понедельник, 8 сентября 2014 г.

«ПЫЛКИЕ И СМЕЛЫЕ ГОРЦЫ…»


Тайна старых фотографий перестала существовать

Несколько лет назад в прессе были опубликованы фотографии из архива известного ингушского краеведа и исследователя Берснако Газикова. Информация о запечатленных на них людях, за исключением их имен (Артаган Костоев и Абдула Мальсагов), полностью отсутствовала. В попытке приподнять завесу тайны мы обратились за помощью к читателям – была надежда на то, что кто-то узнает на снимках своих родственников. Однако эта попытка успехом не увенчалась...


С ТЕХ ПОР минуло несколько лет. И вот совсем недавно, работая в одном из архивов нашей страны, Берснако Газикову удалось обнаружить материалы, благодаря которым вековая тайна, окружавшая старые фотографии, перестала существовать.
В 1911 году в Санкт-Петербурге увидел свет многостраничный восьмой том «Книги Русской Скорби». Это издание выходило в России под патронажем Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. Одна из его целей заключалась в том, чтобы сохранить имена подданных империи, геройски погибших при защите закона и порядка. Как раз в упомянутом выше томе и содержатся строки, посвященные ингушам Артагану Костоеву и Абдуле Мальсагову.
Артаган Костоев, помощник заведующего отрядом полицейской стражи, был убит 28 августа1907 года в Черкасском уезде Киевской губернии.
«Племя ингушей, проживающих в горах Терской области, - пишется в «Книге Русской Скорби», - достаточно прославилось разбоями, на которые их влек неугомонный воинственный дух.
Но эти пылкие и смелые горцы умеют быть преданными, верными слугами и воинами, раз попадают на службу.
Примером может служить смельчак, сложивший на своем боевом посту буйную головушку вдали от своей родины, Костоев.
Артаган Альдишреевич Костоев, магометанского вероисповедования, холостой, 26-ти лет, происходил из ингушей Нижнего Ачалука Назрановского округа Терской области. В 1906 году он поступил на службу в частную полицейскую стражу в имение г-жи Балашевой, а с 1 апреля 1907 года зачислен был в казенный отряд и исполнял обязанности помощника заведующего отрядом стражи в с. Староселье Черкасского уезда.
28 августа 1907 года ему пришлось проявить свою удаль и верность долгу.
В этот день в городе Черкассах группа анархистов из троих мужчин и двух женщин, оказав вооруженное сопротивление полиции, скрылась в прилегающий к Черкассам огромный лес, простирающийся на десятки верст. К розыску их были приняты сейчас же все меры, и пристав 2-го стана Лавренко напал на след их в лесу между м.Мошнами и с.Старосельем.
Вызвав по телефону в с.Староселье пристава 3-го стана Трутнова со стражниками, Лавренко с пятью стражниками-ингушами следил за преступниками, и сделав объезд, прибыл в селение раньше преступников.
Здесь на плотине была устроена засада. Около 9-ти часов вечера показались два человека. Когда чины полиции приказали им остановиться, преступники начали стрелять. Одним из первых выстрелов старший стражник ингуш Костоев был убит наповал.
Ответными выстрелами полиции один из преступников тоже был убит, а другой тяжело раненый скончался через несколько часов. Раненый преступник назвал себя «Сашкой», а товарища «Мишкой».
Тело Костоева отправлено по железной дороге на родину, на Кавказ, и похороны состоялись там же».
Ингуш Абдула Бакаевич Мальсагов, как и Артаган Костоев, был уроженцем Нижних Ачалуков. Он так же служил стражником полицейской стражи Черкасского уезда и умер от ран 28 июля 1908 года. Пуля настигла Мальсагова 21 июля 1908 года во время разъезда в поле. Таковыми были официальные сведения о покойном.
«Но прежде чем рассказать об обстоятельствах смерти этого достойного стражника, необходимо коснуться ингушей как народа, из которого происходил покойный Мальсагов, - отмечают авторы «Книги Русской Скорби». – На Кавказе, в окрестностях Владикавказа, приютилось в числе других народностей небольшое племя ингушей. Ингуши населяют всего лишь несколько деревень. Поселившись в горах, под самыми облаками, ингуш с малых лет привык к головокружительным подъемам и спускам с родных гор, требующих большой отваги, что вырабатывает из ингушей удивительных смельчаков. Слава об их бесстрашии расходится далеко за пределы Кавказа, вот почему, когда в России разыгралась революция, ингуши и осетины (их соседи) были вызваны в центральные губернии России на охрану частных экономий и стражниками в полицейские команды.
В числе других Мальсагов был вызван в Черкасский уезд Киевской губернии, куда и поступил 8 апреля 1906 года на службу в полицейскую стражу.
Молодой (ему было 27 лет отроду), холостой, полный сил и здоровья, Мальсагов своим примерным поведением и бесстрашным исполнением долга службы заслужил отличную рекомендацию начальства, которое посылало его в такие рискованные предприятия, где помимо бесстрашия и точного исполнения долга требовалась и известная сноровка, чтобы выпутаться из могущего получиться безвыходного положения. Вот при таких условиях и погиб достойный Мальсагов, еще раз подтвердивший своей кровью, что мусульмане, поставленные в подходящую им сферу деятельности, являются верными и преданными сынами России, о чем мы, оставшиеся в живых, не должны забывать.
Для предупреждения часто наблюдавшихся поджогов и других преступлений в некоторых местах уезда были установлены разъезды конных стражников.
В ночь на 21 июля 1908 года три стражника-ингуша, проезжая полем, на дороге возле м.Вязовка встретили человека с узелком в руке и попытались его остановить. Неизвестный моментально выстрелил из браунинга, ранив одного из ингушей в руку, и бросился бежать. Спешившиеся стражники ответными выстрелами ранили уходившего и он упал. Один из стражников отправился в ближайшую экономию и вызвал по телефону из казармы в м.Буртах стражников, и когда вызванные стали приближаться к лежащему, то он опять начал стрелять в стражников. После этого стражники дали залп в преступника и, очевидно, попали в бывшую при нем бомбу, так как последовал сильный взрыв, которым преступника разорвало на части, а стражник Абдула Мальсагов был ранен в глаз. Остальные же шесть стражников отделались незначительными царапинами. В нескольких саженях от преступника, оказавшегося крестьянином м.Вязовка  Черкасского  уезда  Яковом Ковалем,   19-ти лет, найдены были еще одна бомба большой силы и динамитные патроны.
Раненый Мальсагов был отправлен на излечение в больницу д-ра Манденштама в Киев, где и умер от полученной раны 28 того же июля. Тело его отправлено по железной дороге на Кавказ, и похороны состоялись там.
Почтим же память этого инородца, магометанина, отдавшего свою жизнь на служение Родине - России».
В заключение нынешней публикации хотелось бы отметить, что предлагаемые материалы были обнаружены в результате системной поисковой и исследовательской работы ингушского краеведа. Итогом деятельности, которой Берснако Газиков увлеченно занимается на протяжении нескольких десятилетий, стали интереснейшие находки и открытия. С какими-то из них познакомили читателей мы, другие нашли место в изданных краеведом книгах, а также в коллективных историко-краеведческих сборниках. Между тем, большая часть накопленного материала все еще ждет своего часа, чтобы стать достоянием широкой общественности.
Ахмет ГАЗДИЕВ 
Снимки из архива Б.Д.Газикова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...