пятница, 23 февраля 2018 г.

БАШНИ НАШЕЙ ПАМЯТИ И СКОРБИ

23 февраля 1944 года - день депортации ингушского и чеченского народов


Вечные камни древней Ингушетии оставались бы безмолвными, но человеческий гений превратил их в бессмертную летопись веков, пронизанную величием народного духа. Столетие за столетием создавалась эта летопись - рождались на неприступных скалах ингушские башни, гордо рвущиеся в небо. Ставшие олицетворением национального характера, они и поныне стерегут покой нашей земли, облагораживают сердца людей очистительной энергетикой, которую когда-то вдохнули в свои творения великие зодчие прошлого...


23 ФЕВРАЛЯ 1997 года ингушские камни вновь заговорили. В этот памятный день в историческом местечке Аби-Гув состоялось открытие Мемориального комплекса жертвам политических репрессий. Девять башен памяти и скорби навечно застыли напоминанием об ужасающей национальной трагедии – сталинском геноциде, которому подвергся ингушский народ наравне с другими репрессированными народами СССР.
Девять башен – это приговор сталинизму. Приговор, написанный кровью невинных жертв и неподлежащий обжалованию. Такой вердикт вынесла народоубийству история... Я снова беру с книжной полки сборник избранных произведений известного ингушского писателя и поэта Саида Идрисовича Чахкиева «Суть», подаренный мне автором в 2008 году, незадолго до его ухода из жизни. В этом сборнике есть строки, посвященные открытию Мемориального комплекса жертвам политических репрессий:

Девять башен...
Боль столетий.
Век тиранов и горилл.
Неродившиеся дети,
Похороны без могил.
Униженья, пытки, казни.
Дикий холод лагерей.
Лица судей - маски праздной
Жизни мерзких палачей.
...И склонились низко горы,
Грустно тучи теребя, -
Всех вайнахов боль и горе
Воплотили вы в себя.
Девять башен.
Дух народа,
Сила, мощь и простота.
Тяга к свету
И к свободе.
Совесть. Память.
И мечта.
Девять башен.
Вы не башни,
А папахи ингушей.
Доблесть, честь и слава наша,
Мудрость старцев и детей.

Скованные одной цепью башни, символизирующие несломленный дух репрессированных народов, взметнулись к солнцу, благодаря творческому гению нашего современника - народного художника Российской Федерации Мурата Полонкоева. Создатель мемориала, наполнил его глубоким смыслом. Сомкнувшиеся в единое целое девять башен, как вставшие рядом плечом к плечу девять братьев, – это высеченное в камне завещание потомкам тех, кто был обречен сталинщиной на погибель. Это символ нашей общей боли и напоминание о трагедии, которую мы пережили вместе, не предав спаянного общей историей единства и векового кавказского братства…
Найла Оразова, доцент Карачаево-Черкесского государственного университета, вместе со своими студентами побывавшая прошлым летом в Ингушетии, говорит:
- Посещение этого Мемориального комплекса оставило в наших сердцах неизгладимые впечатления. В таких местах обостренно чувствуешь горечь неисчислимых потерь, понесенных нашими народами в годы сталинских репрессий. Память о тех временах живет в сознании каждого карачаевца и ингуша. Она и впредь будет объединять крепкими братскими узами каждое новое поколение, сохраняя наше духовное единство. 

