел из жизни.
Ушел непобежденным.


Ахмет ГАЗДИЕВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...