воскресенье, 8 июня 2014 г.

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ МУСЫ ДУДАЕВА


Представлять кавказскому читателю народного артиста РСФСР Мусу Абдиевича Дудаева нет нужды. Много лет назад первая экранная роль принесла ему всесоюзную известность. Вообще, если говорить по существу, судьба художественного фильма «Белое солнце пустыни», снятого режиссером Владимиром Мотылем по сценарию Владимира Ежова, Рустама Ибрагимбекова и Марка Захарова, оказалась весьма необычной. Но бесспорно одно - оглушительный успех этой знаменитой киноленте принес, прежде всего, замечательный актерский состав, задействованный на съемках. Тут же что не имя, то - легенда советской киноиндустрии: Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Павел Луспекаев, Раиса Куркина, Татьяна Федотова, Николай Годовиков, Николай Бадьев, Владимир Кадочников…

РАБОТА над фильмом, которому впоследствии предстояло стать классикой советского кинематографа, началась на киностудии «Ленфильм» 24 июля 1968 года. Этот фильм уже давно разобран на цитаты (знаменитое «Я мзду не беру, за державу обидно» звучит актуально и по сей день), да и сюжет «Белого солнца пустыни» сегодня многие знают почти наизусть.
Многожанровая история о том, как в годы гражданской войны красноармейцы, проводя в Средней Азии акцию «Освобожденные женщины Востока», «увели» весь гарем у бая Абдуллы, вышла захватывающей. Она совместила в себе элементы боевика и драмы, мелодрамы и комедии, приключенческого и военного кино.
Сопровождать обитательниц гарема, освобожденных от власти восточного сластолюбца, командир отряда Красной Армии Рахимов (эту роль и сыграл в фильме Муса Дудаев) поручает товарищу Сухову и его помощнику Петрухе: «Товарищи женщины! Не бойтесь Черного Абдуллы. Теперь у вас есть новый хозяин. Вы поступаете в распоряжение товарища Сухова. Он будет заботиться о вас. Он хороший человек!»
Однако оскорбленный Абдулла готов сражаться за свой гарем. Пока герои фильма шагают по пустыне и вместе с таможенником Верещагиным поют песню про «девять граммов в сердце», злобный бай готовит со своей бандой жестокую расправу над ними...
«Белое солнце пустыни» начали снимать в Ленинграде на производственной базе «Ленфильма», затем съемочная группа отправилась в Дагестан, где под Каспийском продолжились съемки на натуре. Основная же часть киноленты снималась уже в Туркмении, в окрестностях мало кому известного города Байрам-Али.
Так случилось, что когда фильм был готов, что-то не приглянулось в нем высокому начальству. Вполне возможно, он еще долго пылился бы на полке, если бы однажды, а точнее осенью 1969 года, его по счастливому стечению обстоятельств, не посмотрел на своей даче генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. У советского лидера, отличавшегося любовью к отечественному кинематографу, новая кинокартина оставила благоприятное впечатление. Это предрешило дальнейшую судьбу фильма – 30 марта 1970 года состоялся его премьерный показ в Москве.
Для Мусы Дудаева участие в фильме «Белое солнце пустыни» стало счастливым билетом в большую и яркую творческую жизнь, а роль доброго гения в судьбе этого талантливого чеченского актера сыграл его ингушский собрат по творческому цеху режиссер Магомед Дакиев. Когда-то в далекой юности они стали однокашниками, вместе поступив в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.

С народным артистом РСФСР Мусой Дудаевым нам довелось недавно познакомиться и пообщаться в Грозном, на встрече участников интернационального клуба «Кунаки», объединяющего ярких представителей многих республик Северного Кавказа. Разумеется, наш разговор не мог не зайти о первой роли именитого актера в кино.
Муса Абдиевич рассказал, что для служителей Мельпомены, работающих на периферии, всегда было мечтой сняться в широкоформатном кино. Каждый считал, что стоит ему хотя бы раз появиться на большом экране, и на него тут же посыплются приглашения от режиссеров. Не были исключением в этом и актеры Чечено-Ингушского государственного драматического театра им. Ханпаши Нурадилова. Однако удача улыбнулась далеко не всем из них. Наиболее удачливым довелось сняться в одном-двух фильмах (чаще на Северо-Осетинской киностудии), и для большинства первая роль в кино так и осталась последней.
Муса Дудаев пошел дальше. После своего кино-дебюта он снимался на «Ленфильме», «Мосфильме», «Грузияфильме», «Узбекфильме», «Киргизфильме», на киностудии им. М.Горького…
- В тот период, когда меня пригласили сниматься в фильме «Белое солнце пустыни», - вспоминает он, - я пребывал в весьма отчаянном положении. Жил в полуподвальном помещении в Заводском районе Грозного - это был совершенно непригодный для человека быт, без каких либо элементарных удобств. Представьте себе, на дворе стоит жаркое лето, а мне даже помыться негде... Измученный таким положением, я уж было хотел уйти из театра и уехать куда-нибудь в поисках лучшей доли.
Магомед Дакиев к тому времени уже женился и, приехав по окончанию учебы домой и не найдя здесь условий для работы, снова вернулся в Ленинград. Там он сначала работал на студии документального кино, а позже перешел на «Ленфильм».
Когда на этой киностудии начался подбор актеров для «Белого солнца пустыни» и встал вопрос о том, кто будет играть небольшую роль Рахимова, Магомед, ставший вторым режиссером фильма, сказал, что нет нужды везти на съемки актера из Ленинграда и тратить лишние деньги на дорогу и гостиницу: «Там живет актер, который со мной учился. Муса Дудаев».
После этого мне позвонили из «Ленфильма» и, сообщив, что к нам на Кавказ едет заместитель директора фильма, попросили встретить его. Он должен был отправиться в Махачкалу, чтобы все там подготовить к приезду съемочной группы. Когда я встретил его в Грозном, он рассказал мне о предстоящих съемках и отправился дальше в Дагестан. Спустя какое-то время туда вызвали меня...
Вот такая вот история. Не будь Магомеда Дакиева, я бы никогда не попал на съемки этого фильма. Вся наша жизнь состоит из таких случайностей, которые, наверное, совсем не случайны. И о них нужно помнить. Я всегда оставался благодарным Магомеду за тот счастливый случай, который произошел в моей жизни благодаря ему.
Мы поддерживаем добрые отношения до сих пор. Магомед Дакиев всегда был и остается сейчас очень искренним, открытым и добрым человеком…
После «Белого солнца пустыни» в фильмографию Мусы Дудаева вошли многие известные фильмы, полюбившиеся зрителю. Среди них «Горянка» (1975), «По следам Карабаира» (1979), «Кольцо старого шейха» (1980), «Тегеран-43» (1980), «О странностях любви» (1983), «Волчья яма» (1983), «Под знаком однорогой коровы» (1986), «Расстанемся, пока хорошие» (1991), «Мужская работа» (2003).

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимках: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»;
Муса Дудаев – народный артист РСФСР (фото автора)

http://www.gazeta-serdalo.ru/культура/4_2025

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...