понедельник, 26 мая 2014 г.

СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ…



В эти дни отмечает свой юбилей очень хороший и добрый человек, мой давний друг, известный ингушский композитор Фариза Шадыжева. Поздравления в ее адрес продолжают поступать не только со всех концов Северного Кавказа и России в целом, но и из-за рубежа. Сегодня творчество Фаризы Магомедовны, создающей неповторимые по своей мелодичности и тонкому лиризму музыкальные произведения, хорошо известно самому широкому кругу слушателей.

ФАРИЗА Шадыжева – заслуженный учитель Российской Федерации, председатель Союза композиторов Республики Ингушетия, член Союза композиторов России. Окружающих всегда подкупали в ней искренность и какая-то почти детская незащищенность. Ее приют, ее пристанище, ее опора в этом мире – творчество. Именно творчество помогало и помогает Фаризе Магомедовне преодолевать жизненные трудности, не сгибаться под ударами судьбы и, вопреки сомнениям завистников, восходить все к новым и новым победным вершинам. 
Жизнь подарила ей и верных друзей, готовых придти на помощь в трудную минуту. Это люди разных национальностей, которые, помимо всех других качеств, ценят в ней горячую любовь к собственному народу.
Музыка для Шадыжевой не только надежное прибежище в бушующем вокруг океана человеческих страстей, зачастую, кстати, таких пустых и мелких. В жизни Фаризы она занимает куда более заметное место. По сути два этих понятия - жизнь и музыка - неразделимы для нее с тех самых пор, когда она только начала осознавать себя…
Это неуловимое и загадочное свойство человеческой души, дарованное лишь избранным, позволяет ей сердцем слышать тончайшие нюансы лазурных сфер, чутко воспринимать всю полноту красок и гармоничность мироздания, созданного Всевышним и так бездумно расходуемого людьми… 
Проникая в музыку высоких сфер, пропуская через себя незамутненную обывательским равнодушием красоту и природное совершенство мира, Фариза охотно делится с окружающими собственным ощущением его соразмерности и величия. Написанная ею музыка словно стучится в сердца тех, кто еще не разучился радоваться хрустальной чистоте рассветов, кто душой истосковался по простору наполненных солнцем долин и свободе горного ветра, штурмующего устремленные к небу вершины. 
Вдохновение Фаризы Шадыжевой носит отпечаток чистоты и изящества. Любой профессионал, обладающий самым рафинированным вкусом, однажды услышав произведения, созданные Фаризой Магомедовной, без труда почувствует в них проявление таланта высшей пробы. Такой талант, как правило, не знает границ. Совсем не случайно самобытное дарование Ф. Шадыжевой нашло признание далеко за пределами России.
Фариза Магомедовна - первый профессиональный ингушский композитор. Ее творческий путь отнюдь не был усыпан розами. Но она никогда не гонит от себя воспоминания о прошлом. Да и возможно ли это? Слишком уж тесно переплелись в ее судьбе радости и разочарования, обретения и утраты. Ей одинаково хорошо знакомы сегодня и ощущение надежности, исходящее от настоящих людей, с которыми в разные годы сводила ее жизнь, и горечь от предательства тех, в ком не сумела она вовремя разглядеть душевную червоточину или слабость натуры, подточенной обыкновенной завистью. 
В тот день, когда она появилась на свет, ее отец на радостях купил сестрам гармонь. Инструмент еще, наверное, долго пылился бы где-нибудь в укромном месте, если бы уже в четыре годика свои права на него не предъявила Фариза. 
Взрослые были несказанно удивлены, когда однажды она вдруг заявила, что может сыграть им услышанную по радио песню очень популярной в те годы певицы Марьям Айдамировой. Конечно, никто Фаризе не поверил, ведь даже растянуть меха гармони такой малышке было не под силу. Однако она проявила настойчивость и не без помощи кого-то из взрослых извлекла из инструмента первые звуки - пусть и не очень уверенные, но все же укладывающиеся в знакомый наигрыш. 
Весть об удивительных способностях маленькой девочки быстро разлеталась по соседям и принесла ей первое признание в виде конфет и шоколадок. Но тогда никто не загадывал на будущее и не мог знать, что впереди у Фаризы будет музыкальная школа и свое собственное пианино - воистину царский подарок, сделанный дочери ее мамой Дарьей Аксентьевной. И кто мог предположить, насколько рано столкнется Фариза с первыми трудностями на пути к искусству. 
В Назрановскую музыкальную школу ее поначалу просто не приняли. Слишком уж немузыкальные у ребенка пальчики, объяснили педагоги родителям. С завистью провожая в священный для нее храм музыки свою лучшую подружку, жившую по соседству, Фариза станет потом подолгу простаивать под окном музыкальной школы и слушать адресованные не ей наставления учителя. 