ДОСЬЕ:
Мурат Полонкоев родился 9 мая 1944 года в селе Дмитровка Кокчетавской области Казахская ССР. В 1966 году окончил Алма-Атинское художественное училище. В 1973 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (отделение монументальной живописи). Его наставником был профессор Андрей Андреевич Мыльников. В 1975 году стал членом Союза художников СССР. В 1981 году был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской АССР. В 1995 году ему было присвоено звание заслуженного художника Российской Федерации. За большой вклад в декоративно-прикладное искусство и приобщение молодёжи к художественному творчеству был награждён золотой медалью и дипломом с присуждением почетного звания «Лауреат седьмой артиады народов России».
10 сентября 2002 года Мурату Махиевичу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия, а 31 августа 2005 года - народного художника Российской Федерации.
Работает в жанрах станковой и монументальной живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Известен большими эпическими полотнами жанровой живописи. В каталог академии художеств «Два века русской художественной школы» включена его картина «Жизнь вайнахов». В музее Российской академии художеств экспонируется его картина «Чабаны». Работы Мурата Полонкоева также хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Ингушетии, Ингушском краеведческом музее имени Т. Мальсагова, в Мемориальном комплексе жертвам репрессий, музеях Российской Федерации, в частных коллекциях в России и за рубежом.
В Грозненском музее изобразительных искусств в свое время хранилось 87 произведений, созданных Муратом Полонкоевым, а в краеведческом музее Чечено–Ингушетии выставлялось более сорока его работ по камню, металлу и дереву. Все это было разграблено и бесследно исчезло в ходе боевых действий на территории Чеченской Республики.

КРОВАВЫЙ сталинский молох народоубийства был беспощаден и жесток. Через него прошли немцы Поволжья, поголовно депортированные 28 августа 1941 года. Затем настал черед наших братьев-карачаевцев - 2 ноября 1943 года перестала существовать Карачаевская автономная область, и весь народ от мала до велика был изгнан из родных мест. 28 декабря 1943 года преступный сталинский режим погнал на смерть калмыков. 23 февраля 1944 года эта же участь ждала ингушей и чеченцев. 8 марта 1944 года сталинщина лишила Родины и обрекла на полное бесправие братский балкарский народ. 18 мая 1944 года список репрессированных народов продолжили крымские татары. Вскоре разыгралась трагедия месхетинских турок, изгнанных 14 ноября 1944 года из Грузии. За ними горькую судьбу народов-изгнанников разделили химшиды и греки…
В 2002 году Российская академия художеств удостоила проект Мурата Полонкоева Золотой медали. Детище художника стало объектом исторического и культурного наследия Ингушетии, памятником архитектуры, внесенным в реестр Академии художеств РФ. Мемориальный комплекс также занял свое место в каталоге музея Общественного центра имени академика А. Сахарова «Памятники и памятные знаки жертвам репрессий на территории бывшего СССР».
В настоящее время башни Мурата Махиевича Полонкоева являются центральным элементом пронзительного в своем величии и впечатляющего Мемориала памяти и славы ингушского народа, созданного к 20-летию образования Республики Ингушетия и отражающего все ярчайшие страницы народной истории после добровольного вхождения ингушей в состав России.
Эта история полна примеров мужества и героизма сынов нашего горного края, бесстрашно и самоотверженно умножавших славу русского оружия и прославивших себя на полях всех ключевых сражений России. О прошлом ингушского народа рассказывает барельеф «Вхождение Ингушетии в состав России» с мемориальной доской «Клятвенное обещание», на которой выгравирован текст присяги на верность России.
Мемориальные плиты, укрытые под арками величественных колоннад, увековечили именами ингушей, удостоенных высших наград государства в период службы в Российской императорской армии, видных ингушских деятелей, революционеров, участников Гражданской и Великой Отечественной войны, просветителей, а также тех, кто внес большой вклад в создание Республики Ингушетия. Здесь соседствуют имена царских генералов-ингушей, Серго Орджоникидзе, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, академика и гуманиста Дмитрия Лихачёва, ингушей-Героев Советского Союза и Героев России. О непреходящей связи разных поколений свидетельствуют памятники Ингушскому полку Дикой дивизии и последнему защитнику Брестской крепости ингушу Барханоеву, перед мужеством которого склонил голову даже враг...
Вечный огонь, пылающий у подножия башен Мемориального комплекса жертвам политических репрессий, не погасит время. И время не изгладит из нашей памяти воспоминания о страшном феврале 1944 года.


Ахмет ГАЗДИЕВ

Фото автора

РОЖДЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ДИНАСТИИ

Ханифа Харсиева еще в детстве решила посвятить свою жизнь медицине. Прежде всего, на этом выборе сказались семейные обстоятельства. Родит...