Как-то в отсутствие педагога она пробралась в класс и, впервые сев за пианино, стала… играть! Увлеченная первым опытом, Фариза не заметила, как за ее спиной отворилась дверь и на пороге застыл учитель музыки, чьим словам она так часто внимала, стоя под окном музыкальной школы. Судьба девочки была предрешена на несколько лет вперед, в течение которых она стала вдохновенным фортепианистом. Правда, изучить все спецпредметы Фариза так и не успела. Преподаватели в музыкальной школе Назрани не задерживались, стараясь поскорее вырваться из захолустья глухой провинции, не обещавшего им никаких перспектив, поэтому и заниматься с одаренной девочкой было по сути некому… 
И все же после окончания средней школы Фариза решилась поступать в Грозненское музыкальное училище. Недостаточная подготовка сказалась на первом же экзамене в виде жирного "неуда" в экзаменационном листе. Когда Фариза позвонила домой и рассказала о своем провале, отец, видевший единственную дочь только врачом, облегченно вздохнул: "Ну, вот и хорошо. Возвращайся домой, будешь поступать в мединститут". 
Так бы оно, наверное, и произошло, не окажись рядом с Фаризой ее классный руководитель Дина Александровна Тутаева, приехавшая в Грозный для того, чтобы поддержать свою выпускницу. Видя огорчение девочки, она предложила пойти на отчаянный шаг - добиться приема у министра культуры Чечено-Ингушетии и обрисовать ему всю ситуацию. Но в переполненной приемной министерства Фариза окончательно сникла: секретарь сразу же предупредила их, что министр выезжает на важную встречу и очень ограничен во времени. 
Сквозь слезы Ф. Шадыжева едва успела прочитать латунные буквы на табличке: "Ваха Ахметович Татаев", когда дверь кабинета неожиданно распахнулась и в приемную решительно шагнул высокий широкоплечий мужчина. Окинув внимательным взглядом собравшихся, он почему-то остановил свой взор на Фаризе: "Зайдите вы …" 
С места в карьер поведав В.А. Татаеву о своих проблемах, Фариза в конце сумбурного и сбивчивого рассказа категорически потребовала: "Дайте мне хотя бы шанс!" Удивленный таким напором, министр улыбнулся и предложил зайти к нему еще раз. Уже на следующий день Фариза выходила из кабинета В.А. Татаева вместе с директором музыкального училища. Шанс, о котором она просила, был ей дан. И вскоре Шадыжева стала одной из лучших студенток фортепианного отделения.
Спустя год, Фариза вдруг ощутила в себе какую-то внутреннюю неудовлетворенность, сменившуюся страстной потребностью расширить собственные профессиональные горизонты. И в этом ей согласилась помочь Светлана Татаева, недавно вернувшаяся в грозненское музыкальное училище из Ленинграда, где блестяще окончила к тому времени знаменитую "Гнесинку". 
Каждый вечер после занятий в училище Фариза спешила в дом Татаевых, где Светлана Вахаевна занималась с ней по шесть часов кряду. И лишь полная концентрация и огромное усилие воли позволили ей справиться с такой нагрузкой, непосильной для любого другого человека. 
В 1975 году, успешно окончив училище, Ф. Шадыжева имела возможность выбирать будущее место работы из большого числа предложений, но предпочла вернуться в Назрань, в родную музыкальную школу. Случилось так, что через 8 лет ей пришлось, скрепя сердце, покинуть эти стены, с которыми она сроднилась всей душой. Но Фариза сумела найти себя в качестве учителя музыки одной из назрановских общеобразовательных школ. 
До самой своей кончины не забывал о решительной девушке из Назрани и бывший министр культуры ЧИАССР. Ваха Ахметович неоднократно предлагал ей продолжить обучение в консерватории, но, как говорится, не сложилось. 
В средней школе Фариза Магомедовна проработала в общей сложности 13 лет. За это время она успела с отличием окончить филологический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета. "Формирование интересов к чечено-ингушскому фольклору на уроках эстетического цикла в школе" - тема ее дипломной работы. Ф. Шадыжева стала отличником народного образования, заслуженным учителем России. Созданная ею вокальная детская группа "Бабочки" не раз становилась дипломантом и призером различных республиканских и всероссийских конкурсов. В эти же годы Фариза занялась созданием собственной музыки, начала писать детские песни. 
Творчество Ф.М. Шадыжевой вызывает к себе неподдельный интерес со стороны профессионалов.
«Мы имеем дело с автором, творчество которого пронизано глубокой, искренней любовью к своему народу, - писала С.В. Татаева-Бенедиктова, член Союза композиторов России, старший преподаватель, заведующая отделом средне-специальной музыкальной школы-лицея Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. -  Обращение Фаризы Шадыжевой к ингушским народным песням, танцам, инструментальным наигрышам далеко не случайно. Духовный мир композитора складывался под впечатлением своеобразного, самобытного вайнахского фольклора, который она впитывала в себя с детских лет. Национальные особенности музыкального мышления ингушского народа, выраженные в ладоинтонационной, мелодико-ритмической стороне, привлекают композитора и позволяют ей очень органично и естественно претворять их в своем творчестве, не теряя при этом собственной индивидуальности. Подкупает стремление Ф. Шадыжевой к яркой национальной определенности музыкального языка, к самобытному, индивидуальному облику своего искусства». 
Светлана Татаева-Бенедиктова особо отмечает, что знакомство с творчеством Фаризы Шадыжевой позволяет лишний раз убедиться в желании и умении композитора найти в народной ингушской музыке средства достижения свежести, оригинальности и выразительности собственного звучания. Так, в синтезе безусловной одаренности, профессионального умения и чуткого вслушивания в фольклор рождаются интересные для музыкального искусства России художественные произведения. Сборник обработок старинных ингушских и чеченских мелодий, а также авторских песен и мелодий для национальной гармоники и аккордеона "Вайнахская народная музыка" являются ярким примером бережного отношения Ф. Шадыжевой к проникновенным, глубинным пластам народного музыкального творчества.
Однажды, благодаря счастливому случаю, пересеклись творческие пути Фаризы Шадыжевой и Ацамаза Макоева, члена Союза композиторов России, председателя Союза композиторов Северной Осетии. Сотрудничество двух талантливых мастеров оказалось весьма плодотворным. Ацамаз Макоев стал первым профессионалом, который обратил внимание на симфоничность художественных изысканий своего ингушского коллеги. Единство и созвучность этих изысканий означали по сути рождение первой ингушской симфонии. Фариза с воодушевлением взялась за работу. Когда партитура "Ингушетии" была уже готова, Ацамаз Макоев предложил записать ее в Северной Осетии, где есть замечательный симфонический оркестр. Единственное условие было поставлено автору - большая премьера ее симфонии должна состояться на североосетинской сцене. Так в ингушском музыкальном искусстве произошло событие, сравнимое по своему значению разве что с появлением "Комаринской" Михаила Глинки, которая, как известно, положила начало невероятно мощному русскому симфонизму. 
Творческие контакты Фаризы Шадыжевой и Ацамаза Макоева не прерываются до сей поры. А в своей рецензии к сборникам ингушского коллеги А. Макоев писал: "Нынешнее возвращение к корням, к истокам народной музыки, современная ее обработка и использование всех существующих возможностей - от аудиозаписи до нотного издания - открывает необъятные просторы для творческой личности. Пример современного и своевременного подхода к проблеме развития национальной профессиональной музыкальной культуры - труд ингушского композитора "Вайнахская народная музыка", а также сборник авторских песен и мелодий для национальной гармоники и аккордеона. Первое, что сразу захватывает, - это разнообразная палитра чудесных мелодий, обработанных бережно и с удивительной любовью к тем, для кого и предназначен этот труд. Здесь представлены все формы - марш и вальс, лирика и патетика, озорные напевы и нежные песнопения, джигитовка и печальные героико-патриотические песни. Вся сфера человеческих чувств и переживаний отражены в сборнике Ф. Шадыжевой. Впечатляет профессионализм автора в выборе выразительных средств для передачи всей гаммы настроений через возможности национальной гармоники, так любимой и ингушским, и другими кавказскими народами. Существует исторический мост: фольклор, композитор - слушатель. Фаризе Шадыжевой, без сомнения, удастся привлечь к прекрасному ингушскому мелосу не только своих учеников, но и юных музыкантов далеко за пределами Ингушетии, которые после общения с этой замечательной музыкой, возможно, и сами захотят пойти по пути служения музыкальному искусству!»
«Пишите просто - это не так просто», - сказал как-то великий французский композитор Дж. Визе. За кажущейся простотой сочинений Фаризы Шадыжевой, отмечал председатель Союза композиторов Кабардино-Балкарии, член Союза композиторов России Б. Х. Темирканов, прослушиваются и просматриваются зерна, точно характеризующие музыкальный язык ингушского народа. Это те зерна, которые на ниве последующих сочинителей ингушской профессиональной музыки прорастут здоровым соцветием.
В творчестве Фаризы Магомедовны удачно сочетаются специфические, гармонические, мелодические и ритмические особенности народной музыки. Будучи первым ингушским профессиональным композитором, она выполняет нелегкую задачу первопроходца-изыскателя, композитора-интерпретатора, когда это касается народной музыки, и автора-новатора, когда речь идет о ее собственных сочинениях. И в том, и в другом случае произведения Ф. М. Шадыжевой - пример бережного и утонченного отношения к музыкальному материалу.
Титулованные коллеги отдают должное стремлению ингушского композитора к жанровому разнообразию своего творчества. Ф. Шадыжева пишет вокальную, фортепианную, инструментальную, симфоническую, оперную музыку, обрабатывает народные мелодии. Неустанные творческие поиски и яркие успехи год от года приносят Фаризе Магомедовне все большее признание и известность.

Ахмет ГАЗДИЕВ

1 комментарий:

«Смысл жизни нашей – помогать людям и делать добро…»

Студент из Ингушетии Адам Медаров спас от гибели трехлетнего ребенка   В тот июньский день у Адама Медарова, студента Новочеркасского сп...